Разное

Финансовая система рф понятие и структура: понятие и состав. — Студопедия

16.04.2021

Содержание

понятие и состав. — Студопедия

Финансовая система – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть

централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.


Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.


Финансы предприятий, организаций, учреждений

– обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

 

Понятие и структура финансовой системы РФ — Студопедия

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia)[12] в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты.

Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров.

Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Пять функций денег, отражающих их назначение:

— меры стоимости;

— средства обращения;

— средства платежа;

— средства образования накопления и сбережений;

— мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)[13] и национального дохода[14], орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.


Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения, их также образут совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.[15] Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.


Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и т.д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

♦ экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

♦ в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов, государства и их использование.

Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях. Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная, которые реализуются через финансовый механизм, являющийся частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы, руководя финансами, регулируя и направляя финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Финансовая системаРоссии — основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка — представляет собой наиболее уязвимую системудля использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности.

Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.[16] В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

♦ общегосударственные финансы;

♦ финансы предприятий и организаций;

понятие, структура, развитие на современном этапе. — Студопедия

Финансы: понятие и роль.

Финансы — одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.

 Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений

 

Специфические признаки финансов:

1. денежные характер: финансы – это всегда денежные отношения

2. одна из сторон в этих отношениях – государство, МО или уполномоченный орган

3. движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды

Функции финансов:

1. Распределительная (распределение национального дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения)

2. Контрольная (контроль за распределением и расходованием фондов денежных средств)

3. Регулирующая (воздействие государства на экономические отношения через финансы.)

4. Стабилизационная (обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для экономических и социальных взаимоотношений)


Финансы рассматриваются в двух аспектах:

— в материальном смысле: денежные фонды государства его территориальных подразделений, МО, предприятий и организаций, учреждений.

— в экономическом смысле совокупность денежных отношений в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных и мун. фондов денежных средств для осуществления экономических социальных и тд задач

 Финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием является только те их них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его субъектов и МО. Необходимость функционирование финансов связана с существованием государства и его потребностей.

 

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороны способности и безопасности страны, а также обеспеченье фин. ресурсами деятельности государственных органов.

 Финансовая деятельность МО представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.


 

Принципы финансовой деятельности:

1. принцип законности

2. принцип гласности (Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.)

3. принцип федерализма (согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

4. принцип плановости (выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.)

Методы финансовой деятельности:

1. обязательные и добровольные платежи при формировании фондов денежных средств (налоги)

2. финансирование и кредитование при распределении фондов денежных средств

3. безналичные денежные расчеты и платежи наличными денежными средствами при использовании фондов денежных средств

Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

По своему характеру могут быть правовыми и неправовыми

1. Финансовые правовые акты –выражается в принятие НПА, с помощью которых государство осуществляет нормативное регулирование в сфере формирования, распределения, использования финансовых ресурсов.

Фин акты можно классифицировать:

1. по юр свойствам (нормативные и индивидуальные)

2. по юр природе (зак и под зак)

3. по органам издающих их

2.Финансовые плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию фин. ресурсов.

 К фин-план актом относ:

1. фед бюджет РФ, гос. бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

2. бюджеты гос. внебюджетных фондов

3. фин-кредиты и кассовый планы банков

4. фин. планы и сметы министерств ведомств и др. органов

5. бюджетные сметы бюджетных учреждений

 

  1. Неправовые формы – это организаторская подготовительная, аналитическая работа в области фин. деятельность, предшествующая принятию фин. правовых актов: разъяснение фин. зак населению, фин. технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджета), объемов финансирования и кредитования, фин. эконом анализ, подготовка материал к фин. планированию, прогнозирования и отчётность.

 

Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе.

Финансовая система — это совокупность финансовых институтов (звеньев), каждый из которых способствует образованию и использованию денежных фондов:

1) бюджетная система

2) Внебюджетные целевые гос фонды

3) Финансы предприятий и других организаций (1st)

4) Финансы страхования

5) Кредит (гос, муниципальный и банковский)

Финансовая система (фондовый подход):

1) финансовые отношения и совокупность органов гос-ва, осущ финансовую деятельность

2) Бюджетная система; гос внебюджетные целевые фонды; фиксы предприятий и учреждений; кредит (химчева)

3) Частные финансы: финансы коммерческих и НКО; финансы страховых организаций; финансы банков; Гос финансы: бюджетная система; внебюджетные целевые фонды; финансы гос банков; финансы гос предприятий и учреждений, органов гос власти

 Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.

Министерство финансов РФ, являясь фоив, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности.

Функции Министерства финансов РФ :

* государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений

о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

* государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

* внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

* страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

* денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

* государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

* финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

* валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

* финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита.

Финансовая система Российской Федерации, её современное состояние

Сущность и роль финансовой системы

Определение 1

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

  • принцип функционального предназначения субъектов;
  • принцип территориальности;
  • принцип единства.

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

  • государственные финансы;
  • муниципальные финансы;
  • финансы частных компаний;
  • финансы домашних хозяйств или личные;
  • международные финансы.

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

  • обеспечение расширенного воспроизводства;
  • регулирование социально-экономических процессов;
  • стимулирование рационального использования имеющихся финансовых ресурсов.

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

Замечание 1

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • государственные финансы;
  • финансы страхования.

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

  • финансовые органы;
  • кредитные и страховые организации;
  • фондовый рынок;
  • совокупность правовых актов, регулирующих деятельность финансовой системы.

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Определение 2

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты регионов;
  • бюджеты отдельных муниципальных образований.

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Определение 3

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Замечание 2

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ресурсы этого фонда предназначены для финансирования медицинского обслуживания граждан.
  • Фонд социального страхования. Накапливает и распределяет средства на финансирование социальной защиты и помощи.
  • Пенсионный Фонд. Создан в целях финансирования пенсионного обеспечения.

Определение 4

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

  • снижение мировых цен на энергоносители;
  • замедление роста мировой экономики;
  • снижение темпов роста российской экономики;
  • пандемия covid-19.

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг (кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

Структура финансовой системы России

ОСущность и функции финансовой системы

Определение 1

Финансовая система страны – это совокупность отношений, складывающихся между экономическими агентами в ходе осуществления денежных взаиморасчетов при распределении совокупного общественного продукта.

Структура финансов тесно связана с экономикой как отдельных субъектов, так и страны в целом. Основой экономики является производственный процесс, включающий в себя этапы от создания до полного потребления готовой продукции и услуг. Выгода экономических агентов формируется преимущественно за счет денежного дохода. Капитал, в том числе финансовый, необходим для создания благ.

В условиях рыночной экономики каждый субъект стремится к получению собственной выгоды. Продавцы хотят увеличить прибыль, покупатели — получить полезность от вложений. Государство заинтересовано в финансовом благополучии субъектов, так как за счет обязательных платежей в бюджет, поступающих от индивидов и предприятий, оно осуществляет свои функции.

По своему устройству и принципу формирования доходов финансовая система может быть централизованной и децентрализованной. Для удобства учета все деньги, находящиеся в обращении, делят на государственные, частные, личные и международные, а также финансовые инструменты фондового рынка. Финансовая система является индикатором состояния национальной экономики и тенденций в ней.

Она выполняет следующие функции:

  1. Концентрация финансов с помощью специальных механизмов сбора денежных средств и накопления их в бюджете страны.
  2. Распределение финансовых ресурсов согласно политике страны между субъектами экономики.
  3. Осуществление регулирования экономики с помощью финансовых рычагов воздействия.
  4. Реализация финансового контроля через комплекс государственных организаций и специализированных органов управления.

Замечание 1

Финансовая система пронизывает всю экономику страны, создавая условия для ее независимости, стабильности, а также для ее роста и развития.

Структура финансовой системы России

Структурно система финансов включает в себя укрупненные элементы, а именно, финансы государства, предприятий и сферы страхования. Государственные денежные средства включают в себя:

  1. Бюджет. В России он делится на федеральный, региональный и местный.
  2. Внебюджетные фонды, средства которых идут на определённые цели.
  3. Государственные кредитные деньги.

Страхование подразделяется на личное, имущественное, страхование ответственности. Реальный сектор так же является крупнейшим владельцем финансовых средств. Их делят на финансы коммерческих организаций, посредников, некоммерческих субъектов хозяйствования. Российская система финансов имеет структуру, отвечающая принципам сочетания отраслевых и территориальных подходов, обеспечения финансовой самостоятельности регионов с сохранением централизованного управления в целом. Так же финансовой структуре России присуща дифференциация управления по сферам денежного обращения.

Основу финансовой системы России составляет бюджет или государственные финансы. Они представляют собой отношения, складывающиеся между аппаратом управления, предприятиями, индивидами, учреждениями и организациями. Бюджет аккумулирует средства, которые впоследствии распределяются между отраслями, субъектами народного хозяйства, а также идут на обеспечение социальных программ, и поддержание обороны страны.

Бюджет включает в себя федеральные, региональные и местные финансы, которые в свою очередь строятся на государственном кредите, деньгах государственных предприятий, внебюджетных фондах. Основные проблемы государственных финансов в России связаны с несбалансированностью бюджетов, несовершенством налоговой системы, низкой эффективностью использования муниципального и регионального имущества. Так же необходимо обеспечить единство денежно-кредитной и финансовой политики, укрепить финансовый контроль.

Государственный кредит и финансы реального сектора

Государственный кредит является самостоятельным звеном финансовой структуры РФ. Для него характерны специфические формы отношений, связанных с привлечением средств бюджет. По сути, это форма денежных отношений между государством, предприятиями и домашними хозяйствами в части предоставления гарантий и кредитов. Государство обычно выступает в качестве кредитора, хотя может выполнять роль заемщика. Государственные займы являются одним из действенных инструментов мобилизации денежных средств для социальных и общественных нужд. Они осуществляются через выпуск долговых обязательств различного срока действия. Однако, основная часть средств, которые распределяются в стране формируется в сфере обращения денежных средств предприятий и некоммерческих организаций.

Звенья финансов реального сектора включают в себя:

  1. Финансы коммерческих организаций и предприятий. Это финансовые отношения, складывающиеся в процессе создания и применения ресурсов для различных видов деятельности с целью получения прибыли. В данной области функционируют предприятия материального производства и финансовые посредники.
  2. Средства некоммерческих организаций. Финансы, создаваемые предприятиями, чья основная деятельность не связана с получением прибыли. Полученный доход не распределяется между сотрудниками предприятия, а идет на улучшение оказываемых социальных услуг населению. Стоит отметить, что некоммерческая организация может быть создана не только государством, но и отдельным индивидом или юридическим лицом.
  3. Деньги государственных учреждений, которые оказывают различного рода государственные услуги гражданам, с целью реализации их прав, свобод и обязательств, предусмотренных законодательством России.

Если коммерческий сектор в России развивается по законам рынка, то бюджетная сфера требует постоянного пересмотра принципов субсидирования. Для того, чтобы общественные услуги и товары были доступны всем гражданам страны, необходимо создавать предпосылки для повышения их качества, внедрять элементы рыночных отношений, учитывать интересы потребителей, проводить реструктуризацию бюджетного сектора, привлекать квалифицированные кадры, создавать механизмы для распределения ответственности работников бюджетной сферы.

Финансовая система России: кто контролирует валюту?

Открыть полное содержание руководства Awara по ведению бизнеса в России

Кто контролирует валюту?

Согласно российскому законодательству о валютном контроле, резидентам обычно не разрешается покупать или продавать товары или услуги в любой другой валюте, кроме рубля. Операции между резидентом России и нерезидентом России могут осуществляться в любой мировой валюте при условии соблюдения законодательства Российской Федерации о валютном контроле.Когда в сделке участвуют россиянин и иностранец, стороны должны ознакомиться с правилами, касающимися использования счетов в иностранных банках, а также с правилами, касающимися репатриации и требований к отчетности при совершении операций по внешнеторговым контрактам.

Сегодня валюта контролируется Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой (с 2004 по 2016 год до упразднения Росфинандзора находилась в руках Росфиннандзора — Федеральной службы по финансовому и бюджетному надзору).Поскольку новые органы тоже контролируют, российское законодательство о валютном контроле претерпело много важных изменений и, как ожидается, еще многие ожидаются в будущем.

2016 год был неспокойным, когда дело касалось обменных курсов рубля к доллару США и евро (см. Веб-сайт Центрального банка России (ЦБ)). Обратите внимание, что обменные курсы регулируются ЦБ РФ, а не российским законодательством, и зависят исключительно от экономики и политики.

Роль ЦБ РФ

Центральный банк России, известный большинству из нас как ЦБ РФ, является единственным органом, отвечающим за обеспечение стабильности рубля, национальной валюты России.Перед ЦБ РФ стоит несколько задач, в том числе:

  • обеспечение защиты и стабильности рубля
  • денежно-кредитная политика
  • выпуск денег и контроль валютного оборота
  • официальные курсы обмена
  • действовать в качестве кредитора, когда никто другой не может, а также организует рефинансирование кредитных организаций
  • устанавливает правила и положения расчетов по банковским операциям
  • контролирует и устанавливает правила для национальной платежной системы
  • контролирует счета государственного бюджета и международные резервы ЦБ РФ
  • контролирует и регистрирует финансовые организации

Банковский сектор

В российском банковском секторе в последние годы наблюдается положительная общая тенденция роста, и эта тенденция продолжается.В 2016 году он вырос в четыре раза по сравнению с прошлым годом. В 2016 году увеличились как ссуды, так и улучшилось качество ссуд. В ноябре 2016 года в России действовало 643 кредитных организации (594 банка и 49 небанковских кредитных организаций), что является уменьшением общего количества кредитных организаций с января 2015 года.

Наибольшие активы страны — это Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк — крупнейшие банки России.

Страхование

К концу 2016 года в России насчитывалось 388 субъектов страховой деятельности, 263 зарегистрированных страховых общества и 12 обществ взаимного страхования.

Практически все основные сегменты российского страхового рынка выросли по сбору премий во втором квартале 2016 года. Во всяком случае, все, кроме автострахования с комплексным покрытием (известное в России как КАСКО). Уменьшение КАСКО, конечно же, связано с падением спроса на новые автомобили и незначительным снижением доходов и кредитоспособности потребителей. В годовом исчислении снижение сбора премий составило 43,2 млрд рублей, что на 8,4% меньше по сравнению с аналогичным кварталом 2015 года.

Наибольший рост в секторе страхования имеет и остается страхование жизни и ОСАГО (ОСАГО, как его называют в России). Страхование жизни во втором квартале 2016 года выросло на 58,1%, составив 47,4 млрд рублей премий.

В отличие от спада, наблюдавшегося ранее в 2016 году и в 2015 году, спрос на страховые услуги и контракты вырос во втором квартале 2016 года, в основном в результате увеличения числа сделок с частной собственностью.Количество оформленных индивидуальных страховых полисов увеличилось на 9,2% в годовом исчислении, а количество страховых полисов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизилось на 19,7% в 2016 году.

Московская биржа — платформа инвестора

На российском рынке ценных бумаг доминируют Московская Биржа (MOEX). Это платформа инвесторов для торговли акциями, облигациями, производными финансовыми инструментами и валютами как внутри страны, так и за рубежом. Российские компании могут выпускать акции и облигации и выставлять их на публичное размещение.

В феврале 2013 года, через два года после объединения Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Российской торговой системы (РТС), Московская биржа провела IPO.

Приостановление борьбы с отмыванием денег (AML)

С 2001 года президент Путин работал и эффективно по борьбе с отмыванием денег (AML) с целью приведения его в один ряд с западными стандартами. Россия является членом Международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с 2003 года и Евразийской группы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (ЕАГ) с 2004 года.В ЕАГ входят многие страны СНГ, Китай и Индия.

Единый стандарт отчетности (CRS)

В 2016 году Россия согласилась с Единым стандартом отчетности (CRS) ОЭСР, подписав Соглашение о многосторонних компетентных органах Организации экономического сотрудничества и развития (MCAA). Таким образом, с 2018 года обмен информацией будет автоматизирован в электронной форме, охватывающей данные с 2017 года. Одновременно Россия вступает в обмен и другие важные отношения, такие как двусторонние соглашения, с другими иностранными юрисдикциями, которые взяли на себя обязательства по MCAA.

Мы ожидаем существенных поправок, а также новых подзаконных актов в действующее законодательство для обеспечения бесперебойных процессов автоматизированной передачи информации, а также процесса сбора информации.

Открыть полное содержание руководства Awara по ведению бизнеса в России

Источники:
www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16303.pdf
www.cbr.ru/eng/

Бухгалтерский учет и аудит в России

Налоговый учет в России

Налоговый кодекс Российской Федерации требует от налогоплательщиков, а также постоянных представительств (ПП) вести отдельный бухгалтерский учет для целей налогообложения.Как и во многих других странах, правила налогового учета отличаются от установленных законом принципов финансового учета. Это может привести к значительным различиям в расчетах, особенно, например, в отношении учета амортизации, резервов, процентных расходов (капитализация или вычеты процентов) и убытков. Для многих компаний наличие отдельных правил налогового учета означает, что третий набор бухгалтерских книг должен храниться вместе с российскими бухгалтерскими книгами в дополнение к бухгалтерским книгам, которые ведутся в соответствии с некоторыми международными принципами бухгалтерского учета, такими как МСФО и ОПБУ США.

Примерами Налогового кодекса РФ, предусматривающего применение учетной политики отдельных компаний, являются требования по адаптации правил «ведения налогового учета» и «определения налоговой базы». В этом отношении Налоговый кодекс РФ (ст. 313, 167) позволяет компании выбирать один из принципов налогового учета, однако в Налоговом кодексе России также подробно описан запасной набор принципов, если компания решит не применять свой собственный набор индивидуальных принципов. Компании также должны последовательно поддерживать принятую ими политику налогового учета из года в год, если иное не предусмотрено законодательством или компания не разработала более совершенный метод ведения учетной политики и не сочтет целесообразным изменить их.Необходимо, чтобы в обеих этих ситуациях вновь принятая политика вступила в силу с начала финансового года.

Следует отметить, что компания должна издать отдельные положения о финансовой учетной политике и налоговой учетной политике соответственно.

Российские стандарты бухгалтерского учета и международные стандарты, такие как МСФО и USGAAP

Во времена Советского Союза бухгалтерский учет в России традиционно использовался для статистических целей.Все предприятия отчитывались только перед государством, и бухгалтерия в основном велась только в пользу государства.

После распада Советского Союза в 1992 году в России произошли радикальные изменения: произошел переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. При этом изменение в учетной политике должно было отражать сдвиг в бухгалтерском учете от системы государственного управления экономикой к процессу частного бизнес-сообщества. Это создало проблемы для традиционной системы бухгалтерского учета, поскольку изменения также должны были произойти в отношении конечного использования бухгалтерских записей.В условиях новой рыночной экономики необходимо было ввести финансовую отчетность, которая удовлетворяла бы требованиям инвесторов, кредиторов и других акционеров. Это контрастировало с предыдущей государственной системой.

В последние годы этот первоначальный переход был ускорен еще больше благодаря тому, что Правительство России определило необходимость приведения принципов бухгалтерского учета в России в соответствие с принципами МСФО. Хотя это согласование в определенной степени имело место, прежние традиции, ориентированные на государство, все же отрицательно повлияли на современное развитие учетной политики.Хотя сейчас существуют некоторые принципы, напоминающие принципы МСФО, реализация этих принципов на практике все еще имеет некоторые недостатки.

Проблемы часто возникают из-за ограничений, которые предписывают наличие исходного документа до того, как можно будет сделать определенные бухгалтерские проводки. Как следствие, бухгалтерская отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ, не обязательно отражает истинный учет начислений и не отражает истинную и справедливую стоимость активов или обязательств организации.Таким образом, чтобы понять финансовые показатели российской компании с достоверной и достоверной точки зрения, отчетность должна быть скорректирована в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, такими как МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), ОПБУ США (Общепринятые принципы бухгалтерского учета США) или любые другие. другой стандарт, используемый материнской компанией. При этом необходимо преодолеть ряд трудностей.

Основной недостаток в развитии РСБУ по сравнению с МСФО связан с тем, что принципы бухгалтерского учета по-прежнему отдают предпочтение налоговым органам как основному получателю информации.Это прямо противоречит основным базовым принципам МСФО, поскольку финансовая и бухгалтерская информация должна предоставляться специально в интересах точности и справедливости по отношению к акционерам и соответствующим заинтересованным сторонам.

Форма важнее содержания — российская административная практика во всех сферах деятельности и жизни достаточно формалистична. Вследствие этой одержимости формой российская практика бухгалтерского учета довольно медленно адаптируется к правилам МСФО, где часто требуется субъективное суждение.В дополнение к этому, РАС теоретически является «субстанцией над формой; в действительности это« форма над субстанцией ».

РСБУ не содержит инструкций по процедурам консолидации, объединения бизнеса, распределения покупной цены, обесценения основных средств, выплат на основе акций или вознаграждений работникам.

Это означает, что фактически профессионально управляемая российская дочерняя компания должна составлять финансовую отчетность на четырех различных уровнях:

  1. Российская обязательная финансовая отчетность (бухгалтерский учет)
  2. Российская налоговая бухгалтерская отчетность
  3. Финансовая отчетность Группы
  4. Отчетность по управленческому учету

Некоторым категориям компаний в России придется вести свою отчетность в соответствии с МСФО после недавних изменений в законодательстве: Приказ Министерства финансов «О внедрении МСФО и интерпретации МСФО в России» (№160 из 25.11.2011) и Закона о консолидированной финансовой отчетности (№ 208-ФЗ от 27 июля 2010 года). МСФО станут обязательными для банков, страховых компаний и других компаний, котирующихся на российской фондовой бирже, а также компаний, намеревающихся предложить акции общественности (более 500 инвесторам) (Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.2010 г.). 96, п. 4 ст.30 (2) и постановление Федеральной службы по финансовым рынкам № 11-46 / пз-н «О раскрытии информации эмитентов о выпуске ценных бумаг»).

Официальная дата перехода (для этих типов компаний) — 1 января 2011 года (если они ранее не применяли МСФО).Первая консолидированная финансовая отчетность по МСФО должна быть проверена и подана до 30 апреля 2013 года и опубликована до 31 мая 2013 года.

Если листинговая компания в настоящее время отчитывается в соответствии с другими международно признанными стандартами, например, ОПБУ США, то такая компания должна подготовить свои первая консолидированная финансовая отчетность по МСФО за 2015 год.

Российская финансовая система — Аналитический отчет

Содержание

Введение ……………………………………………………………… …. 3

1. Характер и структура государственного бюджета …………………………………. ……….. 5

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации …………………………… ……………………………… 5

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их баланс и проблемы исполнения …………………………….. … 9

2.Характеристика бюджетной системы: роль и значение в экономике ………………………………. ……… 14

2.1 Федеральный бюджет ………………………………………. . ……………………… 14

2.2 Внебюджетные фонды …………………… ……………….. ……. 18

2.3 Межгосударственные отношения: текущая ситуация, проблемы и пути решения ……………………………….. …………………….. 22

3.Экономические тенденции бюджета сегодня …………………………… 25

Заключение ………………………………………… ……………………. 31

Ссылки ………………………………………… …………. 33

Введение

Тема: «Бюджет и его роль в развитии экономики и социальной сферы» мне интересна, потому что в реальном времени это самая важная и актуальная проблема для нашей страны.Потому что это напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и процветания страны, и, как следствие, происходят положительные изменения, такие как снижение инфляции, обменного курса и снижение процентных ставок.

Достижение всего этого требует выполнения ряда задач, основными из которых являются полностью финансируемые социальные услуги, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государственных обязательств.

Объектом курсовой работы является бюджетная система и проблемы бюджетов разных уровней в Российской Федерации.

Целью данного исследования является анализ обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микроуровнях.

Для достижения этой цели необходимо решить некоторые специфические задачи. Исследовать основные особенности и принципы бюджетной системы Российской Федерации в рыночных условиях. Разобраться в источниках налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней. Откройте возможность оптимизации

iLibrary ОЭСР | Структура финансовой системы: Российская Федерация

1887

  • ОКОЛО
  • СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
  • ПОМОГИТЕ
  • Мои любимые
  • Авторизоваться

/ содержание / igo / oecd

Расширенный поиск EN
  • FR
  • JA
  • Поиск по теме