Разное

Исключительная экономическая зона рф – 191-ФЗ Об исключительной экономической зоне Российской Федерации

17.02.2019

Содержание

Исключительная экономическая зона — это… Что такое Исключительная экономическая зона?

Исключи́тельная экономи́ческая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

  • на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах
  • юрисдикцию в отношении
    • создания и использования искусственных островов, установок и сооружений
    • морских научных исследований
    • защиты и сохранения морской среды

Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:

  • В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря
  • Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством

(Статьи 56, 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года)

Исключительные экономические зоны стран мира Карта исключительной экономической зоны России

См. также

dic.academic.ru

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — это морской район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. ИЭЗ простирается за пределы территориального моря на расстояние, не превышающее 200 морских миль, отмеряемых от исходных линий территориального моря. Права, обязанности и юрисдикция прибрежных государств в их исключительной экономической зоне, а также права, обязанности и свободы других государств в данной зоне, регулируются положениями Части V Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), подписанной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бей (Ямайка).

Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

В 1945 году президент США Г. Трумэн издал прокламацию № 2667, в которой заявлялось, что природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа открытого моря, примыкающего к побережью США, правительство США считает подпадающими под их юрисдикцию и контроль. В прокламации подчеркивалось, что «характер вод над континентальным шельфом как открытого моря и право на свободное и беспрепятственное судоходство никоим образом не затрагиваются».

В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

В ходе дискуссий в рамках первой Конференции ООН по морскому праву, был признан «особый интерес» прибрежных государств в поддержании производительности живых ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающим к их территориальному морю. Впоследствии новая морская зона за пределами территориального моря, соответствующая исключительной рыболовной зоне (ИРЗ), постепенно утверждалась на основе национальной и международной практики на протяжении 1960-х и 1970-х годов, став предметом широкого обсуждения на третьей Конференции ООН по морскому праву.

Режим исключительной экономической зоны, кодифицированный в Конвенции 1982 г., стал результатом обобщения концепции ИРЗ и концепции «патримониального моря», продвигаемой в 1970-х годах новыми независимыми и развивающимися государствами.

Введенный в международное морское право режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязанностей и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. В первом пункте статьи 56 предусматривается, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

Важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в эксклюзивной экономической зоне ориентированы преимущественно на обеспечение условий для ведения хозяйственной деятельности, такой как разведка и эксплуатация морских ресурсов (ограничение ratione materiae). В данном отношении понятие суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, подразумевающего полную самостоятельность, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Концепцию суверенных прав можно также встретить в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2, п. 2 Женевской конвенции предусматривает, что:

права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

Хотя в Части V Конвенции 1982 г. не содержится аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ имеют по существу исключительный характер в том плане, что никто не вправе проводить исследования или эксплуатацию ресурсов в данной зоне без непосредственного согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этом отношении ключевым положением является статья 73, п.1:

прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

Несмотря на то, что указанное положение предусматривает исполнительную юрисдикцию прибрежного государства, ссылка на «законы и правила, принятые им» дает понять, что государство обладает также законодательной юрисдикцией.

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

  1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
  2. морских научных исследований;
  3. защиты и сохранения морской среды.

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

  1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
    1. искусственных островов;
    2. установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;
    3. установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.
  2. Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

Морские научные исследования.

Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

Защита и сохранение морской среды.

В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).

Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами прилежащей зоны. В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

Статья 9 Конвенции ЮНЕСКО возлагает на государства-участников ответственность за охрану подводного культурного наследия, расположенного в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 10. п. 2 государство-участник, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на такое наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных международным правом». Статья 10, п. 4 позволяет прибрежному государству как «координирующему государству» принимать все практически осуществимые меры для предотвращения любой непосредственной опасности для подводного культурного наследия.

Права, обязанности и свободы других государств.

Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права». Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.

interlaws.ru

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — это… Что такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА?

морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т.е. от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах или от прямых исходных линий, соединяющих точки. географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между РФ и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

И.э.з. — один из новейших институтов международного морского права, формирование которого происходило в 60-70-е гг. XX в. под влиянием нормативной практики ряда (в основном развивающихся) стран, стремившихся односторонним образом расширить свои правомочия на обширные пространства Мирового океана («ползучая юрисдикция»). Обеспокоенность государств, обладавших большими торговыми флотами. в конце концов привела к компр11″ \’;-су, достигнутому на Третьей конференции ООН по морскому праву (1973- 1982). В результате заключенная Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исчерпывающим образом урегулировала юридический статус и правовой режим использования пространства и природных ресурсов прибрежного района, именуемого ныне И.э.з.

В пределах И.э.з. прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему «в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами». Это же касается экономической разведки и разработки И.э.з., создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, защиты и сохранения морской среды.

При осуществлении своих правомочий в пределах И.э.з. прибрежное государство обязано учитывать интересы международного судоходства, права и обязанности других государств. Со своей стороны, эти другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать установленные им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права. \’

Перечень прав других государств в пределах И.э.з. включает свободы: судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие виды правомерного использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов. подводных кабелей и трубопроводов, совместимые при этом с другими конвенционными положениями.

Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительную юрисдикцию над искусственными островами. установками и сооружениями, в том числе в отношении таможенных, фискальных. санитарных и иммиграционных правил и законов, а также законов и правил, касающихся безопасности. Одновременно Конвенция возлагает на них обязанность надлежащим образом информировать мореплавателей о создании поименованных искусственных островов, установок или сооружений, а постоянные средства предупреждения о наличии таковых содержать в исправном состоянии. Прибрежным государствам предписывается «в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией», убирать любые покинутые или более неиспользуемые установки и сооружения, причем при удалении указанных объектов должны надлежащим образом учитываться «интересы рыболовства. защиты морской среды, права и обязанности других государств», а «о глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью», должно делаться надлежащее оповещение.

Прибрежное государство наделяется правом «там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений». Определяемая прибрежным государством ширина зон безопасности с учетом применимых международных стандартов должна разумно соотноситься с характером и функциями таких объектов и не простираться вокруг них более чем на 500 м, «отмериваемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев. когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией».

Фиксируя требования ко всем судам уважать эти зоны безопасности. Конвенция в то же время запрещает возведение искусственных островов, установок и сооружений, «если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства».

Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. были закреплены и детализированы в нормативных актах многих прибрежных государств.

Что касается ответственности за неправомерную деятельность в И.э.з., то некоторые из составов таких преступлений предусмотрены УК. Сюда могут быть отнесены многие положения гл. 26, посвященной экологическим преступлениям, в частности ст. 246, 247, 252, 253, 255,256 УК.

Волосов М.Е.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Исключительная экономическая зона РФ — это… Что такое Исключительная экономическая зона РФ?


Исключительная экономическая зона РФ
Исключительная экономическая зона РФ
Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Исключительная лицензия
  • Исключительные права автора на использование произведения

Смотреть что такое «Исключительная экономическая зона РФ» в других словарях:

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. тж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА …   Юридическая энциклопедия

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права …   Юридический словарь

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — Прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… …   Экономический словарь

  • Исключительная экономическая зона рф — (англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне… …   Энциклопедия права

  • Исключительная экономическая зона РФ — 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также исключительная экономическая зона) морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с… …   Официальная терминология

  • Исключительная экономическая зона — Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Исключительная экономическая зона …   Википедия

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200 мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ — это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии …   Словарь-справочник уголовного права

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что… …   Энциклопедия юриста

  • исключительная экономическая зона — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права …   Большой юридический словарь

dic.academic.ru

Исключительная экономическая зона рф — это… Что такое Исключительная экономическая зона рф?

(англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) — по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»**, международными договорами РФ и нормами международного права. Данное определение И.э.з. РФ применяется также ко всем островам РФ, кроме скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет статус И.э.з. РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в И.э.з. РФ и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ*, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Вопросы, относящиеся к И.э.з. РФ и деятельности в ней, не предусмотренные указанным Федеральным законом, регулируются др. федеральными законами, применимыми к И.э.з. РФ и деятельности в ней. Некоторые отношения, связанные с И.э.з. РФ, регулируются нормативными правовыми актами Правительства РФ. Напр., постановлением от 24.03.2000 г. № 251 утвержден Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен.

Внутренней границей И.э.з. РФ является внешняя граница территориального моря, а ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Делимитация исключительной экономической зоны между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Линии внешних границ И.э.з. РФ или заменяющие их, утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в «Извещениях мореплавателям». Формирование банка данных о внешней границе И.э.з. РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ.

В И.э.з. РФ Россия осуществляет: а) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении др. видов деятельности по экономической разведке и разработке И.э.з. РФ; б) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и др. неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и др. неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законом РФ «О недрах»**, ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»**, др. федеральными законами, применимыми к И.э.з. РФ и деятельности в ней; в) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; г) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т.ч. юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в И.э.з. РФ осуществляются в соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; д) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в И.э.з. РФ осуществляются в соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; е) др. права и обязанности, предусмотренные международными договорами РФ.

РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию в И.э.з. РФ, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международными договорами РФ. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в И.э.з. РФ, Россия не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод др. государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Живые и неживые ресурсы И.э.з. РФ находятся в ведении РФ: регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов  и их охрана входят в компетенцию Правительства РФ.

В И.э.з. РФ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также др. правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров РФ, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов И.э.з. РФ.

Компетенция федеральных органов гос-ной власти в И.э.з. РФ установлена ст. 7 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об И.э.з., выразившиеся: а) в незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконном создании вокруг них или в И.э.з. РФ зон безопасности, а равно нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства или б) в исследовании, разведке, разработке естественных богатств континентального шельфа РФ или И.э.з. РФ без соответствующего разрешения, являются экологическими преступлениями и влекут уголовную ответственность по ст. 253 УК РФ*.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

jurisprudence.academic.ru

Исключительная экономическая зона РФ

Исключительная экономическая зона РФ — это район моря, расположенный за официальной морской территорией страны, но прилегающий к ней в ширину вплоть до 200 миль. Отсчет расстояния ведется по тем же границам, по которым рассчитывается ширина официального морского пространства. Исключительная экономическая зона РФ имеет в настоящее время такие же права и обязанности, какие приняты на прибрежной территории, и предусмотрены федеральным законом страны, международным договором, и нормативами, указанными в международном праве.

 

Понятие исключительной экономической зоны применимо ко всем островам этой территории, исключая места, непригодные для жизни людей, и осуществления хозяйственных работ. Определение внутренней границы этой территории осуществляется по внешним параметрам морских пределов страны. Расстояние до наружной границы определяется по ширине, не превышающей 200 миль (в морском исчислении).Исключительная экономическая зона РФ

Права прибрежных территорий

 

Государство, расположенное в пределах таких зон, имеет правовой режим исключительной экономической зоны РФ, в котором предусмотрено осуществление таких видов деятельности как:

 

1) Разведка, разработка, сохранение и приумножение живых ресурсов природы и полезных ископаемых, расположенных в воде, покрывающих дно моря, на самом дне, и в недрах местного морского дна. А так же распоряжение всеми ресурсами отмеченной территории по своему усмотрению, в соответствии с законодательством страны.

 

2) Создание искусственных островных территорий со всеми юридическими правами, установка на них сооружений для научной, а так же внутренней исследовательской деятельности. Делается это и в целях защиты и дальнейшего сохранения естественной среды морских вод и всего в них обитающего.

 

Это значит, что государство, занимающее исключительную экономическую территорию, имеет суверенные права целевого назначения. Вести исследовательскую или разведывательную деятельность в этой местности можно только с разрешения администрации прибрежного государства, являющегося представителем власти на этой территории.

 

Разрешение на создание каких-либо искусственных островов, исследовательских установок или иных сооружений для научной и промысловой деятельности оговаривает место их расположения, которое не должно создавать никаких препятствий на пути признанных международных судовых путей. Тем не менее, безопасные зоны вокруг таких сооружений обязательно должны быть ограничены разумными пределами, не менее 500 метров.

 

Обязанности властей прибрежных государств

 

Исключительная экономическая зона РФВ обязанности власти прибрежного государства входит контроль над состоянием живых ресурсов, их охрана, и регулировка эксплуатации. Для осуществления этого обязательства ежегодно рассчитывается объем допустимого улова на оговоренной зоне.

 

Власти прибрежного государства обязаны постоянно и тщательно контролировать не только общее количество (объем), но и видовую принадлежность пойманной рыбы. В случае назревающей опасности значительного сокращения того или иного вида, законодательство РФ об исключительной экономической зоне предоставляет полное право самостоятельного наложения запрета на ловлю исчезающих видов, и строго контроля над исполнением всех пунктов соглашения.

 

По необходимости прибрежные государства обязаны обратиться в международные организации, с просьбой принять меры по надзору за пределами принадлежащей им официально территории, так многие виды рыб и морских животных могут мигрировать на большие расстояния.

 

Представители других государств обязаны учитывать приоритетные права официально обозначенного прибрежного государства, примыкающего к исключительной экономической зоне.

utmagazine.ru

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ — это… Что такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ?


ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ
— морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом об исключительной экономической зоне РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст. 1 Закона об исключительной экономической зоне РФ). Делимитация исключительной экономической зоны между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 2 Закона об исключительной экономической зоне РФ). Установлена система платежей за пользование ресурсами исключительной экономической зоны.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

  • ИНТЕРВАЛ ЦЕН
  • ИСТОЧНИК ВЫПЛАТЫ ДОХОДА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

Смотреть что такое «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ» в других словарях:

  • Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной… …   Финансовый словарь

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. тж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА …   Юридическая энциклопедия

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права …   Юридический словарь

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — Прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… …   Экономический словарь

  • Исключительная экономическая зона рф — (англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне… …   Энциклопедия права

  • Исключительная экономическая зона РФ — 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также исключительная экономическая зона) морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с… …   Официальная терминология

  • Исключительная экономическая зона — Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Исключительная экономическая зона …   Википедия

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — 200 мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ — это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии …   Словарь-справочник уголовного права

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА — морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что… …   Энциклопедия юриста

  • исключительная экономическая зона — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права …   Большой юридический словарь

taxation.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *