Добавлено в закладки: 0
Что такое финансовый механизм? Описание и определение понятия.
Финансовый механизм — это совокупность финансовых инструментов, при помощи которых происходит передвижение денежных средств, работает эффективно система их распределения, образования накоплений и доходов.
Он в себя включает пошлины, цены, льготы, налоги и штрафы, субсидии, санкции и дотации. Помимо этого, составляющие финансового механизма — это банковские депозитный и кредитный проценты.
Финансовый механизм зависимо от финансовой структуры делится на бюджетный механизм, финансовый механизм предприятий, страховой механизм и так далее.
Особенности финансового механизма
Финансовый механизм — это составная часть хозяйственного механизма, которая представлена совокупностью форм и видов организации финансовых отношений, методов и условий исчисления, используемых при образовании финансовых ресурсов, использовании и образовании денежных фондов целевого назначения.
Финансовый механизм применяется для влияния на социальную сферу и экономику, проведения одной финансовой политики на местном, федеральном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующих субъектов. Воздействие финансового механизма на социальную сферу и экономику проводится, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность его различных частей на решение некоторых задач и достижение реального эффекта, с другой — через финансовые ресурсы, которые формируются в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и инвестируемые (направляемые) в удовлетворение потребностей общества (государства, его хозяйствующих субъектов, территориальных структур, граждан).
Структура финансового механизма весьма сложна ввиду огромного разнообразием форм и видов организации финансовых отношений. Можно выделить две группы финансовых механизмов, которые отражают экономическое содержание финансов: механизм государственных и финансов; финансовый механизм хозяйствующих субъектов.
Финансовый механизм государства
Финансовый механизм государства в себя включает:
- способы образования государственных бюджетных фондов на федеральном и территориальном уровнях;
- cпособы распределения национального дохода;
- типы платежей во внебюджетные государственные фонды и бюджет;
- способы образования социальных внебюджетных государственных фондов;
- финансовый контроль;
- финансовое планирование и прогнозирование.
В дальнейшем деление в каждой из групп (к примеру, механизма муниципальных и государственных финансов — на бюджетный механизм, механизм государственного кредитования, механизм функционирования внебюджетных фондов; бюджетного механизма — на механизм региональных бюджетов, механизм федерального бюджета, механизм функционирования местных бюджетов и так далее) связывается со специфичностью способов перераспределения и распределения стоимости ВВП и национального дохода (части национального богатства), что воздействует на образование денежных накоплений предприятий, типы платежей в бюджет, формы и направление бюджетного финансирования, способы образования финансовых ресурсов и так далее. Учитывая данные особенности, государство ослабляет или усиливает влияние различных частей финансового механизма на общественное изготовление и его конкретные области, инициирует ускорение процессов, добиваясь необходимых результатов.
Помимо этого, в структуре финансового механизма можно выделить функциональные звенья: мобилизацию финансовых ресурсов, стимулирование, финансирование и др.
Финансовый механизм подразделяют также на управленческие организационные блоки: финансового прогнозирования и планирования, финансового контроля, оперативного управления. Функционирование финансового механизма обуславливается суммой финансовых ресурсов, которые выделяются на конкретные цели, методами образования финансовых ресурсов и тем, по каким каналам и в каких формах передвигаются денежные средства, на каких условиях их выделяют и используют.
Финансовый механизм, который приводит финансовые ресурсы в движение, оказывает влияние на общественное изготовление через финансовое регулирование и финансовое обеспечение. Чем больше уровень развития общества и экономики, тем больше роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение воплощается при помощи безвозвратного финансирования, самофинансирования, кредитования. Проблема практического применения данных форм заключена в установлении оптимального для этой стадии развития общества отношения меж ними.
Построение финансового механизма производится соответственно с нормами финансового права, которые отражены в финансовом законодательстве и финансовой политикой. Применение юридических норм в финансовой области деятельности дает возможность установить одинаковые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, государства, хозяйствующих субъектов. Выполнение правовых норм дает строгую финансовую дисциплину.
Финансовый механизм предприятия — это составная часть хозяйственного механизма; совокупность методов и форм, при помощи которых предприятие себя обеспечивает необходимыми денежными средствами, достигает необходимого уровня ликвидности и стабильности, обеспечивает получение максимальной прибыли и рентабельную работу.
Финансовый механизм предприятия строится соответственно с требованиями экономических объективных законов. Его основания устанавливает государство.
В структуру финансового механизма предприятия можно включить пять связанных элементов:
- информационное обеспечение;
- финансовые рычаги;
- финансовые методы;
- нормативное обеспечение;
- правовое обеспечение.
Финансовые методы и рычаги
Финансовые методы — это методы влияния финансовых соотношений на хозяйственный процесс, использование и формирование денежных фондов. Они воздействуют в двух направлениях: по линии управления передвижением финансовых ресурсов и по линии коммерческих рыночных отношений, которые связаны с соизмерением результатов и затрат, с ответственностью за эффективное использование денежных фондов и материальным стимулированием.
Финансовые рычаги — это инструменты, которые применяются в финансовых методах. К ним можно отнести: прибыль, доходы, денежные фонды целевого предназначения, арендная плата, амортизационные отчисления, процентные ставки по депозитам, ссудам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, финансовые санкции, дивиденды, портфельные инвестиции, котировка валютного курса рубля, дисконт и так далее.
Правовое обеспечение финансового механизма предприятия в себя включает постановления, законодательные акты, циркулярные письма, приказы и прочие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия усматривает применение амортизационных норм, нормативов и норм оборотных средств, налоговых и тарифных ставок.
Информационное обеспечение финансового механизма предприятия включает в себя различную экономическую, коммерческую, финансовую и прочую информацию.
К данной информации относят: данные о платежеспособности и финансовой устойчивости конкурентов и партнеров, о курсах валют, ценах, дивидендах, процентах на валютном, товарном, фондовом рынках и так далее.
Финансовый механизм предприятия
Финансовый механизм предприятия усматривает определенные соотношения: в самом предприятии; с другими организациями и предприятиями; в границах финансово-промышленной группы (ФПГ), аграрно-промышленных объединений, холдингов, торгово-закупочных организаций; с кредитной финансовой системой; инвестиционными институтами; страховыми организациями и компаниями; с вышестоящей организацией.
В предприятии финансовые отношения складываются меж аппаратом управления и структурными подразделениями предприятия, меж его подразделениями, меж работниками и администрацией, а в акционерных обществах — и с наблюдательным советом (советом директоров). Методы и формы реализации данных отношений направляются на соблюдение и установление порядка доведения заданий финансового плана до структурных подразделений; организацию контроля за исполнением данных заданий; оценку итогов финансово-хозяйственной деятельности подразделений и их воздействия на показатели работы предприятия; применение и определение экономических стимулов, которые направлены на улучшение финансовых итогов деятельности предприятия. Финансовые отношения меж структурными подразделениями нацеливаются на обеспечение качественного и эффективного, своевременного исполнения заданий по внутрипроизводственной кооперации и предполагают усиление финансового воздействия в данном направлении.
Финансовые отношения предприятия в границах ФПГ или прочих хозяйственных объединений предполагают порядок использования и образования централизованных денежных фондов, финансовой помощи или коммерческого внутригруппового кредита.
Финансово-кредитная система
Отношения финансово-кредитной системы и предприятия включают прежде всего взаимоотношения с внебюджетными фондами и бюджетами различных уровней. Они связываются с оплатой установленных платежей и налогов и с условиями получения бюджетных средств, а в части бюджетных средств, которые получаются на возвратной основе, — с условиями их возвращения. Отношения банков и предприятий касаются вопросов осуществления и организации безналичных расчетов, возврата и получения кредитных средств.
Взаимоотношения меж инвестиционными институтами и предприятиями появляются при осуществлении инвестиционных проектов.
Взаимоотношения меж страховыми компаниями и предприятиями появляются при страховании имущества, особых групп сотрудников, предпринимательских и коммерческих рисков.
Финансовые отношения предприятия и вышестоящих организаций касаются лишь вопросов использования и образования денежных централизованных фондов и их применения для финансирования инвестиций, внешнеторговых операций, НИОКР, пополнения оборотных средств.
Изменение элементов финансового механизма зависимо от условий социального и экономического развития общества предопределяет возможности его качественного и количественного воздействия на социальную сферу и экономику.
Количественное воздействие финансового механизма на социальную сферу и экономику выражается через пропорции и объем мобилизации органами власти финансовых ресурсов, субъектами хозяйствования и их распределения меж звеньями и сферами финансовой системы страны. Зависимо от изменений отношения объема финансовых ресурсов на муниципальном и государственном уровне уровне хозяйствующих субъектов, налоговых поступлений в бюджет необходимого уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования отраслей экономики и организаций контролируется развитие в целом экономики и ее субъектов, проводится воздействие на социально-культурное развитие общества, общественное производство, его технический научный потенциал.
Качественное влияние финансового механизма связывается с применением данных способов формирования и направлений применения финансовых ресурсов, форм организации финансовых соотношений, которые дают возможность рассматривать их, как стимулы развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и в целом экономики. К данным элементам финансового механизма относят уменьшение налоговых ставок, установление граничного размера дефицита бюджета, граничного объема муниципальных и государственных заимствований и муниципального и государственного долга, условия предоставления организациям разных правово-организационных форм бюджетных кредитов, порядок использования разных финансовых санкций и другие методы и формы организации стимулирующего характера финансовых отношений.
Мы коротко рассмотрели финансовый механизм: государства, предприятия, методы и рычаги. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу
Финансовый механизм
Финансовый механизм (Financial Mechanism) —
- совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, которые применяет общество с целью создания благоприятных условий для развития национальной экономики, экономического и социального развития страны;
- элемент хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, методов и способов регулирования экономических отношений и процессов. Финансовый механизм включает цены, налоги, таможенные пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, учетную ставку центрального банка, банковский процент, виды и формы платежей, методы распределения дохода и другие финансовые инструменты и методы;
- система сочетания методов и инструментов, которая направлена на совершенствование организации, планирования и стимулирования использования финансовых ресурсов.
В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяют на:
- финансовый механизм предприятий, организаций, учреждений;
- бюджетный механизм;
- страховой;
- налоговый;
- кредитный и тому подобное.
В каждом из них по функциональному назначения выделяют следующие звенья: мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, финансирование, стимулирование, контроль и т.п.
Основными элементами финансового механизма являются:
- методы формирования и распределения финансовых ресурсов;
- методы финансового планирования, прогнозирования и управления финансами;
- финансовые показатели и нормативы;
- методы организации бюджетной и налоговой систем, финансов предприятий, рынка ценных бумаг и денежного рынка;
- финансовые рычаги и стимулы;
- финансовый контроль.
Финансовый механизм играет важную роль в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства и субъектов хозяйствования, но и быть методом экономического регулирования в условиях функционирования рынка.
Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов. Влияние финансового механизма на экономику и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой — через величину финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Выделяют три группы, отражающие экономическое содержание финансов:
- механизм государственных и муниципальных финансов;
- финансовый механизм предприятия;
- страховой механизм.
Дальнейшее подразделение в каждой из групп (например, механизма государственных и муниципальных финансов — на бюджетный механизм, механизм государственного кредитования и механизм функционирования внебюджетных фондов; бюджетного механизма — на механизм федерального бюджета, механизм регион, бюджетов, механизм функционирования местных бюджетов; и т.д.) связано со специфичностью методов распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национальных богатства, что влияет на формы денежных накоплений, виды платежей в бюджет, направление и формы бюджетного финансирования, методы образования финансовых резервов и т.д. Учитывая эти особенности, государство усиливает или ослабляет воздействие разных частей финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициирует ускорение соответствующих процессов, добиваясь желаемых результатов.
Кроме того, в структуре финансового механизма выделяют функциональные звенья:
- мобилизация финансовых ресурсов;
- финансирование;
- стимулирование и др.
Применяется также деление финансового механизма на организационно-управленческие блоки:
Функционирование финансового механизма обусловлено суммой финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются.
Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.
Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве. Использование юридических норм в финансовой сфере деятельности дает возможность установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов, государства. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину.
Финансовые рычаги и обеспечение финансовой деятельности
В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. Цель финансового механизма – это обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков, а также взаимодействия между ними. Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.
Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.
Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма предприятия, как пять взаимосвязанных элементов:
— финансовые методы. Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
— финансовые рычаги. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, и т.п.
— правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.;
— нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.;
— информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения..
Ряд авторов трактует понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения.
В структуру финансового механизма входят следующие элементы:
1. Система регулирования финансовой деятельности, которая включает:
— Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
— Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
— Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:
— Государственное финансирование и другие внешние формы финансирования предприятия.
— Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
— Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов внеоборотных активов за определенную плату на предусмотренный период.
— Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
— Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственная экспертиза инвестиционных проектов).
3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления, чистый денежный поток, дивиденды, пени, штрафы, неустойки, прочие экономические рычаги.
4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:
— Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
— Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
— Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
— Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
— Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
— Прочие виды финансовых инструментов.
- Финансовый механизм
- Финансовый механизм
- Совокупность финансовых инструментов и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, а также банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы.
совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить такие звенья: мобилизацию финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.
Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011.
.
- Финансовый менеджмент
- Финансовый отчет
Смотреть что такое «Финансовый механизм» в других словарях:
Финансовый Механизм — См. Механизм финансовый Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы … Экономический словарь
финансовый механизм — Система институтов, обеспечивающих организацию, регулирование и планирование финансов, способы формирования и использования финансовых ресурсов у государства в целом, государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов, органов местного… … Справочник технического переводчика
финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы,… … Словарь экономических терминов
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. Ф.м. включает в себя цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский… … Энциклопедический словарь экономики и права
Финансовый механизм — – пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение . См. также Финансовые методы … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — – система форм и методов осуществления финансовых операций, регулируемая государством … Экономика от А до Я: Тематический справочник
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИЯТИЯ — составная часть хозяйственного механизма предприятия; совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Финансовый менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей предприятия (фирмы) путем эффективного использования всей системы финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих финансовый механизм деятельности предприятия в… … Словарь терминов антикризисного управления
Понятие и структура финансового механизма
В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
- финансовое планирование и прогнозирование;
- финансовые показатели, нормативы и лимиты;
- управление финансами;
- финансовые рычаги и стимулы;
- финансовый контроль;
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.
В более узком смысле финансовый механизм можно определить как действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.
Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:
- финансовые методы;
- финансовые рычаги;
- правовое обеспечение;
- нормативное обеспечение;
- информационное обеспечение.
Рассмотрим подробнее данные элементы.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.
Другие авторы трактуют понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения.
Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.
В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:
1. Система регулирования финансовой деятельности включает:
- Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
- Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
- Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:
- Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.
- Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
- Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.
- Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
- Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).
3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:
- Цену.
- Процент.
- Прибыль.
- Амортизационные отчисления.
- Чистый денежный поток.
- Дивиденды.
- Синергизм.
- Пени, штрафы, неустойки.
- Прочие экономические рычаги.
4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:
- Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
- Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
- Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
- Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
- Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
- Прочие виды финансовых инструментов.
На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.
С уважением Молодой аналитик
Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольна сложна. В неё входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, финансовое регулирование применяемых способов организации финансовых отношений, контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
–– финансовое планирование и прогнозирование;
–– финансовое регулирование;
–– финансовый контроль.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм организаций, механизм функционирования государственных и муниципальных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных и муниципальных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики. Развитие новых форм финансовых отношений влечет за собой усложнение финансового механизма.
Характеристика отдельных элементов финансового механизма.
Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.
Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.
Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).
Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы казённого учреждения или плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.
Финансовое планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.
Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.
Финансовые планы – это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы или планы финансово-хозяйственной деятельности; общественные объединения – финансовые планы; органы государственной власти и местного самоуправления – бюджеты.
Финансовое планирование основано на следующих принципах:
– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;
– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.
Основными методами финансового планирования являются:
– метод математического моделирования;
– нормативный метод;
– балансовый метод;
– метод коэффициентов;
– метод экстраполяции и др.
Финансовое регулирование, как элемент финансового механизма, предполагает воздействие на экономические и социальные процессы, направленные на устранение диспропорций, на обеспечение развития передовых технологий и социальную стабильность.
Существует 2 типа финансового воздействия:
1. прямое финансовое регулирование;
2. косвенное финансовое регулирование.
Прямое финансовое регулирование непосредственно имеет воздействие на субъект регулирования. Предполагает воздействие через прямые налоги, налоговые льготы, капительные вложения, межбюджетные трансферты и т.п. Косвенное финансовое регулирование – это воздействие на субъект опосредственно. К числу методов косвенного регулирования можно отнести косвенные налоги, амортизационную политику, кредитную политику и т.п.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Система финансового контроля в развитых западных государствах в целом однотипна и включает следующие элементы:
– ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
– налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;
– контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
– негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
– службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля. К ним относятся такие универсальные принципы как законность, независимость и объективность, гласность, разграничение функций и полномочий.
Финансовый контроль как область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.
Непосредственным предметом контроля выступают показатели составления и исполнения бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также финансовые (стоимостные) показатели, такие как прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
– обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей;
– обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
– создание условий и контроль за соблюдением субъектами публичной власти и субъектами хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства;
– контроль за выполнением органами публичной власти и субъектами хозяйствования финансовых обязательств;
– повышение ответственности органов публичной власти и субъектами хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
– оперативное выявление резервов роста финансовых ресурсов, повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов и другие.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский, общественный финансовый контроль.
По видам финансовый контроль подразделяется на государственный (муниципальный), внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Общественный финансовый контроль выполняют объединения, группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:
– предварительный;
– текущий;
– последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов коммерческих предприятий, смет казённых учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций. Его задача – контроль правильности, законности и целесообразности производимых финансовых операций. Кроме того, на уровне субъектов хозяйствования эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.
Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.
По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Наблюдение (мониторинг) – совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативного выявления слабых мест.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Назовите основные звенья финансового механизма?
2. Чем отличаются финансовое планирование от финансового прогнозирования?
3. Какие виды финансовых планов вы знаете?
4. Охарактеризуйте основные методы финансового планирования.
5. Что такое финансовое регулирование и каковы его методы?
6. Дайте определение финансового контроля.
7. Назовите и охарактеризуйте виды финансового контроля?
8. Охарактеризуйте формы финансового контроля.
9. Назовите и охарактеризуйте методы финансового контроля.
Тестирование по теме «Финансовый механизм»:
1. К финансовым планам можно отнести:
а) смету;
б) бизнес-план;
в) прогноз;
г) бюджет.
2. Государственное (централизованное) планирование включает:
а) бюджетное планирование;
б) страховое планирование;
в) бизнес-планирование;
г) внебюджетное планирование.
3. К финансовым прогнозным документам можно отнести:
а) бюджетную смету;
б) бизнес-план;
в) прогноз социально-экономического развития;
г) федеральный бюджет.
4. Финансовое планирование — это:
а) функциональный элемент системы управления финансами;
б) элемент финансовой системы страны;
в) элемент финансовой политики;
г) часть финансового права.
5. Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления):
а) ревизия;
б) предварительный контроль;
в) обследование.
6. Проверка обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств в ходе утверждения отчета об исполнении бюджета осуществляется:
а) органами законодательной власти в ходе предварительного контроля;
б) органами исполнительной власти в ходе текущего контроля;
в) органами законодательной власти в ходе текущего контроля;
г) органами законодательной власти в ходе последующего контроля.
7. В зависимости от периода проведения финансовой контроль классифицируют на:
а) текущий контроль;
б) персонифицированный контроль;
в) общественный контроль.
8. Государственный финансовый контроль реализуется через:
а) общественный контроль;
б) независимый контроль;
в) внутрифирменный контроль;
г) общегосударственный контроль.
9. Укажите основной орган государственного финансового контроля в РФ:
а) Счетная палата РФ;
б) Министерство финансов РФ;
в) Федеральная налоговая служба;
г) Федеральное казначейство.
Задание по теме «Финансовый механизм»
1. Для изучения финансового планирования и прогнозирования на макро- и микроэкономическом уровнях студентам необходимо рассмотреть и представить в виде таблицы виды финансовых планов и прогнозов, разрабатываемых на региональном уровне.
Вид финансового плана или прогноза | Кем разрабатывается | Какой период времени охватывает |
2. Изучив Программу повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 г. выделить основные направления совершенствования программно-целевых методов бюджетного планирования в современных условиях.
3. Изучив Лимскую декларацию, покажите, как её положения реализованы в Бюджетном кодексе Российской Федерации в Федеральном законе Российской Федерации «О счётной палате Российской Федерации».
Финансовый механизм — активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе.
В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Финансовый механизм рассматривается в действии, он активен и включает сложные элементы, имеет подсистему.
Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.
Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.
Блок (звено) финансового механизма — это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей долевой направленности.
В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составных блоков только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам.
Элемент финансового механизма — это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов — на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.
Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.
Действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов, при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества,’ первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.
Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношений, или части этих отношений,связанных с развитием той или иной сферы, отрасли народного хозяйства.
В условиях рыночной экономики и углубления рыночных отношений в практику входят такие понятия, как акционирование, дивиденды, лицензии, валютные фонды, утверждаются новые виды налогов, целевых отчислений’ денежных средств. Финансовый механизм приобретает усложненный характер, усиливаются взаимные требования и обязательства в сфере платежей налогов, дивидендов и др. Названные выше компоненты экономического механизма, применяемые в практике хозяйствования и управления экономикой, призваны активизировать деятельность предприятий, фирм не углублять противоречия в обществе, а удовлетворять общие интересы всех участников рыночных отношений.
Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики РК с учетом мирового опыта связаны с широкой демократизацией производства, углублением коммерческого расчета, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Совмещение частной и государственной собственности, присутствие частного бизнеса регулируются активностью финансового механизма в масштабе страны.
Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства, на формирование финансовых ресурсов, функционирование финансового рынка.
Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на объем и качество производства, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста, а государство собственными государственными финансами, централизованными для выполнения социально-экономических программ.
В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру,неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право — основой для выработки действий финансового механизма.
Что такое финансовый механизм? (с изображением)
Финансовый механизм — это способ, которым предприятие, организация или программа получает финансирование, необходимое для его работы. Например, частные компании, как правило, получают такое финансирование различными способами, включая доходы, получаемые от продажи услуг и продуктов, а также от займов или продажи акций. Другие организации обычно получают финансирование с помощью различных средств, таких как пожертвования частных лиц и компаний, а также мероприятия по сбору средств.Финансовый механизм для правительства обычно исходит из налогов или других средств получения ресурсов от населения, которые затем используются в качестве финансирования для различных учреждений и программ.
Финансовый механизм относится к тому, как бизнес, организация или программа получает финансирование, необходимое для того, чтобы оно оставалось в рабочем состоянии.Существует много разных контекстов, в которых может использоваться термин «финансовый механизм», хотя все они обычно относятся к одной и той же базовой концепции. Это что-то вроде термина для источника финансирования, который получает организация или бизнес. Используя этот термин, компания может легче установить методы и правила использования средств на оперативном уровне, не обращаясь к процессу получения денег при каждом использовании.Точный финансовый механизм для организации может быть довольно сложным, а использование простого термина упрощает его описание и рассмотрение в целом.
Доход является одной из наиболее распространенных форм финансового механизма для бизнеса.Обычно это происходит за счет продажи различных продуктов или услуг, которые компания-производитель производит или иным образом предоставляет клиентам. Крупные компании, особенно корпорации, могут использовать создание и продажу акций как форму финансового механизма, чтобы обеспечить больший приток ресурсов в зависимости от предполагаемой ценности компании. Предприятия также могут брать кредиты у банков и других учреждений, которые в конечном итоге должны быть возвращены, но которые предоставляют этой компании начальный капитал для развития.
Организации, такие как благотворительные организации и другие некоммерческие группы, могут использовать различные механизмы для создания ресурсов, необходимых для текущих операций. Пожертвования от бизнеса и частных лиц довольно распространены. Дополнительный финансовый механизм может прийти в форме сбора средств посредством мероприятий и кампаний, и некоторые группы могут получать финансирование от правительственных органов.
Правительство страны часто полагается на население этой страны в качестве финансового механизма. Средства обычно собираются за счет налогов, взимаемых с граждан страны, хотя также могут быть необходимы займы от частных организаций и других стран. Эти ресурсы затем используются для финансирования отдельных агентств, департаментов и программ в правительстве, что позволяет самому правительству стать механизмом для этих подразделов.
,Финансовый механизм и ресурсы
Соответствующие финансовые учреждения
Статья 21, пункт 4: «Договаривающиеся стороны рассматривают вопрос об укреплении существующих финансовых учреждений для предоставления финансовых ресурсов для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия». Термин «финансовые учреждения», упомянутый в пункте 4 статьи 21 Конвенции, до сих пор не был четко определен для целей осуществления этого положения.В деловом мире финансовое учреждение — это учреждение, которое проводит финансовые и денежные операции, такие как депозиты, кредиты, инвестиции и обмен валюты. Основные категории финансовых учреждений включают банки, компании по управлению активами, страховые компании, брокерские фирмы и инвестиционные дилеры. Согласно Закону Канцелярии о суперинтенданте финансовых учреждений Канады от 2 июля 1987 года, сфера охвата финансовых учреждений включает все банки, имеющие федеральную лицензию, лицензированные или зарегистрированные банки, страховые компании, трастовые и кредитные компании, кооперативные кредитные ассоциации, общества братских выплат и частные пенсионные планы. ,Институт финансирования развития обеспечивает финансирование, которое способствует развитию и помогает частному сектору инвестировать, особенно в развивающиеся страны. Учреждения, финансирующие развитие, в основном поддерживаются правительствами, особенно правительствами с развитой экономикой, включая многосторонние банки развития, двусторонние банки развития, микрофинансовые учреждения, финансовые институты развития общин и оборотные кредитные фонды. Национальный банк развития — это финансовый институт, созданный правительством страны, который обеспечивает финансирование для целей экономического развития страны.Международное финансовое учреждение развития — это финансовое учреждение, которое было создано (или зарегистрировано) более чем одной страной, например, многосторонними банками развития, бреттон-вудскими учреждениями, региональными банками развития, двусторонними банками и агентствами развития и другими региональными финансовыми институтами. Согласно различным документам, подготовленным для предыдущих совещаний Конференции Сторон, включая мониторинг состояния финансирования и тенденций в области биоразнообразия, следующие финансовые учреждения имеют особое значение для финансирования биоразнообразия и связанных с ним экосистемных услуг: а) глобальная окружающая среда Фонд — системно значимое финансовое учреждение, которое может представлять серьезную угрозу для Конвенции в случае ее распада; b) Зеленый климатический фонд — все более важное финансовое учреждение, которое может финансировать взаимосвязь между изменением климата и биоразнообразием; c) финансовые институты развития — потенциально важный набор финансовых учреждений, которые могут финансировать биоразнообразие и экосистемные услуги как прямо, так и косвенно; d) рыночные финансовые институты — чрезвычайно важный набор финансовых учреждений, которые еще предстоит задействовать в значительной степени; (e) Институционализированные фонды — необязательно важный набор мультидонорских природных фондов, фондов с одним донором и экологических фондов, которые могут быть адаптированы к конкретным потребностям различных государственных и частных доноров.Австралия
Монголия
Вернуться к началу.
Речь будет произнесена Эухенио Доминго Солансом. Член Совета управляющих и Исполнительного совета Европейского центрального банка. Семинар по финансовым структурам, организованный Caixa Galicia по случаю 25-летия Сантьяго-де-Компостела 13 июня 2003 года.
Введение
Дамы и господа,
Мне очень приятно сегодня выступить перед вами, и я хотел бы начать с поздравления Caixa Galicia с 25-летием.Знаменитый американский комик Боб Хоуп однажды охарактеризовал банк как «место, которое будет давать вам деньги, если вы сможете доказать, что оно вам не нужно». Как все мы знаем, это описание не учитывает чрезвычайно важную роль, которую банки — включая, конечно, сберегательные банки — играют в современной экономике. В настоящее время экономическая жизнь просто невозможна без широкого спектра услуг и продуктов, которые банки предлагают различным слоям общества.
Это, безусловно, относится и к зоне евро, где банки традиционно играют очень важную роль в направлении средств от вкладчиков к заемщикам.Действительно, банковское кредитование было и остается самым важным источником финансирования как для предприятий, так и для домашних хозяйств в зоне евро. Тем не менее, другие источники финансирования, такие как акции и долговые ценные бумаги, также играют важную роль. Со времени введения евро и начала единой денежно-кредитной политики в январе 1999 года интеграция финансовых рынков в зоне евро значительно продвинулась, что привело к более глубоким и широким рынкам финансовых услуг. Наиболее яркими примерами являются интеграция денежного рынка, взрывной рост рынка корпоративных долговых обязательств, выраженных в евро, и волна консолидации среди финансовых посредников и фондовых бирж.Это очень фундаментальные изменения, которые, на мой взгляд, несомненно будут способствовать дальнейшему развитию конкурентных сил и повышению эффективности финансовых рынков в Европе.
Все эти события имеют значительные последствия для финансовой структуры зоны евро, которая может быть определена как целая структура финансовых рынков, финансовых инструментов и финансовых учреждений в данном месте в определенный момент времени. Сегодня я рассмотрю, почему структура финансовой системы имеет значение.Сначала я расскажу о том, что говорит нам существующая литература по этому вопросу, и как финансовые и монетарные теории дали нам понимание конкретной роли и функций финансовой структуры для экономической системы и экономического развития. Затем я более подробно остановлюсь на политических последствиях изменений в финансовой структуре, в частности в том, что касается денежно-кредитной политики и проблем финансовой стабильности. В заключение я приведу некоторые уроки на будущее.
Финансы, финансовая структура и финансовая система
Бывший вице-председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы и профессор экономики Алан Блиндер однажды заметил, что, «взглянув на денежно-кредитную политику с обеих сторон, я могу засвидетельствовать, что централизованный банкинг на практике — это столько же искусство, сколько наука.Тем не менее, практикуя это темное искусство, я всегда находил науку весьма полезной ».
Следуя этой теории, я сейчас расскажу о некоторых событиях в экономической науке, в частности о теориях корпоративных финансов, которые также важны для понимания финансовой структуры.
Для Европейского центрального банка (ЕЦБ) теории корпоративных финансов важны по ряду причин. Во-первых, понимание детерминантов решений по корпоративным финансам может быть использовано для дальнейшего развития наших знаний о взаимосвязи между корпоративными финансами и финансово-экономическим развитием в зоне евро.Во-вторых, исследования связи между корпоративными финансами и финансовым посредничеством в современной финансовой теории могут привести к лучшему пониманию процесса денежной трансмиссии в этой области. В-третьих, анализ определяющих факторов финансовой структуры экономики, ее вклада в экономическое развитие и сравнительных преимуществ и недостатков различных финансовых структур может способствовать продолжающемуся усиленному обсуждению сравнительных положительных и отрицательных аспектов финансовых структур в зоне евро. США и Япония.Наконец, этот анализ может внести вклад в позицию ЕЦБ в дискуссии о необходимости структурных реформ в зоне евро, что, без сомнения, является одной из основных проблем, стоящих перед этой областью в настоящее время.
Теории корпоративных финансов, которые могут быть определены как исследование способов финансирования фирм, исследование финансовых решений нефинансовых компаний и стремление разработать так называемую оптимальную структуру капитала, которая в целом состоит из определенной комбинации долг и капитал. [1] Основа современной теории корпоративных финансов была заложена Модильяни и Миллером, когда они представили свою так называемую гипотезу «нерелевантности» в отношении финансирования фирмы в 1958 году. [2] Согласно этой теореме, рыночная стоимость фирмы и ее стоимость капитала не зависят от ее структуры капитала, если предположить, что имеется достаточно информации без трансакционных издержек или налогов.
Однако в свое время теории корпоративных финансов были разработаны на основе исключения одного из предположений теоремы Модильяни-Миллера.Во-первых, учитывая наличие налогов, а также расходов на банкротство и ликвидацию, было исследовано, пытаются ли фирмы достичь определенных целевых показателей задолженности. [3] Во-вторых, теорема Модильяни-Миллера была изменена с точки зрения того, что финансовые рынки и решения о корпоративном финансировании характеризуются расходами агентства и наличием асимметричной информации. [4] В-третьих, концепции из литературы по корпоративному контролю и корпоративному управлению были также введены в теорию корпоративных финансов. [5]
В течение последних двух десятилетий элементы теории корпоративных финансов были интегрированы в теории финансового посредничества и финансовой структуры. Результатом этого развития стало то, что традиционное разделение между теорией финансов, с одной стороны, и денежно-кредитной теорией, с другой, становилось все более размытым. Одним из достижений стало внедрение моделей финансового посредничества, которые включают в себя распределительные эффекты информационной асимметрии на финансовых рынках и которые учитывают решения о корпоративном финансировании. [6] Эти модели утверждают, что информационные проблемы могут привести к неэффективности на финансовых рынках, что может оказать реальное влияние на экономику и повлиять на выбор источников корпоративного финансирования. [7] Таким образом, они опровергают основное утверждение теоремы Миллера-Модильяни о том, что финансовая структура не оказывает влияния на экономические процессы. Кроме того, некоторые из этих моделей утверждают, что существование информационной асимметрии и мониторинга затрат на финансовых рынках может привести к ситуациям нормирования кредита. [8] Другими словами, наличие асимметрии макрофинансовой информации приводит к корректировке решений по финансированию микрокорпораций. В этом смысле существует взаимосвязь между макрофинансовой структурой экономики и структурами микрокапитала отдельных нефинансовых фирм, которые составляют костяк этой экономики.
Теперь я пришел к связи между корпоративными финансами и финансовой структурой. Финансовые структуры обычно классифицируются с точки зрения значимости косвенного и прямого финансирования.В финансовых структурах, характеризующихся косвенным или банковским финансированием, излишки сберегательных фондов направляются организациям, испытывающим нехватку средств (например, домашние хозяйства, компании и правительства) через финансовых посредников, которые в основном представляют собой финансовые финансовые учреждения, такие как банки. Напротив, в прямом или рыночном финансировании заемщики получают средства непосредственно от кредиторов, выпуская ценные бумаги или финансовые инструменты на финансовых рынках. На практике в финансовых структурах существует как косвенное, так и прямое финансирование, хотя их значение варьируется от экономики к экономике.
Из-за проблем с неблагоприятным отбором инвесторы не могут четко провести различие между хорошими и плохими фирмами, выпускающими ценные бумаги, и поэтому, как правило, готовы вкладывать свои сбережения в ценные бумаги очень известных корпораций. Таким образом, неблагоприятные проблемы отбора препятствуют развитию прямого финансирования и означают, что косвенное финансирование по-прежнему является основным источником корпоративного финансирования в большинстве стран. Кроме того, проблемы морального риска, связанные с долговыми и долевыми контрактами, частично обусловливают преобладание косвенного финансирования.Финансовые посредники, такие как банки и фирмы венчурного капитала, выполняют функции наблюдателей, которые собирают информацию, которая позволяет ограничить потенциальные затраты, связанные с поведением, связанным с моральным риском со стороны заемщиков, а также с неблагоприятными проблемами выбора. Таким образом, финансирование через финансовых посредников является эффективным решением для смягчения неблагоприятных проблем выбора и морального риска, возникающих в сделках между кредиторами и заемщиками.
Центральные банки и финансовая структура
Позвольте мне теперь перейти к политическим последствиям, касающимся изменений в финансовой структуре, как для денежно-кредитной политики, так и для финансовой стабильности.Интересно, что многие центральные банки были основаны правительствами, которые хотели воспользоваться финансовыми преимуществами, которые, по их ощущениям, можно получить от таких банков. [9] Таким образом, их задачи были далеки от того, что функции современных центральных банков воспринимаются сегодня. Позже центральная роль этих банков и их «политической власти» в качестве правительственного банка, контроль над резервами монет, а также их способность предоставлять дополнительные денежные средства со скидкой на коммерческие векселя, сделали их банком банкиров.Кроме того, их привилегированный правовой статус, естественно, привел к определенной степени централизации банковских резервов в центральном банке. Почти неизбежно ответственность, связанная с этим статусом, привела к тому, что центральные банки стали развивать свою роль в отношении управления денежными средствами, а также поддержки и ответственности за здоровье банковской системы в целом.
Теперь я расскажу о взаимосвязи между денежно-кредитной политикой и финансовой структурой. Как мы все знаем, проведение денежно-кредитной политики происходит через банковскую систему и финансовые рынки.Таким образом, как я уже говорил ранее, центральные банки заинтересованы в знании финансовых структур, потому что они играют важную роль в формировании передачи денежно-кредитной политики.
Каналы, через которые изменения процентных ставок, определяемые центральным банком, влияют на экономику, представляют собой механизм передачи денежно-кредитной политики. [10] Любые изменения в контролируемой политикой процентной ставке влияют на рыночные процентные ставки и цены финансовых активов. Эти изменения процентных ставок и цен на активы затем передаются остальной экономике, что влияет на решения о расходах и, в конечном итоге, на уровень инфляции.В условиях хорошо развитых и эффективных финансовых рынков денежно-кредитная политика, как правило, влияет на расходы домашних хозяйств посредством воздействия на процентные ставки и цены. С одной стороны, изменение процентной ставки может побудить домохозяйства изменить свои решения, касающиеся потребления товаров и услуг и инвестиций в жилье. С другой стороны, изменения цен на активы могут напрямую влиять на благосостояние домохозяйств и, следовательно, на их потребление. Расходы фирм на инвестиции в основной капитал и запасы зависят от стоимости капитала, с которым они сталкиваются, и от соотношения между рыночной стоимостью капитала и его восстановительной стоимостью.Эти значения также связаны с процентными ставками и ценами. Обменный курс и каналы ожидания передачи денежно-кредитной политики также играют роль в этой сложной сети экономических взаимодействий.
Масштабы и скорость прохождения денежных импульсов зависят от различных особенностей финансовой системы, таких как важность и роль банков и рынков капитала соответственно, структура зрелости финансирования нефинансового сектора и распространенность переменных и контракты с фиксированной процентной ставкой.Другие институциональные характеристики, такие как налоговая система, корпоративное управление, банковские отношения и конкуренция в банковском секторе, также могут иметь последствия для денежно-кредитной политики.
С целью реализации максимально возможной денежно-кредитной политики для зоны евро в целом, Евросистеме пришлось приложить большие усилия для разработки общеевропейского подхода к пониманию экономических и финансовых событий. Кроме того, во многих аспектах экономики, включая финансовые структуры, понимание национальных структур имеет важное значение для сквозного понимания тех же структур на уровне зоны евро.
Зона евро характеризуется большим присутствием так называемых малых и средних предприятий, на которые приходится около 60% занятости в частном секторе. Отчасти это связано с тем, что связи между фирмами и банками характеризуются кредитованием отношений, когда банки и клиенты заключают соглашения об условиях кредита, что подразумевает, например, безопасный доступ к кредитным линиям по заранее установленным ценам. Таким образом, сокращение доступности кредитования отношений может оказать влияние на экономику зоны евро и на работу денежно-кредитной политики.Недавние изменения в структуре банков и банковской конкуренции, по-видимому, указывают на сокращение в относительном выражении масштабов отношений кредитной деятельности. В свою очередь, это может повлиять на деловой цикл в зоне евро и передачу денежно-кредитной политики, так как страхование ликвидности, предоставляемое банками малым и средним предприятиям, уменьшается.
Тщательное знание финансовых структур также важно для центральных банков из-за проблем финансовой стабильности. Центральные банки стали участвовать в финансовой стабильности в связи с их ролью банка банкиров.Они кредитовали коммерческие банки и держали свои резервы ликвидности в форме депозитов. В целях разумного управления своей деятельностью центральным банкам необходимо было оценить финансовую устойчивость коммерческих банков. Таким образом, центральным банкам, естественно, было предложено заняться проблемами финансовой стабильности, независимо от назначения формальных надзорных задач. Сегодня деятельность центрального банка в этой области направлена как на так называемую системную стабильность, так и на стабильность отдельных институтов.
Традиционным направлением анализа финансовой устойчивости была оценка кредитных рисков, связанных с финансовыми циклами. Несмотря на эти риски, недавние изменения в финансовой системе вызвали дополнительные опасения. Более традиционные финансовые системы характеризовались четким разделением между институтами и рынками. [11] . Таким образом, подверженность банков волатильности рынка была ограничена, поскольку они в основном были сосредоточены на превращении депозитов в неликвидные займы.Кроме того, было четкое разделение между банками, страховыми и брокерскими компаниями, а также между продуктами, которыми они управляли. Самое главное, что внутренние финансовые системы, как правило, были изолированы друг от друга. Финансовые кризисы, происходящие в этих финансовых системах, следовали в целом сходным образом. За кредитным бумом и, как следствие, значительным ростом цен на активы, как правило, в конце делового цикла следовали банкротства некоторых банков.
Последние изменения в финансовой структуре привели к разрыву этих разделений.Рынки и банки и их роль в контексте финансирования фирм стали интегрированными, а банки и другие финансовые учреждения все больше объединяются. Банки также обычно управляют многими инвестиционными фондами, являются частью холдинговых компаний наряду со страховыми группами и являются основными участниками на рынках ценных бумаг. Другими заметными событиями являются усиление секьюритизации балансов банков и использование инструментов передачи кредитного риска. Кроме того, национальные рынки больше не являются изолированными субъектами, а скорее встроены в сложную систему финансовых взаимосвязей, которая требует тесного международного сотрудничества.Финансовая нестабильность больше не зависит только от надежности банковской системы, но может также исходить от других финансовых учреждений. Быстрый рост банковской деятельности, связанной с финансовым рынком, усилил их подверженность колебаниям цен на финансовых рынках, подразумевая, что стабильность банков может быть все более уязвимой к нестабильности рынка. С другой стороны, финансовая интеграция предоставляет банкам расширенные возможности для управления рисками.
Заключительные замечания
Я бы сейчас хотел сделать вывод.Финансовые структуры имеют решающее значение для распределения ресурсов в современной экономике. Их можно сравнить с системой артериального кровообращения в организме, которая является экономикой в целом. Чтобы тело функционировало, кровь должна циркулировать. Если кровь перестает течь, тело умирает. Точно так же, если деньги перестают течь, экономика умирает. Надеемся, что мы, как центральные банкиры, пытаемся обеспечить, чтобы кровяное давление было либо слишком низким, либо слишком высоким. Эта задача требует глубоких знаний о том, как работает поток денег.Большинство людей, как правило, хорошо понимают финансовую систему, с которой они наиболее знакомы, например ту, с которой они выросли. Они также имеют тенденцию распространять характеристики этой системы на финансовые системы в других странах. Это, очевидно, не является удовлетворительным подходом для такого учреждения, как ЕЦБ, которое ежедневно сталкивается с реальностью диверсифицированной системы еврозоны. Круг ведения любого анализа финансовых структур изменился с внутренней на наднациональную перспективу.Это создает серьезную проблему для ЕЦБ и Евросистемы в целом. Вот почему такие инициативы, как этот семинар и публикации, направленные на углубление понимания финансовой системы еврозоны, имеют особое значение.
,00_intro_1_new.pub
% PDF-1.6 % 193 0 объектов > endobj 190 0 объектов > поток Acrobat Distiller 5.0 (Windows) 2002-06-14T17: 11: 17Z 2009-06-01T17: 50: 02-04: 00 2009-06-01T17: 50: 02-04: 00 ADOBEPS4.DRV Версия 4.50 применение / PDF