Традиция воспитания внуков бабушками и дедушками в казахских семьях
В казахской культуре существует традиция под названием «бауырына салу», когда первого внука или внучку отдают на воспитание бабушке и дедушке. Эта практика имеет глубокие исторические корни и считается способом укрепления семейных связей между поколениями.
Писатель-этнограф Зейнеп Ахметова в своей книге «Күретамыр» описывает эту традицию следующим образом:
«Первого внука ата и аже (дедушка и бабушка) воспитывают сами, говоря «балам — балым, баламның баласы — жаным» (ребенок — моя сладость, ребенок моего ребенка — моя душа). Главное значение этой традиции заключается в том, что молодые не имеют родительского опыта, поэтому люди старшего поколения, которые к этому времени воспитали не одного ребенка, берут обязанности по воспитанию ребенка на себя.»
Положительные аспекты воспитания детей бабушками и дедушками
По мнению некоторых экспертов, воспитание ребенка старшим поколением может иметь ряд преимуществ:
- Передача жизненного опыта и мудрости
- Сохранение культурных традиций и обычаев
- Раннее развитие речи и мышления ребенка
- Формирование уважительного отношения к старшим
- Воспитание доброты и рассудительности
Зейнеп Ахметова отмечает: «Дети, воспитанные пожилыми, вырастают хранителями традиций и обычаев, обладают качествами, заслуживающими уважения окружающих, почитают старших, отличаются добротой, рассудительностью и уравновешенностью. Все великие люди в нашей истории, мыслители были воспитаны своими ата и аже».
Психологические проблемы детей, воспитанных бабушками и дедушками
Однако психологи и люди, прошедшие через такой опыт, отмечают, что воспитание вдали от родителей может привести к серьезным эмоциональным проблемам во взрослом возрасте.
Психолог Салима Сатылганкызы выделяет следующие проблемы:
- Чувство внутренней обиды
- Трудности в общении с окружающими
- Низкая самооценка
- Внутренние ограничения
- Ощущение непринятия обществом
- Агрессивность и конфликтность
Психолог объясняет: «Дети, выросшие без материнских объятий, любви, несут чувство внутренней обиды. Самая большая их проблема — неспособность найти общий язык с окружающими. У них низкая самооценка, много внутренних ограничений. «Я этого не достоин», — думают они.»
Влияние разлуки с родителями на формирование личности ребенка
71-летний психолог Владимир Стеблянко считает, что разлука с собственными родителями и жизнь с дедушкой и бабушкой негативно влияют на ребенка:
«Ребенка должны растить папа и мама. Они дают родительскую любовь детям. А дедушка и бабушка дают любовь дедушки и бабушки. Дети не наполняются той любовью, которая дает им опору, силу и стержень. И этим детям шагать по жизни очень трудно. Деформируется система ценностей у ребенка. Он свою семью не ощущает ценностью. Ему трудно построить свою собственную семью.»
Истории людей, воспитанных бабушками и дедушками
Многие люди, прошедшие через опыт воспитания бабушками и дедушками, делятся своими историями и переживаниями. Вот несколько примеров:
История Айман: страх и неуверенность
26-летняя Айман была отдана на воспитание бабушке и дедушке в 6-месячном возрасте. Она рассказывает о своем опыте:
«Дедушка и бабушка любили меня безмерно. Всё, чего я сегодня добилась, — только благодаря им. Они водили меня на всевозможные конкурсы. Но они жили в селе, а родители в городе. У моих братьев было больше возможностей, они могли посещать занятия в спортивных секциях и других кружках.»
Айман признается, что долгое время испытывала чувство обиды и неуверенности в себе: «В детстве я часто думала: «Почему меня отдали дедушке и бабушке, наверное, со мной что-то не так, я должна доказать, что достойна быть дочерью своих родителей».»
История Молдир: сложности в отношениях с матерью
22-летняя Молдир также воспитывалась бабушкой. Она рассказывает о своих проблемах в отношениях с матерью:
«Я не могут откровенничать со своей матерью. Выросла отдельно, поэтому она не всегда понимала меня. Когда она приезжала вместе с двумя моими сестрами, казалось, что она смотрит на меня как-то по-другому, не так, как на сестер.»
Влияние традиции «бауырына салу» на формирование семейных связей
Традиция «бауырына салу» может оказывать существенное влияние на формирование семейных связей и отношений между поколениями. Вот некоторые аспекты этого влияния:
- Нарушение естественной связи между родителями и ребенком
- Сложности в установлении близких отношений с родителями во взрослом возрасте
- Проблемы в построении собственной семьи
- Чувство одиночества и непринадлежности ни к одной семье
Зейнеп Ахметова отмечает потенциальные негативные последствия этой традиции: «После смерти ата и аже ребенок не может ужиться ни со своими родителями, ни с родными братьями и чувствует себя сиротой. Ощущает одиночество. Он испытывает мучения, не имея возможности сблизиться с родителями, хотя знает, что он им родной».
Рекомендации психологов по преодолению последствий разлуки с родителями
Психологи предлагают ряд рекомендаций для людей, которые были воспитаны бабушками и дедушками и испытывают эмоциональные трудности:
- Осознание корня проблемы
- Работа над изменением отношений с родителями
- Посещение психологических консультаций
- Развитие навыков коммуникации
- Повышение самооценки
- Преодоление внутренних ограничений
Владимир Стеблянко подчеркивает: «Проблема решается, когда люди понимают, где корень зла, откуда произошли их проблемы, когда они меняют отношения с родителями».
Современный взгляд на традицию воспитания внуков старшим поколением
В современном обществе отношение к традиции «бауырына салу» становится более критическим. Многие молодые родители предпочитают сами воспитывать своих детей, понимая важность ранней привязанности и эмоциональной связи.
Однако в некоторых случаях эта традиция все еще практикуется, особенно в сельской местности или в ситуациях, когда молодые родители вынуждены много работать или учиться.
Важно, чтобы решение о передаче ребенка на воспитание бабушкам и дедушкам принималось осознанно, с учетом всех потенциальных последствий для психологического развития ребенка.