Разное

Орган валютного регулирования в рф – 5. /

05.04.2018

Содержание

Органы, осуществляющие валютное регулирование в РФ

Валютное регулирование в РФ представляет собой огромный комплекс правовых мер, осуществляемых уполномоченными на это гос органами для достижения таких целей, как:

  • регулирование валютного курса рубля и поддержание валютного баланса;
  • защита прав собственности, как резидентов, так и нерезидентов государства на валютные ценности;
  • обеспечение установленного порядка и правил покупки и продажи валютных ценностей на внутреннем валютном рынке;
  • упорядочивание международных расчётов;
  • установление адекватного режима взаимодействия государства с мировым валютным рынком;
  • обеспечение стабильной и эффективной работы органов валютного регулирования.

Валютное регулирование в РФ призваны осуществлять Центральный Банк (ЦБ) и Правительство государства. Данные органы при выполнении своих обязанностей руководствуются нормами закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Центральный Банк России

Руководствуясь действующим законодательством Центральный Банк осуществляет валютное регулирование в РФ следующим образом:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок и правила осуществления любых валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности. Данные нормативные акты обязательны для соблюдения на территории государства всеми его резидентами и нерезидентами;
  • осуществляет контроль над всеми субъектами валютных отношений.

Несмотря на то, что Центральный Банк обеспечивает валютное регулирование и контроль, он также является активным оператором рынка. Самостоятельно осуществляя валютные операции, ЦБ РФ извлекает прибыль.

Правительство России

Руководствуясь Конституцией, федеральными законами и множественными указами, Президента Правительство страны обеспечивает валютное регулирование в РФ следующим образом:

  • издаёт нормативные акты, которые определяют порядок совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования гос. фонда драгоценных металлов и камней. Кроме того, акты Правительства регламентируют порядок траты валютных средств на их финансирование и определяют правила предоставления для резидентов отсрочки платежей по экспорту либо импорту на срок свыше девяноста дней;
  • обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Некоторые полномочия Правительства РФ оказывают косвенное влияние на область валютных взаимоотношений. Например, в целях защиты внутреннего рынка Правительство вправе вводить временные количественные ограничения при экспорте либо импорте.

Иные органы, обеспечивающие валютное регулирование

ЦБ и Правительство РФ — это основные органы валютного регулирования, но не единственные. Помимо них регуляционные функции в сфере валютных отношений осуществляют:

  • Федеральное Собрание, которое устанавливает порядок формирования гос. валютных резервов и издаёт федеральные законы, освещающие все вопросы сферы валютного регулирования;
  • Президент, который определяет правила экспорта и импорта драгоценных металлов, а также решает вопросы по предоставлению резидентам льгот на обязательную продажу вырученной от экспорта валюты;
  • Министерство финансов, которое обеспечивает единую валютную политику РФ и при участии Центрального Банка осуществляет регулирование рынка драгоценных металлов и камней;
  • Государственный таможенный комитет, который при участии ЦБ РФ устанавливает порядок экспорта, а также импорта любых валютных ценностей резидентами и нерезидентами государства.

Каждый из перечисленных органов обеспечивает валютное регулирование строго в пределах своих полномочий, руководствуясь соответствующими законодательными актами. Все они используют различные методы валютного регулирования — прямые (валютные ограничения) либо косвенные (валютные интервенции, режим валютного курса, девальвация или ревальвация). Их совместная работа призвана решать значимую для государства задачу — создание эффективного механизма обращения валютных ценностей с целью развития российской экономики.

fb.ru

Основные органы валютного регулирования в РФ :: BusinessMan.ru

Инструмент валютной регулировки — это направление денежной политики любого государства. Определений данному действу можно подобрать немало, но все это – валютный контроль. Главная его цель – надзор за четким соблюдением государственными исполнительными органами требований в области внешнеэкономических и денежных операций. Основной орган валютного регулирования в РФ – Центробанк.органы валютного регулирования в рф

Проведение надзора

Он осуществляется:

1. За расчетами в денежном выражении и иными действиями, совершаемыми с платежными единицами других государств, производимыми на территории РФ.

2. За передвижениями дензнаков через государственную границу РФ.

3. За исполнением обязательств (выраженных в денежном эквиваленте) перед Россией и ее резидентами.

Глава 4 ФЗ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (Закон о валютном регулировании в РФ, з-н № 173) дает четкое определение валютного контроля и органов, осуществляющих его в России, очерчивает рамки их компетенции при реализации возложенных на них задач и функций, решает некоторые другие вопросы валютного регулирования.

Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля

Ст. 122 закона №173 закрепляет следующих лиц, на которые возложена функция валютного контроля:

1. Правительство России.

2. Органы ВК.

3. Агенты ВК.

Органами, осуществляющими подобный контроль согласно п. 2, являются:

1. Центробанк РФ.

2. Исполнительные органы с надлежащими полномочиями, данные им Правительством РФ.

органами валютного регулирования в рф являются

Агенты, осуществляющие валютный контроль согласно п.3, это следующие юридические лица:

1. Банки с соответствующими полномочиями.

2. Участники – профессиональные юридические лица рынка ценных бумаг без статуса банка.

3. Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ).

Какие операции классифицируют как валютные

Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.

В их числе:

1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.

2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).

3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.

4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.

5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.

6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.правовое регулирование валютной деятельности в рф

Центробанк

Это орган, осуществляющий валютный контроль. Уполномочен Правительством РФ выполнять функции денежного регулятора России. Данная обязанность закреплена за ним на самом высоком уровне. Правовое регулирование валютного контроля в РФ обусловлено законом №173 и ст. 54 закона «о Центробанке РФ» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.

Он является основным органом валютного регулирования в РФ, осуществляет надзор за денежными потоками. Особенно контроль касается обращения дензнаков иностранных государств.

Полномочия Центробанка следующие:

1. Регламентирует выполнение валютных денежных операций между банками.

2. Составляет обязательные к исполнению требования к приходным документам при покупке дензнаков иностранных государств кредитными организациями.

3. Регламентирует действия нерезидентов по открытию счетов.

4. Осуществляет смежные функции в целях полного контроля за перемещением валюты.

5. Вводит ограничения по переводам иностранных денежных средств, в том числе по сумме.

Реализация валютного надзора

Органы, занимающиеся надзором, указаны в п. 2 ст. 22 закона №173, который обеспечивает правовое регулирование валютной деятельности в РФ. Основные – это уполномоченные правительством исполнительные структуры. Такое обтекаемое значение позволяет сделать вывод о том, что список может быть достаточно большим. Правительство своим решением может наделить функциями ВК разные органы и лица, в зависимости от операций, которые нужно совершить.

До февраля 2016 года эти обязанности были возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Однако она была упразднена, и ее функции перераспределились между двумя структурами. Сегодня органами валютного регулирования в РФ являются:

1. Налоговая служба.

2. Таможенная служба.
правовое регулирование валютного контроля в рф

Налоговая служба РФ (ФНС)

Положение о данном органе государственной власти утверждено Постановлением от 30 сентября 2004 №506. В нем закреплены полномочия по исполнению ВК. Служба может отслеживать часть операций с валютными денежными средствами, которые относятся к ее компетенции.

ФНС как орган валютного регулирования в РФ контролирует:

1. Соблюдение юридическими и физическими лицами требований валютного законодательства независимо от того, является ли объект резидентом или нет. Сфера налогообложения ограничивает в таких случаях полномочия ФНС.

2. Соответствие разрешительных документов и лицензий проводимым гражданами и юридическими лицами валютным операциям.

3. Уведомление органов ФНС об открытии/ закрытии счетов в зарубежных банках. Далее следит за предшествующими их закрытию операциями.

Надзор осуществляется именно в той части, которая возложена на нее законодательными актами, без затрагивания сфер, которые отнесены к компетенции других органов контроля. Например, все операции по передвижению валюты входят в ведение таможенных органов РФ. Они также входят в общую надзорную систему.

Таможенная служба РФ (ФТС)

Это один из государственных органов валютного регулирования в РФ, уполномоченный осуществлять ВК, в соответствии с возложенными на него функциями. Все его полномочия закреплены в постановлении от 16 сентября 2013 № 809, которым и утвердилось положение о ФТС.

Функции Таможенной службы:

1. Контроль над всеми валютными операциями по перемещению продукции через границы Единого экономического союза.

2. Контроль за операциями, сопровождающими ввоз товаров и транспорта на территорию РФ.

3. Надзор за экспортом с территории России.

4. Соответствие выданных лицензий и разрешений всем перечисленным операциям, сопровождающимся пересечением государственной границы.

Все полномочия закреплены законом «О таможенном регулировании» от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ.

закон о валютном регулировании рф

Агенты, осуществляющие валютный контроль

Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:

1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.

2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.

3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.

К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».

В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:

1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.

2. Депозитарная.

3. Управление ценными бумагами.

4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).

5. Брокерскую.

Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» – это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».

Валютное регулирование в РФ

Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.

Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:

1. Центробанк России.

2. Правительство России.

Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:

1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.

2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.

Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.

валютное регулирование в рф

Права и обязанности

Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:

1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами – участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.

2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.

3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.

Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:

1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.

2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.

Обязанности агентов ВК

Эти структуры призваны:

1. Осуществлять надзорные действия за всеми участниками валютного законодательства.

2. Предоставлять информацию об их участии в валютных операциях на территории РФ и за ее пределами в органы ВК.

Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия

Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что все части отраслевой системы можно разбить на отдельные структуры. Это организации, осуществляющие валютный контроль, агенты, которые занимаются той же деятельностью, органы денежного регулирования операций со всеми перемещениями денежной валютной массы. У каждого из этих элементов свои полномочия и четко ограниченная компетенция. Но они входят в одну общую систему валютного контроля РФ. Повторим, главными органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Основное их отличие от остальных частей системы в том, что они могут издавать законодательные нормативные акты, обязательные к исполнению.
основным органом валютного регулирования в рф являетсяФНС и ФТС имеют свои законодательно закрепленные полномочия. Согласно им, эти организации вправе не только издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять полный надзор за их надлежащим исполнением, если случаются нарушения валютного законодательства, имеют законное право применять к виновным физическим и юридическим лицам соответствующие меры ответственности согласно нормативно-правовой базе.

Агенты ВК, в отличие от вышеуказанных структур ВК, обладают не таким обширным объемом полномочий. Их деятельность направлена на сбор и передачу необходимой оперативной информации органам ВК, а также проведение контроля за ФНС – основными органами, главной деятельностью которых является осуществление валютного контроля в России. Но и это не все. На помощь вышеперечисленным органам приходят валютные агенты: банки, профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг, ВЭБ.

businessman.ru

Валютное регулирование и валютный контроль.

Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка

Валютное регулирование — Деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций), подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством,

в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых валютных операций:

1) валютных операций движения капитала;

2) купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки.

в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их

Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы:

а) регулируемые Правительством РФ

б) регулируемые ЦБР

Валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму до 150000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.

Ввоз и вывоз валютных ценностей:

1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000

долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

3. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

4. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев:

Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

studfile.net

К вопросу об органах валютного регулирования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 354

В. Д. Вагин

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНАХ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В РОССИИ

В статье рассматриваются положения федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, устанавливающие полномочия органов валютного регулирования. Автором даются понятия «органы валютного регулирования», «компетенции органов валютного регулирования», формулируются полномочия органов валютного регулирования.

Ключевые слова: органы валютного регулирования, полномочия, исключительные компетенции, совместные компетенции.

Органами валютного регулирования в России являются Банк России и Правительство России (далее — органы валютного регулирования). Указанные органы валютного регулирования при выполнении своих функций руководствуются нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) [1].

Законом устанавливаются полномочия органов валютного регулирования. При этом полномочия — это строго очерченный и закрепленный Законом перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации функций органов валютного регулирования.

Органами валютного регулирования принимаются в пределах своей компетенции акты, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами, т. е. актами органов валютного регулирования являются нормативные правовые (далее — нормативные) акты по вопросам валютного регулирования, издаваемые органами валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом [1]. Если порядок осуществления валютных операций, а также порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом. Не допускается также установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений и требования о предварительной регистрации.

Заметим, что нормативные акты органов валютного регулирования, которые устанавливают новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшают их положение, не имеют обратной силы. Однако, нормативные акты органов валютного регулирования, которые, например, отменяют ограничения на осуществление валютных операций или улучшают положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если это прямо предусматривают.

Нормативные акты органов валютного регулирования подлежат официальной публикации. При этом официальной публикацией нормативных актов Правительства

Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальной же публикацией нормативных актов Банка России является их публикация в «Вестнике Банка России».

Таким образом, валютное регулирование в России осуществляется органами валютного регулирования. Однако, несмотря на наличие применяемого в Законе термина «органы валютного регулирования», его содержание в Законе не приводится.

По нашему мнению, под «органами валютного регулирования» следует понимать федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями (правами и обязанностями) по осуществлению валютного регулирования в системе валютных правоотношений.

При этом в системе валютных правоотношений выделяется несколько групп: валютные правоотношения в области валютного регулирования; валютные правоотношения в области валютного контроля; валютные правоотношения в области валютного обращения [2]. Следовательно, основная цель органов валютного регулирования заключается в регулировании валютных правоотношений области валютного регулирования, в области валютного контроля и в области валютного обращения путем издания нормативных актов.

Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», по вопросам, отнесенным к его компетенции, он издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами [3]. Таким образом, Банк России осуществляет валютное регулирование путем издания нормативные акты, определяющие порядок и правила осуществления всех видов валютных операций, правила выдачи соответствующих лицензий, формы учёта и отчётности.

В соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», по вопросам, отнесенным к его компетенции, Правительство Российской Федерации издает правовые акты в виде постановлений и распоряжений [4]. При этом акты, имеющие характер нормативного применения, издаются в форме постановлений; акты, затрагивающие вопросы оперативного и других текущих применений издаются в форме распоряжений и не являются нормативными. Таким образом, акты Правительства Российской Федерации как органа валютного регулирования издаются только в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Формы нормативных актов органов валютного регулирования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Формы нормативных актов, издаваемых органами валютного регулирования

Органы валютного регулирования Формы актов органов валютного регулирования

постановление указание положение инструкция

Правительство Российской Федерации + — — —

Банк России — + + +

Что касается Правительства Российской Федерации, то оно осуществляет валютное регулирование путем издания нормативных актов, определяющих порядок

совершения операций с любыми драгоценными камнями и металлами, правила выдачи соответствующих лицензий и этапы формирования государственного фонда драгоценных металлов и камней, обеспечивает функционирование на уровне государства единой политики в сфере обращения драгоценных металлов и камней.

Закон различает исключительную и совместную компетенции органов валютного регулирования [5]. При этом под «компетенциями органов валютного регулирования» следует понимать совокупность юридически установленных Законом прав и обязанностей органов валютного регулирования. Вместе с тем, заметим, что компетенции органов валютного регулирования определяют их правовой статус (место) в системе валютных правоотношений.

Исключительной компетенцией Банка России является, например, принятие нормативных актов, которые устанавливают единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5 Закона), порядок проведения валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 Федерального закона), порядок представления резидентами и нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (пп. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона) и др.

Исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации является, например, принятие нормативных актов, которые устанавливают порядок представления резидентами и нерезидентами федеральным органам исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (пп. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона) и др.

Совместной компетенций органов валютного регулирования является, например, представление органами и агентами валютного контроля органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 11 ст. 23 Закона).

Другим примером совместной компетенции является представление резидентами по месту своего учета (за исключением физических лиц-резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, или представление физическими лицами — резидентами по месту своего учета налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (ч. 7 ст. 12 Закона).

Таким образом, полномочия органов валютного регулирования представляют собой индивидуальные и совместные компетенции, являющиеся важнейшими эле-

ментами их правового статуса, и определяющие совокупность прав и обязанностей государственно-властного характера конкретного содержания и объема, определяемые Законом. Причем органы валютного регулирования в своей деятельности не имеют права выходить за рамки полномочий, установленных Законом.

Литература

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 (ред. 03.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 02.03.2017).

2. Крохина Ю. А., Смирникова Ю. Л., Тютина Ю. В. Валютное право: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007. 378 с.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 20.03.2016).

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/ (дата обращения: 25.03.2016).

5. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) // АО «Кодекс». [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/ document/902375562 (дата обращения: 05.04.2016).

Об авторе

Вагин Валерий Денисович — кандидат экономических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой таможенных платежей и валютного контроля, факультет таможенного дела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия. E-mail: [email protected]

V. D. Vagin

TO THE QUESTION OF THE BODIES OF CURRENCY REGULATION

IN RUSSIA

The article discusses the provisions of the Federal law on currency regulation and currency control, setting out the powers of bodies ofcurrency regulation. The author defines «the bodies of currency regulation», «the competence of bodies of currency regulation», defines powers of bodies of currency regulation.

Key words: bodies of currency regulation, powers of exclusive competence, joint competence.

About the author

Vagin Valerii Denisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Acting Head of Department of Customs Payments and Currency Control, Department of Customs, Russian Academy of National Economy and State Service Under the President of Russian Federation, Russia.

E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru

отдельные Актуальные аспекты – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 342.5

Г. В. Станкевич, Е. В. Касевич

БАНК РОССИИ КАК ОРГАН ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируются такие публичные функции Банка России как валютное регулирование, валютный контроль и право нормотворчества в этой области. Особенность статуса Центрального Банка Российской Федерации в сфере валютных отношений определяется тем, что он одновременно является и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. Деятельность ЦБ РФ в валютной сфере тесно связана с его основными целями, в частности защитой и обеспечением устойчивости рубля, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, обеспечением стабильности финансового рынка Российской Федерации. Даются авторские формулировки таких понятий как валютная интервенция,

валютный курс, валютные ограничения. Рассматриваются полномочия ЦБ РФ как органа валютного контроля. Поднимается вопрос о правовой природе нормативных актов ЦБ РФ в области регулирования валютных отношений.

В статье делается вывод о том, что в деятельности Банка России совмещены функции и организационно-правового, и правоустанавливающего, и правоприменительного характера, что может привести к возникновению проблем, связанных с конфликтом норм, полномочий и интересов.

Ключевые слова: Центральный Банк, валюта, валютное регулирование, валютный контроль, валютный курс, валютная интервенция, валютные ограничения.

G. V. Stankevich, E. V. Kasevich

THE BANK OF RUSSIA AS A BODY OF CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL: SOME TOPICAL ASPECTS

The article analyzes such public functions of the Bank of Russia as currency regulation, currency control and the right to set standards in the relevant area. The peculiarity of the status held by the Central Bank of the Russian Federation in the sphere of currency relations is determined by the fact that it is both the body of currency regulation and a body of currency control. The activity of the Central Bank of Russia in the currency sphere is closely connected with its main objectives, in particular, protection and ensuring the stability of the ruble, ensuring the stability and development of the national payment system, ensuring the stability of the financial market of the Russian Federation. The author provides the definitions of such con-

cepts as currency intervention, exchange rate, currency restrictions. The powers of the CBR as a currency control body are considered. The question of the legal nature of regulatory acts of the Central Bank of the Russian Federation in the field of currency relations is raised.

The article concludes that in the activity of the Bank of Russia combines the functions of both organizational-legal and law-establishing and law-enforcement character that can lead to problems connected with the conflict of norms, powers and interests.

Key words: Central Bank, currency, currency regulation, exchange controls, exchange rate, currency intervention, currency restrictions.

Валютный контроль и валютное регулирование являются важными элементами государственной политики в области экономических отношений в любой стране. И Банк России выступает в роли одного из главных органов, осуществляющих данную деятельность. Но прежде чем рассматривать специфику этих функций Банка России, необходимо определить сущность этих процессов. По своей при-

роде валютное регулирование и валютный контроль являются административной составляющей механизма осуществления валютной политики государства, так же необходимой как и экономическая составляющая[6].

Правовой основой данных процессов является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон уста-

навливает основные принципы, полномочия органов валютного регулирования, правовой статус резидентов и нерезидентов в области владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также права и обязанности агентов и органов валютного контроля.

Валютное регулирование можно определить как систему мер, применяемых уполномоченными органами государственной власти, и направленных на обеспечение порядка владения, пользования и распоряжения валютой и валютными ценностями. Валютное регулирование отдельными специалистами толкуется как вид государственного регулирования экономики, направление упорядочивания, соответствующих экономических отношений [2]. Валютное регулирование ставится в один ряд с валютной монополией и свободной конвертируемостью (отсутствием валютных ограничений) и понимается как один из видов правового режима осуществления валютных операций. Валютные ограничения воспринимаются при этом как одна из особенностей режима валютного регулирования [10]. Существует и точка зрения, которая рассматривает валютный контроль в разрезе с «правовым режимом». Согласно такой точке зрения возможно функционирование трех режимом валютного регулирования: валютная монополия, система валютных ограничений, отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты) [2]. По мнению Ж. У. Курмангалиева, валютное регулирование есть межотраслевой правовой институт, объектом которого выступают общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления валютных операций [4]. Данный подход предусматривает включение в понятие не только правомерное поведение субъектов, но противоправное.

Основополагающую роль в осуществлении валютного регулирования играют органы, осуществляющие его. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный Банк России и Правительство РФ. Данный перечень является исчерпывающим. Раннее действующий закон, регулирующий валютное регулирование в стране, определял в качестве органа валютного регулирования только Центральный Банк РФ. В целом нельзя говорить об абсолютной концентрации полномочий в области валютного регулирования в руках этих двух органов. В настоящих условиях актуальной становится и проблема организации надгосударственного валютного регулирования. На международном уровне действуют международные финансовые организации, ко-

торые занимаются решением проблем валютного регулировании и достижением наиболее оптимальных условий для осуществления валютных операция по всему миру. Среди таких организаций необходимо выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный банк Содружества Независимых Государств и т.д. Каждая из этих организаций вырабатывает как универсальные нормы, так и работает на двустороннем уровне, заключая международные договоры, регулирующие валютные операции, осуществляемые на мировых финансовых рынках. Тесное сотрудничество нашей страны с международными организациями в последнее время вызвано с политикой, направленной на достижение полной конвертируемости рубля, отмене валютных ограничений и в установлении режима управляемого курса рубля, который бы плавно реагировал на изменения в экономической ситуации. Все это достигается в рамках общей денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком России как главным органом ее осуществления.

Говоря о методах, используемых Банком России при осуществлении валютного регулирования можно говорить об административных методах, выражающихся в издании специальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, и об экономических методах, связанных с непосредственным осуществлением операций валютной политики. По мнению М. С. Неретина, в качестве основных методов Банка России стоит выделять валютные интервенции и установление Банков официального курса валют.

Валютная интервенция — это метод государственного воздействия на процессы формирования курса национальной валюты, применяемый Центральным банком РФ на внутригосударственном и международном валютном рынке. Они возможны путем совершения сделок купли-продажи национальной валюты с целью регулирования ее курса. Банк России покупая иностранную валюту, увеличивает государственный резерв иностранной валюты. Таким образом достигается основная цель валютной интервенции -оптимизация курса национальной валюты [7]. Как указывают эксперты, валютная интервенция проводится Центральным банком России с целью укрепить рубль и стабилизировать денежную систему. Для этого Банк России продает доллары, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в це-

лом. Если же Банк России начинает покупать доллары, то уже приводит к падению рубля. Обычно для интервенции Банком России используются официальные валютные резервы, поэтому политика в данной области должна быть осознанной и продуманной, поскольку любая ошибка может привести к истощению валютных резервов, а цель интервенции достигнута не будет.

Что касается, валютного курса, то его можно определить как соотношение двух валют при обмене. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны — так определяют данное понятие толковые словари. Это очень важная часть деятельности Центрального банка, поскольку рубль до сих пор не является свободно конвертируемой валютой, хотя и пытается к этому приблизится, а, следовательно, официальный курс валюты имеет значение и при расчете расходов и доходов государства, и при определении уровня инфляции, и для регулирования в области налогообложения и т.д. Валютный курс в настоящее время в России формируется за счет данных о соотношении спроса и предложения на конкретные валюты. Банк России ежедневно на основе информации о рыночном курсе рубля производит фиксирование его официального курса.

Разумеется, что кроме перечисленных методов Банк России использует и иные методы валютного регулирования. А именно, осуществляет действия по поддержанию курса рубля по отношению к иностранным валютам; определяет порядок движения капитала, устанавливает требования к операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами в порядке ст. 11 173-Ф3 и т.д.

Помимо валютного регулирования Банк России осуществляет и валютный контроль, который является важной частью финансового контроля государства. Он играет огромную роль, поскольку именно обеспечивает стабильность экономики, экономическую безопасность страны и, соответственно, оказывает влияние на все сферы общественных отношений в государстве. Нормативную основу валютного контроля составляет множество актов, среди которых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О Центральном Банке РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об экспортном контроле», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие.

По мнению Н. А. Сатаровой, валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно, либо же в отношении них существуют валютные ограничения. Свою позицию она обосновывает тем, что свободное осуществление валютных операций обременяется необходимостью совершать определенные действия, которые являются следствием осуществления контроля. То есть в данном случае такие действия позволяют органам валютного контроля организовывать наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства [8]. Г. А. Тосунян понимает под валютным контролем комплекс административных и организационных мер, осуществляемых уполномоченными на основании закона государственными органами или иными специальными организациями (агентами валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка[9].

Центральный банк является одним из органов, осуществляющих валютный контроль. Помимо него полномочиями в этой области обладают и такие федеральные органы исполнительной власти как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, уполномоченные на данную деятельность Правительством РФ.

В области валютного контроля также выделяются специальные методы его осуществления. Одним из таких методов являются валютные ограничения. Валютные ограничения -это совокупность нормативно определенных правил, регулирующих порядок совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. Данные ограничения направлены прежде всего на обеспечение экономической безопасности страны, а именно утечки капитала за рубеж, противодействию вывоза нерезидентами иностранной валюты в больших размерах. Еще одним методом валютного контроля является лицензирование деятельности, которая связана с осуществлением валютных операций. Поскольку данная деятельность затрагивает важные интересы государства, кредитные организация имеют право на осуществление ее только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. При выявлении в ходе осуществлении контроля нарушений, определенных в законе, Банк России имеет

правомочие на отзыв лицензии данной кредитной организации.

Полномочия в сфере валютного контроля можно подразделить на общие и специальные. Среди общих полномочий, которые осуществляются всеми органами валютного контроля, выделяют возможность Банка России проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства, также проверять полноту достоверности учета и отчетности по валютным операциям; запрашивать документы и информацию по валютным операциям. В то же время специальными полномочиями Банка России являются:

1) право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2) право применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение норм соответствующего законодательства и актов органов валютного регулирования.

Это говорит об особенном правовом статусе Банка России, поскольку в отличии от надзорных полномочий Банка сразу показывает неравенство участников правоотношений и наличие отношений подчиненности.

Полномочия Банка России в области валютного контроля классифицируют и в соответствии с другим подходом. А. Ю. Лисицин выделяет три группы полномочий:

1) полномочия по организации взаимодействия субъектов, наделенных властными полномочиями в сфере осуществления валютного контроля;

2) полномочия Банка России как органа, непосредственно осуществляющего валютный контроль;

3) полномочия по определению содержания валютного контроля, осуществляемого уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля [5].

Еще одной важной функцией Банка России, в том числе и в рамках валютного регулирования и контроля, является правомочие на издание нормативных актов. Уже само право Банка России издавать нормативные акты вызывает множество вопросов. Действующий закон о Банке России говорит о возможности Банка по вопросам его компетенции издавать в форме инструкций, указаний и положений нормативные акты. Предмет регулирования данных нормативных актов составляют исключительно банковские операции. Среди ученых возникает спор относительно отличий банков-

ских операций от гражданско-правовых отношений. И в данном случае А. Г. Братко категорично высказывает свою позицию, согласно которой правоотношение в результате банковских операций возникает только между Банком России и кредитной организацией, и в отличие от гражданских правоотношений данные отношения не основаны на равенстве сторон, возникают только в рамках банковской системы, где Банк России — орган банковского регулирования и надзора[3]. Но если акты Банка России действуют лишь в узкой области отношений по совершению банковских операций, то возникает вопрос об обязательности этих актов для всех субъектов права. Федеральный закон закрепляет требование о том, что нормативные акты Банка России являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех физических и юридических лиц. В то же время субъектами банковских правоотношений являются Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банках, поскольку обозначены в качестве элементов банковской системы. Соответственно, необходимо отличать правоотношения, которые связаны с банковскими лишь наличием такого субъекта как банк, но представляющие по своему характеру правоотношения гражданско-правового характера, и правоотношения, которые непосредственно касаются совершения валютных операций. В данных правоотношениях Банк России будет уже представлять собой контролирующую структуру и взаимоотношения уже будут носить публичный характер.

Особенностями нормативные акты Банка России обладают и в процессе регистрации. Порядок регистрации данных актов имеет сходство с порядком регистрации актов Правительства РФ. Акты Банка России регистрируются Министерство юстиции РФ и в течение 10 дней после их официального опубликования в «Вестнике Банка России» вступают в силу. По сравнению с актами других органов власти, обладающими полномочиями в сфере нормотворчества, данные акты широко не распространяются, а ведь затрагиваемые ими отношения прямо или косвенно затрагивают важные основы экономической политики государства. Отдельные акты Банка России вообще не подлежат официальному опубликованию, что сужает круг субъектов, информированных о появлении новых норм в регулируемой области. Этот факт порождает множество проблем и во-

просов, в том числе и связанных с применением санкций за нарушение требований нормативных актов Банка России. Важно выяснить, соответствует ли данный акт федеральному законодательству, и насколько правомочно его издание в рамках компетенции органов Банка России, имеющих право на принятие подобных актов. Это имеет значение, поскольку ст. 74 Федерального закона говорит, что «в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев». Эти властные полномочия Банка России в очередной раз подменяют функции органов государственной власти в части возможности применения мер принуждения. Кроме того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, т.е. можно говорить об активном участии Банка России в законотворческом процессе.

Возвращаясь непосредственно к актам, издаваемым Банком России в области валютного регулирования и контроля, то особенностью является то, что они могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. Почему это является особенностью? Дело в том, что иные органы валютного контроля, чья деятельность при его осуществлении также важна,

не имеют право издавать нормативные предписание, их акты могут носить исключительно индивидуальный и ненормативный характер. Важной проблемой при осуществлении Банком России своих полномочий является проблема разграничения полномочий по изданию актов в сфере валютного регулирования и контроля. Ведь может произойти смешение сфер компетенции и эффективность, а также компетентность данной деятельности может пострадать.

Акты валютного регулирования и контроля необходимо разделить на группы. Первая объединяет те акты органов валютного контроля, которые принимаются этими органами в связи с осуществлением мероприятий валютного контроля. Данные акты являются результатом таких мероприятий, например, проверок, и направлены, прежде всего, на устранение нарушений, выявленных в их ходе.

Выделяют и вторую группу актов, которая направлена на определение основ деятельности органов контроля и регулирования — они и будут иметь нормативный характер и относиться именно к актам регулирования. Понимание данного вопроса, действительно, имеет значение, поскольку даже Закон о валютном регулировании и валютном контроле говорит об отграничении функции правотворчества и правоприменения: «акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций» [1].

Таким образом, очевидно, что сложилась ситуация, когда один орган совмещает в своей деятельности функции и организационно-правового, и правоустанавливающего, и правоприменительного характера, что может приводить к ряду проблем, связанных с конфликтом норм, полномочий и интересов.

Литература

1. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 4859.

2. Артемов Н. М. Валютные ограничения. М.: ООО «Профобразование», 2001. 104 с.

3. Братко А. Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. №7. С.17-21.

4. Губарева Т. И. Валютное регулирование: динамика парадигмы в условиях новых вызовов // Финансовое право. 2009. №6. С. 8-11.

5. Лисицын А. Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. №2. С. 29-35.

6. Парсамян Т. Х. Валютный контроль и валютное регулирование // Клуб главных бухгалтеров. 2011. №3. С. 20-23.

7. Неретин М. С. Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2008. №4. С.16-23.

8. Сатарова Н. А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. №2. С. 51-55.

9. Тосунян Г. А., Емелин А. В. Валютное право РФ. М.: Дело, 2004. 368 с.

10. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук: На правах рукописи. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1999. 186 с.

References

1. Federal’nyj zakon ot 10.12.2003 №173-FZ «O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole» (Federal Law Of 10.12.2003 № 173-FZ «On Currency Regulation And Currency Control») // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2003. No.50. Art. 4859. (In Russian).

2. Artemov N. M. Valyutnye ogranicheniya (Foreign Exchange Restrictions). Moscow: LLC «Vocational Education», 2001. 104 p. (In Russian).

3. Bratko A. G. Spetsifika normativnykh aktov Banka Rossii (The Specificity Of The Normative Acts Of The Bank Of Russia) // Pravo i ehkonomika. 2006. No.7. P. 17-21. (In Russian).

4. Gubareva T. I. Valyutnoe regulirovanie: dinamika paradigmy v usloviyakh novykh vyzovov (Monetary regulation: Paradigm DynamicsIn The Face Of New Challenges) // Finansovoe pravo. 2009. No.6. P. 8-11. (In Russian).

5. Lisitsyn A. Y. Ponyatiya «akty organov valyutnogo regulirovaniya» i «akty organov valyutnogo kontrolya» po zakonodatel’stvu Rossiiskoi Federatsii (The Concept Of «Acts Of Bodies Of Currency Regulation» And «The Acts Of Bodies Of Currency Control» According To The Legislation Of The Russian Federation) // Finansovoe pravo. 2006. No. 2. P. 29-35. (In Russian).

6. Parsamian T. H. Currency control and currency regulation (Valyutnyi kontrol’i valyutnoe regulirovanie) // Klub glavnyh buhgalterov. 2011. No.3. P. 20-23. (In Russian).

7. Neretin M. S. Administrativnoe pravovoe regulirovanie valyutnogo kontrolya i mesto Banka Rossii v sisteme valyutnogo kontrolya (Administrative Legal Regulation Of Foreign Exchange Control And The Bank Of Russia In The System Of Currency Control) // Administrativnoe i municipal’noe pravo. 2008. No. 4. P. 16-23. (In Russian).

8. Satarova N. A. Prinuzhdenie v mekhanizme valyutno-pravovogo regulirovaniya (Coercion In The Exchange Rate Mechanism Of Legal Regulation) // Bankovskoe pravo. 2006. No.2. P. 51-55. (In Russian).

9. Tosunian G. A., Yemelin A. V. Valyutnoe pravo RF (The Currency Law Of The Russian Federation). Moscow: Delo, 2004. 368 p. (In Russian).

10. Khamenushko I. V. Valyutnyi kontrol’ v Rossiiskoi Federatsii (Exchange Control In The Russian Federation). Moscow: MSU named after M. V. Lomonosov, 1999. 186 p. (In Russian).

cyberleninka.ru

Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля — Предпринимательское право

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает следующие принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются

  • Центральный банк РФ и
  • Правительство РФ.

Ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется

  1. Правительством Российской Федерации,
  2. органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк Российской Федерации,
  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора — Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации,
  • государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также
  • не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
  • таможенные органы;
  • налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

jurkom74.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *