Разное

Финансовый механизм и его основные элементы: 8. Финансовый механизм и основные его элементы

01.06.1986

8. Финансовый механизм и основные его элементы

Финансовый механизм в общем случае можно рассматривать как систему различных средств и обстоятельств, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов денежных ресурсов и других денежных фондов в интересах его активной хозяйственной деятельности. Характер финансового механизма в решающей степени способен определить через воздействие на субъекты финансового управления, успех или неудачу предприятия в достижении намеченных или стратегических целей.

Основными принципами действия финансового механизма на предприятии являются:

  • комплексность – использование финансовых рычагов регулирования деятельности, не исключающих, а взаимодополняющих друг друга.

  • функциональность – обеспечение функционирования финансового механизма в соответствии с поставленными целями.

  • адаптивность – способность учитывать изменения экономической окружающей среды и вносить коррективы в процессе регулирования хозяйственных связей с партнерами.

  • однородность – единообразие финансового механизма как регулирующего факта.

Все субъекты управления действуют в рамках единого гражданского законодательства с обязательным учетом особенностей деятельности каждого предприятия.

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям. Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

К финансовой информации относятся:

  • осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;

  • осведомление о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

  • сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов;

  • различные другие сведения.

Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках) может являться одним из видов интеллектуальной собственности («ноу-хау») и вноситься в качестве вклада в уставный капитал АО или товарищества.

Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет к увеличению прибыли.

1.3. Финансовый механизм и его основные элементы

Менеджмент организации / Теоретические основы финансового менеджмента / 1.3. Финансовый механизм и его основные элементы

Финансовый механизм — это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образо­вание и использование фондов финансовых ресурсов и других де­нежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятель­ность предприятия. Финансовый механизм осуществляет системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли, повы­шению уровня рентабельности, упрочению конкурентной позиции на рынке и пр.

Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулиро­вание финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, сложившуюся на предприятии, методы финансового управления, фи­нансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационную базу и другие элементы. Определенный набор требований к организации финансов мо­жет содержать устав предприятия. Внутренними регуляторами

могут быть установленные лимиты и нормативы, размеры резервов и фондов, требования внутреннего контроля, положения учетной, налоговой и амортизационной политики.

В качестве основных финансовых методов выступают финансовое планирование, финансовый и управленческий учет, финансовое регулирование, финансовый анализ и контроль. Они обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, ко­торые в процессе финансово-хозяйственной деятельности соверша­ют непрерывный кругооборот, принимают разнообразные функцио­нальные формы и материализуются во всевозможных активах. Таким образом, финансовый механизм обеспечивает многофункциональную систему управления финансами.

В качестве одного из элементов этого механизма выступают фи­нансовые инструменты. По международным стандартам бухгалтер­ского учета под финансовым инструментом следует понимать любой договор между двумя контрагентами, в результате которого у одного контрагента возникает финансовый актив, а у другого — финансовое обязательство долгового или долевого характера (участие в капитале).



Финансовые инструменты делятся на первичные финансовые инстру­менты, включающие дебиторскую и кредиторскую задолженности, кредиты, займы, акции, облигации и долевые ценные бумаги, и вторич­ные (или производные) финансовые инструменты, к которым относят­ся опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и валют­ные свопы. В основе производных инструментов находится базисный актив в виде товара (акций, облигаций, векселей, валюты и т.п.), их цена будет зависеть от складывающейся цены базисного актива.

Финансовые рычаги и стимулы представляют достаточно широ­кий набор инструментов воздействия на предприятие и на контр­агентов с целью более эффективного использования ресурсов, выпол­нения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, штрафы, пени, неустойки, нормы амортизации, ставки про­центов по кредитам и депозитам и пр.

Финансовые показатели, нормативы, лимиты — элементы финан­сового механизма, позволяющие использовать определенные методы расчетов, а также организовать хозяйственную деятельность на предприятии.

В финансовом менеджменте следует учитывать также такие внешние регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки финансовых инструментов на фон­довом рынке и пр. По мере становления рынка роль этих ре­гуляторов усиливается, следовательно, возрастает и их воз­действие на финансовый механизм предприятия.

Эффективность финансового механизма обеспечивается только при условии активного использования всех финансовых категорий: выручки, прибыли, амортизации, основных фондов и оборотных средств, кредита, налогов и др.

Финансовый механизм | Минаматская конвенция по ртути

 

Глобальный экологический фонд

Отношения между ГЭФ и КС определяются Меморандумом о взаимопонимании, который был согласован как КС, так и Советом ГЭФ. Выполняя свою роль в рамках Финансового механизма Конвенции, ГЭФ работает под руководством Конференции Сторон (КС) в отношении общих стратегий, политики, программных приоритетов и права на доступ к финансовым ресурсам и их использование. Руководство COP для ГЭФ, которое включает примерный список категорий деятельности, которые могут получить поддержку, было принято на COP1 в 2017 году, и его можно найти в решении MC-1/5.

Финансирование ГЭФ для ртути было предоставлено развивающимся странам и странам с переходной экономикой для подготовки Первоначальных оценок Минаматы (MIA) и Национальных планов действий (НПД) по кустарной и мелкомасштабной добыче золота (AGSM), а также для реализации проектов, разработанных для поддержки осуществления отдельных статей Конвенции. Некоторые проекты ГЭФ осуществляются в рамках более широких программных подходов, таких как программа PlanetGOLD для поддержки отказа от использования ртути в кустарной и мелкомасштабной добыче золота. PlanetGOLD имеет проекты в восьми странах и мощный компонент управления знаниями для обеспечения устойчивости и масштабирования результатов проектов. Программа GEF ISLANDS (Осуществление устойчивого и низкого и нехимического развития в малых островных развивающихся государствах) будет работать в 30 малых островных развивающихся государствах для управления растущим воздействием химических веществ и отходов на их окружающую среду, включая удаление не менее 38 метрических тонн ртути из продуктов. , здравоохранение и другие сектора использования.

На каждой КС ГЭФ отчитывается о своей работе по поддержке Сторон и о том, как он отреагировал на указания КС: отчет ГЭФ для КС1 (UNEP/MC/COP.1/INF/3), КС2 (UNEP/MC /COP.2/INF/3) и COP3 (UNEP/MC/COP.3/INF/2).

Специальная международная программа

 Специальная международная программа была создана для оказания прямой помощи в наращивании потенциала и оказании технической помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, и Сторонам с переходной экономикой, поскольку они выполняют свои обязательства по Конвенции. КС согласовала техническое задание для ГП и учреждение его Руководящего совета в решении МС-1/6 КС-1 и обновила решение МС-2/11 на КС-2 (стр. 51). Секретариат управляет процессом представления, проверки и оценки проектов для каждого раунда SIP, в то время как Совет управляющих SIP рассматривает представленные проекты и распределяет доступное финансирование для выбранных проектов. Правительства, частный сектор, фонды, неправительственные организации, международные организации, академические круги и субъекты гражданского общества могут внести свой вклад в ГП через специальный трастовый фонд, управляемый Секретариатом.

Обзор финансового механизма

КС проводит периодические обзоры финансового механизма, включая уровень финансирования, руководящие указания, данные Конференцией Сторон, а также эффективность и способность механизма удовлетворять меняющиеся потребности Сторон, являющихся развивающимися странами. и Стороны с переходной экономикой. На основе таких обзоров КС примет соответствующие меры для повышения эффективности финансового механизма. Первый обзор был завершен на КС3 (решение МС-3/7). Чтобы помочь Сторонам завершить обзор, секретариат представил КС обновленную информацию о деятельности ГЭФ (UNEP/MC/COP.3/9).) и отчет о деятельности ГП (UNEP/MC/COP.3/10) и его Совета управляющих (UNEP/MC/COP.3/10/Add.1).

Сторонам рекомендуется связаться с Секретариатом или другими партнерскими организациями, включая учреждения-исполнители ГЭФ и Глобальное партнерство ЮНЕП по ртути, для обсуждения проектных идей.

Специальная программа

Стороны, соответствующие критериям, могут также обратиться за поддержкой в ​​Специальную программу , управляемую Отделом по химическим веществам и отходам Программы ООН по окружающей среде, которая предназначена для укрепления устойчивого институционального потенциала для разработки, принятия, мониторинга и обеспечения соблюдения политики, законодательства и правил для эффективных основ осуществление Минаматской конвенции, Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций и Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM).

Эффективное использование денег имеет решающее значение для улучшения образования

Помощь странам в более эффективном использовании их инвестиций в образование является ключевым приоритетом нашей работы по финансированию образования.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Развивающиеся страны вкладывают значительные средства в свои системы образования и предоставляют своим детям и молодежи беспрецедентный уровень доступа к образованию. Но этого все еще недостаточно. Достижение национальных целей в области образования потребует дополнительных финансовых обязательств в ближайшие годы. Не менее важно обеспечить эффективное использование этих ресурсов за счет снижения неэффективности расходов, характерной для многих систем образования. Средства могут не доходить до школ, решения о расходах могут не согласовываться с целями обучения, а у государственных учреждений может не хватать возможностей для эффективного использования средств. Странам необходимо решить эти проблемы, если они хотят предоставить возможности образования, в которых нуждается их население, финансово осуществимым и устойчивым образом.

НАШ ПОДХОД

Мобилизация дополнительных ресурсов для образования и устранение коренных причин неэффективности расходов – это не то, что системы образования могут решить самостоятельно. Наш подход заключается в объединении многоотраслевого опыта для взаимодействия с министерствами образования и финансов и другими заинтересованными сторонами для разработки и внедрения эффективных и действенных систем управления государственными финансами; наращивание потенциала для мониторинга и оценки расходов на образование, выявления узких мест в финансировании и разработки мероприятий по укреплению систем финансирования; создать базу фактических данных о глобальных структурах расходов, а также о масштабах и причинах неэффективности расходов; и разработать диагностические инструменты в качестве общественного блага для поддержки усилий страны.

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ:

1. Мобилизация достаточных ресурсов для образования

Всемирный банк тесно сотрудничает с министерствами образования и финансов, чтобы определить осуществимые и устойчивые действия для обеспечения адекватного финансирования систем образования. Например, с помощью регулярных обзоров государственных расходов мы оцениваем общее финансовое положение страны и определяем способы привлечения дополнительных средств на образование за счет государственного бюджета. Всемирный банк также стремится помочь странам изучить инновационные механизмы и стратегии финансирования для привлечения средств из государственных и неправительственных источников для решения проблемы нехватки ресурсов.

2. Повышение эффективности расходов

Помощь странам в более эффективном использовании их инвестиций в образование является ключевым приоритетом нашей работы по финансированию образования. С помощью основных элементов нашего подхода мы стремимся к повышению эффективности системы образования, поощряя постепенный переход систем образования от финансирования, основанного на затратах, к финансированию, основанному на результатах. Посредством проектного финансирования, аналитической и консультационной работы мы помогаем странам привести имеющиеся у них ресурсы в соответствие с национальными целями в области развития и образования, выявить источники неэффективности и укрепить свои системы управления государственными финансами для более эффективного планирования, составления бюджета и использования ресурсов. Мы продолжаем поддерживать многие страны в создании систем, обеспечивающих школы прозрачными и предсказуемыми потоками финансирования, которые подотчетны учащимся и их семьям.

3. Содействовать справедливому использованию ресурсов

Государственные расходы на образование иногда распределяются таким образом, что исключаются бедные и маргинализированные дети. Данные из многих стран показывают, что государственные расходы на образование часто могут благоприятствовать более богатым и влиятельным группам. Эти различия в финансировании не только приводят к тому, что дети из более бедных семей получают образование более низкого качества, но также усугубляют и увековечивают существующее неравенство между социально-экономическими группами. Всемирный банк стремится помочь правительствам реформировать механизмы государственного финансирования, чтобы обеспечить выравнивание расходов и компенсировать дополнительные затраты со стороны предложения, связанные с предоставлением качественных образовательных услуг детям из бедных и других маргинализированных сообществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *