Разное

Источники муниципальных финансов – особенности формирования и использования их финансовых ресурсов.

31.10.2017

Содержание

особенности формирования и использования их финансовых ресурсов.

Муниципальные финансы – совокупность денежных фондов, формирование и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления в целях реализации закреплённых за ними отдельных государственных полномочий на управляемой территории и задач местного назначения.

Муниципальные финансы в РФ включают в себя средства местного бюджета, средств муниципальных займов, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Функции:

  1. Распределительная – распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

  2. Контрольная – контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным местным органам власти.

  3. Регулирующая — связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

  1. Бюджет муниципального образования;

  2. Муниципальный кредит.

Местные бюджеты – важная составная часть муниципальных финансов, в соответствии с БК местные бюджеты входят в единую бюджетную систему. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования предназначен для использования расходных обязательств мун. образования. Использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств в мун. образованиях не допускается.

В местных бюджетах раздельно предоставляются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств мун. образований, возникших в связи с осуществлением органов МСУ полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств, используемых за счёт субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий.

На уровне муниципального образования формируются 2 уровня бюджетов:

  1. Бюджеты муниципальных районов, городских округов, 2-ух городов федерального значения – Москва, Санкт-Петербург;

  2. Бюджеты городских и сельских поселений.

Большая роль отводится местным бюджетам в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в следующих функциях:

— аккумулирование денежных средств, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

— распределение и использование этих средств между приоритетными сферами деятельности мун. образования;

— реализация государственных гарантий и услуг на территории мун. образования;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, подведомственным этим органам власти;

— реализация местных программ по благоустройству и развитию территории муниципального образования;

— развитие ранка муниципальных долговых обязательств посредством муниципальных займов;

Доходы формируются за счёт: средств, поступающих из местных налогов, отчислений от федеральных налогов и сборов, безвозмездных перечислений, а также от управления мун. имуществом и прочей экон. и административной деятельности.

К собственным доходам местных бюджетов относятся: — налоговые, — неналоговые; — доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных поступлений.

Налоговые доходы бюджетов поселений:

земельный налог – 100%; -налог на имущество физ. лиц – 100% -НДФЛ – 10%;-Един. Сельск. налог -30%.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов:— налог на имущество физ. лиц – 100%;— НДФЛ – 100% -единый налог на вменённый налог для отдельных видов деятельности – 100% — земельный налог – 100% — Един. Сельск. налог – 30% — государственная пошлина

Налоговые доходы бюджетов городских округов: — земельный налог; — на имущество физ. лиц;- НДФЛ – 30%- Един. Сельск. налог – 60% — гос. пошлина

Доходы, в отношении которых ОМСУ имеют самостоятельные полномочия при реализации активной бюджетной политики на местах являются: земельный налог, налог на имущество физ. лиц и единый налог на вменённый доход для отдельных видов деят.

Неналоговые доходы: доходы от сдачи имущества в аренду, включая аренду нежилых помещений и мун. земель, доходы от тарифных платежей за услуги, административные услуги (штрафы), пошлины и сборы, часть прибыли мун. предприятий от приватизации имущества. Безвозмездные поступления, формируются в основном за счёт межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий, субвенций.

На долю налоговых доходов приходится 30%, неналоговых – 11%, безвозмездных поступлений – 59%.

Расходы: 1) собственные расходы мун. образования:

— содержание собственных органов власти;

— проведение местных выборов;

— реализация мун. заказа;

— исполнение собственных законов;

— финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;

— обслуживание долговых обязательств мун. образования;

— инвестиции в местную инфраструктуру.

2)Расходы, связанные с осуществлением отдельных гос. полномочий, переданным ОМСУ:

— обеспечение гос. гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного а, а также дополнительного образования;

— создание комиссий по делам несовершеннолетних;

— социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пенсионного возраста, инвалидов и др.;- организация оказания специализированной медицинской помощи в спец. мед. учр.- выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и ком. услуг;

— строительство и содержание автомобильных дорог.

1- ая группа – 17%, 2-ая группа 70%.

studfiles.net

Муниципальные финансы — Answr

Комплекс социально-экономических отношений, возникающих между администрацией города (района), населением и субъектами бизнеса при распределении и использовании денежных средств, принадлежащих органам местной власти.

Источники формирования муниципальных финансов

Существует три источника пополнения муниципальной казны:
  • Государственные средства, которые передаются местной администрации в виде дохода от налогообложения и безвозмездных перечислений.
  • Собственные доходы муниципалитета, получаемые за счет сдачи в аренду имеющейся недвижимости, оказания услуг населению и бизнесу.
  • Заемные средства, получаемые от граждан и организаций.
Соотношение между источниками формирования муниципальных финансов определяет степень самостоятельности городских властей. Если в их структуре будет преобладать первая или третья группа, администрация окажется зависимой от собственных кредиторов, федерального или регионального центра, не сможет направлять средства в достаточном объеме на решение актуальных социальных задач. Оптимально, если наибольший доход приносят источники из второй группы.

Структура муниципальных финансов

В структуре финансов городского (районного) образования выделяют:

Муниципальный бюджет

Это финансовый план доходов и расходов на определенный период, формирование и соблюдение которого осуществляется органами местной власти самостоятельно. Его наличие позволяет местным администрациям реализовывать полномочия, определенные Конституцией РФ: решать вопросы территориального значения, распоряжаться принадлежащим им имуществом.

С точки зрения целевой направленности бюджет делится на текущий и плановый. Первый представляет собой роспись расходов, направленных на решение первоочередных задач территориального образования, второй составляется по остаточному принципу с целью совершенствования городской среды.

Муниципальные внебюджетные фонды

Это средства муниципальной власти, выделенные из бюджета для конкретных целей. Они формируются для более эффективного использования местными администрациями денежных средств, их создание направлено на обеспечение социального и экономического развития территориального образования.

К числу возможных источников для формирования внебюджетных фондов в рамках муниципалитетов относятся добровольные взносы компаний, штрафы, взимаемые за совершение административных нарушений, нанесение вреда экологии или объектам культурного наследия, доходы от проведения аукционов и т.д.

Средства внебюджетных фондов размещаются на специальных банковских счетах и не подлежат изъятию. Их можно расходовать исключительно по целевому назначению, например, на создание объектов социально-бытовой инфраструктуры, поддержку деятельности местных производителей и т.д.

Муниципальный долг

Это задолженность местной власти перед физическими и юридическими лицами, возникшая в результате муниципальных заимствований. В его состав входят обязательства по гарантиям, ценным бумагам, выпущенным администрацией города (района) в обращение, по кредитам, полученным в банках и из бюджета вышестоящего уровня (государственного или регионального).

answr.pro

Содержание муниципальных финансов

14

СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

1. Сущность и функции муниципальных финансов

Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью ре­шения локальных задач, связанных с благоустройством населенных пунктов, развитием социальной инфраструктуры и другими вопро­сами местного значения.

Такие виды деятельности, как строительство школ и больниц, ор­ганизация газо- и водоснабжения в городах и поселках, охрана обще­ственного порядка, благоустройство территории и т.п., относятся к категории общественных благ. Они необходимы для нормальной жизни населения, но, поскольку их производство является непри­быльным, частный сектор не может обеспечить его в нужном объеме. Производство общественных благ относится к числу функций госу­дарства. Однако перечисленные задачи не могут эффективно решать­ся ни центральным правительством, ни даже региональными органа­ми власти в силу их удаленности от населения. Даже в относительно небольших государствах центральные власти не в состоянии учесть весь спектр потребностей населения каждого населенного пункта.

В силу указанных причин происходило постепенное формиро­вание организованных местных ячеек, которые могли удовлетворять коллективные потребности населения, живущего на определенной территории, в общественных благах с использованием имеющихся в их распоряжении источников доходов. Такое управление на муни­ципальном уровне, осуществляемое в интересах местного населе­ния, получило название местного самоуправления (МСУ).

Местное самоуправление в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему органов государственной власти и является, таким образом, самостоятельным уровнем управления.

Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяют органы местного самоуправления правом са­мостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты.

Местное самоуправление осуществляется в поселениях и терри­ториях по статусу ниже уровня субъекта РФ, т.е. в городах, рай­онах, поселках и других поселениях, именуемых муниципальными образованиями, в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.

Предметы ведения местного самоуправления определены Феде­ральным законом «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» и включают вопросы ме­стного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне, и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Государственные полномочия закрепляются за местным уровнем только федераль­ным законом или законом субъекта РФ.

Муниципальное образование это городское, сельское поселе­ние, несколько поселений, объединенных обшей территорией, часть поселений или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного са­моуправления.

Под муниципальными финансами, как правило, понимается со­вокупность денежных средств, которыми располагает орган мест­ного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муни­ципальные финансы могут образовываться из трех основных ис­точников:

1) государственных средств, передаваемых органам местного са­моуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

2) собственных средств муниципального образования, создавае­мых за счет деятельности органов местного самоуправления (дохо­ды от использования муниципальной собственности, плата за услу­ги и т.п.), местных налогов;

3) заемных средств или муниципального кредита.

Структура муниципальных финансов определяет самостоятель­ность данного муниципального образования, поскольку доминиро­вание первой или третьей группы рождает зависимость от государ­ства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отне­сенных ко второй группе.

В современных условиях наряду с понятием «муниципальные финансы» используется понятие «местные финансы». Данные по­нятия применяются как равнозначные при характеристике отноше­ний самоуправления. Слово «муниципальный» происходит от ла­тинского municipium, что буквально переводится как «самоуправ­ляющаяся община». Изначально такое понятие, как «муниципий», обозначало в древнеримском государстве город с правом самоуправления.

Муниципальные финансы — это система экономических (денежных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспреде­ления и использования денежных средств в соответствии с функция­ми, возложенными на местные органы власти и управления.

В России в состав муниципальных финансов включаются фи­нансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В странах с федеративным устройством в состав муниципальных финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.

Муниципальные финансы имеют социально-экономическую сущность, идентичную общегосударственным финансам, и сущест­вуют не как параллельные, а соотносятся как часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют лишь более узкую сферу перераспределительных отношений. В связи с этим все ос­новные сущностные характеристики более общей категории «фи­нансы» характерны и для муниципальных финансов, которые яв­ляются частью финансовой системы государства. Это также касает­ся и выполняемых муниципальными финансами функций.

Муниципальные финансы, так же как и финансы в целом, вы­полняют следующие функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Муниципальные финансы функционируют на основе перерас­пределения централизованных финансовых ресурсов через систему обобществленных фондов.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость валового общественного продукта подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств перед бюджетом. Результатом данной функции является формирование и использование централизованных фондов денежных средств.

Контрольная функция муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участни­ками которого являются государство, население, предприятия, за формированием и использованием централизованных денежных фондов.

Роль и значение муниципальных финансов определяются харак­тером возложенных на местные органы власти и управления функ­ций, а также административно-территориальным устройством госу­дарства и его политико-экономической направленностью.

От степени обеспеченности финансовыми ресурсами муници­пального образования зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также инвестиций в производственную и социальную сферы.

За органами местного самоуправления должны закрепляться, прежде всего, налоги, связанные с регулированием общественно зна­чимой деятельности для населения муниципального образования.

К основным вопросам местного значения относятся:

  • местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

  • распоряжение муниципальной собственностью;

  • организация, содержание и развитие муниципальных учрежде­ний дошкольного, основного общего и профессионального об­разований;

  • организация, содержание и развитие муниципальных учрежде­ний здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия;

  • организация, содержание и развитие муниципального энерго -, газо-, тепло- и водоснабжения;

  • муниципальное дорожное строительство, благоустройство и озеленение территории;

  • организация утилизации бытовых отходов;

  • организация ритуальных услуг и ряд других.

Для реализации приведенных полномочий требуются соответст­вующие финансовые ресурсы. В настоящее время в России юри­дически оформлено свыше 12 тыс. муниципальных образований. Из них более чем в 10 тыс. образований имеется свой бюджет.

Хотя, расходные полномочия, финансируемые из местных бюджетов, составляют в консолидированном бюджете 23%, следу­ет констатировать, что из местных бюджетов в настоящее время финансируется почти 80% расходов на общее образование, свыше 40% на здравоохранение, свыше 80% на содержание детских садов, свыше 68% — на жилищно-коммунальное хозяйство. Именно через органы местного самоуправления в значительной степени осуществляются социальные гарантии, закрепленные в Конститу­ции Российской Федерации.

Муниципальные финансы играют огромную роль в социально-культурной сфере. Это связано, прежде всего, с тем, что население и создаваемые им муниципальные органы могут более эффектив­но, нежели государственные органы, решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, обеспечи­вать социально-культурные и другие жизненно важные потребно­сти населения.

Социально-культурная сфера деятельности муниципальных ор­ганов включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохра­нения, социального обеспечения и защиты населения.

В системе образования органы муниципального управления осу­ществляют деятельность по регулированию в пределах своей компе­тенции отношений собственности; по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений; по соз­данию и ликвидации муниципальных органов управления образо­ванием, по определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управле­ния образованием; по назначению руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении или собственным ре­шением.

В системе культуры органы муниципального управления соз­дают и ликвидируют местные органы управления в области куль­туры, определяют их структуру и полномочия, назначают их руко­водителей; осуществляют строительство зданий и сооружений му­ниципальных организаций культуры, обустраивают прилегающую территорию.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муници­пальные органы управления в области здравоохранения и находя­щиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и учебные учреждения, фармацевтиче­ские предприятия и организации, аптечные учреждения.

В системе здравоохранения муниципальные органы формируют органы управления муниципальной системы здравоохранения; раз­вивают сеть муниципальных учреждений здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта; создают условия для развития частной сис­темы здравоохранения; формируют целевые фонды, предназначен­ные для охраны здоровья граждан. Муниципальные органы:

  • выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на своей территории;

  • осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учрежде­ниями разных форм собственности;

  • обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуще­ствления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на своей территории;

  • выявляют факторы, неблагоприятно влияю­щие на здоровье граждан, информируют о них население и прово­дят мероприятия по их устранению;

  • осуществляют профилактиче­ские, санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и природоохранные мероприятия и т.д.

В системе социальной защиты населения с помощью муници­пальных финансов осуществляется:

а) предоставление социальных минимумов, определяемых в соответствии с государственными стандартами. Это, прежде все­го, воспитание, образование, здравоохранение, обеспечение жильем малоимущих, социальное обеспечение по старости и нетрудоспособности, получение гражданами квалифициро­ванной юридической помощи, предоставление коммунальных услуг, культурно-просветительных и иных услуг в области ду­ховной культуры, обеспечение экологической чистоты среды обитания;

б) особая социальная защита и обеспечение тех групп населе­ния, которые е могут в силу физических, психических или иных недостатков в полном объеме создать для себя все не­обходимые блага для жизни.

В системе занятости населения свои функции органы муници­пального управления осуществляют в тесной связи с центрами за­нятости населения в районах и городах, территориальными подраз­делениями Федеральной службы по труду и занятости. В период массового высвобождения рабочей силы органы муниципального управления:

  • анализируют влияние этого события на рынок труда;

  • координируют осуществление программ переобучения пере­подготовки высвобождаемых работников;

  • осуществляют посредническую роль при конфликтных ситуа­циях на предприятиях;

  • оказывают финансовую помощь предприятиям, планирующим массовое высвобождение;

  • разрабатывают мероприятия по содействию занятости;

  • готовят предложения по перепрофилированию и приватизации предприятий.

Органы муниципального управления проводят следующие ме­роприятия по защите прав потребителей:

  • рассматривают жалобы потребителей;

  • консультируют их по вопросам законодательства;

  • анализируют договоры на предмет ущемления прав потребителей;

  • осуществляют сбор информации о причинении вреда здоровью или имуществу, вызванного опасными товарами;

  • предъявляют иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителей.

Финансирование развития муниципального образования должно основываться на следующих принципах:

  • ориентации на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоря­жении муниципального образования;

  • содействия формированию рыночной инфраструктуры, обес­печивающей развитие рыночных отношений;

  • приоритетного решения наиболее острых проблем жизнеобес­печения населения муниципального образования;

  • ориентации на развитие реального местного самоуправления с созданием адекватной материально-финансовой базы;

  • развития вертикального и горизонтального взаимодействия (фи­нансово-экономические, социально-культурные и другие связи) городских, районных, сельских муниципальных образований.

Финансовые планы развития муниципального образования должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения и требующих своего разрешения. К таким проблемно-содержательным направлениям (разделам) планов могут быть отнесены:

1) финансово-экономическое;

2) социально-культурное;

3) коммунально-бытового и иного обслуживания населения;

4) транспорта и связи;

5) природно-экологическое;

6) строительства и др.

Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов осуществляется с учетом: во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования; во-вторых, проблем, наиболее остро стоящих перед муниципальным образованием, его жителями; в-третьих, программ и планов, при­нимаемых на региональном и федеральном уровнях; в-четвертых, проектов планов и программ развития предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Система муниципальных финансов включает в себя следующие звенья: местные бюджеты, внебюджетные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов власти, муниципальный кредит.

Традиционно под бюджетами муниципальных образований по­нималась опись доходов и расходов органов местного самоуправле­ния. Появление собственных предметов ведения требует собствен­ной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случае бюджет выступает не только как опись доходов и рас­ходов, но и как важнейший инструмент осуществления определен­ной политики. Поэтому бюджет муниципального образования есть документ, являющийся отражением реальных целей и задач муни­ципального образования.

Согласование бюджетных вопросов должно происходить и по горизонтали, и по вертикали. Соответственно, субъектами бюджет­ного процесса выступают органы власти и управления, а также субъекты, хозяйствующие на территории муниципального образо­вания.

Бюджеты всех уровней существуют как относительно автоном­ные, самостоятельные компоненты бюджетной системы. Выделение муниципальных бюджетов объясняется наличием внутри государст­ва отдельных муниципальных образований, которые управляются органами местного самоуправления, отделенными от государствен­ной власти. Средства муниципальных бюджетов относятся к муни­ципальной собственности. Необходимость муниципальных бюджетов объясняется потребностью органов местного самоуправления в фонде денежных средств, за счет которого возможно финансиро­вать расходы исходя из крута вопросов местного значения.

Понятие муниципального бюджета как компонента муници­пальных финансов следует характеризовать комплексно в таких ас­пектах, как:

  • объективная экономическая категория (отметим, что самостоя­тельной экономической категорией является категория «государст­венный бюджет»; муниципальный бюджет рассматривается как про­изводная категория от общей, учитывая корректировку на соответ­ствующий уровень). Муниципальные бюджеты, являясь формой проявления перераспределительных отношений, носят объективный характер, выражают определенную часть экономических отноше­ний. Как экономическая категория, муниципальный бюджет имеет соответствующее материальное воплощение в виде фонда денежных средств органов местного самоуправления, образуемого посредст­вом обособления части стоимости общественного продукта и ис­пользуемого в основном на удовлетворение локальных коммуналь­но-бытовых и социально-культурных потребностей территории. Данное использование выражается через движение стоимости в свя­зи с ее перераспределением. Этот процесс проявляется посредством потоков мобилизуемых и потребляемых муниципалитетом денеж­ных ресурсов;

  • система денежных отношений. Муниципальные бюджеты представляют собой совокупность денежных отношений, возни­кающих в связи с образованием и использованием денежных фондов органов местного самоуправления в процессе перерас­пределения национального дохода в целях обеспечения расши­ренного воспроизводства и удовлетворения потребностей членов местного сообщества. В рамках бюджетных отношений с участи­ем органов местного самоуправления происходит формирование доходных поступлений и расходных функций на принципах эко­номической целесообразности, макроэкономической регулируе­мости, достаточности доходных поступлений. Источниками до­ходов муниципальных бюджетов являются такие объекты денеж­ных отношений, как: валовой внутренний продукт; национальное богатство, часть которого служит источником формирования бюджетных доходов посредством механизма приватизации объек­тов государственной и муниципальной собственности; дополни­тельные денежные средства, привлекаемые местной администра­цией на возмездной основе;

  • основной финансовый план органов местного самоуправления. Необходимость в муниципальном бюджете как в финансовом плане обусловлена требованиями рационального ведения муниципального хозяйства, учета источников доходов и предположительных направ­лений использования средств и их объемов. Как основной финан­совый план, муниципальный бюджет охватывает всю совокупность доходов, а также текущих расходов и капитальных вложений (принцип универсальности). При формировании муниципального бюджета выявляются бюджетные потребности и бюджетные воз­можности муниципального образования. Под бюджетными потреб­ностями целесообразно понимать такой объем средств, который является необходимым и достаточным для финансирования расход­ных статей с целью обеспечения дееспособного состояния муници­пального хозяйства и возможностей социально-экономического развития. Под бюджетными возможностями понимается объем фи­нансовых полномочий, которыми наделены органы местного само­управления, и потенциальный объем финансовых ресурсов, кото­рые могут быть привлечены с помощью использования данных полномочий с целью максимальной наполняемости доходной части бюджета. Непременным условием бюджета как финансового плана является сбалансирование его доходной и расходной частей. Как финансовый план муниципальный бюджет принимается сроком на один год (принцип годичности) и позволяет анализировать бюд­жетное положение муниципального образования в текущем году, определять основные положения муниципальной бюджетной поли­тики, прогнозировать социально-экономическое развитие муници­пального образования;

  • активный компонент муниципальной бюджетной политики. Реализация на практике принципов финансово-экономической са­мостоятельности значительно меняет степень важности бюджета в финансовом обеспечении социально-экономического развития му­ниципального образования. Во-первых, муниципальный бюджет становится основным источником финансирования социальной сферы и инфраструктурного обустройства соответствующей терри­тории; во-вторых, доходная часть бюджета, значительную долю ко­торой составляют налоговые поступления, реальным образом ста­вится в зависимость от эффективности деятельности хозяйствую­щих субъектов, расположенных на территории данного муници­пального образования. Муниципальный бюджет и уровень социаль­но-экономического развития муниципального образования взаимо­зависимы. Однако система формирования доходной базы муници­пальных бюджетов не позволяет в полной мере реализовать воз­можности бюджета, количественно и качественно влиять на муни­ципальную экономику;

  • экономический метод управления территорией. Муниципаль­ный бюджет как важнейший экономический инструмент исполь­зуется органами местного самоуправления для решения самых разнообразных социально-экономических задач развития террито­рии. Использование муниципального бюджета в качестве эконо­мического метода управления территорией объясняется возможно­стью через данный фонд денежных средств оказывать влияние на процессы общественного регионального производства и воспроиз­водства, проводить мониторинг экономических процессов в муни­ципальном образовании, а также полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов мест­ного самоуправления. Специфика муниципальных бюджетов как экономического метода управления заключается в том, что они связаны с перераспределительным характером бюджетных отно­шений, что проявляется в перераспределении средств между от­раслями экономики, территориями более высокого ранга, произ­водственной и непроизводственной сферами, различными слоями населения. Это определяет масштабы и эффективность влияния бюджета на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы Российской Федерации. Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр правил, ведущий к сокращению доли стабильных доходных источников в пользу феде­рального и региональных бюджетов порождают проблемы финансо­вой стабилизации муниципальных образований. В местных бюдже­тах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социаль­ную сферу: через муниципальные бюджеты финансируется значи­тельная доля расходов на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и социальную политику.

Собственные налоговые доходы местных бюджетов в среднем по стране покрывают около 7% расходных потребностей бюджетов. Многие муниципальные образования за счет заимствований и до­ходов от приватизации муниципальной собственности финансиру­ют текущие расходы, а не привлекают для финансирования инвес­тиционные программы и проекты, что означает фактическое удо­рожание издержек функционирования муниципального образова­ния, снижение его эффективности. Массовое банкротство муници­пальных унитарных предприятий, отвлечение бюджетных средств, погашение задолженности предприятий по налогам и пеням в фор­ме безвозмездного списания характерные черты для муници­пальных образований.

При недостаточности средств проблема несбалансированности муниципальных бюджетов решается с помощью муниципальных кредитов (займов). Важной формой муниципальных финансов вы­ступает взаимный кредит. Последний подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач развития территории. Применение той или иной формы вза­имного кредита зависит от ряда условий, прежде всего от величины самого муниципального образования и его финансово-экономи­ческой мощности. Так, для городских органов местного самоуправ­ления кредитная кооперация может осуществляться в рамках одно­го муниципального образования и выступать как взаимное кредито­вание производственной деятельности муниципальных предприятий через организацию муниципальных банков. Для менее экономиче­ски сильных муниципальных образований способ взаимного креди­та перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий для получения наиболее дешевого и крупного займа.

Финансы муниципальных предприятий еще одно звено систе­мы муниципальных финансов. Основной причиной их существо­вания считается постоянный объективный рост общественного значения тех предприятий, которые призваны удовлетворять мас­совые коллективные потребности населения. В основном к муни­ципальным предприятиям относятся предприятия местной про­мышленности и социально-бытовой инфраструктуры (транспорт­ные, коммунальные, дорожные и т.п.). Муниципальные предпри­ятия призваны обслуживать социально-культурные и другие ана­логичные потребности населения, проживающего на данной тер­ритории. При этом местные органы власти регулируют цены и тарифы на оказываемые ими услуги, соответственно доходы от их деятельности незначительны.

studfiles.net

Муниципальные финансы: сущность, система, управление, реформирование

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социальных и экономических отношений, которые возникают по поводу формирования, использования и распределения финансовых средств, с целью решения задач местного характера. Данные отношения возникают между населением, которое проживает на территории муниципального образования  и органами местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы в себя включают:

 

  • — внебюджетные муниципальные фонды;
  • — средства местных бюджетов;
  • — муниципальные и государственные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;
  • — иные денежные средства, которые находятся в муниципальной собственности.
  • Основополагающими  принципами муниципальных финансов являются:
  • — финансовой государственной поддержки;
  • — принцип самостоятельности;
  • — принцип гласности.

 

CУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ {.bodytxt}

Сущность муниципальных финансов заключается в следующем: денежный обо­рот является материальной основой финансов. Реальный денежный оборот представляет собой экономический процесс, который вызывает движение стоимости и сопровождается пото­ком расчетов и  денежных платежей. Финансовые ресурсы, которые являются источником финансирования воспроизводства выступают объектом реального денеж­ного оборота.

Муниципальные и государственные финансы отождествляют экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования му­ниципального и государственного секторов экономики, наиболее существенных про­грамм развития общественного сектора и производства, учреждений  и органи­заций бюджетной сферы и так далее. Их функциониро­вание полностью направлено на достижение всеобщих целей по развитию соци­ально ориентированной рыночной экономики.

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Муниципальные и государственные финансы функциониру­ют в границах финансовой государственной системы и являются непосредственно центральным звеном

Систему муниципальных финансов можно представить в виде следующей схемы:

 Финансы во многом зависят от совершенных преобра­зований в отношениях между различными звеньями финансовой сис­темы. Прежде всего, это относится к связям между финансами микроуровня и фи­нансами макроуровня. Финансы на макроуровне, и прежде всего муниципаль­ный и государственный бюджеты, основываются на финансовых перспективах предприятий. Финансы во многом способствуют достижению целей  общего экономического развития, поэтому необходима их оптимальная орга­низация. Избранный способ организации во многом предопределяет качественную сторону финансов. Использование и распределение финан­совых средств в государстве производится с помощью интегри­рованной системы по управлению финансовыми потоками.

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Процесс управления муниципальными финансами подразделяется на три стадии:
1. процесс финансового планирования;
2. бюджетный процесс;
3. оценка полученных результатов.
Цели и характер деятельности на каждой из данной стадий существенно отличаются.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Определение роли муниципальных финансов играет особое значение в рефор­мировании экономики России.

Реформирование муниципальных финансов является составной частью общей реформы местных органов самоуправления. Обеспеченность муниципальных организаций материальными и финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения поставленных задач муниципальные образования обязаны обладать достаточными и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также обладать правом самостоятельного управления этими ресурсами.

В соответствии с новым законодательством в структуре бюджетных систем субъектов Федерации выделяют новый уровень бюджета. В систему местных бюджетов включаются бюджеты городского округа, бюджеты поселений (городских и сельских) и бюджеты муниципальных районов. Органы всех типов исполнительной власти муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений) наделены закрепленными законодательно расходными и доходными  полномочиями.

dengifinance.ru

Муниципальные финансы — InfOption

Муниципальные финансы — это финансы, которые включают в себя денежный баланс муниципальных фондов. Такие фонды не являются бюджетными. Так же муниципальные финансы подразумевают ценные бумаги, пакеты акций и другие ресурсы, представляющие собой финансовую ценность и находящиеся в собственности муниципальных держателей.

 

Источники муниципальных финансов

 

Организация муниципальных финансов подразумевает такие источники:

 

Муниципальные финансы в своей совокупности формируются за счет отчисления из разных источников, основными из которых есть такие:

 

  • Денежные отчисления от органов местного самоуправления.
  • Отчисления от бюджетной системы вышестоящих органов.
  • Личные ресурсы муниципального управления.
  • Средства, которые муниципальное управление взяло в кредит.
  • Инвестиции со стороны.

 

Роль средств, отчисляемых из местного бюджета

 

Бюджетом муниципального образования является форма, прописывающая расходование и получение средств на определенный период вперед (на год вперед). Местное самоуправление самостоятельно распоряжается этими средствами и планирует их расходы, ведет контроль денежного баланса.

 

Формирование финансовых возможностей локальных бюджетов, в соответствии из законодательной базой Российской Федерации, происходит за счет регулярных процентных отчислений от общих государственных (федеральных) и региональных, локальных (областных или районных) налогов.

 

Органы местного управления располагают различными видами пополнения бюджета и имеют полномочия упавления муниципальными финансами. До таких можно отнести деньги, которые поступают в виде отчислений от общей системы налогообложения, доходы, имеющиеся в результате осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, а так же, ресурсы, которые даются кредиторами.

 

Источники собственных доходов

 

К таковым относят:

 

  • Доходы от налогообложения населения (физических и юридических лиц). Налогообложение происходит в соответствии из законами Российской Федерации.
  • Так же на баланс местных бюджетных фондов могут поступать доходы в виде перечислений от различных организаций и частных лиц. Как правило, это безвозмездные перечисления.
  • Кроме того, возможны субвенции из фонда компенсации Российской Федерации, а так же из региональных (областных и раенных фондов).

 

Отчисления из системы налогообложения

 

  • Доходы так же возможны от перечислений из налоговой системы за счет выплат земельных налогов – сто процентов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Налог, выплачиваемый физическими лицами в связи с содержанием имущества определенной соответственной стоимости – сто процентов.
  • Так же на баланс муниципальных фондов регулярно проводятся отчисления от системы доходов федерального налогообложения: налог, выплачиваемый физическими лицами – десять процентов, или же налоги из системы единого сельского хозяйства – тридцать процентов в соответствии с нормативно – правовой базой Российской Федерации.

 

Налоговые отчисления для муниципальных районов

 

Система муниципальных финансов складывается таким образом:

 

  1. На баланс районов такого вида регулярно проводятся отчисления из налоговой системы местного уровня, процент которых устанавливается текущим законодательством Российской Федерации. Сюда входят отчисления из налогообложения земельной системы, а именно — сто процентов в соответствии с принятыми положениями. Так же сюда входят отчисления с системы налогообложения физических лиц, которые проживают на территориях в пределах населенных пунктов. Процент таких отчислений составляет весь объем отчислений (сто процентов).

 

  1. На баланс муниципальных районов поступают регулярные процентные отчисления от различных налогов, установленных федеральным законодательством, среди которых есть налоги со специальными режимами. Речь идет о налогах, выплачиваемых физическими лицами с получаемых ими доходов (двадцать процентов), отчисления с системы единого налога на отдельные виды деятельности физических и юридических лиц (сто процентов), единого налога сельскохозяйственной системы (тридцать процентов), а так же отчисления из государственной пошлины (сто процентов).

 

Так же происходит регулярное отчисление из судебной сферы, которая отчисляет на баланс муниципальных управлений проценты от рассматриваемых судами дел. Большой процент в систему муниципального управления поступает из нотариальной сферы. Налоги, установленные для лиц, занимающихся нотариальными действиями, весьма способствуют пополнению финансовых ресурсов комитетов муниципального управления.

 

Так же производится отчисление процентов за такие виды деятельности как выдача ордера на квартиру, выдача разрешения на распространение различных видов рекламы и т. д.

 

Отчисления из налоговой системы в бюджеты городских округов

 

Баланс бюджетов таких округов пополняется за счес следующих видов отчислений:

 

  • Налог на землю – сто процентов в соответствии с нормативно–правовой базой Российской Федерации (норматив 100 процентов).
  • Налог, выплачиваемый физическими лицами, которые являются владельцами имущества, имеющего в той или иной степени определенную финансовую ценность (норматив 100 процентов).

 

Есть и другие источники формирования муниципальных финансов. Так же бюджеты городских районов пополняются за счет регулярных отчислений в них налогов на различные виды доходов физических лиц (тридцать процентов), сто процентов дохода от выплаты физическими и юридическими лицами единого налога на реализацию предпринимательской деятельности. Имеет особую важность так же налог на сельскохозяйственное имущество и занятие сельскохозяйственной деятельностью (шестьдесят процентов), и отчисления из государственной пошлины.

 

На что расходуются бюджеты местного значения?

 

Существует две группы расходов. Это обязательные и дискреционные. Первые подразумевают финансирование социальных выплат населению, вторые – расходы, которые предусматривает система, отвечающая за нормальное содержание сельского хозяйства, ремонтных работ на дорогах, а так же средств, направленных на развитие системы экономики и экономических отношений.

 

По какой структуре происходит расходование средств из местных бюджетов?

 

Местные бюджеты предусматривают их расходы на две категории.

 

1) Первая категория расходов – это собственные, то есть те, которые направлены на обеспечения собственных потребностей. Сюда входит решение проблем и задач локального уровня: ремонтные работы, поощрительные средства и т. д. Из этих средств производятся выплаты муниципальных заказов, расходы, направленные на удовлетворение потребностей органов управления местного значения, финансирование, подготовка и проведение системы выборов местного масштаба. Так же из этих денег выдается помощь финансами местным бюджетным организациям, которые обращаются с подобными просьбами. Кроме того, производится подготовка и реализация проведения программ местного значения — это могут быть выборы, конкурсы, собрания, культурные программы и т. д.

 

2) Вторая группа расходов подразумевает те, которые происходят в связи с осуществлением государственных целей, которые органы местного управления призваны реализовывать. Сюда входят такие виды робот как формирование и утверждение комиссий, занимающихся вопросами различной важности, так же расходы, связанные с оплатой труда работников, осуществляющих муниципальное управление, контроль за их действиями и за работой созданных комиссий. Отметим и финансирование комитетов, занимающихся вопросами поведения несовершеннолетних, выплату социальной помощи ветеранам, инвалидам различных групп, малоимущим, малообеспеченным семьям, детям – сиротам. Так же сюда входят отчисления для выплаты государственных субсидий малообеспеченным гражданам. Вторая группа расходов так же подразумевает выплаты на финансирование надлежащего состояния организаций охраны здоровья (медицинские пункты, приемный покой, аптеки, поликлиники, стационарные учреждения, пункты скорой медицинской помощи).

 

Итак, первую группу составляют расходы, направленные на сферу производства, вторая же группа – это социально культурные расходы.

 

Усиление финансовой значимости местного управления

 

За последнее время в сфере местного управления стали заметны такие тенденции:

 

  • расширился спектр расходов, осуществляемых на местном уровне;
  • наблюдается тенденция к улучшению качества работы местных организаций и их подразделений, что тянет за собой дополнительные расходы.

 

Так же необходимо учитывать такой фактор, как повышение уровня жизнедеятельности населения и повышение требований ко всей системе инфраструктуры с целью её быстрого и эффективного развития.

 

Что такое ресурсы административной единицы?

 

Под этим понятием часто подразумевают возможности административно – территориальной единицы самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей и отвечать запросам общества, социальных групп, которые находятся на территории ведения органов местной администрации. Чтобы иметь возможность отвечать этим запросам, необходимо располагать бюджетом, позволяющим производить регулярные отчисления в сферу образования, управления, здравоохранения, сельского хозяйства, ремонтных работ и т. д.

 

Ресурсы, которые находятся у местной администрации и направлены на развитие муниципальных финансов, как правило, разделяются на два вида: реализованные и потенциальные.

 

Именно на локальном уровне наиболее эффективен сбор налогов различных видов. В этом случае значительно экономятся финансы, которые обычно нужны для аккумулирования этих налогов во всю систему налогообложения Российской Федерации.

 

На текущий момент государственным управлением уже признана эффективность осуществления сборов налогов именно на этом уровне. В первую очередь, речь идет о налогах, которые взимаются за пользование природными ресурсами (земля, вода), а так же налогом на имущество.

 

Каким образом муниципальные бюджеты осуществляют увеличение собственных доходов?

 

Как уже было сказано выше, местные бюджеты имеют довольно развитую систему поступления налогов. В Российской Федерации действует закон, который прописывает все особенности ведения финансовой политики местными бюджетами. Среди доходов местных бюджетов числятся доходы местного уровня и сборы с физических и юридических лиц, процентные отчисления от имущества, которое находится в сфере муниципального управления.

 

На сегодняшний день в налоговом кодексе Российской Федерации написано, что налогами, из которых состоят местные бюджеты, есть налоги граждан на пользование природными ресурсами (земля), налоги, отчисляемые при проведении нотариальных операций, налоги на осуществление рекламы, налоги на имущество.

 

Необходимо отметить, что на сегодняшний день выполняются далеко не все нормы, установленные налоговым Кодексом Российской Федерации в сфере налогообложения, что провоцирует порождение и развитие массы проблем местных уровней, которые влекут за собой региональные проблемы. В результате это все приводит к расстройству функционирования всей налоговой системы страны, провоцирует остановку социальных выплат, замораживание пустых балансов и т. д. Исходя из всего этого, все чаще в последнее время в законодательных кругах начинают вести речь о проведении административной реформы, целью которой будет укрупнение административно – территориальных единиц.

 

На текущий момент, на баланс местных бюджетов поступают такие отчисления:

 

  • Гербовый сбор (сто процентов).
  • Налог, который выплачивают физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (сто процентов).
  • Имущественный налог (сто процентов).
  • Пошлина, выделяемая государством (сто процентов).

infoption.ru

Государственные и муниципальные финансы

Назначение

государственных и муниципальных финансов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

глава 5

5.1.  Содержание государственных и муниципальных финансов

Особое место в финансовой системе любого государства принадлежит государственным и муниципальным финансам.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Традиционно необходимость государственных и муниципальных финансов обуславливается удовлетворением общественных потребностей в ходе выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных

на них полномочий. Государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполнение обязательств государства и муниципальных образований в области национальной безопасности, обороноспособности, государственного и муниципального управления, социальной защиты граждан и др. Посредством государственных и муниципальных финансов осуществляется регулирование пропорций распределения финансовых ресурсов между сферами и отраслями деятельности, территориальными образованиями, социальными группами; стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Масштабы государственных и муниципальных финансов свидетельствуют о степени влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие.

В зарубежной экономической теории назначение государственных и муниципальных финансов связывается с обеспечением функционирования общественного сектора экономики и корректировкой влияния рыночного механизма распределения ресурсов. Государство и муниципальные образования рассматриваются не столько как субъекты власти, воздействующие на участников общественного воспроизводства, сколько как субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, распределение и предоставление общественных благ. Государственные и муниципальные финансы направлены на воспроизводство общественных благ, имеющих коллективную форму потребления, при которой: использование блага одним лицом не исключает возможности его потребления другими; увеличение числа потребителей не уменьшает полезности блага; отсутствует право ин-

Формы организации государственных и муниципальных

финансовых ресурсов

Задачи и принципы организации государственных и муниципальных финансов

5.1.  Содержание государственных и муниципальных финансов

151

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

дивида выбирать объем потребления блага; обеспечивается доступность блага всем потребителям без дополнительных затрат. Рыночное производство данных благ является неэффективным. Это обуславливает преобладающую роль государства и муниципальных образований и, соответственно, государственных и муниципальных финансов в обеспечении воспроизводства общественных благ. Масштабы государственных и муниципальных финансов зависят от объема благ, предоставляемых на нерыночной основе, а также уровня участия государства и муниципальных образований в регулировании эффекта от рыночного распределения благ.

Организация государственных и муниципальных финансов нацелена на создание условий для эффективного и в полном объеме выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций. В связи с этим основными задачами организации государственных и муниципаль-

ных финансов являются: оптимизация пропорций разграничения финансовых ресурсов между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями; наделение органов государственной власти

иорганов местного самоуправления финансовыми правами, позволяющими оказывать активное влияние на социально-экономическое развитие; стимулирование органов государственной власти и органов местного самоуправления к проведению инвестиционных, институциональных, социальных преобразований; повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результативность управления государственными и муниципальными финансами.

Вгосударствах с развитой рыночной экономикой организация государственных и муниципальных финансов осуществляется в соответствии с принципом самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в управлении государственными и муниципальными финансами в пределах установленных полномочий; принципом гласности и прозрачности, предусматривающим открытость, достоверность

иполноту информации о государственных и муниципальных финансовых ресурсах; принципом законности, предполагающим нормативную правовую регламентацию процесса формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти

иорганов местного самоуправления; принципом эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджет выступает формой

образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества. Внебюджетные фонды являются формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование определенных потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов государственные и муниципальные финансовые ресурсы — это доходы, поступления и денежные накопления, нахо-

Государственные и муниципальные доходы

152

Глава 5.

Государственные и муниципальные финансы

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

дящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и предназначенные для решения вопросов, отнесенных к их компетенции.

Источниками государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, доходы от продажи земли, нематериальных активов, конфискованного или бесхозного имущества и т.п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т.п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь источниками муниципальных финансовых ресурсов являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов. Они являются материально-веще-

ственным воплощением экономических отношений, возникающих в ходе распределения валового внутреннего продукта, поступлений от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях формирования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственные и муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные и муниципальные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов.

Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов. Состав государственных доходов представлен на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Состав государственных доходов

В свою очередь муниципальные доходы включают доходы бюджетов органов местного самоуправления, а также доходы муниципальных внебюджетных фондов, если их формирование предусматривается законодательством. Состав муниципальных доходов изображен на рис. 5.2.

5.1.  Содержание государственных и муниципальных финансов

153

 

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.2. Состав муниципальных доходов

ВРоссийской Федерации, так же как и во многих других государствах, образование муниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы включают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.

Виды государственных и муниципальных доходов отличаются многообразием. В зависимости от метода мобилизации выделяют: доходы от взимания обязательных платежей,

ккоторым относятся доходы от уплаты налогов, пошлин, лицензионных и иных сборов, взносов на социальное страхование, штрафов и пени и др.; доходы от экономической деятельности государства и муниципальных образований, включающие доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, оказания государственных и муниципальных услуг на платной основе; добровольные поступления от органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, а также физических лиц и организаций. Данная группировка доходов рекомендована Международным валютным фондом.

ВРоссийской Федерации и некоторых других государствах используется другая группировка доходов — в зависимости от их экономического содержания. В рамках данной группировки в составе государственных и муниципальных доходов различают: налоговые доходы, к которым относятся доходы от уплаты налогов и денежных взысканий по ним, а также некоторых видов пошлин и сборов; неналоговые доходы, объединяющие наряду

сдоходами от экономической деятельности государства и муниципальных образований доходы от взимания пошлин, сборов и иных обязательных платежей, не относящихся к налоговым доходам; безвозмездные поступления из других бюджетов, от субъектов международного права, организаций и граждан.

 В Российской Федерации к налоговым доходам отнесены доходы от уплаты государственной пошлины, в то время как доходы от таможенной и патентной пошлин являются неналоговыми.

Как правило, доходы от взимания сборов за пользование природными ресурсами включаются в состав налоговых доходов, а от взимания лицензионных сборов, сборов за оказанные государственные и муниципальные услуги относятся к неналоговым доходам. Между тем не исключаются и иные подходы. Например, в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан все виды сборов (в том числе регистрационные, за выдачу разрешений, проезд по платным государственным автомобильным дорогам и др.) являются налоговыми доходами бюджетов.

Иногда решение вопроса об отнесении платежа к налоговым или неналоговым доходам зависит от действия политического фактора, поскольку влияет на оценку уровня налогового бремени в государстве.

Государственные и муниципальные поступления и денежные накопления

154

Глава 5.

Государственные и муниципальные финансы

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

С учетом изложенного виды государственных и муниципальных доходов можно представить следующим образом (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Виды государственных и муниципальных доходов

Наряду с государственными и муниципальными доходами формирование бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов осуществляется за счет

поступлений из источников финансирования их дефицита. Они включают средства, привлекаемые на условиях возмездности и возвратности в формах займов­ и кредитов, а также средства от продажи определенных видов государственного и муниципального имущества.

Выделяют поступления из внутренних и внешних источников финансирования дефицита. Критерием данной группировки выступает валюта, в которой осуществляется привлечение средств, или признак резидентства кредиторов.

 В Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством

кпоступлениям из внутренних источников финансирования дефицита относят поступления в валюте Российской Федерации, к поступлениям из внешних источников — в иностранной валюте. По методике Международного валютного фонда поступления из внутренних источников финансирования дефицита формируют средства, привлекаемые от резидентов; поступления из внешних источников — от нерезидентов.

Виды государственных и муниципальных поступлений представлены на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Виды государственных и муниципальных поступлений

Поступления из источников финансирования дефицита направляются на обеспечение сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов, а также погашение государственного и муниципального долга.

Государственные и муниципальные расходы

5.1.  Содержание государственных и муниципальных финансов

155

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды. Денежные накопления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов и внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций прошедшего года. Остатки средств могут направляться на финансирование временных кассовых разрывов и дефицита бюджетов и внебюджетных фондов, размещаться в долговые обязательства.

Особое положение в составе денежных накоплений принадлежит средствам фондов стабилизационного назначения. Они образуются в целях трансформации в денежный капитал отдельных видов государственных доходов и обеспечивают сбалансированность бюджетов и исполнение государственных обязательств в условиях сокращения доходов в периоды рецессии, неблагоприятного влияния внешнеэкономического (сезонного) фактора. К данным фондам относятся: в Российской Федерации — Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, резервные фонды субъектов РФ; в других странах — Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд национального благосостояния Кувейта и др.

Их формирование осуществляется за счет доходов, связанных с добычей и экспортом определенных видов природных ресурсов, а также иных доходов, имеющих существенный рост в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.

Пример

ВРоссийской Федерации формирование Резервного фонда, Фонда национального благосостояния обеспечивается за счет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти. Формирование резервных фондов субъектов РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

ВНациональный фонд Республики Казахстан поступают доходы от налогов, уплачиваемых организациями нефтяного сектора (корпоративного подоходного налога, налога на сверхприбыль и др.), а также от приватизации государственного имущества горнодобывающих и обрабатывающих отраслей.

Средства фондов стабилизационного назначения могут размещаться в финансовые активы, предусматриваемые законодательством, в том числе в иностранную валюту, долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, банковские депозиты и др. Это обеспечивает инвестиционный доход от управления средствами фондов. При сокращении государственных доходов, росте бюджетного дефицита и увеличении задолженности органов государственной власти по долговым обязательствам средства фондов направляются в составе источников финансирования дефицита бюджетов на обеспечение их сбалансированности.

Использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов происходит посредством осуществления государственных и муниципальных расходов. Они являются материально-ве- щественным воплощением экономических отношений, возника-

ющих в процессе использования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях удовлетворения общественных потребностей.

156

Глава 5.

Государственные и муниципальные финансы

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных и муниципальных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов.

Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов. Состав государственных расходов представлен на рис. 5.5.

Рис. 5.5. Состав государственных расходов

Соответственно, муниципальные расходы включают расходы бюджетов органов местного самоуправления, а также муниципальных внебюджетных фондов, если их формирование предусматривается законодательством. Состав муниципальных расходов изображен на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Состав муниципальных расходов

С учетом того, что в Российской Федерации, как и во многих других государствах, не допускается формирования муниципальных внебюджетных фондов, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления.

Многообразие видов государственных и муниципальных расходов предусматривает необходимость их группировки. В зависимости от функционального назначения в составе государственных и муниципальных расходов различают расходы на обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов, оборону, организацию общественного порядка и безопасности, поддержку экономики и научно-технического прогресса, жилищ- но-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, культуру и социальную защиту. Таким образом, функциональный состав отражает распределение расходов по основным направлениям деятельности органов государственной вла-

5.1.  Содержание государственных и муниципальных финансов

157

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

сти и органов местного самоуправления и позволяет раскрыть роль государства и муниципальных образований в управлении экономикой и социальной сферой.

Данная группировка расходов рекомендована Международным валютным фондом. Она нашла широкое применение в мировой практике и формируется с учетом особенностей государственного и муниципального управления. Отличия в функциональной группировке государственных и муниципальных расходов в разных государствах проявляются в детализации направлений использования средств.

Пример

В США в функциональном составе государственных расходов наряду с расходами на социальное обеспечение выделяют расходы на выплаты и услуги ветеранам. В Швеции одновременно с расходами на государственное управление указывают расходы на управление государственными финансами и расходы на обеспечение деятельности налоговой службы; кроме того, разделяют расходы на материальное обеспечение по болезни и инвалидности, по старости, при безработице, а также материальное обеспечение семьи и детства, иммигрантов и беженцев.

В Российской Федерации функциональная группировка государственных и муниципальных расходов включает расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера.

В зависимости от экономического содержания в составе государственных и муниципальных расходов различают: текущие расходы, к которым относятся расходы на содержание государственных и муниципальных гражданских и военных служащих; взносы на социальное страхование; выплату социальных пособий; приобретение расходных материалов, обмундирования и мягкого инвентаря; приобретение услуг; обслуживание государственных

имуниципальных долговых обязательств; безвозмездные перечисления на текущие нужды организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств; капитальные расходы, включающие расходы на капитальные вложения в основные фонды; создание государственных и муниципальных запасов; приобретение земли и нематериальных активов; безвозмездные перечисления инновационного и инвестиционного назначения организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств. Группировка государственных и муниципальных расходов в зависимости от экономического содержания позволяет отразить их влияние на структуру общественного потребления

инакопления.

Данная группировка расходов используется во многих государствах (Белоруссии, Германии, Финляндии, Украине и др.). В Российской Федерации деление государственных

имуниципальных расходов на текущие и капитальные осуществлялось до 2005 г. и было заменено на группировку расходов исходя из их влияния на величину государственных

имуниципальных активов.

Виды государственных и муниципальных расходов можно представить следующим образом (рис. 5.7).

158 Глава 5. Государственные и муниципальные финансы

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Рис. 5.7. Виды государственных и муниципальных расходов

studfiles.net

Муниципальные финансы

Введение

Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно правовых актах и российском законодательстве.

Так, Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в ст. 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества в ст. 4, посвященной экономическим основам местного самоуправления, отмечается, что законодательство о местном самоуправлении должно устанавливать права территориальных сообществ на материально финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально финансовыми ресурсами.

Подобный подход получил свое отражение в российском законодательстве при регулировании этих вопросов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в гл. V закрепляет финансово экономическую основу местного самоуправления.

1. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составляют:

  • муниципальная собственность;

  • местные финансы;

  • имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;

  • иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Состав муниципальной собственности определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст. 29 этого Закона, сюда входят:

  • средства местного бюджета;

  • муниципальные внебюджетные фонды;

  • имущество органов местного самоуправления;

  • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

  • муниципальные предприятия и организации;

  • муниципальные банки и другие финансово кредитные организации;

  • муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

  • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

  • другое движимое и недвижимое имущество.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Органы местного самоуправления, как это предусмотрено ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В соответствии с законом они вправе:

  • передавать объекты этой собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам;

  • сдавать в аренду;

  • отчуждать, совершать с имуществом иные сделки;

  • устанавливать условия использования земель;

  • определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности;

  • определять в договорах и соглашениях условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчиненности.

Органы местного самоуправления:

  • определяют цели, условия и порядок их деятельности;

  • осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;

  • утверждают их уставы;

  • назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций;

  • заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. При этом органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не могут устанавливать ограничения хозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органам местного самоуправления предоставлено право:

  • выступать муниципальным заказчиком на выполнение работ по: благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры и т. д. с использованием собственных материальных и финансовых средств;

  • осуществлять в интересах населения внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законом.

2. Финансовая основа местного самоуправления

2.1. Местные финансы.

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, т. е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:

  • средства местного бюджета;

  • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

  • другие финансовые средства.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню, входящему в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 10). Под бюджетом муниципального образования (с. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации) понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

2.2. Доходы местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов регулируются Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:

Доходная часть может также включать финансовую помощь в различных формах и средства по взаимным зачетам.

Рассмотрим детально доходную часть местных бюджетов:

1. Местные налоги и сборы установлены ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся:

  • земельный налог;

  • налог на имущество физических лиц;

  • налог на рекламу;

  • налог на наследование или дарение;

  • местные лицензионные сборы.

2. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

2) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения муници

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *