Разное

Переработка аккумуляторов технология – виды батарей, особенности переработки АКБ авто

08.07.2018

Содержание

виды батарей, особенности переработки АКБ авто

Отходы аккумуляторных батарей распределяют разными способами. Их сортируют на группы одноразовые и перезаряжаемые. Утилизация аккумуляторов производится с учетом вида активного вещества: никель, литий, свинец. В первую группу входят источники питания NiMH. Литиевые источники питания бывают полимерными и литий-ионными. Свинцовые аналоги содержат в себе электролит. В последнюю группу входят гелиевые и стекловолоконные устройства.

Преимущества и недостатки

Большинство современных батарей используют производители в электронных устройствах. К этой группе относят литий-ионные, металлгидридные и полимерные изделия. Любой батареи присваивается определённый класс опасности. Все аккумуляторы авто имеют 2 класс опасности по ФККО.

Их утилизация осуществляется с учетом этого фактора.

По статистике, в России оборот аккумуляторов превышает 3 млн ед. в год. С учетом действующего законодательства сбор отходов автомобильных аккумуляторов осуществляется отдельно от иного вторичного сырья.

АКБ, вышедшие из строя, нельзя хранить дома либо в гараже. Их запрещено выбрасывать с другим мусором. Если устройство отработало свой срок службы, входящие в его состав вещества начинают вытекать, попадая на почву и в воду. Таким способом наносится вред окружающей среде и человеку. Чтобы предупредить подобное явление, рекомендуется устанавливать под батареи поддон.

Для утилизации автомобильных аккумуляторов характерны и некоторые преимущества:

  • возможность получения свинца, меди, стали и пластика;
  • обеспечение безотходного производства за счет вторичной нейтрализации электролита;
  • предотвращение отрицательного воздействия опасных веществ, входящих в состав АКБ.

Список предприятий

Чтобы утилизировать аккумуляторы, потребуется специальное оборудование. Процесс проводится только компетентными работниками на перерабатывающем предприятии, которое имеет соответствующую лицензию. На текущий момент по всей территории России предусмотрены пункты приема АКБ.

У некоторых организаций нет лицензии на перевозку и хранение отходов, у которых 2 группа опасности. Основное условие, которое выдвигается клиентам, — самостоятельный слив электролита до момента сдачи батареи. Но подобный процесс может спровоцировать сильный ожог дыхательных путей, слизистых и кожи.

Даже незначительное попадание электролита либо его пара в глаза приводит к полной слепоте. Из-за этого утилизацией АКБ обязаны заниматься специальные предприятия по переработке подобных отходов. Если в населённом пункте их нет, рекомендуется обратиться к сотрудникам СТО.

В развитых странах этим процессом занимается государство. Кроме автомобильных аккумуляторов, можно сдать любые АКБ, которые обеспечивают работу портативного устройства. В таких батареях содержатся опасные химические элементы.

Технологии производства

Если батарея отработала свой срок службы, её необходимо уничтожить. Организации, которые специализируются в этой сфере, требуют значительных финансовых вложений. Денежные средства необходимы для покупки оборудования.

Если производственный процесс организован правильно, предприятие будет получать хорошую прибыль от продажи свинца, пластика и других составляющих АКБ. Специалисты различают ручную и промышленную утилизации. В первом случае получается сырьё высокого качества.

Сам процесс уничтожения состоит из пяти этапов:

  1. Слив электролита.
  2. Промывка аккумулятора с помощью содового раствора.
  3. Разборка устройства на составные элементы с помощью слесарного инструмента.
  4. Сортировка полученных деталей.
  5. Технологическая переработка свинца, пластика.

Промышленный способ утилизации аккумуляторных батарей автоматизирует все процессы, минимизируя риски нанесения вреда окружающей среде и человеку. На первом этапе устройство освобождается от электролита. Манипуляция осуществляется с помощью специальных производственных линий. Электролит не распространяется в пространство.

Устройство промывается и поступает в дробилку. Измельченные остатки поступают в электромагнитный сепаратор с ситом. Оно способствует повторному дроблению больших деталей батареи. Измельченные частицы поступают в ёмкость с водой. Под давлением тяжёлые металлы оседают, что способствует получению чистого пластика. На последнем этапе промышленной переработки АКБ получаются следующие продукты:

  • свинец;
  • поливинилхлорид;
  • полипропилен.

Автоматизация процесса

Переработка аккумуляторов может производиться по упрощенной схеме. Предварительно сливается электролит. Кислоту нейтрализуют внутри герметичной камеры. Остатки АКБ поступают на конвейер, где дробятся на мелкие частицы. Для этого предусмотрены станки.

На следующем этапе аккумулятор превращается в свинцово-кислотную пасту и смесь из пластиковых и металлических частичек. Паста отделяется от смеси путем фильтрации. Для этого предусмотрены решетчатые фильтры. Паста, оседая на них, поступает в камеру для последующей переработки.

Чтобы разделить пластик и свинец, смесь направляется в емкость с водой. Сепарация производится тривиальным способом. Технология считается эффективной, так как утилизируется даже корпус устройства.

На последнем этапе выделяется металлическая смесь, в состав которой входит кислота. Это требует проведения нейтрализации с помощью химических реагентов. Манипуляция способствует получению металла, осадка и воды. Свинец отправляется на очистку.

Первоначально просушивается металлическая масса в печи. За счет повышения температуры отделяется свинец от иных металлических веществ. Из расплава удаляются отходы. Образуются слитки свинца и пластик. К плюсам автоматизации специалисты относят снижение расходов на проведение утилизации АКБ.

Устройства с литием

Процесс переработки литий-ионных АКБ обладает некоторыми отличительными нюансами. Опасность такой работы заключается в потенциальном взрыве источников питания: если на них попадает влага, температура может повыситься до 450 градусов, что приведет к замыканию.

В некоторых моделях есть предохранительный клапан, который выпускает пар в критической ситуации. Большие аккумуляторы с литием являются потенциальными источниками утечки тионил-хлорида либо диоксида серы.

Это приводит к выбросу в окружающую среду паров соляной кислоты. Поэтому утилизация li-ионных батарей необходима с экономических соображений и для безопасности человечества.

Этапы процесса:

  1. Удаление самого корпуса и его внутренностей.
  2. Разделение анодов от катодов.
  3. Удаление продуктов адгезии.
  4. Переплавка меди и алюминия.
  5. Измельчение с последующей переработкой корпуса.

На последнем этапе перерабатывается и пластик. Полученные гранулы используют при изготовлении пластмассовых изделий, а также в процессе монтажа автодорожного покрытия.

Электронные изделия

В этот класс входят источники питания разного типа: круглые, пальчиковые, используемые в планшетах, телефонах. Особенность переработки таких изделий заключается в том, что для экономической выгоды требуется большое количество батареек.

Плюс процедуры заключается в возможности использовать старые аккумуляторы для производства новых аналогов. Из-за появления новых методов утилизации увеличилось количество пунктов для сдачи отработанных АКБ. С помощью новой концепции можно снизить технологические затраты. Для утилизации устройств по инновационной методике используют электрогидравлическое дробление и ударные волны. Технология способствует измельчению батареек до жидкого состояния, что упрощает процесс разделения композиционных материалов.

othodynet.ru

Утилизация аккумуляторов: литий-ионных, кадмиемых, свинцовых

Развитие научно-технического прогресса в XX и XXI веках привело к повсеместному использованию автомобилей и различных гаджетов. Об этом говорят и пробки на дорогах, и уткнувшиеся в свои мобильники и планшеты пассажиры метро.

В наше время в полный рост встала проблема, куда девать старые АКБ. Утилизация аккумуляторов необходима, поскольку входящие в их состав химические вещества крайне опасны для здоровья. Просто вынести источник питания на помойку нельзя.

Чем опасны отработанные аккумуляторы?

Аккумулятор представляет собой источник питания автомобиля, устройства или гаджета, который необходим для их работы, поддержания определенного режима и первоначального включения. АКБ используют и в промышленности, но простого потребителя это не касается. Зарядку батареи проводят через имеющее стабилизатор тока и напряжения зарядное устройство. Проблему утилизации на крупных предприятиях решают его владельцы в тандеме с государственными структурами.

Основная проблема в использовании АКБ это не слишком длинный срок их работы и трудность утилизации. После истечения срока службы из аккумулятора могут просачиваться во внешнее пространство вредные вещества. Особенно опасны вздувшиеся батареи. Поэтому необходимо сдать аккумулятор в специализированную организацию, занимающуюся его переработкой.

Утилизирующие фирмы должны иметь соответствующую лицензию на работы. Ее сотрудники обладают опытом обращения с отжившими свой век аккумуляторами. Они соблюдают технику безопасности при переработке вредных веществ.

В составе отслужившей АКБ присутствуют дорогостоящие вещества. Кроме свинца и железа в него входят цинк и никель, а также сурьма и кадмий. В мобильниках и ноутбуках установлены литиевые аккумуляторы. Металлические компоненты используются при производстве новых батарей.

Способы утилизации аккумуляторов

Особую опасность для здоровья представляют свинцово-кислотные батареи. Очень вредны и никель-кадмиевые аккумуляторы. К сожалению, альтернативы им пока нет, хотя они вредят не только нашему здоровью, но и экологической обстановке. Поэтому важно правильно перерабатывать устаревшие источники питания.

Одноразовые АКБ имеют в составе металлический литий. При соприкосновении с влагой он активно реагирует, что может привести к пожару. Батареи этого типа применяют при производстве часов, они входят в состав слуховых аппаратов. Литий ионные аккумуляторы устанавливают в мобильниках и ноутбуках.

Инструкция о том, как утилизировать аккумуляторы от ноутбука и других устройств, включает следующие этапы:

  1. Сортировка аккумуляторов по составу и уровню заряда. Это трудоемкая процедура. От степени ее налаживания зависит выгода данной деятельности для предприятия.
  2. Удаление пластмассы и изоляционных материалов при помощи термического окисления. Частицы, возникающие при горении, убираются и не достигают атмосферы.
  3. В результате 2 этапа остаются очищенные металлы. Их режут на мелкие куски и отправляют в плавку. Жидкие продукты плавления сортируют по весу. Их отделяют друг от друга. Неметаллические остатки горят и превращаются в шлак, который позже удаляют.

Особой технологии требует утилизация кадмиевых АКБ. Легкость кадмия приводит к его испарению при высоких температурах. Для его сохранения применяется установка с кипящей вверху водой. Пары кадмия при помощи вентилятора выдуваются в трубу большого диаметра. Там их охлаждают. При конденсации получается сохранить более 99% металла.

Некоторые утилизирующие компании не выделяют металлы сами, а заливают их в специальные формы. Такой полуфабрикат получают заводы, которые выделяют из сплава никель, железо и хром. Эти вещества применяют для изготовления нержавеющей стали.

Утилизация аккумуляторных блоков для ИБП

Свинцовые аккумуляторы используют при производстве источников бесперебойного питания. Пластины из свинца погружают в специальный химический раствор, которые служит электролитом. Такое устройство заменяет центральное снабжение электроэнергией при его отключении в случае аварий или плановых работ. Этапы утилизации аккумуляторов для ИБП следующие:

  • сначала сливают электролит;
  • затем отделяют свинцовые пластины;
  • разбирают корпус прибора;
  • сортируют детали;
  • дробят их на небольшие кусочки;
  • плавят металл и получают чистые слитки.

Утилизация литиевых аккумуляторов: технология переработки

В современных гаджетах – в мобильных телефонах, планшетах, электронных книжках – установлены литиевые аккумуляторы. Если выбрасывать их в баки для мусора, это грозит пожаром. От вздувшегося аккумулятора телефона нужно срочно избавляться. Утилизация таких АКБ состоит из следующих шагов:

  • вскрытие корпуса аккумуляторной батареи;
  • извлечение ее содержимого;
  • слив электролита;
  • обмывание катодов и анодов;
  • отделение анодов от катодов;
  • переплавка медных и алюминиевых частей;
  • дробление и переплавка пластика.

Процедуру осуществляют заводы по изготовлению и переплавке АКБ.

Проблема утилизации литиевых аккумуляторов электромобилей может быть решена при помощи вымывания металла плесневыми грибками.

Утилизация электролита из аккумулятора

Солевые, щелочные и кислотные составляющие электролита могут принести вред природе не меньший, чем ядовитые металлы. Его запрещено выливать в унитаз или на улице в почву. Утилизацией этой жидкости также занимаются заводы. Существуют следующие способы переработки электролита:

  • вторичное его использование для производства неорганических удобрений;
  • нейтрализация жидкости перед ее сливом;
  • проведение химических реакций с электролитом для получения серной кислоты.

Все операции проводят только квалифицированные специалисты в рамках предприятия.

Как утилизировать аккумулятор автомобиля?

Автомобильные аккумуляторные батареи перерабатывают при помощи специального оборудования. Большое значение имеет соблюдение техники безопасности. Процесс выглядит следующим образом:

  • слив электролита;
  • его нейтрализация при высокой температуре;
  • дробление корпуса;
  • отделение свинцово-кислотной смеси;
  • разделение металла и пластика;
  • гранулирование частей пластика;
  • нейтрализация свинцовой пасты и металла;
  • отделение свинцовой пасты;
  • ее очищение;
  • разливание свинца по формам.

Повышенная опасность свинцового аккумулятора связана с наличием ядовитого металла в сочетании с серной кислотой. Утилизирующие автомобильные АКБ компании в России появились всего около десятка лет назад.

Как хранить и подготовить аккумулятор телефона к утилизации?

Если аккумуляторная батарея мобильного телефона вышла из строя или у нее закончился срок службы, ее следует подготовить к переработке. Перед тем, как утилизировать аккумулятор от телефона, обязательно нужно провести подготовку. Она предполагает следующие действия:

  1. Вынуть батарейку из телефона и поместить ее в недоступное для детей и животных место.
  2. Положить ее подальше от мест, где возможна большая влажность, и от источников тепла. Не следует хранить АКБ близко от кухни и ванной. Нельзя класть их около батарей отопления и обогревателей.
  3. Контакты батарейки заклеивают изолентой, чтобы не допустить замыкание.
  4. Лучше всего положить аккумулятор в пластиковую тару. Подойдет и картонная коробка. Это нужно, чтобы исключить соприкосновение с электропроводящими предметами.
  5. Литий ионные аккумуляторы хранят отдельно от литий полимерных и щелочных источников питания. Лучше поместить каждый тип в отдельную тару.

Оборудование для переработки аккумуляторных батарей

Оборудование для утилизации отработанных аккумуляторов предназначено для замены ручных манипуляций с вредными веществами автоматизированными и для предотвращения вдыхания человеком опасных для здоровья испарений. Оно состоит из следующих компонентов:

  • автоматизированная линия для работы с опасными металлами и жидкостями;
  • печи;
  • фильтры;
  • сушильные аппараты;
  • дробилки;
  • приборы для очистки воздуха.

Переработка АКБ на заводах позволяет не только сохранить здоровье человека и чистоту природы, но получить полезные металлы для вторичного использования.

Переработка аккумуляторов в России

В настоящее время отдельного завода по переработке АКБ в России нет. Раньше эту функцию выполнял завод в Днепропетровске. После распада СССР осталась полная линия по утилизации на челябинском заводе. Ее планируют выделить в отдельный завод.

Ситуацией пользуются частные компании по утилизационному бизнесу. Но многие из них не получили лицензию на опасные работы. А вместо автоматизированной линии с ядовитыми веществами работают люди. Естественно, их деятельность вредит здоровью и наносит ущерб природе.

Полная последовательность работ состоит из шагов:

  • прием отработавших батарей от населения и компаний;
  • их транспортировка до перерабатывающей линии;
  • процедура утилизации;
  • оформление необходимых документов.

Поскольку выгода для перерабатывающих заводов достаточно велика, есть надежда развития данной отрасли в будущем. Выгода обеспечивается возможностью продажи вторсырья для производства новых батарей и для других целей.

Можно ли заработать, сдав АКБ на утилизацию?

Утилизирующие компании обслуживает не только фирмы, но и простых граждан. За сданный металл платят. Стоимость зависит от количества металла и его состояния. Она устанавливается организацией, осуществляющей прием.

Куда сдать аккумуляторы?

Способов сдать отработанные аккумуляторы несколько:

  1. Приемные пункты по сбору АКБ.
    Их адреса в конкретном городе можно узнать в соцсетях. При взвешивании для оплаты металла не будут учитывать массу пластмассовых частей и вес корпуса.
  2. Пункты по сбору металлолома.
    Лом аккумуляторных батарей стоит дорого. Если сдавать много аккумуляторов, то можно получить приличные деньги. Особенно дорого стоит свинец. Но деньги платят только при содержании этого металла в количестве не менее, чем 95%. Электролит должен быть герметично закрыт. Засоры в виде частей резины или пластика не должны превышать 1%. А другие металлические соединения допускаются в количестве максимум 3%
  3. Многие магазины по продаже бытовой техники за сданные аккумуляторы дают скидку на покупку новых товаров.
  4. АКБ принимаются на предприятиях, которые их утилизируют.

Батареи принимают и некоторые пункты приема цветного металла. Предприятия – производители батарей и импортеры платят утилизационный сбор на аккумуляторы.

Все способы, которыми можно утилизировать аккумулятор телефона в вашем городе

Чтобы узнать, какая компания принимает батарейки на утилизацию, стоит предпринять следующие действия:

  • посетить сайт органов местного управления и выбрать там пункт «Утилизация батареек»;
  • учесть, что прием отслуживших АКБ осуществляют также магазины электроники;
  • знать, что переработку проводят и отделения ГринПис;
  • обратиться в некоторые образовательные учреждения и НИИ, которые также имеют лаборатории по переработке батарей – там можно утилизировать аккумуляторы телефонов.

Найти нужную организацию помогут социальные сети или поисковые серверы.

bezotxodov.ru

Утилизация батареек — сбор и переработка опасных бытовых отходов.

Из всего объема производимых батарей и аккумуляторов в мире перерабатывается всего 3% от общего объема, при этом прослеживается неоднородность этого показателя по странам мира. Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США — около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии — около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором.

Переработка батареек в странах Европейского союза является обязательной. С 26 сентября 2008 года все батарейки, аккумуляторы и их упаковка должны быть маркированы специальным символом (перечеркнутый мусорный ящик на колесиках) — на самой батарейке или же на упаковке, в зависимости от размера.

Этот специальный символ сбора сообщает потребителям, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Вместо этого батарейки нужно сдавать в специальные пункты на переработку. Как правило, все крупные розничные торговцы имеют ящики для сбора батареек.

Батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Их необходимо сдавать в специальные пункты на переработку!


При производстве батареек в Евросоюзе в их стоимость изначально закладывается процент на утилизацию, и покупатель в магазине, сдав старые батарейки, получит ценовую скидку на батарейки новые. Сданное перерабатывается. Лидером этого процесса является Бельгия, в которой до 50% элементов питания направляется на переработку.

Все типы батарей, выпускаемые в Европе, могут быть переработаны независимо от того, перезаряжаемы они или нет. Для переработки не имеет значения, заряжена ли батарея, частично разряжена или разряжена целиком. После сбора батарей они подлежат сортировке и далее, в зависимости от того, к какому типу они принадлежат, батареи отсылаются на соответствующий завод по переработке. К примеру, щелочные батареи перерабатываются в Великобритании, а никель-кадмиевые во Франции.

Переработкой батарей в Европе занимается около 40 предприятий.

В США весной 2013 года запущена новая волонтерская общенациональная кампания по утилизации батареек. Помимо непосредственного обращения к потребителям и привлечения волонтеров, планируется реализовать и ряд мер, которые принципиально изменят работу компаний, производящих батарейки. Дистрибьюторы и продавцы должны будут обеспечивать сбор и переработку батареек, извлекая при переработке все те компоненты, которые ещё можно использовать, а компании – производители батареек должны платить за работы по сбору, обработке и утилизации батареек.

В Австралии ежегодно утилизируется 70 тысяч тонн свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. В городе Вуллонгонг (штат Новый Южный Уэльс) работает предприятие Auszinc, которое занимается утилизацией бытовых батарей. Батареи, которые не могут быть переработаны в Австралии, экспортируется для утилизации на европейские предприятия.

В России до недавнего времени были только компании, которые занимались сбором и хранением батареек, а утилизация и переработка обходилась дорого и не приносила прибыли.

Официально деятельность по приему и использованию батареек юридическим лицам была разрешена с 2012 года – до этого на сбор и хранение опасных отходов требовалась специальная лицензия. В 2004 году ИКЕА начала сбор использованных батареек, но была вынуждена прекратить его из-за требования Роспотребнадзора. Музей имени Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, приостановил прием сырья из-за нехватки места для хранения батареек.

Принимает и передает на утилизацию аккумуляторы всех видов компания «Мегаполис групп».

Одна из немногих организаций, которая принимает батарейки для полноценной дальнейшей переработки, – московский «Экоцентр» МГУП «Промотходы», где применяют вакуумную технологию, позволяющую контролировать вредные выбросы при измельчении батареек.

В апреле 2013 года челябинская компания «Мегаполисресурс» также заявила о своей готовности утилизировать использованные аккумуляторы со всей страны. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80%.

Однако для запуска масштабного процесса утилизации батареек не хватает сырья.

«Мегаполисресурс» выступает партнером по проекту приема в московских магазинах сети Media Markt отработавших бытовых батареек и аккумуляторов, который стартует осенью 2013 года, а с начала 2014 года инициатива распространится на всю Россию. По мере накопления батарейки будут упаковываться в герметичные емкости и отправляться на завод в Челябинске. Вещества, извлекаемые из батареек при переработке (графит, соли цинка и марганца), в дальнейшем могут быть использованы как для создания новых батареек, так и в других отраслях, в частности, в фармацевтике.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20131121/971073902.html

flexpet.ru

Как происходит утилизация и переработка аккумуляторов разных типов?

Появление современных электронных, автомобилестроительных, цифровых и многих других технологий привело к резкому росту спроса на автономные источники электропитания различной мощности и конструкций. Современный человек уже практически не может обеспечить своей нормальной жизнедеятельности без использования перезаряжаемых батарей.

Краткая классификация утилизируемых источников электропитания

Прежде всего, все электрические батареи подразделяют на перезаряжаемые и устройства одноразового пользования. Дальнейшее разделение происходит по типу применяемого для проведения реакции активного вещества:

Количество выпускаемых аккумуляторов и одноразовых источников электропитания очень велико. Поэтому вопрос их переработки становится с каждым днем все острее.

Актуальность вопроса утилизации

Несколько лет назад вопрос о том, куда девать отработавшие свой ресурс батареи решался очень просто, их выбрасывали в мусорные баки. Но сегодня это становится определенной проблемой, которая обусловлена тремя следующими факторами:

  • большое увеличение количества выпускаемых источников питания;
  • возрастающая необходимость утилизации и переработки вторичных ресурсов;
  • изменяющееся у населения отношение к экологическому состоянию окружающей среды.

Выкинуть сейчас отработавший аккумулятор и даже простую пальчиковую батарейку считается легкомысленным и неэтичным поступком. Утилизация старых батарей делает более дешевым производство новых. Позволяет защитить природу от значительных выбросов свинцовых, кислотных и щелочных отходов. Именно поэтому прием отработанных аккумуляторов с дальнейшей переработкой является одним из признаков цивилизованного общества.

Разделение утилизируемых батарей по классам опасности

Следует признать, что большинство производимых сегодня промышленностью автономных источников питания являются безвредными для человека и окружающей среды. Это, прежде всего, металлгибридные, литий-ионовые и полимерные батареи, обеспечивающие работу электронных устройств и средств связи.

Особо рассматриваются аккумуляторы для автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава. Такие источники питания относят ко второму классу опасности по Федеральному классификационному каталогу отходов. И сегодня в России в обороте находится более 3-х миллионов единиц таких батарей. В пересчете на объемы получаемых отходов это составляет 90 тыс. тонн свинцовых соединений и 20 тыс. тонн серной кислоты. Такие же большие цифры можно пересчитать по другим химическим реагентам.

Введенные в стране нормативы требуют производить прием и хранение автомобильных аккумуляторов отдельно от других видов утилизируемых отходов. Места складского хранения должны быть оборудованы специальными поддонами, установленными на площадке с твердым покрытием и предотвращающими возможную утечку электролитических жидкостей.

Организация переработки старых автомобильных аккумуляторов

Утилизация АКБ производится специализированными промышленными предприятиями, оснащенными всем необходимым для этого оборудованием, обученными рабочими кадрами и выполняющими все требования техники безопасности. Технологический процесс переработки включает следующие рабочие этапы:

  1. сбор и нейтрализация электролита;
  2. разборка пластикового корпуса;
  3. переработка свинцовых пластин;
  4. дробление твердых отходов;
  5. плавка металлического лома в печах.

Сбор водного раствора серной кислоты происходит в два этапа. Первоначально через сливные пробки выливается большая часть, а после разборки корпуса собирается остальное количество жидкости. Только после этого начинается отделение металлов и дробление пластика.

Упрощенная технология переработки

Другой способ происходит проще и быстрее, что позволяет перерабатывать больше аккумуляторов, но общий выход вторичного сырья в результате падает. В этом случае производится только первичный слив кислотного раствора. Далее батареи помещают в специальные камеры, где под воздействием высокой температуры нейтрализуется остаток кислоты.

АКБ ставят на конвейер, где он целиком измельчается на мелкие фрагменты при помощи больших дробильных станков. Обработанный таким образом аккумулятор, представляет собой пастообразную смесь металлов и пластика с достаточно высоким уровнем содержания кислотного остатка. Разделение пластмасс и других веществ осуществляется на особых фильтрах решетчатого типа и на дальнейшую обработку поступает только мелкая металлическая смесь с небольшим содержанием пластиков. Далее эта паста засыпается в сепаратор, заполненный водой, где тяжелый металл падает на дно, а легкие пластики всплывают на поверхность.

Заключительный этап переработки заключается в нейтрализации остатков кислоты и полного отделения металла. Обезвреживание кислоты осуществляется с помощью специального нейтрализующего раствора. Остается только сплав свинца, который поступает в печь для переплавки, где низкая температура плавления позволяет легко отделить его от других металлов и сплавов.

Переработка литиевых батарей

Основная опасность при переработке источников энергии на основе литиевых соединений заключается в пожароопасности и взрывоопасности производственного процесса. При попадании влаги вовнутрь этих устройств они могу нагреваться до 450˚C из-за возникающего внутри короткого замыкания тока. В результате простая батарея может стать источником пожара или даже взрыва.

Крупные литиевые аккумуляторы, применяемые в источниках бесперебойного питания для больших электронных устройств и средств связи, являются возможными источниками выделения диоксида серы и тионил хлорида. Эти вещества при контакте с воздушной влагой могут образовывать кислотные пары, опасные для людей и окружающей среды.

На территории РФ сегодня узкоспециализированные предприятия, которые решают вопрос утилизации аккумуляторов и батарей на основе лития. Технологический процесс при этом состоит из следующих рабочих этапов:

  • разборка корпуса;
  • извлечение внутреннего содержимого;
  • удаление солей лития, являющихся электролитом;
  • разделение металлических пластин на анодные и катодные сегменты;
  • очистка пластин от неметаллических материалов;
  • переплавка меди и алюминия;
  • измельчение пластикового корпуса и переработка в гранулы.

Полученная пластмасса может быть использована для изготовления продукции или ремонтов дорожных покрытий.

Утилизация батарей и аккумуляторов цифровых и электронных устройств

К этой группе автономных источников тока относят пальчиковые, круглые и плоские модели, используемые в телефонах, планшетах, часах, дистанционных пультах управления и других устройствах. Главная особенность организации переработки таких устройств заключается в необходимости большого количества единиц для начала производственного процесса. Поэтому значительная часть таких аккумуляторов и батарей все еще просто выбрасывается населением.

Хотя уже идут обсуждения о возможной замене старых батарей на новые, с определенной компенсации оплаты. Кроме этого разработки новых технологий переработки, возможно, сделают эту задачу экономически выгодной. Добиться этого можно только в результате снижения цен на аккумуляторы и организации приемки старых устройств.

Необходимость развития и внедрения новых технологий утилизации автономных источников тока

Появление новых технологий переработки отходов это явственный показатель общественного и государственного отношения к проблеме утилизации вторичных ресурсов и сохранения окружающей среды. При этом необходимо, чтобы люди были заинтересованы стать сдатчиками вторичного сырья, благодаря выгодным ценам или условиям обмена. Это не только удешевить большинство выпускаемой продукции, но и сохранит чистой нашу окружающую среду. В результате десятки и даже тысячи тон ненужных отходов смогут превратиться в необходимую и более дешевую, чем раньше, продукцию.

Прием старых батарей производят сегодня некоторые магазины, торгующие электроникой и автомобильной техникой, а так же экологические общества и организации. Вы можете принести туда для сдачи любые виды автономных источников питания пришедших в негодность.

scraptraffic.com

Прием старых аккумуляторов – технология утилизации

Любой аккумулятор имеет свой ресурс, по истечении которого батарея не в состоянии выполнять свои функции. Поэтому аккумуляторы подлежат утилизации. Но если аккумулятор, просто так выбросить на свалку, то вероятность того, что в воду, грунт, воздух попадут вредные компоненты и вещества, сильно велика.

В отработанном аккумуляторе нет компонентов, которые были бы безопасны для экологии. Они вредны все, в той или иной степени, начиная от электролита, в какой бы форме он не находился: в жидкой или гелеобразной, и заканчивая пластиковым корпусом аккумуляторной батареи.

А  не говорить про свинцовые пластины, которые несут угрозу окружающей среде, это означает собственными руками уничтожать все, что живет и растет на земле.

Основные компоненты, которые входят в состав аккумуляторных батарей, можно перерабатывать и использовать повторно. За исключением отработанного электролита, который подлежит правильной утилизации. И именно поэтому можно встретить компании, которые выполняют прием старых аккумуляторов.

По сути, эти компании являются посредниками между гражданами, желающими избавиться от старого аккумулятора, и предприятиями, которые занимаются утилизацией вышедших из строя аккумуляторов.  Но только иногда возникает вопрос – а эти предприятия действительно занимаются правильной утилизацией, или весь смысл утилизации сводится к тому, чтобы извлечь свинец, переплавить его, а все остальное, включая отработанный электролит и пластик, без всякой переработки отправляется на свалку?

Технология полной утилизации автомобильных аккумуляторов достаточно сложна и требует серьезных вложений в оборудование. Это целые заводские линии, которые занимаются этим процессом. И при этом зарабатывают деньги. Было бы наивно полагать, что процесс переработки старых аккумуляторов основан на чистом альтруизме и желании оградить экологию. Это, прежде всего, серьезный бизнес. А как у любого бизнеса есть основная цель – заработать деньги.

А деньги в такой ситуации возникают совсем не из воздуха. Деньги делаются на продаже свинца, полученного из старых аккумуляторов, на продаже переработанного пластика, корпусов и даже на использовании переработанных сульфидных отложений, которые появляются на свинцовых пластинах аккумулятора. Таким образом, при правильной переработке, многое идет на повторное использование, в том числе и на производство новых аккумуляторных батарей. Такой себе получается замкнутый цикл производства.

Как происходит переработка отслуживших аккумуляторов?

Существует несколько технологий, которые позволяют отделить различные составляющие из аккумулятора. Но в целом все идет по одной и той же технологической схеме. На первом этапе должен пройти слив электролита с дальнейшей его нейтрализацией. Нейтрализация электролита происходит при высокой температуре в специальных герметичных камерах. После того как электролит слит, наступает этап дробления корпуса аккумуляторной батареи.

Аккумуляторы отправляются на конвейерную линию, которая отправляет аккумуляторы на станки, где происходит дробление корпуса. Станки – достаточно мощные дробилки, которые полностью разрушают аккумулятор.

Сразу за дробилками стоят фильтры, которые отделяют свинцово-кислотную или свинцово-щелочную пасту. Осевшая на фильтрах паста затем отправляется в металлическую смесь, которая потом будет перерабатываться. Куски пластика, смешанные с кусками свинцовых элементов подаются в емкость с водой. Такая операция нужна для того, чтобы тяжелые металлы погрузились на дно емкости, а более легкие осколки пластиковых корпусов, всплыли на поверхность. Таким достаточно простым способом отделяются металлические составляющие, от неметаллических.

Далее идет сбор пластиковых осколков, которые потом будут использоваться в качестве вторичного сырья для производства пластиковых гранул.  Пластик в гранулы может перерабатываться непосредственно на заводе, который занимается переработкой аккумуляторов, но могут отправлять и на совершенно другие предприятия, которые занимаются изготовлением пластиковых гранул.

Оставшаяся металлическая масса, в которой содержится свинец и другие металлы, отправляется на дальнейшую переработку. Туда же идет паста, снятая с решетчатых фильтров. Оставшаяся кислота нейтрализуется при помощи воды, а для того, чтобы произошла химическая реакция, в воду со смесью металлов и пасты добавляются специальные химикаты, благодаря которым кислота полностью нейтрализуется, и на дне емкости получается осадок. Осадок затем удаляют, а вода, пройдя через систему фильтров, вновь используется в производственном цикле или направляется в канализацию.

Смесь металлов нужно высушить, удалив из них влагу. Все это выполняется в сушильных печах. В результате этого получается сырье, которое будет отправлено на плавку. Следует сказать, что свинец – металл достаточно легкоплавкий. Поэтому в печи для расплавления он приходит в расплавленное состояние гораздо быстрее, чем другие металлы, которые находятся в смеси. Но при этом плотность свинца гораздо больше. И в результате этого на поверхности расплавленного свинца плавают куски нерасплавленных других металлов. Плавающие объекты удаляются из расплава.

После того, как свинец отделен от других металлов, он отправляется в тигель, куда добавляется каустическая сода. Именно этот компонент помогает избавиться от различных примесей, которые все еще содержатся в расплавленном свинце.  Все примеси удаляются из расплава. Только теперь свинец имеет нужную чистоту и его можно лить в формы. Когда свинец заливается в формы, на поверхности образуется тонкая пленка примесей, которые еще не удалены. Эту пленку тоже снимают вместе с частицами свинца. После застывания слитков их можно отправлять на изготовление различных деталей из свинца, в том числе и на изготовление новых решеток для аккумуляторных батарей.

Все процессы на таких предприятиях автоматизированы. В результате получается свинец с достаточно большой чистотой. Но основное не это. Основное, что такая утилизация аккумуляторов обеспечивает нейтрализацию всех вредных компонентов из аккумуляторов, не нанося вред экологии.

avtowithyou.ru

Как в России перерабатывают аккумуляторы

В соответствии с классификацией отходов аккумуляторы относятся ко 2 классу опасности из-за содержания свинца, серной кислоты и других компонентов, представляющих опасность для здоровья человека и окружающей среды. Корреспондент Recycle отправился на ООО Утилизирующая Компания «ЭкоСистемы», чтобы узнать, как происходит переработка автомобильных аккумуляторов.

Переработка автомобильных аккумуляторов  является важным процессом с экологической точки зрения, так как позволяет нейтрализовать вредные вещества. Полученные в процессе переработки материалы используются в качестве сырья для создания новой продукции.

Линия по комплексной разделке аккумуляторных батарей была запущена на территории Новосибирского завода «Сибсельмаш» в 2018 году и позволяет перерабатывать до 1200 тонн аккумуляторов в месяц. Сейчас в месяц здесь перерабатывают 150 тонн отработанных аккумуляторов.

Аккумуляторы поступают на предприятие от государственных и частных организаций, имеющих собственный автопарк, от организаций, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, от заготовителей лома цветных металлов. Существенный объем поставляют физические лица.

Автомобильный аккумулятор служит в среднем один — полтора года. Процесс его переработки занимает около 10 минут.

В результате переработки получают: свинцовую пасту (45-47%), свинцовую крошку (22-25%), гранулированный полипропилен (5-6%), мусор (различного рода ПВХ) (7-10%), электролит (15%) который в процессе нейтрализуется. 

Процесс состоит из нескольких стадий. На конвейер по одному пускают аккумуляторы, которые поступают в измельчитель, где аккумулятор разрушается на крупные части.

 С помощью винтового конвейера эти части подаются в гранулятор.

В измельчителе находится сито, через которое электролит сливается в бак отстойник. После отстоя чистый электролит подается на стадию нейтрализации. Образующиеся в процессе работы испарения очищаются с помощью специальной вытяжки, имеющей ионообменный фильтр.

После того как электролит откачали в танк-накопитель и подали на нейтрализацию, в баке отстойнике остается паста, которая попала вместе с электролитом из измельчителя. Данная паста удаляется с помощью винтового конвейера в мягкую тару.

Готовая паста с содержанием свинца до 75% отправляется на склад.

Далее измельченные части поступают в гранулятор, где происходит дробление на более мелкую фракцию. Полученный материал попадает на вибросито.

Здесь с помощью воды, подающейся под давлением, происходит отделение пасты, которая с водой, через сито, попадает в центрифугу. В центрифуге паста отделяется от воды и сбрасывается в мягкую тару с остаточной влажностью не более 10%. 

Остальные части (полипропилен, кусковой свинец и ПВХ) продвигаются дальше по ситу, полипропилен и ПВХ, как более легкие материалы, смываются в баки приемники, а свинцовая крошка продвигается к выходному лотку и сбрасывается в мягкую тару.

Промытый гранулированный полипропилен удаляется из бака-приемника с помощью винтового конвейера в мягкую тару.

В смене работают 3-5 человек. Весь процесс полностью автоматизирован и почти не требует участия человека, кроме как подача АКБ на транспортер. В остальном операторы осуществляют только контроль за работой механизмов.

Данная линия имеет сертификат соответствия санитарным и эпидемиологическим нормам РФ.

Оборудование и технология переработки отечественные. Продукты, получаемые в результате переработки – свинцовую крошку, свинцовую пасту, полипропилен и пластик – в дальнейшем покупают как новосибирские предприятия, так и за пределами Новосибирской области.

Фото: Виталий Котан

recyclemag.ru

автомобильных, свинцовых, литиевых и других

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Большинство людей, не задумываясь, выкидывают на свалку сломанный телефон вместе с аккумулятором внутри, хотя делать так не стоит, ведь АКБ (аккумуляторные батареи) — опасный отход, который утилизируют в особенном порядке. Причем в зависимости от типа устройства его переработка будет отличаться.

Важность проведения утилизации

Главная проблема аккумуляторных батарей – непродолжительный срок эксплуатации и сложная процедура переработки.

После того, как аккумулятор перестал функционировать, он больше не годится для использования и представляет опасность для окружающей среды. Выкинуть вместе с обычным бытовым мусором его нельзя, ведь химические соединения рано или поздно попадут в почву, воду и воздух, отравляя их.

Поэтому утилизация аккумуляторов происходит по специальной технологии, а перерабатывать утильсырье имеют право только организации с соответствующими лицензиями и специально обученным персоналом.

При этом любой аккумулятор содержит дорогие металлы – никель, сурьму, свинец, цинк, кадмий, железо.

Их используют повторно для выпуска новых изделий, которые будут стоить уже на порядок дешевле. Поэтому старые АКБ лучше не хранить, а сдать соответствующему предприятию с выгодой для себя и пользой для природы.

Куда сдать аккумуляторы

Аккумуляторные батареи причислены ко второму классу токсичности. По этой причине их необходимо утилизировать по правилам.

Утилизация АКБ проводится на специальных предприятиях, занимающихся переработкой этой разновидности утильсырья. Любой аккумулятор можно продать компании, имеющей право его перерабатывать.

Также батареи можно сдать в пункт приема металлического лома. Здесь тоже можно рассчитывать на неплохое вознаграждение, особенно в том случае, если приходится сдавать аккумуляторы в большом количестве.

Наиболее современный пункт приема АКБ – это специализированные магазины, где можно сдать подобные отходы и при этом получить скидку на новый товар.

В больших городах существует много организаций, принимающих все виды АКБ. Стоимость зависит от веса, типа АКБ, объема металла. При взвешивании не будут учитывать вес резиновых включений и кожухов из железа. Если отходов много, компания может предоставить собственные услуги по их вывозу.

Свинец – это чистый цветной металл (до 99 %), при этом дорогостоящий. Его очень ценят при повторном использовании и производстве. Содержится в аккумуляторах, потому за сдачу такого лома получают хорошее вознаграждение.

Однако не любое отработавшее устройство принимают на переработку.

Согласно ГОСТу, на утилизацию поступают АКБ, которые:

  • Содержат не менее 95 % свинцовых соединений.
  • Имеют залитый герметичный или слитый полностью электролит.
  • Содержат не больше 3 % других металлических соединений.
  • Имеют засоры (в виде резины и пластика) не больше 1 %

Стоимость 1 кг аккумуляторных отходов зависит от нескольких факторов:

  • Соответствия его государственному стандарту (при несоответствии лом будет стоить дешевле).
  • Количества металла.
  • Частоты поставки.
  • Способов транспортировки.
  • Удаленности объекта от места приема, переработки и продажи.

Как утилизировать автомобильный аккумулятор

Вторичное использование автомобильных аккумуляторных устройств проводится только на заводах по переработке опасных отходов.

Утилизация отработанных аккумуляторов выполняется поэтапно:

  • Сначала из корпуса выливается электролит.
  • Далее электролитная жидкость нейтрализуется под действием высоких температур.
  • Внешнюю оболочку АКБ дробят.
  • Фильтр отделяет от пластика и металла свинцово-кислотную смесь.
  • Далее пластмасса отделяется от металла.
  • Пластиковые остатки направляют на гранулирование.
  • Металл и свинцовая паста подвергают нейтрализации.
  • Свинцовую массу отделяют от других веществ.
  • Свинцовую пасту дочищают дополнительно при помощи тиглей.
  • Готовый свинец разливают по формам.

Свинцовые аккумуляторы, у которых электролит не литой, гораздо более опасны, ведь в них содержится ядовитый свинец вместе с серной кислотой.



Ликвидируют автомобильные аккумуляторы со свинцом при помощи особого оборудования при строгом следовании предписаниям и техники безопасности.

Приборы, осуществляющие бесперебойное питание, ликвидируют похожим способом, так как в них также имеются аккумуляторы с кислотой и свинцом внутри.

В России перерабатывать такой вид утильсырья начали около десяти лет назад, и за это время эти маленькие организации образовали целую отрасль по переработке свинца.

Как утилизировать аккумулятор мобильного телефона

Большую опасность в устройстве отработавшего мобильного телефона представляет именно аккумулятор.

Ликвидировать его необходимо рационально. Состав батарейки телефона включает:

  • Никель.
  • Свинец.
  • Литий.
  • Хромовые частицы.
  • Кадмиевые элементы.

Эти вещества отличаются высокой токсичностью. В телефонах обычно используется литий ионный аккумулятор.

Его утилизация осуществляется путем переработки (но в данный момент в России их чаще закапывают, чем повторно используют в качестве сырья).

Аккумулятор телефона из-за его маленьких размеров сдать организациям тяжелее. Поэтому его можно оставить в магазинах бытовой техники, где часто принимают старые приборы в обмен на скидку при покупке новых.

Телефонную батарею, компьютерную (если она литий-ионная) возможно оставить в пункте приема вторичного сырья. Правда, найти их можно не в любом городе.

Иногда пункты приема расположены в магазинах: там специально выставляют коробки, в которых можно оставить подобные отходы.

Утилизация литиевых аккумуляторов

Литиевые аккумуляторы чаще всего устанавливают сейчас на телефоны, планшеты, ноутбуки и электронные книги. При выбросе старых аккумуляторов в места скопления бытового мусора может возникнуть пожар. Потому необходимо правильно осуществлять ликвидацию литиево-ионных, литиево-полимерных АКБ.

Переработка аккумуляторных батарей осуществляется следующим образом:

  1. Вскрывают корпус батарей и извлекают содержимое.
  2. Электролит с солями лития в составе вымывают.
  3. Пластины катодов и анодов разделяют.
  4. С них удаляют большую часть анодного и катодного веществ.
  5. Пластины из меди и алюминия переплавляют.
  6. Пластиковую оболочку дробят и переплавляют.

Обычно данным процессом руководит завод по переработке АКБ. Но так как в России таких предприятий мало, переработкой занимаются заводы по изготовлению АКБ.

Как утилизировать электролит из аккумулятора

Электролит, содержащий соли, щелочи или кислоты, сливать в канализацию или на почву нельзя. Перерабатывают его заводы по утилизации аккумуляторов.

Утилизировать электролит могут разными способами:

  • Его вторично используют в разных видах производственной деятельности (к примеру, при изготовлении удобрений).
  • Нейтрализуют электролит без дальнейшего применения.
  • Восстанавливают для извлечения чистой серной кислоты.

Проблема переработки аккумуляторов в России

Данная перерабатывающая отрасль в России развита гораздо хуже, чем в соседних европейских странах. Но появляются новые крупные организации с современным специализированным оборудованием для утилизации АКБ.

Процедура ликвидации АКБ в России состоит из нескольких классических этапов:

  • Сбор аккумуляторных батарей.
  • Перевозка отходов до места переработки.
  • Сам процесс утилизации (слив электролита, его нейтрализация, деление отходов, переработка металлических элементов).
  • Подготовка необходимых документов.

Утилизация аккумуляторных батарей – это выгодный бизнес, который для России вполне перспективный, ведь прибыль можно получить за счет получения и продажи вторичного сырья для разных производств.

stop-othod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *