Все города мира на букву А. Список городов нашей планеты начинающихся на А
Экскурсии от местных жителей в 400 городах мира
Все города мира на букву А. Список городов мира на букву А
Абаза |
Абакан |
Абвиль |
Абдулино |
Абиджан |
Абинск |
Абу-Даби |
Абуджа |
Авиньон |
Агидель |
Агадир |
Агрыз |
Адана |
Аддис-Абеба |
Аделаида |
Адыгейск |
Азнакаево |
Азов |
Ак-Довурак |
Акка |
Аккра |
Аксай |
Актау |
Актюбинск (Актобе) |
Алагир |
Алапаевск |
Алатырь |
Алдан |
Алейск |
Александрия |
Алжир |
Александровск |
Александровск-Сахалинский |
Алексеевка |
Алексин |
Алжир |
Алзамай |
Алма-Ата (Алматы) |
Альметьевск |
Амман |
Амстердам |
Амурск |
Амьен |
Анадырь |
Анапа |
Ангарск |
Андреаполь |
Анжеро-Судженск |
Анива |
Анкара |
Анталья |
Антананариву |
Антверпен |
Аньшань |
Апатиты |
Апиа |
Апрелевка |
Апшеронск |
Арамиль |
Аргун |
Ардатов |
Ардон |
Арзамас |
Аркадак |
Арль |
Армавир |
Арнем |
Арсеньев |
Артём |
Артёмовск |
Артёмовский |
Архангельск |
Асбест |
Асино |
Астана |
Астрахань |
Асунсьон |
Аткарск |
Атырау |
Афины |
Ахмадабад |
Ахтубинск |
Ачинск |
Аша |
Ашдод |
Ашкелон |
Ашхабад |
Города на букву: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
www.1000mest.ru
Я всю жизнь прожила в закрытом городе рядом с атомным реактором, и мне есть что рассказать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Я родилась в закрытом городе и прожила в нем 27 лет — все детство и юность. Северск — закрытый населенный пункт, так как на его территории находится комбинат по производству высокообогащенного урана и плутония. В общем, секретная атомная промышленность.
Каково это — жить за колючей проволокой, шить себе респиратор на уроках ОБЖ — и почему сериал «Чернобыль» я смотрю совсем другими глазами? Своей историей я решила поделиться с читателями AdMe.ru.
Жизнь за колючей проволокой
Вот наглядная разница между тем, как выглядит окраина обычного города и как — окраина Северска, где жизнь протекает за колючей проволокой. В прямом смысле этого слова. Город по периметру обнесен забором с колючей проволокой в 5 рядов. Это не присказка, их действительно 5. Для неподготовленных выглядит жутко, для северчан — обычное дело.
В связи с этим главный документ северчанина отнюдь не паспорт РФ. Пропуск — наше все! Попасть в город можно только через контрольно-пропускной пункт (КПП) по специальному пропуску. «Без бумажки ты букашка» в нашем случае работает на 100 %. Если забыл или (о боже!) потерял пропуск — в город просто не попадешь. Что делать? Звонить маме-папе и сидеть на КПП, ждать, пока они привезут пропуск. Для таких на КПП есть специальная лавочка, и на ней практически всегда сидят люди.
- В пропуске — фотография, Ф.И.О. и год рождения, а также личный идентификационный номер. Например, М-589943. Как присваивается номер — для меня до сих пор загадка. Каждый раз, когда я теряла пропуск, мне выдавали новый с другим номером.
- За свою жизнь в Северске я теряла пропуск, наверное, раз 5. Если пропуск потерян, то нельзя выезжать из города, пока не сделают новый. На это уходит неделя-полторы.
- Город стоит на реке, а значит, поход на пляж летом — тоже через КПП. И вот тогда пропуск потерять проще простого. А еще его могут вытащить воры вместе с кошельком. Или можно забыть его в другой сумке. Вообще, когда пользуешься пропуском каждый день, это становится обыденностью.
- Каждый раз, когда заезжаешь в город, показываешь пропуск, открываешь багажник и все двери в машине. Вооруженные военные досматривают тебя, твой документ и автомобиль. Я ездила на учебу в соседний город на протяжении 5 лет — данную процедуру я проходила несколько раз в день.
www.adme.ru
Что такое город
Город — это место, где живет много людей. Место, где люди готовы терпеть неудобства от близости себе подобных ради доступа к возможностям, которые оно предоставляет. Если говорить чуть более научно, то город — это место концентрации и эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. О том, как развивались города мира, какие выгоды и риски несли своим жителям и какое будущее их ожидает, мы расскажем вам в материале, подготовленном совместно с Moscow Urban Forum, крупнейшим международным конгрессом в области урбанистики, который уже семь лет объединяет представителей городских администраций России и мира, архитекторов, градостроителей, инвесторов, технологические стартапы, медиа и жителей города.
С чего люди вдруг решили жить в городах?
Это сейчас ответить на этот вопрос просто, но на заре появления городов —
порядка 12–10 тысяч лет до нашей эры — ответ был далеко не так очевиден.
Первые постоянные поселения, такие как Дамаск (возник около 12 тысяч лет назад) или Иерихон (около 9 тысяч лет назад), еще не были городами в нашем понимании. Считается, что время их возникновения примерно совпало с неолитической аграрной революцией, то есть переходом людей от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. При этом охотники на тот момент вели более здоровый образ жизни — хорошо и разнообразно питались (регулярно ели мясо и фрукты, например), много двигались, редко встречали людей и, как следствие, реже болели. А только что появившиеся фермеры страдали от скудного рациона, эпидемий и необходимости постоянно работать.
Но зерно, в отличие от тех же фруктов, можно было запасать. Проиграв в качестве жизни, обитатели первых поселений обрели другое важное преимущество. Человек, у которого есть кров и запасы еды, уверен в завтрашнем дне. Его дети во всех смыслах находятся в большей безопасности, теперь ему есть где за ними ухаживать, с кем их оставить, кому поручить их воспитание. Число жителей первых поселений стало стремительно расти, а сами они — увеличиваться в размерах. Так, в крупных центрах трипольской культуры, таких как Тальянки или Майданец (3,7–3,5 тысяч лет до нашей эры), одновременно проживало по 30 тысяч человек и даже больше.
С 6 по 9 июля в рамках Moscow Urban Forum пройдет масштабный фестиваль городских сообществ MUF Fest. В формате публичных лекций, мастер-классов и открытых интервью эксперты форума — знаменитые архитекторы, урбанисты, представители бизнеса — обсудят наиболее эффективные способы участия городских сообществ в жизни города. В программе фестиваля лекции, воркшопы от лучших городских проектов, беговые экскурсии, дни отрытых дверей в ведущих архитектурных бюро и крупных компаниях, концерт независимой музыки и выставка стритарта.
Вслед за ростом поселений стала развиваться торговля. В каком-то виде торговые отношения были и у племен охотников-собирателей. Встречаясь, они обменивались добычей, инструментами, оружием. Но только с появлением постоянных поселений это явление вышло на систематический уровень. Вслед за этим началось развитие социальных институтов и всего-всего, что мы ассоциируем с городом. К этому моменту даже самым отсталым охотникам стало понятно, что жить в городе — круто.
Да, вот еще что, насчет болезней. Средневековые города или, скажем, Лондон в
эпоху промышленной революции страдали от антисанитарии и плохой экологической обстановки. Но так было не везде и не всегда. Например, в городах долины Инда (на территории современных Пакистана и Индии) более
четырех тысяч лет назад существовал культ чистоты. Центр города обычно занимала
общественная баня с бассейном, почти в каждом доме был собственный колодец, и,
что самое поразительное, там уже были изобретены унитазы со сливным бачком —
то, что в Европе появится лишь через несколько тысяч лет.
Хорошо, а когда появился первый город?
Эра городов началась примерно за четыре тысячи лет до нашей эры, и поначалу городов на Земле было немного. Однако они возникали повсюду, где проживало большое количество людей: известно, что независимо друг от друга городскую цивилизацию породили жители Северной Африки, Ближнего Востока, долины Инда, Центральной и Южной Америки.
Отличие первых городов от ранних поселений заключается в возросшей сложности их внутреннего устройства: в наличии самоуправления, развитых социально-политические структур, основ государственности. Вырос объем торговли и начали складываться политические отношения с округой и другими городами. Вокруг городов появляются каменные стены — города стали пунктами военной защиты.
Но главное, города позволили концентрировать человеческие и материальные ресурсы, получили значительное преимущество в росте производительных сил. В городах появилось крупномасштабное разделение труда: благодаря запасам провизии горожане оторвались от обработки земли и обратились к другим занятиям: сложным ремеслам, торговле, выработке знаний, отправлению культа. Многие древние города разбогатели, обрели важное политическое и культурное значение. Так сформировался фундаментальный принцип развития городов, основанный на экономике масштаба: город концентрирует в своих границах ресурсы и наиболее эффективные производительные силы, вытесняет менее прибыльные занятия на периферию, становится точкой роста для обширных окружающих пространств.
Среди древних городов выделяются такие крупные центры, как шумерский Ур (2,1 тыс. лет до н.э.) и египетский Аварис (1,7 тыс. лет до н.э.) с сотней тысяч жителей в каждом, египетские Стовратные Фивы (1,4 тыс. лет до н.э.), в которых проживало 80 тысяч человек, Мохенджо-Даро и Ракхигархи из долины Инда, (2,5 тыс. лет и 3 тыс. лет до н.э. соответственно), насчитывавшие по 40 тысяч жителей, и другие.
План Древних Афин
И чем первые города отличались от современных?
Тут уместно будет сделать отступление: историки выделяют пять этапов в развитии городов.
Первые поселения. Отсутствует социальная стратификация, планировки нет, начальства и элиты нет. Главная функция такого города — запасать пищу, ограждать жителей от дикой природы.
Первые крупные города древности. Появилась социальная стратификация, вокруг города выросли стены. Функция такого города — быть центром власти и раннего ремесленного производства, иногда воевать.
Великие города античного мира. Возникают города-государства и другие мегаполисы с максимальной концентрацией населения в них (около миллиона жителей). В них расцветают политические структуры, развиваются механизмы городского управления, инженерно-архитектурные разработки. Крупные города становятся важными центрами культурного влияния.
Средние века. Масштабы городов по сравнению с Античностью зачастую невелики, зато в городах концентрируются новые, современные ремесла и мануфактуры, снова начинается рост населения. Многие города обретают политическую независимость. Появляются банки, наука и промышленность.
Новое и новейшее время. Исчезают городские стены, в городах появляются фабрики и прочее производство. Экология ухудшается, но зато города становятся единственными поставщиками промышленных товаров для деревни. В городах концентрируются капиталы, научные центры, растет их культурное влияние, возникают мегаполисы с населением численностью свыше 6 миллионов человек. Городское общество — сложный социальный механизм, со своей иерархией и политическим устройством, развитыми механизмами самоуправления. Растет колониальное значение крупных городов, в масштабах государства города превращаются в крупные транспортные узлы. Со временем складываются современные городские агломерации с десятками миллионов жителей, связанные друг с другом на глобальном уровне. Агломерации становятся центрами наиболее эффективной экономической деятельности, местом формирования промышленных или финансово-сервисных кластеров, вытесняя менее продвинутые производства за свои пределы.
По сути первые города были просто огромными деревнями, а в наше время стали
центрами человеческой цивилизации.
То есть наши современные города устроены так же, как в Новое время?
Не совсем, скорее, наши города — результат их развития. Можно выделить три аспекта современного города.
Во-первых, это открытость современного города к восприятию всего нового: новых территорий, новых жителей, новых ресурсов, новых элементов инфраструктуры, транспортных возможностей, методов управления. Современная агломерация состоит из городского ядра и периферии, но физической границы между ними больше не существует. То есть, конечно, административные границы есть — без них городом невозможно управлять, — но за их пределами территория урбанизирована так же, как в самом ядре.
Таким образом устанавливается экономическая, социальная и
культурная зависимость периферии от своего ядра. Если жители периферии ездят в
город-ядро на работу, если ведут с его жителями бизнес и обеспечивают его всем
необходимым (равно как и получают от него все необходимое для себя), то это уже
не автономный пригород, а часть агломерации.
Во-вторых, высочайшая степень инфраструктурного развития. Так, современный город снабжен развитой транспортной системой, состоящей из автомобильных и железных дорог, которые охватывают не только ядро города, но и прилегающие к нему территории. Например, в самой Москве такая система объединяет метро, троллейбусы, автобусы, трамваи и наземные поезда, а развитая сеть электричек и загородных автобусов связывает ядро города со многими районами Подмосковья и другими, более отдаленными регионами.
Но транспорт это только один пример. Все достижения цивилизации, обеспечивающие жителей агломерации современными товарами и услугами, должны быть доступны в любой ее точке, и этот эффект достигается за счет развития крупных сетевых структур, разноуровневых предприятий городского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса.
Наконец, в-третьих, в управлении всем этим сложным городским хозяйством используются самые современные технологии. Это цифровая связь, компьютеризация, автоматизированные системы управления, в перспективе переход к внедрению элементов искусственного интеллекта, но также и развитые структуры муниципальной власти, вовлекающие в процесс значительную часть жителей города, и открытость городских властей к потребностям горожан, их способность гибко реагировать на их запросы.
То есть наши города стали больше, повысили качество городской инфраструктуры и сделали ее максимально гибкой и управляемой.
План средневековой Флоренции
Выходит, все крупные города развиваются одинаково?
Как ни странно, но опыт человечества показывает, что большие города выбирают по сути одну и ту же стратегию, просто в разное время проходят через разные ее этапы. Это очень хорошо видно, если сравнить, например, такие современные агломерации, как Токио и Сеул. Сеул, пусть сегодня его можно назвать одним из наиболее развитых городов мира, — это отстающий Токио. Многое из того, что делается в Сеуле для городского развития, заимствовано у японцев с разницей в десять-двадцать лет.
Обе азиатские столицы в ХХ веке пережили бурный рост за счет развития промышленности. Потом и в Японии, и в Корее поняли, что из-за чрезмерной концентрации промышленных и человеческих ресурсов развитие города может зайти в тупик, и постарались повысить привлекательность других городов. А затем власти обеих столиц стали избавляться от производства, выносить его за пределы городского ядра. Соответственно, «грязное» корейское производство сперва уехало в соседние регионы, а затем, когда в Южной Корее экономический уклад сменился почти повсеместно, — в Малайзию и другие менее развитые страны. Это позволило Сеулу и другим крупным центрам стать городами будущего, чье население занято производством наиболее технологичной продукции.
Для сравнения можно посмотреть на еще одну крупную азиатскую экономику — Китай. Вторая агломерация мира по численности населения (более 30 миллионов человек), китайский Шэньчжэнь представляет собой огромный город-завод. Развитие производительных сил в Китае таково, что его города по-прежнему вынуждены концентрировать у себя производство. Но эта модель, несомненно, будет себя изживать — по этому пути уже пошли такие города, как Пекин или Шанхай.
Представим, что Илон Маск построил свой сверхскоростной поезд Hyperloop. Может ли появиться город размером с континент?
Для того чтобы представить себе нечто подобное, можно посмотреть на опыт той же Японии, где с начала 1960-х годов развивается сеть высокоскоростных поездов Синкансэн. В Японии существует крупнейшая в мире городская агломерация — Токио, в которой проживают от 32 до 37 миллионов жителей, а потенциал ее роста достигает 50 миллионов.
И все же город размером с континент — это утопия. Те же японцы, которые наиболее близко подошли к воплощению подобных проектов в жизнь, говорят о мегарегионах, соединенных сверхскоростной транспортной сетью. Так, сегодня в Японии через горную гряду, разделяющую два крупнейших экономических центра, Токио и Осаку, прокладывается туннель. К 2035 году, когда он будет достроен, от центра одной агломерации до центра другой можно будет доехать за два с половиной часа. Эта территория объединит уже 70 миллионов человек. Будет ли она единым городом? Скорее всего нет.
Дело в том, что еще очень важна городская идентичность. Она включает в себя психологические, культурные, социальные аспекты, которые нельзя не учитывать. Очевидно, что одной транспортной связанности для этого недостаточно. Город — это еще и культурное единство.
План современного Лондона
В свое время фантасты мечтали о подводных и даже подземных городах. Можно ли построить такие?
Если отбросить вопрос о технических трудностях и рассуждать о создании искусственных городов с точки зрения экономической целесообразности, то ответ будет нет.
Урбанизация развитых и множества развивающихся стран сегодня находится на очень высоком уровне. В мире просто не осталось такого количества неурбанизированного населения, для которых имело бы смысл строить новые города.
Поэтому, если задумываться о перспективах подводного города, необходимо сразу спросить себя: какая у этого города будет экономическая модель? Какое место он будет занимать в экономике своего государства? Или он сам по себе станет новым государством? Все равно необходимо решить, за счет чего этот город будет зарабатывать и привлекать к себе новых жителей. Вот если мы придумаем, каким конкурентным преимуществом будет обладать подводный или подземный город, то тогда можно будет думать и про преодоление технических трудностей.
Дмитрий Ивановnplus1.ru
Петр Иванов о проблемах городов и городских жителей — Реальное время
Социолог Петр Иванов о проблемах городов и городских жителей. Часть 2-я
Миллионы людей в большом городе создают множество проблем для себя и окружающих — начиная от пробок и свалок и заканчивая конкуренцией за рабочие места и слишком высоким темпом жизни. О том, стоит ли вообще жить в городе, и о проектах обустройства жизни людей в будущем «Реальному времени» рассказал социолог Петр Иванов. Первую часть его интервью см. здесь.
«В России принято считать нормальным, когда человек работает на нескольких работах»
— Сколько времени люди реально тратят на работу, семью, отдых и увлечения в городах? Есть ощущение, что время работы постепенно увеличивается, в том числе по причине постоянной доступности работника через смартфоны и интернет.
— Мы одновременно живем в разных временных режимах. В любом российском городе мы можем найти людей, которые живут в режиме модерна с четким разделением времени на рабочее и нерабочее. И там же мы можем находить таких техномадов, современных технологичных цифровых «кочевников», которые живут в сложных потоках времени и пространства, у которых не очень понятно, где рабочее место, а где дом. Не очень понятно, когда они работают. Еще более сложно вычислить момент, когда человек непосредственно работает, а не занимается другими вещами. С этой проблемой работает движение Slow communication movement, которое выступает за введение «медленного дня», когда мы отказываемся от всех наших новомодных гаджетов и общаемся вживую или, в крайнем случае, кино смотрим, но ни в коем случае не заходим в интернет.
Есть еще некоторая российская специфика, связанная с тем, что у нас считается нормальным явлением, когда человек работает на нескольких работах. Это можно увидеть в любой специальности: у бюджетников, у небюджетников, у людей из академии. Просто потому что жить на одну зарплату в российских городах достаточно затруднительно. Например, когда мы изучали рынок труда в Мытищах, то узнали одну очень удивительную историю. Полицейский, получая достаточно скромную мытищинскую зарплату, по выходным работал еще кассиром в гипермаркете.
К сведению, ставка преподавателя в Москве составляет одну вторую от ставки кассира в магазине. Так что в академической среде тоже много работ, контрактов. На 20 тысяч как-то не разгуляешься, нужно еще как-то зарабатывать. При этом у ректора вуза зарплата может составлять 3 млн в год. У нас в стране есть большие проблемы, связанные со справедливостью распределения.
Фото Дмитрия РезноваВ любом российском городе мы можем найти людей, которые живут в режиме модерна с четким разделением времени на рабочее и нерабочее. И там же мы можем находить таких техномадов, современных технологичных цифровых «кочевников», которые живут в сложных потоках времени и пространства, у которых не очень понятно, где рабочее место, а где дом. Не очень понятно, когда они работают
«Из работы по обустройству городов исключены дисциплины, связанные с человеческим комфортом и восприятием»
— Какова же естественная гармоничная среда для жизни человека? Деревня, где природа, немного людей, близкое общение? Город — это неестественная среда?
— Как это неестественная? Мы тут все живем в городах, значит, эта среда как-то сложилась естественным образом. Не было же какого-то суперзлодея, который решил поиздеваться над человечеством и согнал всех в города.
Другое дело, что материальная культура развивается быстрее, чем наша биология успевает адаптироваться к новым условиям. Пока что мы устроены так, что нам комфортно воспринимать меньшее количество информации, раздражителей, чем есть сейчас в городах, но мы постепенно к этому адаптируемся. Сейчас можно сказать, что негородская среда более благоприятна для человека. Действительно там происходит просто меньше событий, там нужно меньше обращать свое внимание на что-либо, там меньше непонятных вещей, с которыми нужно взаимодействовать. Город — это огромное пространство неопределенных неизвестных процессов. И мы, соответственно, вынуждены оцифровывать невероятное количество вещей, которые для нас, оказывается, жизненно важны. Если мы их не будем учитывать, то мы не поедим, не поспим, умрем.
— Что нужно сделать, чтобы уменьшить уровень стресса у россиян?
— Нужно более внимательно работать с городским дизайном. Тут работа для главного художника города и главного архитектора, работа проектных бюро. Они должны связываться с когнитивными психологами, которые анализируют, изучают человеческие реакции, от чего нам плохо и грустно, а от чего хорошо. На данный момент, к сожалению, из работы по строительству и обустройству городов исключены дисциплины, связанные с человеческим комфортом и восприятием. О человеческом восприятии не говорится в документах министерства строительства, в программах «Комфортная городская среда». Казалось бы, если мы говорим о комфортной городской среде, то мы должны оперировать субъективным чувством комфорта человека. Реально этого не происходит, и дальше во многом происходит такой бессознательный процесс. Иногда что-то получается, а иногда нет. Если у нас вдруг появляется какая-то площадь, которая людям нравится, то это либо попался очень умный архитектор, тонко чувствующий категорию комфорта, либо у него были какие-то консультанты-психологи в команде.
Принято часто говорить об эпидемии депрессии. Депрессия в качестве причины смерти постепенно выходит на первое место в мире. Странно, что мы работаем с другими причинами смертности, типа рака и сердечно-сосудистых заболеваний, но не работаем с главной. Для решения этого вопроса появляются технические средства. Если раньше параметрическая архитектура была очень сложно воспроизводима, то сегодня уже есть сравнительно недорогие технологии для ее реализации. Прелесть природных ландшафтов, природных объектов в том, что они неравномерны, что они произвольной формы. Даже одно дерево достаточно сложное, это переплетение неиндустриальных извилистых форм. Еще сто лет назад копирование реальной формы одного дерева было бы невероятной работой коллектива гениальных столяров за огромные деньги для какого-нибудь миллионера. Сейчас мы можем с помощью программ параметрической архитектуры создать дерево, а дальше напечатать его на 3D-принтере, и это будет достаточно дешево.
Дальше мы можем работать с этими природными принципами формирования объектов в городской среде. То есть могут быть, например, параметрические скамейки или остановки. Они уже будут вызывать у нас больше позитивных чувств, чем прямоугольные коробки.
Фото Олега ТихоноваНужно более внимательно работать с городским дизайном. Тут работа для главного художника города и главного архитектора, работа проектных бюро. Они должны связываться с когнитивными психологами, которые анализируют, изучают человеческие реакции, от чего нам плохо и грустно, а от чего хорошо
«Мегаполисы будут умирать»
— В Советском Союзе города зачастую росли и строились вокруг заводов. Как вы считаете, вокруг чего должен строиться город для комфортной жизни людей? И на каких принципах он должен строиться?
— Заводы — это относительно недавнее приобретение городов, они стали играть важную роль в городе около 150 лет назад. До этого важнейшим драйвером городского развития был обмен. То есть город — это место, где разные люди встречаются и чем-то обмениваются. Вот эта функция сохраняется, в отличие от заводской, которая потихонечку отмирает. Вокруг обмена мы будем строить наши комфортные города будущего. Другой вопрос, что постепенно для обмена уже не нужно находиться вместе в одном городе. Не требуется большая концентрация людей, не требуется их пространственная близость, поэтому в будущем мегаполисы будут умирать.
Есть такой фантазийный сценарий «Проект Венера» дизайнера Жака Фреско, который утверждает, что у нас уже есть весь технологический комплекс, позволяющий убрать все города и равномерно распределиться по планете в таких прекрасных зеленых жилых единицах с самовозводящимися домами, при этом не занимаясь в классическом виде торговлей или производством. А все материальные объекты будут строиться строительными роботами и 3D-принтерами и доставляться по месту надобности по первому зову. Людям останется только развивать культуру, писать книги, петь песни, проводить научные исследования. И они ни в коей мере не будут вредить природе.
Единственное, что мешает реализации этого проекта — это государства и транснациональные корпорации. Отменим государства и корпорации, и будет хорошо, будем жить в нормальной природе в тех концентрациях людей на единицу площади, в которых нам комфортно, в которых мы зародились и которые не вызывают в нас море стресса. Понятно, что это некоторая фантазия, но она очень красиво упаковывает разворачивающиеся тренды. Действительно, города становятся все менее привлекательными, развивается дауншифтинг, но пока что не в такой степени, чтобы говорить о скорой смерти больших городов.
Сейчас серьезно развивается конструктивная критика мегаполиса. В начале XX века доминировала обреченная критика городов, что у нас нет выбора, что мы живем в этом ужасном городе, что много зла творится в нем. Еще говорили: «До чего человечество себя довело». А сейчас мы говорим о том, что у города есть такие-то недостатки и ничто не мешает пойти заниматься тем-то и тем-то с большим уровнем комфорта и чувством самореализации. Развитие локальной культуры, развитие локальных продуктов, фермерства, удаленной работы, мейкерства.
Сильный удар по мегаполисам наносит удешевление средств производства. То есть если раньше для того, чтобы собрать компьютер, требовались какие-то невероятные мощности, то сейчас мы уже можем поставить эксперимент и получить вполне себе работающий компьютер, напечатав его на 3D-принтере, который и сам не так уж дорого стоит. И зачем нам жить в городе, работать на этих заводах? Дальше удешевляются столярные, слесарные станки, и постепенно у нас будет все меньше и меньше причин, почему надо жить в мегаполисе. Все, что мы можем достать в мегаполисе, мы можем достать и в малом городе, в селе, в Антарктике, где угодно с помощью так называемого «Производства 2.0».
Фото building-tech.orgЕсть такой фантазийный сценарий «Проект Венера» дизайнера Жака Фреско, который утверждает, что у нас уже есть весь технологический комплекс, позволяющий убрать все города и равномерно распределиться по планете в таких прекрасных зеленых жилых единицах с самовозводящимися домами, при этом не занимаясь в классическом виде торговлей или производством
«Мы фиксируем появление вокруг Москвы фактических гетто с бедствующими ТСЖ»
— Что делать с теми большими, хаотично растущими городами в России, которые уже построены и создают проблемы миллионам людей?
— На самом деле это вопрос управления миграционными потоками на уровне страны. Действительно, у нас сейчас есть некоторая проблема, что люди движутся за концентрацией денег. А у концентрации денег есть несколько уровней: малые города, средние города, мегаполисы, Москва. Народ идет по этой лестнице вслед за деньгами. Это тесно связано с налоговой политикой. И даже небольшое изменение в налоговой политике, направленное на сохранение большего количества денег в муниципалитетах, приведет к серьезным изменениям в миграции людей. У людей появится возможность подключаться к каким-то экономическим процессам у себя на малой родине. Зачем ехать в Москву, если в твоем городе вращается достаточное количество денег, чтобы обеспечить занятость горожан? Такая тактическая история.
И есть большой стратегический вопрос. Допустим, люди начали уезжать из мегаполисов… И вот вокруг Москвы возникает огромное количество пустых страшных домов, в которые никто не хочет ехать. Сложная история, которая потребует серьезного локального регулирования, потому что плохо заселенные дома — это отличный материал для геттоизации. Уже сейчас мы фиксируем появление вокруг Москвы фактических гетто с большим количеством самоселов, с бедствующими ТСЖ, потому что людей, которые платят управляющей компании, всего 20 человек в доме, рассчитанном на 1000. Понятно, что экономика этого дома рассчитана на то, что управляющей компании будут платить 1000 человек и она может поддерживать эти дома, делать текущий ремонт. Если этого не происходит, то рушится экономика дома, вслед за этим начинает обрушиваться дом.
Дальше получается такой детройтский сценарий, который просто не решается, потому что людей надо переселять, находить какие-то сообщества, в которые человек хочет войти, отдав свою квартиру. Дальше тоже проблема — это жилье стремительно дешевеет. Соответственно, на рынке человек не может совершить обмен своего жилья на что-то пристойное. И нужна какая-то госпрограмма или программа Всемирного банка, то есть нужна большая работа, чтобы справится с этим.
— Вы упомянули Детройт. Горожане по-прежнему массово выезжают оттуда?
— Сейчас уже начали понемногу возвращаться. Но Детройт всегда был примером того, как город может в течении полувека взлететь, стать суперуспешным, а потом оказаться полностью заброшенным, потому что производства из него ушли и людям стало негде работать. По этой причине люди стали уезжать из Детройта. Там было катастрофическое, обвальное сокращение населения, так что жутковато стало там жить.
Матвей Антропов
Справка
Петр Иванов — социолог города в лаборатории «Гражданская инженерия», продюсер, ведущий телеграм-канала «Урбанизм как смысл жизни», автор статей на городскую тематику в различных популярных изданиях.
ОбществоИнфраструктураrealnoevremya.ru
7 современных городов стали призраками, потому что в них никто не захотел жить
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В мире ежегодно строятся с нуля новые города. Однако они не всегда находят своих жителей. Сотни новых жилых домов стоят пустыми, пребывая в вечном ожидании своих хозяев. Такие новорожденные города-призраки есть в самых разных уголках планеты.
Мы в AdMe.ru задались вопросом, почему так происходит. Взгляните, что мы выяснили. А самое интересное мы приготовили для вас в конце статьи.
1. Кангбаши, Китай
Китай занимает первое место в мире по количеству строящихся зданий. Ежегодно в Поднебесной строятся новые города, но, несмотря на высокую плотность населения, многие из этих городов так и остаются пустыми.
Одна из предполагаемых причин — это чрезвычайно высокие цены на недвижимость. Другая версия говорит о страховке на случай войны. Если китайские густонаселенные города будут атакованы с воздуха, то восстанавливать их будет весьма накладно. Гораздо выгоднее и проще расселить выжившее население по новым городам.
Самый большой китайский город-призрак находится в округе Ордос, где было обнаружено богатое месторождение угля. В городе Кангбаши возведены тысячи жилых домов, а также вся необходимая инфраструктура, включая аэропорт, парки, театры, уличные скульптуры и музей.
www.adme.ru
Кавасаки |
Кадис |
Кадников |
Казань |
Каир |
Кайеркан |
Калач |
Калач-на-Дону |
Калачинск |
Кале |
Кали |
Калининград |
Калининск |
Калтан |
Калуга |
Калькутта |
Кальян |
Калязин |
Камакура |
Камбарка |
Каменка |
Каменногорск |
Каменск-Уральский |
Каменск-Шахтинский |
Камень-на-Оби |
Камешково |
Камызяк |
Камышин |
Камышлов |
Канаш |
Кандалакша |
Канны (Канн) |
Канпур |
Канск |
Кант |
Карабаново |
Карабаш |
Карабулак |
Караганда |
Каракас |
Каракол |
Карасук |
Карачаевск |
Карачев |
Карачи |
Каргат |
Каргополь |
Каркассон |
Карловы Вары |
Карлсруэ |
Кармиэль |
Карпинск |
Картахена |
Карталы |
Касабланка |
Касимов |
Касли |
Каспийск |
Катав-Ивановск |
Катайск |
Катакюсю |
Каунас |
Кацуяма |
Качканар |
Кашин |
Кашира |
Кванджу |
Кедровый |
Кемерово |
Кемь |
Кесон-Сити |
Кёльн |
Кзыл-Орда |
Киев |
Кизел |
Кизилюрт |
Кизляр |
Киль |
Кимовск |
Кимры |
Кингисепп |
Кинель |
Кинешма |
Киншаса |
Киреевск |
Киркенес |
Киото |
Киренск |
Киржач |
Кириллов |
Кириши |
Киров |
Кировград |
Кировоград |
Кирово-Чепецк |
Кировск |
Кировск |
Кирс |
Кирсанов |
Кирьят-Шмона |
Киселёвск |
Кисловодск |
Кито |
Кишинев |
Клайпеда |
Кливленд |
Климовск |
Клин |
Клинцы |
Княгинино |
Кобе |
Ковдор |
Ковентри |
Ковров |
Ковылкино |
Когалым |
Кодинск |
Козельск |
Козловка |
Козьмодемьянск |
Коканд |
Кола |
Кологрив |
Коломна |
Колпашево |
Колпино |
Кольчугино |
Коммунар |
Компьень |
Комсомольск |
Комсомольск-на-Амуре |
Конаково |
Конакри |
Кондопога |
Кондрово |
Константиновск |
Копейск |
Копенгаген |
Кораблино |
Кордова |
Кореновск |
Коркино |
Королёв |
Короча |
Корсаков |
Коряжма |
Костерёво |
Костомукша |
Кострома |
Котельники |
Котельниково |
Котельнич |
Котлас |
Котово |
Котовск |
Кохма |
Краков |
Красавино |
Красноармейск |
Красноармейск |
Красновишерск |
Красногорск |
Краснодар |
Красное Село |
Краснозаводск |
Краснознаменск |
Краснознаменск |
Краснокаменск |
Краснокамск |
Краснослободск |
Краснослободск |
Краснотурьинск |
Красноуральск |
Красноуфимск |
Красноярск |
Красный Кут |
Красный Сулин |
Красный Холм |
Кремёнки |
Кронштадт |
Кропоткин |
Крымск |
Кстово |
Куала-Лумпур |
Кубинка |
Кувандык |
Кувшиново |
Кудымкар |
Кузнецк |
Кулебаки |
Кумертау |
Кунгур |
Куньмин |
Купино |
Курган |
Курганинск |
Курильск |
Курлово |
Куровское |
Курск |
Куртамыш |
Курчатов |
Куса |
Кустанай |
Кушва |
Кызыл |
Кыштым |
Кяхта |
www.1000mest.ru
Первый частный город в России, быть или не быть? Часть 1 / SmartProgress corporate blog / Habr
В прошлой своей статье «Дизайн российских городов, где он?» я затронул тему плохой архитектуры в наших с вами городах. Она получило широкий резонанс, набрав более 300 комментариев.Сегодня поговорим о более практической части и попытаемся вместе ответить на вопрос «Что делать?».
Концепция частного города
Знакомьтесь, это Пол Ромер, американский экономист, который в 2009 году предложил идею городов-хартий под управлением корпораций.
В своем выступлении на TED Ромер описывает свою концепцию, в которой фактически предлагает с нуля строить города в развивающихся странах, правительства которых погрязли в коррупции, бюрократии и плохих законах.
В частном городе управление будет в руках крупной компании. В нем будут созданы самые привлекательные условия для инвесторов и бизнеса, а управляться они будут на основе хартии, то есть договора, списка правил, наиболее благоприятных экономически и политически.
В идеях Ромера есть кардинальные и труднореализуемые в нашей стране идеи, в частности, он предлагает строить города, свободные от законодательства страны, в которой они находятся. Но это и не важно. Мы ведь можем взять лишь то, что подходит именно нам, верно?
Частных городов по модели Ромера так и не появилось, но есть классические частные города под управлением корпораций, вот несколько из них:
Celebration
Город в США, штат Флорида, большинство земель которых принадлежат The Walt Disney Company. Население составляет 7427 человек (данные 2010 года).
Идея этого города родилась в голове небезызвестного Уолта Диснея, но воплотилась она в жизнь только после его смерти.
В 1995-м компания Диснея разыграла первые 474 дома в Селебрейшне, почти пять тысяч человек боролись за право быть его частью — частью огромной декорации, с поддельным снегом и максимально зарегулированной жизнью.
Город Диснея — пример частного города, работающей бизнес-модели, которая уже воплощена в жизнь.
Лаваса
Лаваса — это строящийся на деньги частной компании город, расположенный в Западных Гхатах – горах Сахядри на западном побережье Индии. Пока не ясна судьба этого проекта, СМИ предрекают сумрачное будущее, но это лишь мнение. Дело в том, что в Индии настолько низкие зарплаты, что позволить себе жить в таком городе могут немногие. Да и качество строительства под вопросом.
Lavasa является детищем индийского предпринимателя Аджита Гулабчана (Ajit Gulabchand) — председателя строительной компании Hindustan, известной мега-проектами мостов и дамб.
Это первый город в Индии, который строится в соответствии с принципами «нового урбанизма» — концепции города, в соответствии с которой в нем остается достаточно много свободного пространства, совмещены бизнес-зоны и жилая застройка, есть разнообразные типы социального жилья и сохранены природные лесопарки.
Инвестиции в проект составляют $30 млрд. Предполагаемое население 300 тыс. человек.
Частный город в России?
Я слышал про частные компании, школы, коттеджные поселки, но города — никогда.
Что у нас есть сейчас:
Все города в России находятся под управлением чиновников, которым по сути плевать как они выглядят, какая у них инфраструктура и комфортно ли жить его жителям. Чиновники получают фиксированную зарплату, основная их функция «освоить» бюджет. Мотивации что-то делать хорошо нет, ведь если все хорошо, то бюджет в следующем году не выделят.
Плюсы:
— бесплатное социальное обеспечение: сады, школы, медицина;
— мэр и губернатор сменяются демократическими выборами. пишу это и не могу сдержать улыбку
А есть ли еще плюсы? Я сходу не вспомнил.
А теперь посмотрим на частный город.
Он находится под управление мэра, назначенного советом директоров управляющей компании. Его задача — повышать прибыльность города. Он заинтересован, чтобы в город приехало как можно больше жителей. У него есть мотивация поддерживать комфортную среду в городе на высоком уровне чтобы он был привлекательным на фоне остальных. В таком городе нет соблазна, например, строить дороги на 1 год, потому что управляющая компания не захочет каждый год выделять из бюджета средства на их ремонт.
Тендеры будут проходить не по самой низкой цене как это принято в госсекторе, а по соотношению цена-качество.
Частный город — это частная территория. Здесь можно строить школы, где обучение построено по мировым методикам обучения.
Житель перед управляющей компанией будет защищен договором-хартией, вступающим в силу при покупке жилья в городе или аренде жилой или коммерческой площади.
Этот список можно продолжать.
Минусы:
— горожанин будет платить двойной налог: федеральный + в бюджет частному городу;
— детские сады и школы будут платными. Но по факту школы сейчас лишь номинально бесплатные. Очень часто родители платят за учебники, шторы, ремонт и т. д. Так что это лишь условный минус;
— в городе будут свои правила и штрафы за их нарушения. Но правила — это необходимая мера для того, чтобы город был комфортным. В пример можно привести Сингапур, который жестко регламентирован, но это позволило стать ему самым динамично-развивающимся в Азии.
Назрела проблема
Выглянув сейчас в окно большинство из нас увидят почти одно и то же:
- Тоскливую архитектуру;
- Дворы, заставленные машинами;
- Плохую транспортную инфраструктуру;
- Убитые автомобильные дороги и пешеходные дорожки;
- Отсутствие нормальных современных парков и прогулочных зон;
- Обилие визуально мусора, в виде рекламных поверхностей;
- и многое другое
И, похоже, государство это не волнует. Хотя, надо признать, Москва сейчас хорошо развивается по многим показателям. Но к Москве я вернусь дальше по тексту.
Я убежден, что городская среда влияет на нас. Так может не казаться, но когда мы день за днем сталкиваетесь с ней, то начинаем приспосабливаться к плохой среде. А это самое ужасное. Незаметно мы становимся безразличными. Безразличными к подъездам, дворам, инфраструктуре и всей городской среде. Я сам такой был, пока меня не отрезвило мое первое путешествие в Европу. Я увидел, что может быть по другому.
Именно поэтому идея частного города показалась мне очень перспективной и вот почему:
1) Реалистичность.
Мы все понимаем, что государство никогда не инвестирует в такой проект, но при участии частных инвестиций он может появиться на свет.
2) Необходимость.
У городов нет конкуренции. Мысль о том, что такова наша судьба — жить в плохих условиях укоренилась основательно. Нужен прецедент, который покажет, что в России можно жить по-другому, это обнажит проблему.
3) Присутствие ресурсов:
— Земельные. Россия обладает самой большой территорией на Земле, у нас есть пространство для реализации.
— Людские. У нас много талантливых людей, способных реализовать проект.
— Технологические. За последние 50 лет в мире появилось много строительных, транспортных и социальных технологий. Наши города были построены задолго до транспортной и технологической революции. Многие не учитывают ни современный городской трафик, ни потребности в комфортной среде, ни логичную инфраструктуру. Все это понимают, но поменять что-то достаточно сложно в текущих городах.
Цель проекта
Проекту я дал условное название «Дизайн-город». Моя цель достаточно амбициозна: Инициировать создание первого в России частного технологичного города (еще такие города принято назвать «умными»). Кто-то спросит: «А кто ты вообще такой чтобы такие цели декларировать?»
Отвечаю: я просто гражданин этой страны, который устал ждать инициативы от кого-то еще. Понимаю, что опыта в градостроительстве у меня нет (и он мало у кого есть). Есть только свой взгляд и свои идеи на этот счет.
Обращение к хабрасообществу
Эта статья не просто так размещена на Хабре. Здесь сосредоточено самое большое ИТ сообщество в России и много талантливых и активных людей, которые могут поучаствовать в развитии этого проекта.
Все что я буду писать дальше — это мое видение и оно может быть ошибочным. Город — это среда сотен тысяч (или миллионов) человек и я считаю неразумным, что проект города будет создаваться силами нескольких человек. И именно поэтому я выношу этот проект на всеобщее обозрение, чтобы через диалог с обществом сформировать его.
Я создал цель на SmartProgress, где буду публиковать отчеты, а также группу в ВК для обсуждений.
Я разделил цель на этапы:
- Собрать сообщество численностью более 50 тыс. человек.
- Собрать команду единомышленников: архитекторы, инженеры, дизайнеры городской среды, предприниматели, менеджеры и т. д… Понадобиться опыт сотен людей.
- Выработать принципы работы экономики города: кто в нем будет жить и какая будет работа (создать портрет жителя), как он будет зарабатывать и содержать себя.
- Определить технологии, по которым будет построен город: градостроительные, инженерные, экологические и т. д.
- Сформулировать хартию города: политические и социальные законы, по которым будут жить горожане.
- Создать визуальную концепцию города и его устройство. Архитектура и дизайн городской среды.
- Найти инвесторов и партнеров в России и/или заграницей. После формирования проекта, мы будем пробовать продвигать его в среде инвесторов. Это план максимум.
Порядок этапов нестрогий. Далее я подробнее раскрою каждый пункт.
Сообщество
Зачем этому проекту сообщество?
Во-первых, чтобы изучить спрос.
Во-вторых, сообщество поможет сформировать этот проект, сделать его жизнеспособным.
В-третьих, часть сообщества станет первыми жителями города.
Команда
В сообществе будут появляться лидеры. В такой проект необходимо вовлечь сотни разных специалистов, чтобы он формировался сбалансированным и жизнеспособным.
Выношу на обсуждение общественности первую бета версию проекта. Повторюсь, что все что я пишу ниже это просто мои идеи и их можно и нужно подвергать критике, но важно при этом предлагать свои идеи.Например
Неправильно: Парковки во дворах — это г**но
Правильно: Парковки не для дворов, предлагаю их переносить в подвалы домов, это позволит дворы использовать для детских площадок и активного времяпровождения взрослых.
Дизайн-город Ver. 0.1 beta
Я очень долго думал о том каким должен быть город. Ведь мало его построить, необходимо чтобы он заселялся жителями. Именно поэтому необходимо создать хорошо продуманную концепцию.
Первое, что нужно сделать — изучить конкурентов. На основе этого анализа я выдвину свою теорию.
Конкурентные регионы
Москва
По опыту проживания в Москве продолжительное время могу сказать, что город сильно перенаселен. Метро в часы пик и праздничные события — это как лосось на нересте. На дорогах постоянные пробки.
Несмотря на это, люди едут сюда, и даже если вы никогда не хотели переезжать в Москву, то я уверен, если ничего не делать, рано или поздно она сама придет к вам:
Чтобы этого избежать, нужно создавать новые зоны притяжения людей, т. е. децентрализовать страну.
В сфере IT уже появляются свои кластеры: Иннополис и Сколково. Они специализируются на привлечении и обучении различных IT специалистов. Не будем спорить об их эффективности. Просто имеем их ввиду.
Промышленное градообразующее предприятие тоже не наша история. Это совершенно другие инвестиции и задачи.
Из этого всего родилась концепция туристического города-парка. Его необходимо строить на юге России. В первую очередь из-за того, что именно в таком виде он сможет быстро обрести жизнь.
Смотрим на схему и зоны, выделенные красными тонами. Это зоны с более теплыми зимами. Точное местоположение нужно выбирать.
Дизайн-город можно построить как на абсолютно новой территории, так и на месте какой-либо заброшенной деревни.
Концепция города-парка объединяет в себе лучшую европейскую и американскую архитектуру, добавляет современные парковые и развлекательные зоны и приправляется щепоткой русского размаха. На выходе получаем новое место притяжения для всех, кто отправляется отдыхать на черное или каспийское побережье.
Для справки: В 2011 году черноморское побережье посетило порядка 11 млн. туристов (не нашел более свежую информацию). Если даже 10% этих туристов заедет в город, то для бизнеса это большое подспорье.
Итого получаем
1) Город по климату более комфортен, чем Москва или Питер. Это преимущество.
2) Хороший поток туристов. Это подспорье для развития малого и среднего бизнеса в городе: кафе, рестораны, парикмахерские, развлекательные комплексы и т. д. Все это сделает город живым.
3) Город подтянет крупный туристический сектор: гиды, туристические компании, агенты, менеджеры.
4) Параллельно появятся жители из других регионов, которые не привязаны к работе территориально: IT-специалисты, дизайнеры, менеджеры, учителя, сотрудники среднего и низшего звена.
Это моя теория и рассуждения. Во всяком случае, я лично не вижу перспектив у города, построенного где-то в тундре.
ЛирикаЕще немного статистики для любопытных: Только 28% россиян имеют загранпаспорт. Представьте, что большая часть населения НИКОГДА не сможет выехать за пределы России и СНГ. Мы как рыбки в аквариуме. И это реально поражает. Многие из нас никогда не поедут на Октоберфест и не прокатятся по каналам Амстердама, не зайдут в настоящую французскую булочную и не покатаются на трамвае в Праге.Дизайн-город позволит прикоснуться к настоящей европейской архитектуре и окунуться в ее атмосферу.
Что из себя представляет Дизайн-город?
Это город, состоящий из сот-кварталов, разделенными дорогами. Зеленые зоны — это крупные парки развлечений и отдыха.
Почему соты?
Этой осенью специалисты из Колумбийского национального университета рассчитали, что именно такой вид оптимален с точки зрения передвижения. По их расчетам даже классические кварталы проигрывают сотам в скорости передвижения на автомобилях.
Здесь статья, а здесь исследование на английском (pdf).
Характеристики:
1. Отсутствие спальных районов.
Спальный район — самое большое зло всех российских городов. Именно такая инфраструктура создает огромные пробки из-за того, что вся работа в центре!
В Дизайн-городе вся инфраструктура будет вкраплена в жилую застройку: магазины, детские сады, школы, кинотеатры, небольшие поликлиники, почта, государственные учреждения и т. д. Коммерческая недвижимость будет соседствовать с жилой.
2. Огромные тематические парки развлечений, отдыха и спорта.
Если вы присмотритесь к схеме выше, вы увидите, что каждый кластер окружен 2 крупными парками. В этих парках будут располагаться спортивные объекты, аттракционы, аквапарки.
3. Каждый район будут иметь свой дизайн-код.
Оформление коммерческой недвижимости будут регламентировано. Никаких красных баннеров поперек дороги.
4. Пешеход важнее автомобиля.
Город снова должен стать для людей. Поэтому во дворы заехать будет невозможно. Дворы будут местом тихого отдыха и прогулок с детьми. Парковки подземные под домами жильцов.
5. Общественный транспорт.
Трамваи по кольцевым и радиальным дорогам. Например, такой, made in Russia:
6. Не высотное строительство
Город не должен быть высоким. Это всегда создает большую транспортную нагрузку. Пусть высотки строят в Японии, у них выхода нет. Они живут на маленьком острове. Или китайцы, у них численность высокая. Мы же обладаем громадными площадями и небольшой численностью. Даже европейцы, имея небольшие площади не строят высокие города. Историческая часть Питера также отличный пример.
Ссылка на вторую часть
habr.com