Депозитарий международного договора | это… Что такое Депозитарий международного договора?
Депозитарий международного договора — государство или международная организация, взявшие на себя обязательство хранить текст международного договора, документы о его ратификации и т. д.[1]
Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Депозитарий международного договора может быть назначен участвовавшими в переговорах государствами в самом договоре или каким-либо иным порядком[2]. Статьи о депозитарии или депозитариях, как правило, входят в число заключительных положений международного договора.
Институт депозитария приобретает растущее значение в современном мире в связи с увеличением числа и ростом роли многосторонних договоров[3].
Функции депозитария
Функции депозитария договора являются международными по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать беспристрастно[4].
Как правило, депозитарий выполняет следующие функции:
- хранение подлинного текста договора и переданных депозитарию полномочий;
- подготовка заверенных копий с подлинного текста, подготовка иных текстов договора на других языках, предусмотренных договором, а также препровождение их настоящим или потенциальным участникам договора;
- получение подписей под договором и получение и хранение относящихся к нему документов, уведомлений и сообщений;
- изучение вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме;
- информирование участников и государств, имеющих право стать участниками договора, об относящихся к нему документах, уведомлениях и сообщениях;
- регистрация договора в Секретариате Организации Объединенных Наций[5].
Депозитарий может выполнять и иные функции, возложенные на него договаривающимися сторонами в договоре или иным образом.
Примеры депозитариев международных договоров
Депозитарием ряда важнейших международных договоров является Организация Объединенных Наций в лице ее Генерального Секретаря. Генеральный Секретарь ООН выполняет функции депозитария более 500 многосторонних международных договоров[6]. Необходимо отличать институт депозитария от института регистрации договора в системе ООН, так как регистрации в ООН подлежат все без исключения международные договоры[7].
Депозитариями международных конвенций, разработанных под эгидой специализированных учреждений ООН и соответствующих их профилю, выступают эти специализированные учреждения или их высшие должностные лица[8]. Так, например, депозитарием Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) является Международная морская организация, депозитарием Конвенции против дискриминации в образовании 1960 года, Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта 1954 года и Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 года — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Депозитарием конвенций Международной организации труда (МОТ) первоначально была Лига Наций, а после ее роспуска функции депозитария выполняет Генеральный директор Международного бюро труда МОТ.
Депозитарием может быть государство, в котором проходила международная конференция по заключению международной конвенции или договора, а также другое государство, как правило, из числа участников. Депозитарием Женевского протокола о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года является Франция. Депозитарием Римского договора о создании Европейского экономического сообщества 1957 года, переименованного в Договор о функционировании Европейского Союза, Маастрихтского договора о Европейском Союзе 1992 года, а также Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества 2007 года является Италия.
В договорах могут указываться несколько государств-депозитариев. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является депозитарием Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года, Соглашения о спасании космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 года и Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года наряду с Великобританией и США[9].
Примечания
- ↑ Большой Энциклопедический словарь
- ↑ Статья 76 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года [1]. Аналогичные положения о депозитариях содержатся в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года [2]
- ↑ И. И. Лукашук. Современное право международных договоров, М., ИГПАН, 2004 г., с. 276
- ↑ А. Н. Талалаев. Международные договоры в современном мире: вопросы права международных договоров в свете работы Венской конференции ООН, 1968-1969 гг. М., 1973 г., с.46
- ↑ Статьи 77 и 78 Венских конвенций 1969 года и 1986 года, соответственно
- ↑ И. И. Лукашук. Современное право международных договоров, М., ИГПАН, 2004 г., с. 277
- ↑ П.1 статей 80 и 81 Венских конвенций 1969 года и 1986 года, соответственно
- ↑ . И. И. Лукашук. Современное право международных договоров, М., ИГПАН, 2004 г., с. 277
- ↑ .Там же, с. 283
.
Депозитарий международных договоров
Понятие депозитария международных договоров.
Депозитарий международных договоров играет важную процедурную роль, связанную с функционированием международных соглашений, особенно многосторонних договоров, и несет ответственность за хранение подлинных документов. В конце XIX века государства стали заменять обмен ратификационными грамотами между всеми сторонами, подписавшими какой-либо документ, гораздо более простой практикой депонирования таких документов в одном месте. В зависимости от пожеланий договаривающихся сторон, центральным депозитарием обычно назначается либо министерство иностранных дел участвующего в переговорах государства, либо Генеральный секретарь Лиги Наций, а позднее – Организации Объединенных Наций. Сегодня обычной практикой является назначение в качестве депозитария международного договора либо компетентного органа международной организации, либо государства, под эгидой которого созывается конференция для проведения переговоров по определенному документу.
Функции и компетенция депозитария международных договоров.
Поскольку договаривающиеся государства сами устанавливают способы своих взаимоотношений, основным источником права, предоставляющим или ограничивающим, функции депозитария международных договоров
В качестве депозитария международного договора могут выступать одно или несколько государств, международная организация, главное исполнительное должностное лицо такой организации (Венская конвенция, ст. 76.1) или любой другой орган. Функции депозитария договора являются международными по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать беспристрастно (Венская конвенция, ст. 76.2).
Полномочия депозитария международного договора
носят преимущественно административный характер. На депозитарий возлагаются обязанности по хранению подлинного текста договора и относящихся к нему документов, таких как подписи, ратификационные грамоты, документы о присоединении, оговорки, уведомления и другие сообщения. В обязанности депозитария входит информирование всех заинтересованных сторон о полученных уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору. Депозитарию также поручается передача договоров в ООН для регистрации и опубликования (Венская конвенция, ст. 77.1.g и ст. 80).Однако функции депозитария международных договоров выходят за рамки чисто механических операций, в его обязанности может включаться контрольная и надзорная деятельность. Так, например, депозитарий, как правило, проверяет находятся ли представленные документы «в полном порядке и надлежащей форме» и выполнены ли условия, необходимые для вступления в договора в силу. Депозитарий также обычно отвечает за сертификацию копий подлинных текстов договоров и подготовку любых переводов, которые могут потребоваться в соответствии с договором. Что касается исправления ошибок в соответствующих документах, то
Вопрос о компетенции депозитария по рассмотрению заявлений, касающихся договора, в частности актов о присоединении и оговорках, является предметом отдельного обсуждения. Например, проверку, находится ли документ в полном порядке и надлежащей форме, не всегда можно отделена от таких самостоятельных вопросов, как допустимость содержания данной оговорки или правоспособности субъекта придерживаться положений договора.
Однако дискреционные полномочия депозитария, как правило, не слишком широкие и ограничены определенными условиями. В соответствии с положениями Венской конвенции, если между государством и депозитарием возникают разногласия относительно выполнения функций последнего, депозитарий обязан довести этот вопрос до сведения других заинтересованных сторон (статья 77.2). Совершенно очевидно, что неприемлемый документ не может вступить в действие с санкции депозитария.
Одним из спорных моментов был вопрос о том, в какой мере получение документа депозитарием может отождествляться с его получением заинтересованными государствами. Превалирующая точка зрения, по-видимому, сводится к тому, что
Автор: Jutta Stoll.
Опубликовано: interlaws.ru 16/05/2017 Обновлено: 31/05/2018
Сборник договоров Организации Объединенных Наций
Резолюция 76/120 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 2021 г. — внесены поправки в правила, вводящие в действие статью 102 Хартии .
На своей семьдесят шестой сессии и после обсуждения в Шестом комитете пункта повестки дня «Укрепление и развитие международной договорной базы» Генеральная Ассамблея 9 декабря 2021 года приняла резолюцию 76/120, к которой прилагались Положения с новыми поправками. Эта пятая поправка стала вступает в силу с 1 февраля 2022 г. и доступен по следующей ссылке:
LA 41 TR/230/Regulations/2022
Региональное соглашение о доступе к информации, участии общественности и правосудии по вопросам окружающей среды в Латинской Америке и Карибском бассейне
22 января 2021 г. были выполнены условия для вступления в силу Регионального соглашения о доступе к информации, участии общественности и правосудии по вопросам окружающей среды в Латинской Америке и Карибском бассейне (принято в Эсказу 4 марта 2018 г.
C.N.15.2021.TREATIES-XXVII.18 (депозитарное уведомление)
Рамочное соглашение об упрощении трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе
После сдачи на хранение 22 ноября 2020 г. пятого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении Рамочное соглашение об упрощении трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, принятое в Бангкоке 19 ноября 2020 г.мая 2016 года, вступает в силу с 20 февраля 2021 г. , в соответствии с пунктом 1 статьи 19.
C.N.536.2020.TREATIES-X.20 (депозитарное уведомление)
Договор о запрещении ядерного оружия
После сдачи на хранение пятидесятой ратификационной грамоты или документа о присоединении 24 октября 2020 года Договор о запрещении ядерного оружия, принятый в Нью-Йорке 7 июля 2017 года, вступит в силу 22 января 2021 г. , в соответствии с пунктом 1 статьи 15.
C.N.478.2020.TREATIES-XXVI.9 (депозитарное уведомление)
Конвенция Организации Объединенных Наций о международных соглашениях об урегулировании, возникающих в результате посредничества
После сдачи на хранение Генеральному секретарю 12 марта 2020 года третьей ратификационной грамоты Конвенция Организации Объединенных Наций о международных соглашениях об урегулировании, возникающих в результате посредничества, также известная как «Сингапурская конвенция о посредничестве», вступает в силу 12 марта 2020 года.
Конвенция об облегчении процедур пересечения границ для пассажиров, багажа и товаробагажа, перевозимых в международном железнодорожном сообщении. Женева, Женева, 22 февраля 2019 г.
Выдача заверенных подлинных копий
Заверенная копия
Конвенция была принята 22 февраля 2019 г. на восемьдесят первой сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, состоявшейся в Женеве с 19 по 22 февраля 2019 года. В соответствии со статьей 21 Конвенция открыта для подписания в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. York всеми государствами и региональными организациями экономической интеграции.
Конвенция Организации Объединенных Наций о международных соглашениях об урегулировании, возникающих в результате посредничества. Нью-Йорк, 20 декабря 2018 г.
Выдача заверенных подлинных копий
Открытие для подписания — Информация
Открытие для подписания — Церемония
Конвенция была принята 20 декабря 2018 года резолюцией 73/198 на семьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Конвенция открыта для подписания всеми государствами в Сингапуре в 7 августа 2019 г. , а затем в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
Резолюция 73/210 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 2018 г. — внесены поправки в правила, вводящие в действие статью 102 Устава.
На своей семьдесят третьей сессии и после обсуждения в Шестом комитете пункта повестки дня, озаглавленного «Укрепление и развитие международной договорной базы», Генеральная Ассамблея 20 декабря 2018 года приняла Резолюцию 73/210, к которой прилагались Положения с новыми поправками. Эта четвертая поправка, которая стала действует с 1 февраля 2019 г. , адаптирует Инструкцию к изменениям в практике регистрации и информационных технологий и обеспечивает согласованность с практикой заключения договоров в международном сообществе. Дополнительную информацию об этой последней поправке и ее влиянии на процесс регистрации и публикации договора см. в следующем документе: ЛА 41 ТР/230/Правила/2019
УНК
UNTC- Французский
- |
- Свяжитесь с нами
|