2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.
Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.
К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственного которой строится финансовая политика.
Он по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.
Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года определены основные приоритеты бюджетных расходов, по которым Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации. В их числе государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и другие.
В целях информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление. Положение об Экспертном управлении Президента Российской Федерации, утвержденно Указом Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086.
Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
Правительство РФ, в соответствии со ст. 114Конституции РФ, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.
Министерство финансов РФ. Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Минфин России осуществляет следующие основные функции:
составляет проект федерального бюджета;
утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агентавалютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за:
соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
соблюдением требованийк контрольно-кассовой технике,порядкоми условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1и2 статьи 16Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:
за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Федеральное казначейство. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство, в частности, отвечают за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует распределениедоходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.
Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны. Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, Министерство здравоохранения РФ имеет в своем составе Финансовый департамент, положение о котором утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 № 680 «Об утверждении Положения о Финансовом департаменте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». К его ведению относятся вопросы:
осуществления координации работы по выработке приоритетов бюджетной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;
организации работы по формированию и исполнению федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части расходов Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета, а также координации работы по подготовке бюджетов государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Министерство (далее — государственные внебюджетные фонды), на очередной финансовый год и на плановый период, исходя из приоритетов и планируемых результатов бюджетной политики государства;
осуществление нормативной и методической деятельности, связанной с бюджетным процессом Министерства как субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Самарской области Правительство Самарской области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Самарской Губернской Думой.
В субъектах Российской Федерации функционируют также финансовые органы, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;
осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.
studfile.net
5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
Систему органов, осуществляющих финансовую деятельность государства составляют специально уполномоченные органы государственной власти, основной функцией для которых является осуществления финансовой деятельности. К таким органам относятся: Министерство финансов и подведомственные ему федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Центральный Банк РФ; Счетная палата РФ.
Вторую группу органов, осуществляющих финансовую деятельность составляют органы общей компетенции, осуществляющие на ряду с основными полномочиями некоторые финансовые функции. К ним относят:
Законодательные органы государственно власти – Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания, которые рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет.
Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Исполнительные органы государственной власти
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г. N 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации и т.д.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 закрепляет за федеральным казначейством России следующие полномочия:
открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств,
открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Центральный банк РФ (Банк России). действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) — юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России — федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент не относится ни к одной из ветвей власти, и как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет направления внутренней и внешней политики государства, на которой и строится финансовая политика. Кроме того Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирование и исполнения бюджетов.
С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Судебные органы участвуют в финансовой деятельности как в процессе создания фондов денежных средств, так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. Кроме того финансирование Судов производится из федерального бюджета.
studfile.net
Управление государственными финансами
Система управления государственными финансами
В общем смысле государственные финансы представляют собой денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта. Именно они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.
Затрагивая одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства, они способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Функционирование государственных финансов нацелено на достижение общих целей развития общества.
Замечание 1
Государственные финансы, как и любая организованная система, требуют определенного управленческого воздействия извне с целью направления развития системы государственных финансов в нужное русло.
Под управлением как таковым принято понимать некую совокупность методов и приемов целенаправленного воздействия на объект управления с целью получения определенных результатов.
Применительно к сфере государственных финансов управление представляет собой процесс воздействия на финансовые отношения, а также соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения реализации функций государственной власти.
В основе управления государственными финансами лежит ряд принципов, в общем виде представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы управления финансами государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны.
Ответственность за управление финансами на государственном уровне несут специально уполномоченные органы государственной власти. Условно они могут быть разделены на две большие группы:
- органы законодательного управления;
- органы оперативного управления.
В первом случае речь идет о законодательном регулировании финансовой сферы, утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении и пр. Во втором случае управление осуществляет посредством государственного финансового аппарата, который непосредственно реализует финансовую политику.
Целостная совокупность организационных структур, которые в той или иной мере осуществляют управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Элементы и методы управления государственными финансами
Процесса управления государственными финансами состоит из ряда функциональных элементов (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Базовые элементы управления государственными финансами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основополагающую роль в управлении финансами государства играет финансовое планирование и прогнозирование. В первом случае речь идет о разработке плановых показателей на грядущий период (как правило, год), во втором – о прогнозировании и оценке возможных вариантов макроэкономического развития.
Оперативное управление основано на разработке комплекса мер, которые направлены на достижение максимального эффекта при минимуме затрат. В его основе лежит глубокая аналитическая проработка текущей финансовой ситуации и соответствующее ей перераспределение финансовых ресурсов. В значительной степени именно благодаря оперативному управлению обеспечивается стабильность национальной экономики страны и финансовая поддержка населения.
Финансовый контроль следует понимать в качестве деятельности органов государственной власти, связанной со сбором и анализом информации о текущем (фактическом) финансовом состоянии экономики, а также оценкой эффективности принятых управленческих решений. В основе финансового контроля лежат:
- сопоставление фактических и ранее запланированных финансовых показателей;
- проверка целевого и адресного характера использования финансовых ресурсов;
- оценка правомерности действия государственных органов, принимающих участие в распределении финансовых средств.
Что касается конкретных форм и методов управления финансами государства, то определяющая роль здесь отводится финансовому планированию, прогнозированию, программированию, регулированию, контролю, принятию адекватного законодательства в финансовой сфере, обоснованию системы прогрессивных методов мобилизации и эффективному использованию финансовых ресурсов.
Финансовая политика государства
Управление государственными финансами непосредственно связано с действиями органов государственной власти по проведению и реализации финансовой политики.
Определение 1
Финансовая политика – совокупность мероприятий, которые направлены на аккумуляцию финансовых ресурсов государства, их перераспределение и использования в целях обеспечения реализации основных функций аппарата государственной власти.
Финансовая политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства. В ее основе лежит действующее финансовое законодательство.
Финансовая политика в зависимости от характера решаемых задач и длительности периода осуществления делится на два вида: финансовая стратегия и финансовая тактика. В первом случае речь идет об ориентации государственных планов на долгосрочную перспективу, а во втором – о решении задач конкретного (текущего) периода.
Основные задачи финансовой политики представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Задачи финансовой политики государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными элементами финансовой политики государства выступают бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, ценовая, таможенная политика, политика в сфере международных заимствований и пр. Ее реализация осуществляется на основе финансового механизма, который включает в себя различные формы, виды и методы организации финансовых отношений.
spravochnick.ru
Тема 3. Финансовая политика и управление финансами
Содержание темы:
Управление финансами
Финансовая политика государства и ее содержание
2.Финансовый механизм и финансовый контроль
Ответ.
Управление финансами
Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта1. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль над рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами — сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем2.
В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.
Управляющая система — «финансовая система» — совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система — «система финансов» — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Управление финансами – это сознательное воздействие на систему финансовых отношений с целью повышения эффективности ее функционирования
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п.
Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:
формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
государственное регулирование цен естественных монополистов;
защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
проведение эффективной таможенной политики;
содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы.Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: (а) относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц; (б) бездефицитного государственного бюджета; (в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.
Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
финансовое планирование;
прогнозирование;
программирование;
финансовое регулирование;
финансовый контроль;
принятие финансового законодательства;
• система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Система управления финансами представлена на рис. 2.1.1. В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
Управление финансами осуществляется на 2-х уровнях: централизованном и децентрализованном (микро- и макро-).
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в Германии — Бундестаг, во Франции — Национальное Собрание, в России — Федеральное Собрание.
Управление финансами на государственном уровне осуществляют органы законодательной и исполнительной власти.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
Президент Российской Федерации (администрация Президента) — регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.
Законодательные органы власти (федеральное собрание: гос.дума+ Совет федерации)
Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
Рассматривают и утверждают федеральный бюджет РФ и отчет о его исполнении, законы о налогах, сборах и обязательных платежах, устанавливают предельные размеры гос. внутр и внешнего долга.
Исполнительные органы власти.
Правительство Российской Федерации — рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ – разрабатывает и реализует основные стратегические направления государственной финансовой политики, составляет проект и обеспечивает исполнение гос.бюджета
осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
организует разработку федерального бюджетного плана;
принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны., концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, разработка предложений по привлечению зарубежных финансовых ресурсов в российскую экономику.
На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:
получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Основными подразделениями Министерства финансов являются: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Важным подразделением министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются: (1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации; (2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; (3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; (4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; (5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; (6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе, исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Органы Министерства по налогам и сборам на местах – налоговые инспекции: они обязаны:
— контролировать соблюдение налогового законодательства, т.е. правильное исчисление, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
— вести учет налогоплательщиков;
— проводить проверки налогоплательщиков;
— ежемесячно предоставлять финансовому органу сведения о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;
— информировать Мин.фин обо всех случаях неуплаты налогов предприятием;
— осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.
Федеральная служба налоговой полиции:
— предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений;
— оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства;
— обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекторов;
— выявление и пресечение коррупции в налоговых органах;
Государственный таможенный комитет РФ:
— обеспечивает поступление таможенных пошлин;
— проводит налоговые проверки по взиманию таможенных пошлин;
— приостанавливает операции налогоплательщиков по банковским счетам при ненадлежащем исполнении таможенного налогового законодательства.
Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ)является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельностью других кредитных институтов.
Для контроля над выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль над федеральными денежными средствами. Счетная палата независимаот Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованияхосуществляют соответствующие финансовые учреждения.
На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит прежде всего отразмеров предприятия и видов его деятельности. Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компанияхявляется и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.
В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств
studfile.net
Органы управления финансами.
В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой д-тью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: · профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; · Министерство финансов РФ и его органы на местах; · Центральный банк РФ; · Министерство РФ по налогам и сборам; · Федеральная налоговая служба РФ; · Государственный таможенный комитет РФ; · Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; · Министерство государственного имущества; · исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот гос-ный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансов возложены следующие задачи: 1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2) составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка
Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: ♦ участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; ♦ организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации; ♦ обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов; ♦ разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; ♦ принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране; ♦ разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка; ♦ разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ; ♦ управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются: 1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации; 2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; 3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; 4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий. (5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; (6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны: ♦ осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; ♦ вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; ♦ ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; ♦ осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции: ♦ организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров; ♦ обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации; ♦ организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля; ♦ участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей; ♦ организует осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; ♦ выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ: ♦ представляет в соответствии с законом РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы РФ по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; ♦ рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей; ♦ осуществляет в установленном порядке проверку д-ти юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере д-ти; ♦ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций; ♦ обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; ♦ организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение заявлений.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
studfile.net
Уровни управления финансами
Понятие финансов
В основе экономических отношений лежит производство. Оно включает в себя все этапы от создания и распределения благ, до сбыта и их конечного потребления. При этом экономические субъекты стремятся к получению финансового дохода. Обмен благами происходит на взаимовыгодной основе при проведении финансовых расчетов между продавцом и покупателем.
Замечание 1
Финансы являются частью денежного обращения, обслуживающей частные резервные фонды или государственный бюджет. Накопленные средства, как правило, применяются для решения хозяйственных, социальных и политических задач.
Финансы подразделяются на:
- Централизованные средства, к которым относят бюджет государства, государственный долг и внебюджетные фонды.
- Децентрализованные средства, то есть финансы компаний и частных лиц.
Роль финансов заключается в распределении средств, обеспечении движения денег и формировании государственных доходов. Для оптимизации работы финансов необходимо создать единство нормативно-правовой и законодательной базы, стандартизировать и унифицировать документооборот и обмен информационными данными. Важно соблюдать целевое использование финансовых средств, диверсифицировать источники их инвестирования и финансирования, а также поддерживать их относительный баланс.
Функционально финансы помогают в распределении денежных средств между участниками отношений различного уровня образования. Они влияют на перераспределение национального дохода, общественного продукта. С их помощью можно проанализировать работу смежных рыночных структур, отследить экономические тренды, оценить эффективность внутренней политики государства. Кроме того, государство использует финансы в качестве инструментов воздействия на социально-экономические процессы в обществе. Сюда относят изменение объемов субсидий, воздействие через государственные закупки, а также через внесение изменений в фискальную политику.
Роль финансового управления
Развитие рыночных отношений, их распространение на международном уровне привело к усилению роли менеджмента. Он проникает во все сферы хозяйственной жизни человечества. Управление в области финансов позволяет не только достигать поставленных целей, но и минимизировать риски и возможные потери. Стоит отметить, что связь между субъектами оказывает прямое воздействие на общее финансовое положение. Любые изменения в финансах одного экономического агента моментально сказывается на всех участниках отношений. Последний общемировой финансовый кризис начался из-за дестабилизации внутреннего финансового рынка США, что постепенно привело к формированию негативных тенденций во многих странах мира. Кроме того, из сферы финансов кризис перешел в структурный экономический спад.
Финансовое управление представляет собой совокупность методов достижения наилучшего финансового результата и предельно эффективного использования имеющихся ресурсов. Целями финансового менеджмента можно назвать:
- Максимизация финансового результата за конкретный временной период, путем следования выбранной стратегии, улучшением показателей эффективности работы объекта управления.
- Выполнение действий для удовлетворения интересов собственника средств.
- Обеспечение финансовой независимости, платежеспособности, ликвидности и устойчивости объекта.
Финансовый менеджмент выполняет ряд значимых функций. Он основывается на предварительном анализе внешних и внутренних факторов, потенциальных рисков, выявлении слабых и сильных сторон объекта. Полученные данные применяются для разработки стратегического плана и тактических задач. Первый предполагает определение генеральной цели существования управляемого объекта, формирует общую направленность его работы. Тактические задачи разбивают общую цель на практические составляющие. С помощью оперативного управления происходит внедрение плана в практическую деятельность. Тут же осуществляется решение текущих задач и возникающих проблем. Финансовая аналитическая информация позволяет разработать прогноз на будущие периоды, сформировать общее представление о потенциале управляемого объекта. В рамках финансового управления осуществляется функция контроля, которая позволяет отследить эффективность принятых решений. Налаженная обратная связь дает возможность своевременно реагировать на любые негативные тенденции, вносить корректировки в существующие бизнес-модели и так далее.
Уровни управления финансами
Уровни управления финансами зависят от структуры финансовой системы государства. Если говорить о Российской Федерации, то здесь выделяют следующие уровни финансовой структуры:
- Управление государственными финансами и финансами субъектов РФ.
- Управление муниципальными средствами.
- Управление финансами отдельных субъектов хозяйствования.
На высшем уровне финансовый менеджмент занимается регулирование государственного бюджета, долга и внебюджетных фондов. Законотворческая деятельность в данной области реализуется Правительством РФ и Президентом. Исполнительным органом выступает Министерство финансов, а также региональные и муниципальные организации, отвечающие за бюджеты соответствующего уровня. В обязанности Совета Федерации входит регулирование налоговой политикой страны.
На предприятиях и других частных коммерческих объектах управление финансами осуществляется собственниками капитала, собранием акционеров, а также менеджерами высшего звена. Непосредственное исполнение финансового менеджмента возлагается на специально созданный отдел, который следит за выполнением стратегического и тактического плана, а также обеспечивает законность финансовой деятельности управляемого объекта.
Управлять финансами может каждый отдельный человек, распоряжаясь собственными средствами по своему усмотрению в рамках действующего государственного закона.
Замечание 2
Таким образом, управление финансами в сложных экономических системах является иерархическим. Это позволяет достичь высокого уровня информированности, быстрого реагирования на негативные тенденции. Подобный подход дает возможность поддерживать стабильность функционирования финансовой системы, обеспечивать независимость и платежеспособность управляемого объекта.
spravochnick.ru
Цели и задачи государственных финансов
Основные цели государственных финансов
Определение 1
Государственные финансы – это экономические отношения, которые возникают в реальном денежном обороте в отношении создания, распределения и применения централизованных фондов финансовых ресурсов.
Государственные финансы имеют четкие цели. Хотя они и учитывают социальные и экономические интересы отдельных представителей общества, во всех своих аспектах направлены на решение государственных задач.
Целями государственных финансов являются:
- привлечение доходов с помощью системы налогообложения, различных сборов и неналоговых поступлений;
- переназначение ресурсов согласно утвержденным характеристикам и направлениям развития социального, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными проектами, а также выполнением внутренних и внешних долговых обязательств.
Разработка и достижение целей госфинансов основывается на информации. Она важна в процессе принятия решений и контроля за ходом его выполнения. Источниками необходимых данных и сведений являются оперативная и статистическая отчетность, договора и расчетные документы.
Государство может влиять на многие социально-экономические процессы в территориальном и отраслевом аспекте. Это возможно благодаря разнообразию финансовых связей по функциональному назначению.
Ключевую роль играют бюджетные отношения. С их помощью перераспределяются значительные денежные ресурсы от хозяйствующих субъектов (юридические и физические лица) в пользу государства и наоборот. Предназначением центрального бюджета является финансирование общегосударственных мероприятий, государственных целевых программ, обороны, охраны госграниц, обеспечение правопорядка, развитие социальной сферы и др. Цель центрального бюджета – это стабилизация экономики, поддержание единого уровня социальной защищенности населения.
Местные (локальные) бюджеты применяются для:
- координации экономических процессов,
- локализации производительных сил,
- развития территориальной инфраструктуры;
- воспроизводства человеческого капитала.
Целью внебюджетных фондов является финансирование отдельных целевых мероприятий за счет налоговых и иных отчислений или других источников. Денежные средства лишаются индивидуальности, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет применять финансовые ресурсы согласно поставленным целям.
Государственный кредит связан с привлечением временно свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования потребностей и нужд государства. На международном уровне в отношения возникают между иностранными государствами и предприятия, а также международными и межгосударственными финансовыми организациями.
Задачи государственных финансов
Замечание 1
Основной задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в руках государства или территориальных органов власти и распределение их на финансирование потребностей общества.
Конкретные задачи государственных финансов:
- распределение и перераспределение национального дохода между сферами экономики
- организация и контроль распределения денежных средств;
- содержание аппарата государственных чиновников;
- содержание армии;
- реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов;
- создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
- прогнозирование развитие финансовой системы;
- создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
- финансирование выполнения функций государства.
Менеджмент в области организации финансов и проведение единой финансовой политики в России осуществляет Министерство финансов РФ. В его задачи входят:
- модернизация системы госбюджета;
- подготовка и исполнение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;
- централизация финансовых ресурсов на наиважнейших направлениях экономического и социального развития страны;
- формирование проекта федерального бюджета и гарантия его исполнения, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
- подготовка программ государственных кредитов и займов и управление госдолгом РФ;
- подготовка и исполнение единой политики в области развития финансовых рынков;
- участие в процессе создания и проведения единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгметаллов и камней;
- создание единых методологических принципов составления бюджетов всех уровней и отчетов об их выполнении;
- проведение государственного финансового контроля;
- обеспечение методологического руководства бухучетом, отчетностью и аудитом.
Особенности управления госфинансами
Определение 2
Управление финансами – это действия государства, которые связаны с осуществлением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства. Финансы необходимы правительству для реализации собственных целей и задач и выполнения функций и обязательств перед целевой аудиторией.
Система управления государственными финансами является составной частью экономической правительства, которая основана на тщательно запланированном курсе экономического развития.
Для эффективного руководства финансами следует обеспечить взаимодействие трех элементов: политика налогообложения; бюджетная политика; кредитно-денежная деятельность.
Основными инструментами управления финансами государства являются: принятие государственного бюджета; отчет о выполнении госбюджета; специальные финансовые законы; наличие госдолга, размер которого устанавливается правительством; принятие и отмена различных видов налогообложения.
Управление финансами осуществляют специальные органы посредством особых приемов и методов, а также разнообразных санкций и стимулов. Основными органами управления госфинансами считаются законодательные или общие институты и органы оперативного управления.
spravochnick.ru