Разное

Некоммерческие неправительственные организации – Некоммерческие и неправительственные организации | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

19.04.2018

НПО и некоммерческие организации 2019

НПО против некоммерческих организаций

Многие люди не понимают принципов и различий между НПО и некоммерческими организациями, хотя они хорошо известны в XXI веке. Прежде всего, чтобы разъяснить, НПО выступает за неправительственную организацию, а некоммерческая организация также может быть названа НКО.

Неправительственные организации создаются юридическими лицами, которые не являются членами правительства. Хотя фонды НПО в основном поднимаются правительством, они поддерживают неправительственную позицию и устраняют необходимость в правительственном совете. Этот тип организации также известен как организация гражданского общества. В мире насчитывается сорок тысяч международных НПО, большинство из которых находятся в Индии.

В 1945 году после создания Организации Объединенных Наций неправительственные организации стали чрезвычайно популярными. Хотя до этого времени в 1904 году начали действовать другие организации, такие как знаменитый Ротари Интернэшнл, который начал свою деятельность. К концу 1914 года существовала одна тысяча восемьдесят три НПО. Международные НПО играли жизненно важную роль в борьбе с рабством, а также в движении за избирательное право женщин. Официальное определение международных НПО было определено 27 февраля 1950 года резолюцией 288 (Х) ЭКОСОС.

К числу различных неправительственных организаций относятся:

BINGO » Большая международная неправительственная организация ОГО «Организация гражданского общества DONGO «, организованная НПО-донором ENGO «Экологическая НПО GONGO »« Неправительственные организации Международная неправительственная организация INGO QUANGO — Квази-автономная неправительственная организация TANGO «» НПО технической помощи GSO «Организация поддержки массовых коммуникаций MANGO — Организация по защите рынка

С другой стороны, некоммерческая организация не делит свои дополнительные средства между своими акционерами или собственниками, а использует их для целей организации. Примерами этих организаций являются общественные художественные организации, профсоюзы и благотворительные организации. Они предлагают услуги и программы через федеральные, местные или государственные структуры. Некоммерческие организации нанимают управленческого персонала и стремятся привлечь значительные средства. Эти организации являются сервисными организациями или благотворительными организациями, которые созданы для сотрудничества, доверия или чисто неофициальных причин. НКО также известны как фонды или фонды, которые имеют огромные фонды акций. Вспомогательная организация похожа на некоммерческую организацию, а также действует как основа, но у них более сложные структуры.

У некоммерческих организаций есть юридические обязанности, и они могут включать:

Положения по надзору и управлению Экономическая деятельность Положения о подотчетности и аудите Положения о роспуске предприятия

Налоговый статус корпоративных и частных доноров Представление Налоговый статус фонда Положение о внесении изменений в устав или учредительные документы

Подводя итог, различия между некоммерческой организацией и НПО:

1. НПО является неправительственной организацией. Его средства поднимаются правительством, но он поддерживает неправительственную позицию, без необходимости в правительственном совете. Они также известны как организации гражданского общества.

2. Некоммерческая организация использует свои дополнительные средства для целей организации, а не делится между акционерами и владельцами организации. Примерами НКО являются общес

ru.esdifferent.com

Иностранные некоммерческие неправительственные организации и международные общественные объединения в России: соотношение понятий

На фоне появления в международных отношениях неправительственных организаций, вопрос о самостоятельной правосубъектности которых сейчас активно изучается, в отечественных юридических исследованиях, в публичных выступлениях государственных деятелей, в различных правовых актах все чаще употребляется категория неправительственные организации (далее – НПО).

В качестве законодательной базы деятельности НПО в России указываются федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях» [1, C. 30]. Анализ действующих на сегодняшний момент редакций указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о частичной имплементации норм международного права в законодательство Российской Федерации. Так, например, согласно пункту 2.1. статьи 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2] данный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, при этом в пункте 4 статьи 2 данного закона дается определение указанным организациям, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, созданные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которых не являются государственные органы. Приведенные положения были введены Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ [3], который также скорректировал положения Федерального закона «Об общественных объединениях».

Статьей 46 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена возможность российских общественных объединений наряду с вступления в международные общественные объединения заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. В своей первоначальной редакции Федеральный закон «Об общественных объединениях» оперировал категорией «неправительственные», но применительно к объединениям, а не организациям. Однако данный момент требует отдельного изучения и не входит в предмет исследования настоящей статьи. В тоже время никакого соотношения понятий международное общественное объединение и, соответственно, иностранная некоммерческая неправительственная организация законодателем установлено не было.

В статье 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» [4] указывается, что общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство. Абзацем третьим статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Исходя из приведенных выше положений нормативных правовых актов можно сделать следующие выводы:

1) на территории Российской Федерации могут быть образованы общественные объединения, которые считаются российскими;

 2) российские общественные объединения, могут получить статус международных на условиях, предусмотренных законодательством, такие объединения можно назвать российскими международными объединениями;

3) российские общественные объединения, могут вступать в российские международные объединения;

4) на территории Российской Федерации могут функционировать международные общественные объединения, которые созданы на территории иностранного государства, которые можно назвать иностранными международными общественными объединениями;

5) российские общественные объединения могут вступать в иностранные международные общественные объединения;

6) отделения, филиалы и представительства иностранных международных общественных объединений осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами;

7) на структурные подразделения иностранных международных общественных объединений не распространяются ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

8) на территории Российской Федерации могут функционировать иностранные некоммерческие неправительственные организации, которые осуществляют свою деятельность через структурные подразделения – отделения или филиалы и представительства.

Как видно данные выводы не вносят ясности в вопрос соотношения международных общественных объединений и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение характеризуется следующими признакам:

1) добровольность;

2) самоуправляемость;

3) общность интересов;

4) единство целей;

5) некоммерческая ориентация;

6) наличие устава, отражающего цели;

7) создание исключительно по самостоятельной инициативе граждан, по мнению автора, данный признак предполагает (является предпосылкой) собственно негосударственный или, так называемый, «неправительственный» характер таких объединений, который получил свое отражение в абзаце восьмом статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Относительно наличия устава общественного объединения следует подчеркнуть, что юридическая техника рассматриваемого федерального закона, на наш взгляд, несколько искажает данный признак, по сути, единый для всех форм общественных объединений. Так, к примеру, согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения

уставных целей объединившихся граждан (выделен. автором). Указание на уставные цели корреспондирует положениям статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» и предполагает обязательное наличие устава причем независимо от того, зарегистрировано ли такое объединение в качестве юридического лица или нет. В тоже время согласно статье 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. В данной норме речь идет о таком качественном признаке цели как ее общественная полезность, однако данная характеристика цели является отличительным признаком конкретной формы общественного объединения, но не отражает единого для всех общественных объединений признака как закрепление соответствующих целей в уставе. При этом применительно к общественным движениям федеральным законом предусмотрена необходимость наличия устава исключительно в случае государственной регистрации данного общественного объединения.

Применительно как к российским, так и к иностранным (в силу абзацев второго и третьего статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях») международным общественным объединением к указанным выше признакам следует добавить создание и осуществление своей деятельности хотя бы одним структурным подразделением общественного объединения в иностранном государстве (в России относительно иностранных объединений).

Далее предлагается выявить основные признаки иностранной некоммерческой неправительственной организации. Определение данной организации как ранее уже отмечалось закреплено в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по сути, данное определение раскрывает значение слов образующих рассматриваемую категорию. Так:

1) «иностранная», т.е. созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;

2) «некоммерческая», т.е. не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;

3) «неправительственная», т.е. учредителями (участниками) такой организации не являются государственные органы.

На наш взгляд такая категория как «неправительственные» организации включает в себя несколько самостоятельных признаков, для выявления которых попробуем ответить на несколько вопросов. Во-первых, если учредителями организации не могут быть государственные органы, то кто может быть ее учредителем? При ответе на этот вопрос мы будем ограничиваться рамками страны, что сразу позволяет нам сделать аксиоматичное заключение о том, что учредителем «неправительственной» организации могут быть только члены общества – члены гражданского общества. Что может мотивировать граждан создать «неправительственную» организацию? На наш взгляд таким мотиватором является некий интерес, то есть то, что – как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, сцепляет друг с другом членов гражданского общества [5, C. 134].

Применительно к интересу следует подчеркнуть, что это категория субъективная, которая является предпосылкой той или иной потребности получающей свое удовлетворение исключительно в результате активных самостоятельных действий индивида, которые не могут быть реализованы без самостоятельной воли на их совершение, а, следовательно, интерес предполагает добровольность в его удовлетворении.

Понятие организация в социологии подразумевает объединение людей, созданное для решения определенных задач (удовлетворения интереса – примеч. автора) и реализации определенных функций [6, C. 190]. Люди в свою очередь будут вступать в ту или иную организацию исходя из своих личных предпочтений, которые предполагают соотнесение своего интереса с интересом создателей организации, который получает выражение либо в учредительных документах, либо в программах, либо в самом поверхностном виде может содержаться в наименовании организации. В случае присоединения человека к такой организации налицо общность интересов и единство целей.

Таким образом, мы полагаем, что категория «неправительственная» организация представляет собой комплексный признак «общественного формирования» [7, C. 450].

Как видно признаки международного общественного объединения и иностранной некоммерческой неправительственной организации в большей степени совпадают, что позволяет сделать вывод об идентичности данных категорий в рамках российского законодательства.

В заключение отмечаем, что автором в рамках данной статьи намеренно не рассматривались вопросы сопоставления целей деятельности соответствующих формирований, и соотношение применения законодателем понятий «объединение» и «организация».

 

Литература:

1.      Коновалова Л.Н. Неправительственные организации в государстве и обществе // Российский социально-политический вестник. 2000, № 1

2.      СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145

3.      СЗ РФ, 16.01.2006, № 3, ст. 282

4.      СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст.1930

5.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3

6.      Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006

7.      Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2007

moluch.ru

Российские и иностранные некоммерческие организации: политико-правовой аспект

Гульнара Азретовна Катаганова

г. Черкесск, Россия

Построение новой российской государственности и формирование в России основ социально-ориентированной рыночной экономики на основе общепризнанных демократических принципов полагает существенные изменения в общественном устройстве страны и разделение общества на устойчивые социально-экономические и политические группы людей, составляющие широкий спектр общественно-политического и экономического сознания граждан.

Развитие такого спектра в структуре общества «играет позитивную роль в углублении демократических преобразований. Политические и экономические изменения, происходящие на постсоветском пространстве, привели к возникновению новых юридических норм и понятий, к числу которых относится и категория некоммерческих организаций (НКО).

Современный этап развития российского общества, полный сложностей и противоречий, ставит перед правоведами задачи не только научного анализа правовых институтов, законодательства и практики применения права, но и — что особенно важно — разработки теоретических положений, содействующих наиболее верному решению важных политических и правовых проблем. Одной из них является проблема функционирования некоммерческих организаций. Их значение возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба, и судьба страны.

Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Имеет четкую структуру, органы управления, ревизионные органы. Может осуществлять свою деятельность, как юридическое лицо, так и без образования юридического лица. Членами некоммерческой организации, в зависимости от ее формы могут быть: физические лица (граждане РФ и иностранные граждане, лица без гражданства, либо с двойным гражданством), юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Деятельность некоммерческих организаций помимо федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и актов местного самоуправления регламентируется внутренними нормативными актами (уставы, учредительные договора, положения и т.д.).

Взаимоотношения с органами исполнительной власти определяются на уровне регистрирующих и контролирующих органов (органы Министерства юстиции и Федеральной налоговой службы, а так же органов власти субъектов РФ в части административной ответственности), надзорных и правоохранительных органов.

Некоммерческие организации формально независимы в принятии решений и в своей деятельности, осуществляют широкую деятельность (благотворительную, социальную, образовательную, правозащитную, культурную и т.д.). Некоммерческие организации являются неотъемлемой частью гражданского общества, и от них во многом зависит формирование и функционирование российской государственности.

Некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность за рубежом, основывают свою деятельность на национальном законодательстве. Законодательство о некоммерческих организациях в различных странах в общих вопросах организации и осуществления деятельности имеет общие положения, однако различается по частным вопросам, как например, порядок регистрации, отчетности и участия иностранных граждан в некоммерческих организациях.

Рассмотрим положение некоммерческих организаций в США, Франции, Финляндии, Польше и Израиле. Общая характеристика законодательства о некоммерческих организациях вышеприведенных стран дана в Сравнительной таблице законодательства некоторых государств, регулирующих деятельность НПО, которую подготовило Министерство иностранных дел Российской Федерации [1].

Анализ произведен по нескольким основным критериям: правовой режим для иностранных организаций, регистрация некоммерческих организаций, порядок финансового контроля, возможность финансирования из-за рубежа и участие иностранных граждан в некоммерческих организациях.

Правовой режим иностранных организаций. Во Франции применяется общий правовой режим, как для национальных, так и для иностранных некоммерческих организаций. Для последних французское законодательство не предусматривает никакого дополнительного бремени. Иностранная некоммерческая организация может осуществлять свою деятельность даже не имея статуса юридического лица.

Многие общественные объединения работают, не проходя какой либо регистрационной процедуры.

Отношения между государством и некоммерческими организациями во Франции строятся в рамках Европейской Конвенции по признанию правосубъектности международных неправительственных организаций, которая устанавливает независимое и равное отношение к иностранным НКО, а так же их беспрепятственное создание [2].

В США основная нормативно-правовая база регулирующая деятельность некоммерческих организаций существует на уровне штата. Единственный федеральный режим, влияющий на деятельность НКО – налогообложение. Однако законодательство отдельных штатов о некоммерческих организаций в целом сопоставим с общим государственным подходом к вопросу существования НКО и различается лишь в отдельных деталях, которые в основном касаются документации, предоставляемой организацией для регистрации (перерегистрации).

В целом процесс создания некоммерческих организаций в США исключительно прост и, по сути, одинаков для иностранных и национальных организаций. Законодательство США не устанавливает каких либо ограничений на регистрацию иностранных организаций. Кроме того и регулирование иностранных НКО не отличается от регулирования национальных, не существует избыточных надзорных полномочий, обременительных требований по отчетности и субъективных оснований для ликвидации.

В Финляндии национальным и иностранным некоммерческим организациям предоставляется единый национальный режим. Отсутствуют какие либо специфические ограничения для иностранных НКО. Так же как и в США, механизм регулирования деятельности некоммерческих организаций одинаков для национальных и иностранных НКО. У государства отсутствуют избыточные полномочия контроля или усложняющих деятельность требований по отчетности.

Аналогичный единый режим существует в Польше и в Израиле. Законодательство не накладывает дополнительных ограничений на иностранные НКО, равный и относительно простой порядок регистрации.

Регистрация некоммерческих организаций. Во Франции регистрация некоммерческих организаций носит уведомительный характер, так же как в Финляндии, Израиле и Польше. В указанных государствах регистрация НКО осуществляется без взимания государственной пошлины. Госпошлина за регистрацию некоммерческой организации взимается в США, но так же как и в вышеперечисленных странах регистрация носит в основном уведомительный порядок. Разрешительный порядок применяется лишь для НКО, занимающимися некоторыми четко обозначенными видами деятельности – например, проведением сборов общественных средств.

Порядок финансового контроля. В США не существует существенных отличий между отчетностью коммерческих и некоммерческих организаций, но в то время, как не существует единого федерального законодательства, регулирующего деятельность НКО, нет общих требований к отчетности, помимо тех, которые установлены Налоговой службой США для юридических лиц, пользующихся статусом освобождения от уплаты подоходного налога. При этом некоммерческие организации, чей годовой доход не превышает 25000 долларов, вообще освобождаются от подачи налоговой отчетности [1]. Таким образом, основным источником получения государством информации о некоммерческих организациях является федеральная форма налоговой отчетности.

Финское и Израильское законодательство требует минимальные требования к отчетности некоммерческих организаций. Не требуется дополнительной финансовой отчетности, помимо той, которая обязательна для целей налогообложения, так же отсутствует требования какой либо финансовой отчетности, основанной на получении средств из-за рубежа. Отсутствуют различия касательно требований к отчетности между национальными и иностранными некоммерческими организациями.

В Польше для организаций, получающих финансовые дотации обязательны финансовые проверки. Фонды обязаны подавать ежегодные отчеты в соответствующее министерство (в зависимости от объема деятельности фонда). Для остальных видов некоммерческих организаций не предусмотрено общих требований к отчетности. Не существует различий между требованиями к отчетности иностранных и национальных НКО, равно как и не существует каких либо конкретных требований к отчетности, установленных польским законодательством в отношении получения иностранных средств.

Некоммерческие организации во Франции не должны предоставлять какой-либо отчетности о своей деятельности или финансах в орган регистрации. Существуют требования, связанные с налогообложением, предполагающие, что помимо отчетности, стандартной для всех налогоплательщиков, общественные объединения должны предоставлять финансовый отчет. Он касается лишь пожертвований, которые попадают под льготный налоговый режим, применяемый как по отношению к донору, так и к получателю дарения.

Участие иностранных граждан в некоммерческих организациях. Можно выделить два ключевых вопроса касательно участия иностранных граждан в НКО: ограничивает ли законодательство участие иностранных граждан в НКО и может ли некоммерческая организация быть подвергнута санкциям на основании деятельности своих членов, учредителей или участников.

Франция. Иностранные граждане наравне с гражданами Франции могут быть учредителями и участниками НКО. Во французской системе не существует каких либо препятствий для членства, участия или учреждения НКО иностранными гражданами. Исключение составляют лишь два ограничения:

— служащие вооруженных сил не могут быть членами общественного объединения, преследующего политические или профсоюзные цели;

— только коммерческие юридические лица могут быть учредителями корпоративных благотворительных фондов.

Кроме того французское законодательство не предполагает применение каких либо дополнительных санкций к некоммерческим организациям на основании «иного» гражданства ее членов, учредителей или участников, помимо обычной гражданской и уголовной ответственности, равноприменимой ко всем организациям.

В Финляндии и Израиле ограничение на участие иностранцев применимо лишь при наличии ограниченного круга обстоятельств, при которых главной целью организации является оказание влияния на ведение государственных дел. При наличии указанных обстоятельств некоммерческая организация может иметь в качестве своих членов лишь граждан и иностранцев, проживающих в стране.

Одним из показателей устойчивости некоммерческих организаций может служить качество правовой среды, влияющей на развитие НКО. Согласно исследованиям экспертов, правовая среда для существующего третьего сектора в целом, в настоящее время в России создана, отмечая в то же время, что она не стимулирует развитие некоммерческих организаций [3].

В развитие данной темы Советом при Президенте Российской Федерации по содействию институтов гражданского общества были разработаны предложения по содержанию основных этапов реформирования законодательства о некоммерческих организациях в 2009-2010гг. [4].

Основные направления реформирования законодательства об НКО:

— поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части статей о регистрации организаций и о государственном контроле за НКО, направленные на снижение административных барьеров, ограничения избыточного вмешательства в деятельность некоммерческих организаций, избирательного и произвольного применения законодательства и решения проблемы дискриминации НКО по сравнению с коммерческими организациями;

— формирование налоговых стимулов и устранение налоговых барьеров для пожертвований и добровольчества;

— улучшение условий налогообложения некоммерческих организаций;

— предоставление органами исполнительной власти полномочий по поддержке некоммерческих организаций;

В части взаимодействия государства и некоммерческих организаций можно выделить несколько пунктов в рамках реформирования законодательства об НКО:

— разработка предложений по совершенствованию механизмов государственной поддержки деятельности НКО;

— развитие механизмов проведения общественной экспертизы проектов законов и нормативно – правовых актов:

— совершенствование механизмов регулирования публичных слушаний;

— упорядочение организационно-правовых форм НКО, сокращение их перечня и их типология.

По отношению к международным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в России предлагается внести следующие изменения в положения законодательства об НКО:

— разработка прозрачных критериев и механизмов включения в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, предоставленные которыми гранты освобождаются от налогообложения налогом на прибыль и от уплаты налога на доходы физических лиц.

Из приведенных выше пунктов можно выделить несколько основополагающих моментов. Во-первых, упрощение регистрации некоммерческих организаций. Здесь можно применить опыт иностранных НКО, что устраняет возможность влияния регистрирующих органов на деятельность некоммерческих организаций.

Во-вторых, повышение взаимодействия органов исполнительной власти и некоммерческих организаций. На сегодняшний день принят Федеральный закон, касающийся поддержки социально значимых НКО со стороны государства [5]. В принятом нормативном акте скорректировано законодательство об НКО, защите конкуренции, общих принципах местного самоуправления и законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

Установлено, что при осуществлении определенных видов деятельности некоммерческие организации (за исключением госкорпораций, госкомпаний и политических партий) признаются социально – ориентированными и могут рассчитывать на поддержку со стороны органов власти.

К такой деятельности, в частности, относятся: социальная поддержка и защита граждан, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, охрана окружающей среды и защита животных, оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе, благотворительность, профилактика социально опасных форм поведения граждан, а так же деятельность в области образования, просвещения, науки, искусства, культуры, здравоохранения, спорта.

Органы власти всех уровней смогут оказывать таким НКО помощь в переподготовке специалистов, финансовую и информационную поддержку. Возможна передача НКО во владение или пользование государственного или муниципального имущества для использования в соответствующей деятельности. Среди социально – ориентированных некоммерческих организаций предполагается размещение государственных заказов.

Итак, правовое положение некоммерческих организаций в России в настоящее время достаточно сформировалось для осуществления некоммерческими организациями своей деятельности, однако, следует отметить, что нормативная база недостаточно отработана в вопросах снижения излишнего государственного влияния в деятельность НКО. Об этом можно судить из сравнительного анализа положения некоммерческих организаций в иностранных государствах.

Деятельность некоммерческих организаций регламентируется большим количеством нормативных актов в зависимости от формы НКО и вида ее деятельности. В данной ситуации складывается множества предпосылок для проведения правовой реформы относительно некоммерческих организаций: упрощение порядка регистрации; создание специальных налоговых режимов для НКО; передача части социальных функций государства через государственные заказы некоммерческим организациям; унифицирование законодательства об НКО (в том числе упорядочение организационно-правовых форм НКО, сокращение их перечня и их типология).

Так как уровень развития некоммерческих организаций может служить показателем развития гражданского общества (степень участия граждан в общественной деятельности, влияние на принятие решений властью и т.д.), необходима постоянная работа по совершенствованию правовой системы, формированию более четкой, стройной и прозрачной нормативной базы, совершенствованию бюрократических процедур со стороны исполнительной, связанных с осуществлением деятельности некоммерческих организаций.

Примечания

1. Анализ сравнительной таблицы законов, регулирующих деятельность НПО в ряде стран, подготовленной Министерством иностранных дел Российской Федерации. 3.03.2006г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-npo.nsf/9c261e4093d91a4bc3257107003710 00/84ec21b5ced0d 06 4c3257177002af45

2. Европейская Конвенция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций. 1.01.1991. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.echr-base.ru/spisok.jsp

3. Алексеева А.М. О привлечении пожертвований от российских компаний. // Материалы форума «Социальный Петербург: новые решения. Неправительственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге. 2009. Санкт-Петербург. С.62.

4. Совет при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества. Предложения по содержанию основных этапов реформирования законодательства о некоммерческих организациях в 2009 – 2010гг. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sovetpamfilova.ru/pressrel/2430ru/pressrel/2430

5. Федеральный закон от 5.04.2010г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» // Российская газета. 2010. 7 апреля. № 72.

be5.biz

Некоммерческих организаций что это такое? Некоммерческое предприятие это юридическое лицо, не имеющее в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Какие виды некоммерческих организаций существуют?

Ассоциация (союз) — объединение коммерческих или некоммерческих организаций, которая создается в целях координации их деятельности, а равно для представления и защиты общих имущественных интересов.

Автономная некоммерческая организация — не имеющая членства организация, создается гражданами или юридическим лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Некоммерческое партнерство — основанная на членстве организация, создается гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Учреждение — создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично этим собственником.

Общественное объединение — добровольное объединение граждан в установленном законодательством РФ порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Виды общественных объединений:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности.

Общественные объединения также различаются по территориальной сфере деятельности на местные, региональные, межрегиональные, общероссийские, международные.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусмотрел деление общественных объединений по признаку территориальной сферы деятельности. Иными словами, Федеральный закон «Об общественных объединениях» установил, что в Российской Федерации могут создаваться и действовать международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Иностранные некоммерческие неправительственные объединения могут создавать на территории РФ свои организации, отделения или филиалы и представительства.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами, и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Фонд — не имеющая членства организация, создается гражданами и/или юридическими лицами с целью формирования имущества на основе добровольных вкладов и иных, не запрещенных законом поступлений для использования этого имущества на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели.

Товарищество собственников жилья — форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом.

Могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность?

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Вправе ли некоммерческая организация иметь в России и за рубежом расчетные и валютные счета?

Согласно ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе в установленном законом порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории. Некоммерческие организации, кроме Ассоциаций, Союзов и Некоммерческих партнерств, могут получать пожертвования как от российских юридических и физических лиц, так и от иностранных, в том числе и в иностранной валюте. Такие пожертвования не подлежат дополнительной проверке и не облагаются налогами.

Имеют ли некоммерческие организации налоговые льготы?

Отметим основные виды налоговых льгот, которые существуют в настоящее время для некоммерческих организаций.

Налог на прибыль. Не облагаются налогом на прибыль вступительные, членские и целевые взносы некоммерческих организаций, паевые вклады потребительских кооперативов, а также пожертвования и имущество, переходящее в порядке наследования по завещанию.

Арендная плата. Для отдельных категорий некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, ставка арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, значительно ниже, чем для других предприятий (Постановление Правительства г. Москвы от 24 сентября 2002 г. № 791-ПП «Об утверждении категорий арендаторов, которым арендная плата устанавливается в особом порядке»).

Подробную информацию о налоговых льготах, порядке налогообложения и ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций Вы можете узнать у специалистов нашей компании.

Могут ли иностранные юридические и физические лица выступать учредителями некоммерческих организаций?

Законом о некоммерческих организациях не предусмотрено ограничений на создание иностранными юридическими и физическими лицами некоммерческих организаций.

Регистрация общественных организаций

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений — профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, — регулируются специальными законами.

В Российской Федерации могут создаваться и действовать международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств. Иностранные некоммерческие неправительственные объединения могут создавать на территории РФ свои организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефонам или в офисе нашей компании.

www.registrator-msk.ru

Некоммерческие организации Википедия

ХарактеристикаГосударственный (публичный) секторКоммерческий (частный) секторНекоммерческий сектор
Секторпервыйвторойтретий
Состав секторакоммерческие организациинекоммерческие организации
Правовая форма организациидля органов власти — государственное учреждение или учреждение местного самоуправления; для государственных организаций — некоммерческая[1]коммерческаянекоммерческая
Учредителигосударствофизические, юридические лица и государствофизические, юридические лица и государство
Человеческие ресурсыштатныештатные и привлеченные (оплачиваемые)штатные и привлеченные (оплачиваемые и неоплачиваемые)
Оплата человеческих ресурсовзаработная платаштатных — заработная плата, привлеченных — по договору оказания услугштатных — заработная плата; коммерческие услуги привлеченных — по договору оказания услуг; услуги волонтёров (добровольцев) не оплачиваются
Основные цели деятельностиУправление обществом и оказание публичных услугИзвлечение прибылиКак правило, но не обязательно, общественно значимые, включая благотворительные (филантропические), просветительские, религиозные, политические, социально-экономические и проч.
Источники финансирования
государственный бюджетда. Для ряда организаций это единственный допустимый источник финансированиятолько для предприятий с участием государствавозможен, но только для НКО, учредителем которых является государство
заёмный капиталдадада
эмиссия ценных бумагда, но с ограничениямиданет
капитал собственниковнетданет
выручка от коммерческой деятельностида, но не для всех организацийОбязательно. Если организация не имеет выручки от коммерческой деятельности, она должна быть ликвидирована или преобразована в НКОда, но не может распределяться между

ru-wiki.ru

Некоммерческие неправительственные организации России, действующие в интересах семьи и детей, решили объединиться

31.01.2013

30 января 2013 года в г. Москве состоялась встреча лидеров, руководителей и активистов негосударственных некоммерческих организаций, которые на протяжении многих лет работают в интересах семьи и детей в нашей стране.

Во встрече приняли участие: Анатолий Рабинович — президент межрегионального союза выпускников детских домов и интернатов (г. Москва), Нодари Хананашвили — заместитель генерального директора Благотворительного фонда «Просвещение» (г. Москва), Денис Роза (директор) и Мария Перфильева (менеджер проектов по образованию) Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» (г. Москва), Роман Дименштейн — председатель Правления Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» (г. Москва). В дистанционном режиме во встрече приняли участие Мария Терновская – директор Автономной некоммерческой организации Центр ПРО-МАМА (г. Москва), Ольга Пишкова — член Совета, руководитель направления «Детское право» Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив» (г. Ижевск), Татьяна Безбородова — председатель Правления Нижегородской региональной общественной организации «Детский проект» (г. Нижний Новгород). Не смогли принять участие, но заявили о поддержке темы и решений принятых на встрече, следующие организации: Общественный благотворительный фонд «Родительский Мост», руководитель Марина Левина (г. Санкт-Петербург), Благотворительная общественная организация «Перспективы», директор Мария Островская (г. Санкт-Петербург), Ассоциация «Даун Синдром», руководитель Сергей Колосков (г. Москва), Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям сиротам», руководитель Елена Альшанская (г. Москва), Российский комитет «Детские деревни — SOS», исполнительный директор Николай Cлабжанин (г. Москва), Региональная общественная организация содействия защите прав детей «Право ребенка», председатель Правления Борис Альтшулер (г. Москва), Региональная общественная организация «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», исполнительный директор Алексей Головань (г. Москва), Некоммерческое партнерство «Синдром ДАУНА» (г. Москва), Ассоциация комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, руководитель Владимир Чернобровкин (г. Саратов), Центр реабилитации инвалидов «Наш Солнечный Мир», руководитель программ Игорь Шпицберг (г. Москва).

На встрече представителей НКО обсуждалась необходимость и цели объединения крупнейших некоммерческих негосударственных организаций, работающих в различных регионах нашей страны, в Движение (Коалицию) в интересах семьи и детей.

Участники встречи единогласно поддержали предложение о необходимости объединения институтов гражданского общества с целью активизации участия в реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012, а также Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации ее важнейших положений, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1916-р от 15 октября 2012г.

Участники встречи договорились о том, чтобы в течение ближайших дней сформулировать и подписать между собой Меморандум об объединении, в котором изложить цели, задачи, направления деятельности создаваемого движения (коалиции), а также сформулировать конкретный план-график мероприятий по их реализации.

Инициатива общественных и некоммерческих организаций вызвана развернувшейся в последние месяцы противоречивой дискуссией в обществе и СМИ по многочисленным аспектам проблематики социального сиротства и защиты прав ребенка в России, а также принятием важных стратегических документов, принятых на государственном уровне по защите прав детей.

Создание Коалиции общественных организаций направлено на активное включение всех конструктивных сил и ресурсов общества в новую общественно-государственную социальную политику в интересах семьи и детей с опорой на благополучие детей и семьи в качестве консолидирующей для государства и общества идеи.

Дополнительная информация: Анатолий Рабинович (координатор), контактный тел.: +7-985-227-36-07, e-mail: [email protected]

Фото: Алёна Петренко.

Источник: «Детская линия»

 

Просмотров: 150

nko-pfo.ru

Зарубежный опыт регулирования деятельности негосударственных, некоммерческих организаций

В законодательстве многих стран Запада наиболее часто используется понятие «неправительственная организация». Это отражает либеральную традицию противопоставления государства и гражданского общества. Одновременно, разделение на коммерческие и некоммерческие организации не везде проводится достаточно жестко.
Нередко тонкости законодательства ряда западных стран в отношении неправительственных организаций заключаются не в оформлении регистрации организации, которая может быть упрощенной или вообще отсутствовать в ряде случаев, а, например, в получении особого статуса организации или льготах при налогообложении, или оформлении финансовых отчетов (например, в зависимости от типа организации, ее финансового оборота и т.д.).
Европейский Союз
Одним из базовых правовых документов является Европейская Конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций (вступила в силу в 1991г.), которая устанавливает равное отношение к национальным и иностранным НПО. Конвенция ратифицирована Австрией, Бельгией, Грецией, Кипром, Нидерландами, Португалией, Великобританией, Францией и рядом других стран.  Конвенция применяется в отношении ассоциаций, фондов и других частных организаций, которые: a) имеют некоммерческую цель международной общественной пользы; б) учреждены при использовании норм международного права стороной-участником Конвенции; в) не противоречат интересам национальной безопасности, общественного порядка или не препятствуют предотвращению беспорядка или преступления; г) не угрожают отношениям с другим государством или сохранению международного мира и безопасности.
Совет Европы также провозгласил «Фундаментальные Принципы о статусе неправительственных организаций в Европе» (2002г.), которые не являются юридически обязательными.
Отдельные позиции регулирования деятельности организаций раскрываются не в законах, а в других правовых актах. Например, требования для присвоения статуса участника взаимодействия с правительством раскрывает Резолюция Комитета министров Совета Европы (2003) 8. Возможность присвоения такого статуса международным организациям зависит от их уровня, репрезентативности, общих целей с Советом Европы.
Германия
Конституция дает право на образование ассоциаций,  товариществ и корпораций (объединений) немецким гражданам. Вместе с тем Закон об объединениях от 5 августа 1964г.  позволяет негражданам  также получать блага от их деятельности.
Законодательство не содержит серьезных формальных требований для регистрации организаций, не являющихся коммерческими. В соответствии с гражданским кодексом (German Civil Code, § 55) ассоциации регистрируются в местном суде (инстанции первого уровня).
Однако получение статуса некоммерческой неправительственной организации (gemeinnuetzig) является достаточно сложной, отнимающей немало времени, процедурой. Неправительственные организации в Германии нередко освобождаются от уплаты налогов. Однако в этом случае, они должны выполнить значительное число требований.
Швеция
Общий подход к неправительственным организациям в Швеции заключается в том,  что они не обязаны регистрироваться. Однако, если некоммерческая организация проводит бизнес-операции, то она должна быть зарегистрирована в официальном Торговом Регистре (Handelsregistret) в шведском Патентном  и Регистрационном Бюро в соответствии с Законом о Торговом Регистре (1974:157).
Правительство Швеции оказывает обширную финансовую поддержку неправительственным организациям. В зависимости от типа неправительственной организации, ее направленности (помощь молодым людям, нетрудоспособным людям или поддержка спорта) может выделяться  определенное финансирование. Организации могут просить поддержку, и она может быть предоставлена, если они соответствуют критериям, установленным правительством. Эти критерии могут включать: число членов организации, географический охват, демократичность структуры, целей организации, реализации равенства между мужчинами и женщинами. Правительство рассматривает заявления и распределяет помощь. В некоторых случаях, однако, распределение фондов делегируется афилированным организациям, таким, например, как шведская Спортивная Конфедерация.
Некоммерческие организации подчиняются таким же налоговым правилам как и другие юридические лица. Это означает, что весь доход облагается налогом как доход от экономической деятельности. Однако некоммерческие организации, являющиеся предприятиями коммунального обслуживания наделены правом на определенное освобождение от налогов.
Франция
Как и в большинстве стран Запада законодательство Франции предусматривает две формы некоммерческих неправительственных объединений: ассоциации и фонды.
Для получения статуса юридического лица ассоциация должна уведомить префектуру о своем создании. МВД не может препятствовать созданию ассоциации, но может обратиться в суд для роспуска ассоциации, если организация нарушает цели, изложенные в уставе, или занимается незаконной деятельностью.
Финансирование деятельности НКО осуществляется за счет собственных доходов НКО (членские взносы и доходы от предпринимательской деятельности, доходы от ценных бумаг и вложенного капитала), доходов, получаемых в виде помощи от государства и пожертвований физических и юридических лиц, грантов. Во Франции основным источником доходов НКО является государственное финансирование.
Согласно законам Франции финансовая помощь, полученная НКО из-за рубежа, должна отражается в финансовой отчетности, а на получение иностранной помощи должно быть дано разрешение префекта после проведения соответствующей проверки. В то же время руководители НКО и члены их наблюдательных советов несут персональную уголовную ответственность за правильное расходование средств, а также за исполнение законов.
Польша
Польское законодательство предлагает неправительственным организациям две юридические формы: ассоциация (объединение) и фонд (в этом случае требуется уставной капитал).
Запрет на деятельность организаций налагается Судом в случаях, если их  цели или действия противоречат Конституции или уставам.
Согласно закону о Национальном Судебном Регистре от 20 августа 1997г., который вступил в силу в 2001г., каждая неправительственная организация регистрируется. С 2001г. все организации были перерегистрированы. Новые регистрационные процедуры требовали, чтобы неправительственные организации имели офис. Плата за оформление неправительственной организации зависит от того, занимается ли она деятельностью дающей прибыль или нет. Регистрационные процедуры были значительно изменены с 1 января 2004. Более сложно стало получить статус организации коммунального обслуживания.
После регистрации неправительственные организации могут получить статус организации «общественной пользы». Если организация соответствует требованиям и получает такой статус, то она освобождается от подоходного налога, налога на недвижимое имущество и ряда других. Однако этот статус влечет за собой дополнительные обязанности (прозрачная и самостоятельная структура управления, обязательное предоставление годовых и других отчетов).
Организации, которые не обладают таким статусом, имеют право на вычет из налога, если осуществляют инвестиции.
США
Основная нормативно-правовая база требований для регистрации неправительственных организаций существует на уровне штата и потому различна.
Федеральные требования к отчетности НПО установлены Налоговой службой США. От большинства НПО требуется предоставление отчетности о финансовой деятельности. Важно отметить, что НПО, обладающие налоговыми привилегиями, обычно подвергаются более тщательным проверкам. Например, так называемые «благотворительные» или «общественно полезные» организации, обладающие самым предпочтительным привилегированным статусом налогообложения по сравнению с прочими НПО, помимо обычной финансовой отчетности, должны предоставлять содержательный отчет о своей деятельности (например, Форма 990 в США). В то же время на НПО распространяются те же правила и исключения в отношении налоговой отчетности, что и на коммерческие организации. Например, обычно им предоставляется выбор: они могут платить налоги и, соответственно, подавать налоговую отчетность в рамках упрощенной системы налогообложения, которая распространяется на малый бизнес, или же могут отчитываться в рамках «обычной» системы. В некоторых случаях НПО предоставляется право отчитываться по упрощенным правилам по сравнению с коммерческими фирмами. Например, в США, освобожденные от уплаты федерального подоходного налога организации (согласно параграфу (501(c)(3) Налогового Кодекса), чей общий годовой доход составил менее $100,000, а сумма активов не превышает $250,000, в конце года заполняют и подают лишь упрощенную информационную форму (Форма 990-EZ).
В соответствии с Законом США «Об иностранных агентах», организации, руководимые иностранцами и участвующие в политической деятельности, проходят через особую процедуру регистрации у Генерального прокурора штата. Закон применим к любому частному лицу или организации, которые соответствуют требованиям данного Закона, и он не ограничен и не направлен конкретно на НПО.
Закон штата Нью-Йорк о Некоммерческих корпорациях (статья 13 §1301) устанавливает, что «иностранная корпорация имеет право вести в этом штате любую законную деятельность, которую может проводить в этом штате национальная корпорация». Существуют незначительные отличия в документации, которая должна быть представлена корпорацией (которая первоначально была зарегистрирована либо в другом штате, либо в другой стране).

Еще лекции:

Применение некоммерческими организациями системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД)
Налогообложение НКО по налогу на добавленную стоимость

Похожие статьи:

nalogpro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *