Национальный доклад о развитии бизнеса в регионах России
В 2021 году в связи с беспрецедентным масштабом эпидемии COVID-19 был подготовлен национальный доклад «Малый и средний бизнес в регионах России: тренды, драйверы и антикризисная политика» (далее – Доклад).
Доклад подготовлен коллективом авторов РАНХиГС и АИРР при участии Группы «Интерфакс» и призван осветить основные тренды развития сектора малого и среднего предпринимательства в регионах России в 2020–2021 гг. Кроме того, в докладе рассмотрены потенциальные драйверы для развития сектора: цифровизация и развитие технологических стартапов. Отдельное внимание уделено антикризисной политике государства на федеральном и региональном уровнях.
Начавшийся в 2020 г. кризис вынудил значительное число предпринимателей выйти из бизнеса, что подорвало не только устойчивость экономики, но и основы долгосрочного развития. В России, как одной из постсоветских стран, доля предпринимателей традиционно невысока, но они выполняют важные функции: обеспечивают устойчивую занятость, доступ к разнообразию товаров и услуг, снижают бедность в наименее развитых поселениях, способствуют трансферу технологий.
Подготовленный доклад включает в себя 5 основных разделов. В конце каждого раздела представлены краткие рекомендации для регионов. В заключении сформулирован комплекс предложений для федеральных и региональных властей.
Важно подчеркнуть, что меры антикризисной политики государства, рассмотренные в Докладе, остаются на пике актуальности и сейчас – в условиях введения в феврале-марте 2022 г. иностранными государствами антироссийских санкций с последствиями в виде девальвации рубля, роста инфляции и безработицы. Эти факторы являются ограничителями потребительского спроса в не меньшей степени, чем распространение COVID-19 и сопутствующие ему факторы. Помимо падения объемов экспорта и импорта в связи с массовым уходом иностранных компаний с российского рынка происходит разрушение производственно-технологических цепочек.
В текущих условиях малый и средний бизнес может стать драйвером развития экономики, если в регионах будет обеспечено оперативное реагирование на потребности бизнес-сообщества и быстрая поддержка реализации инициатив в области импортозамещения и развития отдельных отраслей, в особенности, АПК. Наиболее востребованными, как и два года назад, являются следующие виды помощи: налоговые льготы, освобождение или отсрочка от уплаты арендной платы, упрощение административных процедур, льготное кредитование, предоставление субсидий и грантов и пр. Помимо этого требуется оказание комплексных консультационных услуг, а также организация переподготовки специалистов, находящихся под угрозой увольнения.Таким образом, доклад может быть интересен широкому кругу читателей, пытающихся разобраться в событиях и тенденциях развития малого и среднего бизнеса в коронакризисный период (2020–2021 гг.), а также ответственным представителям ФОИВ и РОИВ в отношении выработки антикризисного плана мер поддержки бизнеса на 2022 г. с учетом прошлого опыта и данных рекомендаций.
Открыть Скачать
Малый и средний бизнес в России сегодня
Рецензия на статью
Глубокова Надежда Юрьевна,
Еремкина Кристина Алексеевна
1. Кандидат экономических наук, доцент,
Доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2. Магистрант 2 курса кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Glubokova Nadezhda Yurievna
Eremkina Kristina Alekseevna
1. Candidate of Economic Sciences, Associate professor
Associate professor of Accounting and Taxation Department
Plekhanov Russian University of Economics
2. 2d year Master’s student of Accounting and Taxation Department
Plekhanov Russian University of Economics
Аннотация: Рассмотрено состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целом. Проведен анализ динамики количества как в целом, так и по регионам, действующих субъектов, которым присвоен статус субъекта малого и среднего предпринимательства, а также рассмотрены объемы поддержки как в разрезе ее видов, так и в разрезе регионов. По итогам предложены меры для стимулирования малого бизнеса: включение в состав расходов для целей налогообложения представительских расходов, ежегодная индексация пороговых значений дохода для отнесения субъектов к малому и среднему бизнесу
Abstract: The state of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation as a whole is considered. The analysis of the dynamics of the number of operating entities, both in general and by regions, which have been granted the status of a small and medium-sized enterprise, and also the volumes of support both in terms of its types and in terms of regions are considered. As a result, measures are proposed to stimulate small businesses: the inclusion of representative expenses in expenses for tax purposes, annual indexing of income thresholds for classifying entities as small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: субъект малого и среднего предпринимательства, налоговая нагрузка, индексация, поддержка бизнеса.
Keywords: small and medium-sized business entity, tax burden, indexing, business support.
Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике любой страны, поскольку способствует увеличению среднего класса населения, помогает снизить уровень безработицы. Являясь более мобильным и гибким, малый и средний бизнес в большей степени устойчив к кризисам, возникающим в экономике, за счет способности перестраиваться, менять вид деятельности.
В развитых, а также некоторых развивающихся странах доля малых и средних предприятий в ВВП составляет 50 и более процентов (США – 56%, Китай – 60%), в то время как в России такой показатель равен примерно 20%. Сложно объективно сравнивать вклад малого бизнеса в экономику разных стран, поскольку критерии отнесения к такому виду предпринимательства разнятся, так, например, в США к малому бизнесу относится организация, численность работников в которой не превышает 500 человек, в то время как в России – не более 100 человек[1]. Несмотря на это и малый, и, в особенности, средний бизнес в России действительно развит недостаточно. Целью работы является рассмотрение состояния сектора малого и среднего бизнеса, определение мер государства, направленных на улучшение сложившейся ситуации и предложение собственных мер.
Изучив статистику последних лет, можно уверенно сказать, что значительных изменений в количестве субъектов-представителей малого и среднего бизнеса не наблюдалось. Так, в октябре 2019 года общее число таких субъектов составляло более 5,8 млн., а в аналогичном периоде 2021 года – немного больше 5,7 млн[2]. В таблице указаны представители малого и среднего предпринимательства.
Таблица 1
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на 10.10.2021 г.
Юридические лица | Индивидуальные предприниматели | ||||
Микро- предприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие | Микро- предприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие |
2 072 385 | 186 336 | 17 577 | 3 424 078 | 27 286 | 328 |
2 276 298 | 3 451 692 |
Подавляющее большинство зарегистрированных субъектов представлено в виде микропредприятий, среднесписочная численность работников в которых не превышает 15. Основная часть представителей данного сектора занимается оказанием услуг бытового характера. Менее 1% составляют средние предприятия и одним из вопросов, который остро встает перед государством при обсуждении сектора малого и среднего предпринимательства является проблема отсутствия развития бизнеса в плане перехода из малого в средний. По статистике, более 90% организаций существуют в той категории, в которой были изначально созданы. Неоднородным является и рассредоточение бизнеса по всей территории страны. Наглядно это можно видеть на диаграмме ниже.
График 1. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в разрезе федеральных округов Российской Федерации.
Основная доля субъектов зарегистрирована и ведет свою деятельность в городах, относящихся к Центральному Федеральному округу (ЦФО). Уровень развития бизнеса зависит от множества факторов, среди которых степень развитости инфраструктуры, доступности заемных средств, особенности правового регулирования, климатические условия и другие. Безусловно, условия ведения бизнеса в регионах разнятся в зависимости от этих факторов и, судя по данным, привлекательнее всего сложились условия в ЦФО. Что касается динамики, исходя из данных, представленных на диаграмме, только ЦФО показал прирост, при этом только за счет Москвы и Московской области, подавляющее большинство регионов России показало снижение деловой активности среди субъектов малого и среднего бизнеса, за исключением Ленинградской области.
Малый и средний бизнес за границей прибыльнее, если вести его в небольших населенных пунктах, поскольку в крупных городах выше конкуренция и давление со стороны крупных компаний. Парадокс бизнеса в России заключается в том, что имея 85 субъектов, предприниматели стремятся заниматься бизнесом в Москве притом, что начать дело в этом городе сложнее: высокая конкуренция в любой сфере, больше величина издержек. Причина высоких издержек в том, что требования по оплате труда со стороны соискателей на одну и ту же должность выше, чем в регионах, дороже обойдется и аренда помещения.
Желание создавать и вести бизнес в Москве сами предприниматели связывают с низким платежеспособным спросом в большинстве регионов, а также со сложностями, возникающими при взаимодействии субъектов предпринимательства с органами местного самоуправления, с целью получения полагаемых им мер поддержки.
Поддержка малого бизнеса со стороны государства от слов к делу ощутимо проявилась в последние годы, импульсом послужила пандемия и ее последствия. Именно в этот период было принято большое количество мер по поддержке бизнеса не только финансовой, но и информационной (о государственных программах, статистические данные в сфере малого и среднего бизнеса), образовательной (программы повышения квалификации, проведение тренингов, форумов), консультационной, имущественной (предоставление отсрочки и льгот по арендным платежам, передача в аренду имущества), инновационной (создание технопарков, научно-производственных зон). Рассмотрим, каким категориям и в каком размере оказывалась финансовая поддержка по данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (учет ведется в отношении поддержки, оказанной начиная с 1 января 2019 года).
Таблица 2
Величина финансовой поддержки в среднем на один субъект малого и среднего предпринимательства (руб).
Юридические лица | Индивидуальные предприниматели | ||||
Микро-предприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие | Микро-предприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие |
139 035 | 1 777 926 | 8 566 768 | 45 072 | 1 117 166 | 5 963 740 |
График 2. Величина финансовой поддержки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.
Больше средств было выделено на поддержку субъектов бизнеса, зарегистрированных в качестве юридического лица, возможно, это связано со спецификой деятельности организаций, входящих в эту категорию (наиболее пострадавшие). Судя по данным, меньше всего выплат пришлось на средние предприятия, однако, если смотреть в расчете на одно предприятие, то разворачивается обратная картина, вероятнее всего на это отчасти повлияла среднесписочная численность работников, которая в средних предприятиях выше, а часть поддержки напрямую зависела от количества занятого персонала.
Рассмотрим, как оказывается финансовая поддержка в зависимости от федеральных округов. Из диаграммы видно, что поддержка оказывается соразмерно количеству предпринимателей в округе.
График 3. Финансовая поддержка в разрезе федеральных округов России[3].
Поддержка оказывается не только субъектам малого и среднего бизнеса, но и самозанятым гражданам, уплачивающим соответствующий налог, другими словами, данную категорию по правам приблизили к бизнесу. Такая политика направлена на создание тепличных условий с целью взращивания представителей бизнеса из самозанятых, поскольку они потенциально являются будущими представителями малого бизнеса. Уплачивая налог на профессиональных доход, они сформируют у себя налоговую дисциплину, разовьют экономическую грамотность, а с получением поддержки поймут, что свое дело в России всячески поощряется со стороны государства и создаются благоприятные условия для ведения бизнеса. Соответственно, если деятельность самозанятого пользуется спросом, накопив достаточно опыта, гражданин может задуматься об открытии бизнеса в данной сфере.
Несмотря на очевидную, казалось бы, поддержку со стороны государства, представители малого бизнеса разделились на два лагеря. Одни считают, что государство не заинтересовано в развитии малого бизнеса и всячески препятствует его ведению, так сказать, душит малый бизнес из-за сложности осуществления контроля над его деятельностью и мнение их не меняется, даже после получения поддержки. Но есть и другие предприниматели, которые считают, что поддержку со стороны государства стоит рассматривать как бонус, а не как обязанность, при этом, если бизнес не может быстро перестроится под современные реалии, выстроить необходимые процессы, то виной проблем, возникающих в бизнесе, является сам предприниматель. Подтверждением этим словам служат некоторые представители общепита, которые во время пандемии сумели быстро нащупать правильные точки и избежать закрытия, запустив мобильные приложения, организовав доставку, обустроив веранду. Как правило, лучшее время для старта бизнеса – кризис, поскольку более слабые представители предпринимательства уходят с рынка, тем самым снижая конкуренцию.
Однако все предприниматели сходятся во мнении, что налоговая нагрузка на малый бизнес достаточно высока, однако при расчете данного показателя ФНС не учитывает особенности деятельности субъектов малого предпринимательства. Введение расчета среднего уровня налоговой нагрузки для малого бизнеса позволит сократить количество налоговых проверок, упростит получение заемных средств в банке, позволит контролировать уровень налоговых ставок.
Большинство предпринимателей из категории малого и среднего бизнеса применяют специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения. Расходы, которые предприниматели данного режима налогообложения могут учесть для уменьшения дохода, отличаются от расходов на общей системе налогообложения. В частности, не включаются в налоговую базу представительские расходы[4]. Малый и средний бизнес в той же степени, что и крупный нуждается в данной статье расходов, поскольку для развития бизнеса необходимо проводить деловые встречи, привлекать инвесторов, покупателей, партнеров. Из-за невозможности уменьшить налогооблагаемую базу за счет этих расходов, они покрываются из прибыли, что не оказывает положительного эффекта на состояние бизнеса.
Некоторые представители предпринимательства не заинтересованы в развитии своего бизнеса, поскольку боятся потерять статус малого или среднего предприятия, а вместе с ним и сопутствующие привилегии. Все денежные показатели в стране из года в год подлежат индексации на уровень инфляции, однако, порог дохода, разграничивающий микропредприятие, малое и среднее предприятие на протяжении многих лет остается неизменным. Для того, чтобы уровень предельного дохода соответствовал современным реалиям, его так же необходимо ежегодно изменять. В целом, потенциал развития сектора малого и среднего предпринимательства в России далеко не исчерпан и если государство будет прислушиваться к предложениям представителей бизнеса, то это сотрудничество благотворно повлияет на всех участников и в общем на экономику.
Библиографический список
1) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05. 08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. – 1997 – 2021. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;2) Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-Ф (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. – 1997 – 2021. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
3) Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ofd.nalog.ru;
4) Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки [Электронный ресурс] / Режим доступа https://rmsp-pp.nalog.ru;
5) МБМ (ГБУ «Малый бизнес Москвы», подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mbm.mos.ru.
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное более 20 лет назад как одна из первых организаций поддержки бизнеса в сфере предоставления информационных, аналитических и маркетинговых, консультационных и обучающих услуг, развивает ряд услуги для предпринимателей, исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, институтов развития, инфраструктурных организаций.
Российское агентство активно сотрудничает с Европейским союзом, реализуя совместно с партнерами по консорциуму (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в науке и технологиях и Союз инновационно-технологических центров России) проектную деятельность по развитию Европейской предпринимательской сети Предприятие Европа Сеть, объединяющая 63 страны мира.
В рамках данного проекта при поддержке и содействии Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создана и функционирует Российская сеть региональных интегрированных центров (РИЦ) , призванная поддерживать и содействовать продвижению и выводу российских малых и средних предприятий (МСП), имеющих конкурентоспособную продукцию и услуги, на межрегиональные и международные рынки, включая деловое, технологическое и научное сотрудничество с зарубежными партнерами.
В настоящее время взаимодействие с Enterprise Europe Network Европейской сети поддержки бизнеса является единственным практическим инструментом сотрудничества России и ЕС в торгово-экономическом сотрудничестве на уровне малого и среднего бизнеса.
Наряду с Координационным центром поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Российская сеть РИП является одним из опорных элементов инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Значение региональных организаций экспортной инфраструктуры для поддержки МСП (в т.ч. РИП) отмечено в разных редакциях Дорожной карты «Поддержка выхода на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», разработанной Агентством стратегических инициатив в рамках Национальная предпринимательская инициатива.
Также Российское агентство уделяет серьезное внимание стимулированию внешнеэкономического потенциала малого и среднего предпринимательства, регулярно организуя многочисленными российскими и международными партнерами круглые столы, семинары и конференции международного и федерального уровня по вопросам конкурентоспособности и интернационализации малого и среднего бизнеса, организаций развития, инфраструктуры, мер по благоустройству и инструментов государственной поддержки.
Российское агентство малого и среднего предпринимательства получило сертификат ISO 9001, наличие которого на сегодняшний день является ярким показателем качества компании, ориентированной на интересы своих партнеров и клиентов.
Система менеджмента качества на сегодняшний день является наиболее популярным инструментом регулирования отношений между производителями и потребителями, поставщиками и партнерами, которые, благодаря определенному стандартному порядку работы на рынке, не ущемляют взаимных интересов. Более того, сертификация ISO в полной мере способствует повышению качества конечного продукта за счет оптимизации управления производством и роста персонала, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность экономики в целом.
Дело России – ERI
Прошло более полугода с тех пор, как власти начали беспокоить респираторное инфекционное заболевание, известное в настоящее время как новая коронавирусная инфекция (COVID-19), впервые официально зарегистрированное в Ухане , Китай, 31 декабря 2019 г. Пандемия уже распространилась по всему миру, и число людей, инфицированных вирусом, по состоянию на 30 июня 2020 г. превысило 10 миллионов случаев с более чем 500 000 смертей. Беспрецедентная чрезвычайная ситуация, охватившая страны шести континентов, вынудила людей соблюдать правила социального дистанцирования и запереться в своих домах. Пока ученые ломают голову над вакциной от коронавируса, правительства оказывают финансовую поддержку как людям, так и малым и средним предприятиям (МСП).
По данным Университета Джона Хопкинса (2020 г.), Россия в настоящее время занимает третье место в мире по подтвержденным случаям заражения коронавирусом. Более 200 000 инфицированных, почти половина заболевших в стране, находятся в Москве, и пандемия распространяется по регионам России. Несмотря на то, что в России необычно низкий уровень смертности в 0,9% по сравнению с другими европейскими государствами, российское правительство оперативно отреагировало на вспышку COVID-19. В телеобращении к гражданам России от 25 марта 2020 г.
Основной причиной принятия решительных мер по восстановлению нормальной жизни стало экономическое положение страны. Рестораны и бары, магазины и магазины, фитнес-центры и бассейны, парикмахерские и многие другие предприятия оказались наиболее уязвимой частью экономики во время вспышки коронавируса. Малый и средний бизнес играет решающую роль в предоставлении товаров и услуг, создании рабочих мест и развитии региональной экономики России. По данным Росстата, МСП вносят 20% в ВВП России [Moscow Times, 2020]. Поэтому правительство России разработало ряд государственных программ для малого и среднего бизнеса, чтобы помочь им выжить в условиях пандемии.
Как заявил Владимир Путин в своем телеобращении от 25 марта 2020 года, МСБ получил отсрочку по всем налогам, кроме НДС, на шесть месяцев, а также шестимесячную отсрочку по кредитам от российских банков. В целях поддержки доходов граждан, занятых в МСП, президент России снизил страховые взносы с 30% до 15%, поскольку сниженный страховой тариф влияет на размер заработной платы [Президент России, 2020а].
Несмотря на поддержку МСП государством, деловая активность в России упала до самого низкого уровня за последние пять лет. Индекс малого бизнеса России (RSBI) демонстрирует снижение выручки из-за ограничений и существенное ухудшение деловой активности в секторе МСП. По данным ТАСС (2020 г.), зафиксирован рекордно низкий уровень продаж МСБ, 78% респондентов заявили, что их доходы упали. Снижение доходов повлекло за собой снижение двух других важнейших показателей – персонала и инвестиций. Хотя российское правительство оказывало финансовую помощь предприятиям для выплаты заработной платы работникам, работодатели начали отправлять своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска или даже увольнять их. По данным RSBI, инвестиции предпринимателей в свои МСП упали на 30%. Кроме того, реализация программ государственной поддержки показала, что их механизмы недостаточно эффективны, поскольку поддержку может оказать лишь определенное количество предприятий, соответствующих критериям и имеющих хороший кредитный рейтинг. Правительство опоздало с мерами по отсрочке кредита, поскольку спрос на товары и услуги уже снизился с началом пандемии. Постоянно растущий спрос, определяемый доходами населения, является основным фактором деловой активности МСП. Поэтому в условиях падения спроса у большинства предприятий не хватает средств на выплату заработной платы своим работникам и погашение кредитов. Таким образом, в условиях нестабильной экономической ситуации возрастает риск невозврата кредита, особенно в регионах России, где сектор МСП не так развит, как в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др. Предприятиям легче декларировать банкротство и открытие после окончания кризиса, а не занимать деньги в банке, или вести себя сдержанно, что также приводит к снижению налогов в государственный бюджет.
В целом пандемия коронавируса затронула малый бизнес по многим параметрам — от падения спроса и доходов до перевода на удаленную работу, и бизнес вынужден адаптироваться. В ответ на связанный с этим экономический спад правительства принимают меры по минимизации негативных последствий, поддерживая деловую активность, защищая права работников и предоставляя финансовую помощь. Россия сильно пострадала от COVID-19, и российское правительство сосредоточено на реализации мер, которые могли бы поддержать граждан и предприятия, особенно сектор МСП, на долю которого приходится 1/5 ВВП страны. Важность сектора МСП побудила российское правительство предоставить финансовую помощь, отсрочку кредитования и налоговые льготы для МСП, которые создают рабочие места, производят товары и предоставляют потребительские услуги. Однако неэффективность механизмов реализации снижает положительный эффект от принимаемых правительством России мер.
Ссылки:
BBC (2020). Каникулы вместо карантина. Главное из обращения Путина к народу. Получено с https://www.bbc.com/russian/news-52036412. Дата обращения 16.06.2020.
Университет Джона Хопкинса (2020). Информационная панель COVID-19 Центра системных наук и инженерии (CSCE) Университета Джона Хопкинса (JHU). Получено с https://coronavirus.jhu.edu/map.html. Дата обращения 16.06.2020.
КоммерсантЪ (2020а). Путин поручил подготовить рекомендации по выходу из режима ограничительных мер с 12 мая. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4333789. Дата обращения 07.08.2020.
КоммерсантЪ (2020б). ЦБ выделит 500 млрд рублей на поддержку кредитования бизнеса. Получено с https://www.kommersant.ru/doc/4307212. Дата обращения 07.08.2020.
Москва Таймс (2020). Малый бизнес в России составляет всего 20% экономики.