8. Финансовый механизм и основные его элементы
Финансовый механизм в общем случае можно рассматривать как систему различных средств и обстоятельств, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов денежных ресурсов и других денежных фондов в интересах его активной хозяйственной деятельности. Характер финансового механизма в решающей степени способен определить через воздействие на субъекты финансового управления, успех или неудачу предприятия в достижении намеченных или стратегических целей.
Основными принципами действия финансового механизма на предприятии являются:
комплексность – использование финансовых рычагов регулирования деятельности, не исключающих, а взаимодополняющих друг друга.
функциональность – обеспечение функционирования финансового механизма в соответствии с поставленными целями.
адаптивность – способность учитывать изменения экономической окружающей среды и вносить коррективы в процессе регулирования хозяйственных связей с партнерами.
однородность – единообразие финансового механизма как регулирующего факта.
Все субъекты управления действуют в рамках единого гражданского законодательства с обязательным учетом особенностей деятельности каждого предприятия.
В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.
К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям. Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.
К финансовой информации относятся:
осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;
осведомление о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;
сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов;
различные другие сведения.
Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках) может являться одним из видов интеллектуальной собственности («ноу-хау») и вноситься в качестве вклада в уставный капитал АО или товарищества.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет к увеличению прибыли.
1.3. Финансовый механизм и его основные элементы
Менеджмент организации / Теоретические основы финансового менеджмента / 1.3. Финансовый механизм и его основные элементы
Финансовый механизм — это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов финансовых ресурсов и других денежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый механизм осуществляет системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли, повышению уровня рентабельности, упрочению конкурентной позиции на рынке и пр.
Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулирование финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, сложившуюся на предприятии, методы финансового управления, финансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационную базу и другие элементы. Определенный набор требований к организации финансов может содержать устав предприятия. Внутренними регуляторами
В качестве основных финансовых методов выступают финансовое планирование, финансовый и управленческий учет, финансовое регулирование, финансовый анализ и контроль. Они обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, которые в процессе финансово-хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот, принимают разнообразные функциональные формы и материализуются во всевозможных активах. Таким образом, финансовый механизм обеспечивает многофункциональную систему управления финансами.
В качестве одного из элементов этого механизма выступают финансовые инструменты. По международным стандартам бухгалтерского учета под финансовым инструментом следует понимать любой договор между двумя контрагентами, в результате которого у одного контрагента возникает финансовый актив, а у другого — финансовое обязательство долгового или долевого характера (участие в капитале).
Финансовые инструменты делятся на первичные финансовые инструменты, включающие дебиторскую и кредиторскую задолженности, кредиты, займы, акции, облигации и долевые ценные бумаги, и вторичные (или производные) финансовые инструменты, к которым относятся опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и валютные свопы. В основе производных инструментов находится базисный актив в виде товара (акций, облигаций, векселей, валюты и т.п.), их цена будет зависеть от складывающейся цены базисного актива.
Финансовые рычаги и стимулы представляют достаточно широкий набор инструментов воздействия на предприятие и на контрагентов с целью более эффективного использования ресурсов, выполнения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, штрафы, пени, неустойки, нормы амортизации, ставки процентов по кредитам и депозитам и пр.
Финансовые показатели, нормативы, лимиты — элементы финансового механизма, позволяющие использовать определенные методы расчетов, а также организовать хозяйственную деятельность на предприятии.
В финансовом менеджменте следует учитывать также такие внешние регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки финансовых инструментов на фондовом рынке и пр. По мере становления рынка роль этих регуляторов усиливается, следовательно, возрастает и их воздействие на финансовый механизм предприятия.
Эффективность финансового механизма обеспечивается только при условии активного использования всех финансовых категорий: выручки, прибыли, амортизации, основных фондов и оборотных средств, кредита, налогов и др.
Финансовый механизм | Минаматская конвенция по ртути
Глобальный экологический фонд
Отношения между ГЭФ и КС определяются Меморандумом о взаимопонимании, который был согласован как КС, так и Советом ГЭФ. Выполняя свою роль в рамках Финансового механизма Конвенции, ГЭФ работает под руководством Конференции Сторон (КС) в отношении общих стратегий, политики, программных приоритетов и права на доступ к финансовым ресурсам и их использование. Руководство COP для ГЭФ, которое включает примерный список категорий деятельности, которые могут получить поддержку, было принято на COP1 в 2017 году, и его можно найти в решении MC-1/5.
Финансирование ГЭФ для ртути было предоставлено развивающимся странам и странам с переходной экономикой для подготовки Первоначальных оценок Минаматы (MIA) и Национальных планов действий (НПД) по кустарной и мелкомасштабной добыче золота (AGSM), а также для реализации проектов, разработанных для поддержки осуществления отдельных статей Конвенции. Некоторые проекты ГЭФ осуществляются в рамках более широких программных подходов, таких как программа PlanetGOLD для поддержки отказа от использования ртути в кустарной и мелкомасштабной добыче золота. PlanetGOLD имеет проекты в восьми странах и мощный компонент управления знаниями для обеспечения устойчивости и масштабирования результатов проектов. Программа GEF ISLANDS (Осуществление устойчивого и низкого и нехимического развития в малых островных развивающихся государствах) будет работать в 30 малых островных развивающихся государствах для управления растущим воздействием химических веществ и отходов на их окружающую среду, включая удаление не менее 38 метрических тонн ртути из продуктов. , здравоохранение и другие сектора использования.
На каждой КС ГЭФ отчитывается о своей работе по поддержке Сторон и о том, как он отреагировал на указания КС: отчет ГЭФ для КС1 (UNEP/MC/COP.1/INF/3), КС2 (UNEP/MC /COP.2/INF/3) и COP3 (UNEP/MC/COP.3/INF/2).
Специальная международная программа
Специальная международная программа была создана для оказания прямой помощи в наращивании потенциала и оказании технической помощи Сторонам, являющимся развивающимися странами, и Сторонам с переходной экономикой, поскольку они выполняют свои обязательства по Конвенции. КС согласовала техническое задание для ГП и учреждение его Руководящего совета в решении МС-1/6 КС-1 и обновила решение МС-2/11 на КС-2 (стр. 51). Секретариат управляет процессом представления, проверки и оценки проектов для каждого раунда SIP, в то время как Совет управляющих SIP рассматривает представленные проекты и распределяет доступное финансирование для выбранных проектов. Правительства, частный сектор, фонды, неправительственные организации, международные организации, академические круги и субъекты гражданского общества могут внести свой вклад в ГП через специальный трастовый фонд, управляемый Секретариатом.
Обзор финансового механизма
КС проводит периодические обзоры финансового механизма, включая уровень финансирования, руководящие указания, данные Конференцией Сторон, а также эффективность и способность механизма удовлетворять меняющиеся потребности Сторон, являющихся развивающимися странами. и Стороны с переходной экономикой. На основе таких обзоров КС примет соответствующие меры для повышения эффективности финансового механизма. Первый обзор был завершен на КС3 (решение МС-3/7). Чтобы помочь Сторонам завершить обзор, секретариат представил КС обновленную информацию о деятельности ГЭФ (UNEP/MC/COP.3/9).) и отчет о деятельности ГП (UNEP/MC/COP.3/10) и его Совета управляющих (UNEP/MC/COP.3/10/Add.1).
Сторонам рекомендуется связаться с Секретариатом или другими партнерскими организациями, включая учреждения-исполнители ГЭФ и Глобальное партнерство ЮНЕП по ртути, для обсуждения проектных идей.
Специальная программа
Стороны, соответствующие критериям, могут также обратиться за поддержкой в Специальную программу , управляемую Отделом по химическим веществам и отходам Программы ООН по окружающей среде, которая предназначена для укрепления устойчивого институционального потенциала для разработки, принятия, мониторинга и обеспечения соблюдения политики, законодательства и правил для эффективных основ осуществление Минаматской конвенции, Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций и Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM).
Эффективное использование денег имеет решающее значение для улучшения образования
Помощь странам в более эффективном использовании их инвестиций в образование является ключевым приоритетом нашей работы по финансированию образования.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Развивающиеся страны вкладывают значительные средства в свои системы образования и предоставляют своим детям и молодежи беспрецедентный уровень доступа к образованию. Но этого все еще недостаточно. Достижение национальных целей в области образования потребует дополнительных финансовых обязательств в ближайшие годы. Не менее важно обеспечить эффективное использование этих ресурсов за счет снижения неэффективности расходов, характерной для многих систем образования. Средства могут не доходить до школ, решения о расходах могут не согласовываться с целями обучения, а у государственных учреждений может не хватать возможностей для эффективного использования средств. Странам необходимо решить эти проблемы, если они хотят предоставить возможности образования, в которых нуждается их население, финансово осуществимым и устойчивым образом.
НАШ ПОДХОД
Мобилизация дополнительных ресурсов для образования и устранение коренных причин неэффективности расходов – это не то, что системы образования могут решить самостоятельно. Наш подход заключается в объединении многоотраслевого опыта для взаимодействия с министерствами образования и финансов и другими заинтересованными сторонами для разработки и внедрения эффективных и действенных систем управления государственными финансами; наращивание потенциала для мониторинга и оценки расходов на образование, выявления узких мест в финансировании и разработки мероприятий по укреплению систем финансирования; создать базу фактических данных о глобальных структурах расходов, а также о масштабах и причинах неэффективности расходов; и разработать диагностические инструменты в качестве общественного блага для поддержки усилий страны.
НАШИ ПРИОРИТЕТЫ:
1. Мобилизация достаточных ресурсов для образования
Всемирный банк тесно сотрудничает с министерствами образования и финансов, чтобы определить осуществимые и устойчивые действия для обеспечения адекватного финансирования систем образования. Например, с помощью регулярных обзоров государственных расходов мы оцениваем общее финансовое положение страны и определяем способы привлечения дополнительных средств на образование за счет государственного бюджета. Всемирный банк также стремится помочь странам изучить инновационные механизмы и стратегии финансирования для привлечения средств из государственных и неправительственных источников для решения проблемы нехватки ресурсов.
2. Повышение эффективности расходов
Помощь странам в более эффективном использовании их инвестиций в образование является ключевым приоритетом нашей работы по финансированию образования. С помощью основных элементов нашего подхода мы стремимся к повышению эффективности системы образования, поощряя постепенный переход систем образования от финансирования, основанного на затратах, к финансированию, основанному на результатах. Посредством проектного финансирования, аналитической и консультационной работы мы помогаем странам привести имеющиеся у них ресурсы в соответствие с национальными целями в области развития и образования, выявить источники неэффективности и укрепить свои системы управления государственными финансами для более эффективного планирования, составления бюджета и использования ресурсов. Мы продолжаем поддерживать многие страны в создании систем, обеспечивающих школы прозрачными и предсказуемыми потоками финансирования, которые подотчетны учащимся и их семьям.
3. Содействовать справедливому использованию ресурсов
Государственные расходы на образование иногда распределяются таким образом, что исключаются бедные и маргинализированные дети. Данные из многих стран показывают, что государственные расходы на образование часто могут благоприятствовать более богатым и влиятельным группам. Эти различия в финансировании не только приводят к тому, что дети из более бедных семей получают образование более низкого качества, но также усугубляют и увековечивают существующее неравенство между социально-экономическими группами. Всемирный банк стремится помочь правительствам реформировать механизмы государственного финансирования, чтобы обеспечить выравнивание расходов и компенсировать дополнительные затраты со стороны предложения, связанные с предоставлением качественных образовательных услуг детям из бедных и других маргинализированных сообществ.