Разное

Госдолг сша динамика график: Американский госдолг больше не актив №1

08.02.2020

Содержание

Куда заведет Америку коронавирус? Госдолг США превысил $25 трлн

На прошлой неделе государственный долг США установил новый рекорд. Был взят рубеж в $25 трлн. Cитуация резко ухудшилась в апреле из-за эпидемии коронавируса.

Этот обзор посвящен перспективам и возможным последствиям долговой ситуации в Америке.

Динамика госдолга США

Американский государственный долг летит вверх на полных парах. За восемь лет правления Барака Обамы показатель вырос на $9,3 трлн, то есть практически удвоился. Отчасти этому способствовала Великая рецессия в США конца 2007-начала 2009 г., которую устраняли мерами не только кредитно-денежного, но и фискального стимулирования.

С приходом к власти Дональда Трампа (январь 2017 г.) ситуация не сильно изменилась. В 2018 г. в США была запущена налоговая реформа, в частности, ставка корпоративного налога была снижена с 35% до 21%. Однако самое худшее пришлось на 2020 г.

В апреле госдолг взлетел сразу с $23,7 до $25 трлн.

Это произошло из-за расходов на антикризисную поддержку экономики, которые у Штатов закономерно оказались самыми большими в мире.


Расходы уже превысили $3 трлн. В конце марта был одобрен пакет стимулирующих мер в размере $2 трлн, рекордный в истории США. Для сравнения, в ходе кризиса 2008 г. пакет мер фискального стимулирования составил $800 млрд.

$500 млрд пошло на поддержку крупных компаний, включая $62 млрд для авиакомпаний, $350 млрд — на помощь малому бизнесу, $117 млрд — на поддержку больниц. Американцы с низким и средним доходом получили по $1200, плюс $500 на каждого ребенка.

В конце апреля был одобрен дополнительный пакет мер почти на $500 млрд. В частности, $320 млрд направлены на программу кредитования малых предприятий.

Это лишь часть суммы, которую намерен рассмотреть Конгресс. Общий объем нового пакета поддержки может составить более $1 трлн. Вероятно, что в рамках нового пакета мер фокус будет сделан на налоговых послаблениях, стимулирующих капзатраты и бизнес-инвестиции.

Это особенно важно для нефтегазового сектора США, пострадавшего от падения нефти.

Помимо этого, Дональд Трамп лоббирует пакет инфраструктурных расходов в размере $2 трлн. Это позволит создать дополнительные рабочие места.

Соотношение федерального долга и ВВП страны (Government Debt to GDP) достигло 116% по сравнению со 107% на конец 2019 г. Судя по всему, это явно не предел. По итогам прошлого года США были на 11 месте в мире по этому показателю.


Кому должны Штаты

Около 30% госдолга США находятся на балансе федеральных агентств, прежде всего Фонда социального страхования. Оставшаяся часть закреплена за публичными структурами. Крупнейшей из подобных (публичных) групп являются международные кредиторы. По данным на март на них приходится почти $4,3 трлн Treasuries. №1 и №2 — это Япония и Китай ($1,27 трлн и $1,08 трлн соответственно).


Источник: ticdata.treasury.gov

Китай постепенно снижает объем гособлигаций США в портфеле. Это связано с торговыми разногласиями между странами. Сейчас Дональд Трамп обвиняет Китай в эпидемии коронавируса.


В портфеле ФРС — $4,1 трлн Treasuries при общем объеме баланса около $7 трлн. Еще в феврале баланс Федрезерва составлял около $4,2 трлн. 

Помимо мер бюджетно-налоговой политики, для борьбы с экономическим шоком в США активно проводится монетарное стимулирование. По сути, было объявлено безлимитное QE. Регулятор скупает госдолг и ипотечные бумаги в объеме, необходимом для бесперебойной работы рынков. В программу выкупа были добавлены другие инструменты, включая ETF на облигации.

Помимо этого, ФРС представила спектр кредитных программ для поддержки предприятий и домашних хозяйств. Объем программ $300 млрд. Гарантии по ним дает Минфин США. Во вторник, 19 мая, в ходе выступления Джером Пауэлл говорил о готовности использовать «полный набор инструментов» для поддержки экономики.

Взгляд в будущее

Согласно оценкам Комитета за ответственный федеральный бюджет, к концу 2020 фискального года, который завершится 1 октября, соотношение госдолга на руках у публичных структур (помимо федеральных агентств) и ВВП превысит 100%. До кризиса показатель составлял 80%. Согласно базовому сценарию, в 2025 г. речь будет идти о 107%.


В этом году дефицит бюджета Штатов вырастет с $984 млрд до $3,8 трлн (18,7% ВВП). В следующую декаду средний уровень дефицита бюджета по отношению к ВВП может составить 5,6%.

Это оценка в рамках базового сценария. Существуют еще оптимистичный и пессимистичный сценарии. Для борьбы с экономическим кризисом, скорее всего, будут приняты дополнительные меры, которые увеличат дефицит бюджета. Согласно базовому прогнозу, в 2021 г. американская экономика будет резко восстанавливаться. Вероятность такого расклада высока, но все же не 100%.


Рассчитается ли когда-нибудь Америка по долгам

В 2019 г. Америка заплатила $567 млрд процентных расходов по госдолгам (17% доходов бюджета). Средняя процентная ставка составила 2,5%. Сейчас уровень долга заметно вырос, но процентные ставки при этом уменьшились. В марте ФРС снизила ключевую ставку с 1,75% до 0,25%. Вместе с fed funds rate уменьшилась и стоимость обслуживания долга. К примеру, за год доходность 10-летних Treasuries опустилась с 2,4% до 0,7% годовых. Судя по всему, ставка ФРС будет близка к нулю еще долго.

Читайте также «Вселенная трежарей. Не только инструмент, но и ключевой ориентир»


Есть три основных пути сокращения федерального долга. Первый — снижение госрасходов. Второй — увеличение налогов. После кризиса расходы, конечно, уменьшатся, но вряд ли общий поход к бюджетно-налоговой политике заметно изменится.

Третий путь — рост экономики. Увеличение госдолга не слишком опасно при развивающейся экономике. Впрочем, пока американская экономика в основном функционирует за счет госрасходов, а среднегодовые темпы роста по сравнению с предыдущими десятилетиями ослабли. С 1966 по 2020 г. среднегодовой прирост госдолга США составил 8,3%, а номинального ВВП — 6,3%. Получается, что риски в этом плане высоки.


Вывод

Ситуация с госдолгом США пока не слишком волнует участников рынка. Более того, бюджетно-налоговые меры поддержки экономики способствовали заметному восстановлению американского рынка акций.

Treasuries принято считать условно безрисковым инструментом. В случае возникновения турбулентных условий в финансовой системе их доходность имеет свойство падать. Это хорошо продемонстрировала ситуация, когда агентство S&P в 2011 г. снизило суверенный рейтинг Штатов до отметки AA+. Гособлигации США при этом пошли в рост. Падение доходности Treasuries означает снижение рыночных процентных ставок, которое в дальнейшем поддерживает акции.

В отдаленной перспективе ситуация может стать более плачевной. В случае возникновения негативных долговых триггеров, например, сброса гособлигаций США Китаем, доходности могут устремиться вверх, а рынок акций подвергнуться новым сильным распродажам.

Помимо этого, когда ФРС начнет повышать процентные ставки, стоимость обслуживания (рефинансирования) долга увеличится. Это может стать дополнительным фактором давления на американскую экономику.

Читайте лучшие материалы по американскому рынку на канале BCS USA в Telegram. Здесь вы найдете обзоры по рынку, идеи для инвестиций, различные исследования, познавательные диаграммы.

БКС Брокер

Роль госдолга США в мировом движении капитала

№4(19), 2011
Научная студенческая конференция «Международное движение капитала и участие в нем стран и регионов мира»

В статье рассматривается влияние долга правительства США на международное движение капитала. Рассмотрены основные этапы развития госдолга США, структура рынка государственных облигаций Казначейства США, структура держателей госдолга. Отдельно рассмотрен долговой кризис США 2011 г. и его влияние на мировую экономику. На основании статистических информации дан краткий анализ тенденций в госдолге США и перспектив его развития.

Ключевые слова: госдолг, США, международное движение капитала

A. Tishakov, A.Khatypova

. Role of US Public Debt in Global Capital Flows

This article deals with the impact of US public debt on global capital flows. It analyzes the key stages of US public debt development as well as the structure of US Treasury market and the structure of debt-holders. The emphasis in made on the 2011 United States debt-ceiling crisis and its impact on world economy. A draft analysis of trends in US public debt is cited based on statistical data.

Key words: public debt, USA, global capital flows

Введение

История США — это история постоянного роста объемов внешней торговли, расходов государственного бюджета и увеличения размеров государственного долга. Фактически, и граждане США, и американское государство несколько десятилетий живут в долг. Однако, за всю историю США федеральные власти страны никогда не отказывались от выполнения своих долговых обязательств и никогда не объявляли мораторий на выплату процентов по долгу.

За последние 20 лет Соединенные Штаты стали самым большим должником в мире. С 1940 года количество населения США увеличилось примерно на 100%. За это же время, государственный долг США вырос на 12 043% или в 120.5 раз. Долг США ежесекундно увеличивается примерно на $14.5 тыс.[1] Начиная с 30 сентября, когда расходы на войну в Ираке, а также внутренняя экономическая ситуация страны дали о себе знать, национальный долг стал расти в среднем на $2 млрд. в день.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью анализа долгового кризиса США и поиском решения сложившихся экономических проблем. США — крупный экономический и валютно-финансовый центр мира, который может поглотить технический дефолт, точнее поток внешнего долга. США уникальным образом добились того, что их внутриэкономические проблемы оказывают влияние на мировую экономику. В случаи дефолта, Соединенные Штаты подвергают опасности интересы международных кредиторов, так как доллар является мировой резервной валютой, пострадают экономики всех стран.

Проблема ежедневного увеличения госдолга США требует немедленного решения со стороны правительства страны, иначе они могут безвозвратно потерять доверие мировых рынков к кредитоспособности США и это пошатнёт особый статус доллара как единой резервной валюты. Экономические обозреватели внимательно следят за ходом развития долгового кризиса и прогнозируют его последствия.

Данная работа структурно разбита на четыре главы. В первой главе дана ретроспектива американского госдолга, рассмотрены ключевые этапы его развития, а также описаны кризисы госдолга США, исключая последний кризис 2011 г. Во второй главе мы покажем, чем по сути является государственный долг США, кто является его основными владельцами и какие страны являются самыми большими кредиторами США. В третьей главе рассмотрена роль госдолга США в мировой экономике. В четвертой главе будет дан краткий анализ перспектив развития государственного долга США, в частности рассмотрен долговой кризис августа 2011 г. и меры Федерального правительства США по преодолению кризиса и дальнейшему регулированию госдолга.

История госдолга США

«Долг США, внешний и внутренний, —
это цена американской свободы».
Александр Гамильтон

Появление госдолга


Впервые госдолг США был зафиксирован 1 января, 1790 г. и равнялся $52,788,722.03. Он состоял из долга Континентального конгресса и $191,608.81, заимствованных Секретарем казначейства Александром Гамильтоном у Нью-Йоркских банков для покрытия расходов нового правительства.[2] На рис.1 представлена эволюция величины американского госдолга по отношению к ВВП.

Рис. 1
http://www.economicshelp.org/blog/2350/economics/historicalusnationaldebt/

Затем госдолг возрос в результате Войны за независимость и 1 января 1791 г. Статьей конфедерации и вечного союза, первым конституционным документом США, был установлен на уровне $75,463,476.52, или $1,75 млрд. в долларах 2010 г.[3] Это означало, что каждый американец был должен $350. С 1796 по 1811 гг. в США было зафиксировано четырнадцать бюджетных профицитов и два дефицита. Госдолг резко повысился в 1812 г., в результате значительных расходов на Англо-американскую войну, однако в результате восемнадцати бюджетных профицитов в течение последующих двадцати лет США удалось погасить 99,97% своего долга.

Очередной резкий рост долга пришелся на Гражданскую войну. С 1860 по 1863 гг. он увеличился почти в 20 раз с $65 млн. до $1 млрд, а концу войны госдолг равнялся $2,7 млрд. Тридцать шесть бюджетных профицитов и одиннадцать дефицитов в последующие сорок семь лет позволили покрыть около 55% долга.

Первая Мировая Война и Великая Депрессия

Новое скачкообразное увеличение государственного долга США было вызвано Первой Мировой войной и огромными военными расходами: долг увеличился до $27 млрд. В последующее десятилетие федеральный бюджет США был профицитным, что дало возможность значительно уменьшить размеры долга. С 1920 до 1930 годы задолженность США была сокращена на 38.2% до $16.2 млрд. А в последующие несколько лет долг составлял не более 5% ВВП страны.

Рис. 3 Congressional Budget Office, «Federal Debt and the Risk of a Fiscal Crisis», July 27 2010

В 1932 году президент Герберт Гувер сбалансировал бюджет и сократил государственные расходы, чем, кстати, ускорил темпы спада экономики, переживавшей беспрецедентный в истории США кризис — «Великую Депрессию». Его приемник президент Рузвельт начал бороться с кризисом путем проведения обширных реформ, направленных на сокращение безработицы и борьбу с нищетой. Несмотря на то, что ему удалось вывести экономику США из кризиса, его политика стала причиной значительного увеличения бюджетного дефицита. Долг американского государства увеличился почти до $43 млрд. Вторая Мировая война и колоссальные военные затраты нанесли еще более сильный удар по американскому бюджету: в 1945 году государственный долг США составлял уже $258. 7 млрд.

В 1980-е годы, при правлении президента Рональда Рейгана государственный долг страны впервые резко вырос не из-за внешних причин, а в результате непродуманной финансовой политики. Рейган провел крупное сокращение налогов, при этом, однако, государственные расходы не уменьшились, а, наоборот, возросли, что стало причиной утроения размеров государственного долга. В 1990 году он достиг $3 трлн.233 млрд.

2000-е годы

С 1992 по 2000 годы экономика США переживала период экономического подъема. Однако, крах интернет-компаний и террористические атаки 11 сентября 2001 года стали одной из многих причин начала резкого спада в экономике страны. По оценкам Heritage Foundation, 2000-2003 годы были рекордными для США по уровню бюджетных расходов.[4] На каждую американскую семью администрация США затратила $73 273 (учитываются все виды государственных расходов). Большие траты были зафиксированы в США лишь во время Второй Мировой войны. Только за период с 2001 по 2003 год расходы США выросли на 16%. Государственный долг США вырос из-за значительного увеличения расходов на оборону и безопасность, а также военных действий в Афганистане и Ираке. В результате, в 2002 году государственный долг США достиг $6 трлн. 228 млрд.


Структура госдолга

Что из себя представляет госдолг США?

Министерство Финансов США одалживает деньги за рубежом и внутри страны путем продажи казначейских векселей, облигаций и других ценных бумаг. Значительная доля государственного долга США представляет собой ценные бумаги Казначейства США (U.S. Treasurysecurities или U.S. Treasuries), которые подразделяются на 4 вида, в зависимости от срока погашения:

  1. Краткосрочные казначейские векселя (Bills) — до 1 года
  2. Среднесрочные казначейские облигации (Notes) — от 1 года до 10 лет
  3. Долгосрочные казначейские облигации (Bonds) — более 10 лет
  4. Казначейские защищенные от инфляции облигации (TreasuryInflationProtectedSecuritiesTIPS) — 5, 10 и 30 лет

В последние годы возник явный уклон в сторону краткосрочных обязательств (bills) по сравнению с долгосрочными (bonds). Такая структура долга (преимущественно краткосрочные обязательства) выгодна США, поскольку существенно уменьшает расходы на содержание долга. В то же время существует высокий риск недостаточного спроса долговых бумаг с крайне низкой доходностью.[5]

Стоит отметить, что к государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем.

Держатели госдолга

Держателей американского госдолга можно разделить на две группы:

  1. негосударственные кредиторы (public debt), которые включают в себя инвесторов (частных и институциональных), Федеральную Резервную Систему (Центральный банк США) и иностранные государства
    государственные фонды США (intragovernment debt), такие как фонд социальной защиты, фонд медицинского страхования и др.


 

Рис. 3
http://www.futures101.ru/strukturagosdolgassha/

Как видно из диаграммы на рис. 3, почти половину, 47% от долга держут на руках непосредственно ФРС и правительство США, в фонде социального страхования и ему подобных. Они, в некотором смысле, должны сами себе. И таким образом, выплаты по половине облигаций возвращаются обратно в Казначейство США.

Интересно также рассмотреть, в каких государственных фондах сосредотачивается наибольшая величина долга. На рис. 4 представлена диаграмма, иллюстрирующая распределение госдолга США между различными фондами.

Рис. 4 GAO, Financial Audit: Bureau of the Public Debt «s Fiscal Years 2010 and 2009 Schedules of Federal Debt

Как видно из диаграммы, наибольшее количество долга (57%) сосредоточено в фонде социальной защиты (SocialSecurityTrustFunds). Следом идет фонд поддержки ветеранов и инвалидов (CivilServiceRetirementandDisabilityTrustFund — 17%) и фонды здравоохранения (17%)

.

Рис. 5 U.S. Department of Treasury/Federal Reserve Board


Также интерес представляет распределение долга между странами (рис. 5).

 

Долговой кризис США 2011 г.

 

Одна из ключевых и важнейших особенностей американского быта — жизнь в кредит. По данным Федеральной резервной системы США, в конце прошлого года задолженность американских потребителей составляла более 2,4 трлн долларов. Среднестатистический американец имеет кредит на дом, кредит на машину, кредит на учебу, кредиты на бытовую технику и так далее, но самым быстрорастущим компонентом долга остается задолженность по кредитным картам. История кредитных карт началась еще в 1914 году, но полного расцвета они достигли только в 1958 году. Это означает, что большинство ныне живущих американцев, включая политиков, родились и выросли в обществе, где занять деньги — легко, просто и приятно. А учитывая то, что физическому лицу в США относительно легко объявить себя банкротом, большинство даже не задумывается о том, как возвращать полученные кредиты.

Внешний долг США достиг более 14 трлн долларов за последние 10 лет увеличившись более, чем в три раза.

По данным Министерства финансов США, сейчас внешний долг Америки составляет 94% от ВВП. С момента прихода к власти президента Барака Обамы в январе 2009 года внешний долг США вырос на 2,4 трлн долларов. За весь период правления Джорджа Буша-младшего этот показатель вырос на 4,9 трлн долларов.[6]

Особенностью долгового кризиса в США является неспособность целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.

Американское правительство — это самый крупный обременённый долгами потребитель, взявший в долг у кредиторов по всему миру, чтобы покрыть 43% своих расходов в этом году. И это самый крупный заем Вашингтона со времен Второй мировой. Но США уникальны: из-за своих огромных размеров их нельзя считать обычным заемщиком. Взять хотя бы то, что, если США не выполнят свои обязательства по долгам (как Греция или Ирландия), может разразиться такой финансовый хаос, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется незначительным. Кроме того, благодаря тому, что доллар в течение долгого времени считается резервной валютой среди мировых инвесторов, Вашингтон всегда может напечатать еще долларов, чтобы уверить, что он может платить по своим счетам. Ни один другой заемщик не может позволить себе такой роскоши.

Уникальные привилегии США обеспечивают их большими воздушными подушками. Но эти подушки также скрывают всю глубину проблемы и позволяют Вашингтону продолжать накапливать долги вместо того, чтобы избавиться от этой привычки. Например, быстро увеличивающийся национальный долг, составляющий сейчас более 14 трлн долл, может вскоре превзойти общий размер всей американской экономики. Сейчас США тратят на выплаты по процентам меньшую часть бюджета, чем тратила раньше, но это потому, что процентные ставки сейчас необыкновенно низкие. В этом году оплата процентов по национальному долгу будет стоить налогоплательщикам 210 млрд долл, что меньше, чем оплата между 1995 и 2000 годами. Расходы по процентам в этом году составят 5,4% от всех федеральных затрат в сравнении с 12,5% в 2000. И это одна из причин, почему политики могут много болтать о долгах США, но на самом деле ничего не делать.

На Америку продолжает накатывать «снежный ком» долгов. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года — 2,610 триллионов, за 3 года — 4,839 триллионов!

Рис. 6
http://spydell.livejournal.com/351916.html

Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг — упирается в планку — уменьшаются госрасходы — угроза экономическому росту — вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился — до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 — до нуля в 2011, и только.

Опубликованная в конце июля очередная порция макроэкономической статистики по США в очередной раз подтвердила небезосновательность подозрений экспертов относительно набирающего силу снижения уровня экономической и инвестиционной активности, а также сжатия промышленного производства. По итогам 1 кв. 2011г. годовой прирост американского ВВП едва превысил отметку в 1,9%, что является крайне низким значением и недостаточно для поддержания кредитоспособности США как заёмщика. При этом ещё больше опасений вызывает наблюдающееся в последнее время снижение уровня экономической активности. Если в 4 кв. 2009г. годовой прирост ВВП превышал 5%, то в 4 кв. 2010г. динамика создания добавленной стоимости снизилась до 3,1%, информация представлена на графике 3.

График 3. ВВП США в % к предыдущему периоду.

Наряду с государственным долгом, оценивающимся в $14,5 трлн., существует также долг домашних хозяйств ($13,3 трлн.), корпоративный долг ($10,9 трлн.), долг финансовых организаций ($14,1 трлн.). Итого совокупный долг всех субъектов экономики США превышает отметку в $53 трлн., что составляет более 355% ВВП крупнейшей экономики в мире.

Если не сократить размер внешнего долга, тогда возможно наступления технического дефолта, который может привести к катастрофе для мировой экономике. Технический дефолт — это невыполнение обязательств без формального банкротства, ситуация, когда заёмщик нарушил договор займа, но физически он этот договор выполнять может.

Влияние госдолга США на мировую экономику

В мировой экономике США доминирует по основным экономическим показателям, являясь лидером:

  1. Крупнейшая экономика
  2. Крупнейший рынок сбыта
  3. Крупнейший инвестор
  4. Крупнейший должник

Пока доллар США остается мировой резервной валютой, американские экономические проблемы будут оказывать влияние на всю мировую экономику. От сбережений государств, накопленных в американской валюте, невозможно избавится сразу. А в случае технического дефолта США для экономик других стран могут возникнуть следующие последствия:

  1. отток капитала из развивающихся стран (в том числе из России) из-за снижения инвестиций,
  2. ускорение инфляции вследствие вывода большой массы денег в наличный оборот,
  3. обесценивание национальных валют,
  4. снижение зарплат,
  5. падение цен на недвижимость,
  6. рост процентных ставок по депозитам до 200%.

Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, являющегося крупнейшим иностранным держателем американских государственных облигаций. Перед Китаем встало немало сложных вопросов, в том числе сокращение активов в иностранной валюте, негативному влиянию подверглась экспортная торговля, возросло давление с импортируемой инфляцией. Аналитики отмечают, что в связи с медленным восстановлением американской экономики, в последующие несколько лет китайские предприятия, занятые в области импорта и экспорта, возможно, столкнутся со слабым внешним спросом, повышением валютного курса, неблагоприятной обстановкой из-за постоянных международных торговых трений. Экспортная торговля Китая, крупнейшего экспортера в мире, непременно, окажется под негативным влиянием. Эксперты отрасли отмечают, поскольку доллар — самая главная расчетная валюта в мире, «новое печатание долларов», вызванное долговым кризисом в США привело к девальвации американской валюты, это и стало причиной роста цен на товары массового потребления в долларах. Таким образом, возросло давление с импортируемой инфляцией в Китае, крупного импортера сырья.

Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, что он должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.

На страны Европы долговой кризис не оказывает непосредственное влияние, так как их сбережения в евро. Негативное влияние происходит за счет ухудшения мирового товарооборота, скачков цен на нефть и ценные бумаги. Хотя долговому кризису Европы поспособствовала экономическая нестабильность именно США. Это два крупных экономических и финансовых центра, оказывающие влияние на экономики друг друга и мировой.

Проблемы банковского сектора США затрудняют кредитование во всем мире и подрывают мировую экономику. Это, в свою очередь, наносит ущерб Латвии, так как латвийская экономика базируется в основном на экспорте и падение спроса со стороны основных торговых партнеров, при ограничении банками финансирование бизнеса, будет означать и сокращение заказов у латвийских производителей.

Долговой кризис США не дает нормально функционировать фондовым рынка, провоцируя очередные обвалы. Так в начале августа 2011года Standard & Poor «s впервые в новейшей истории снизило наивысший рейтинг Америки до AA+ на фоне опасений, связанных с ростом дефицита бюджета страны. Это решение вызвало резкий обвал на фондовых и сырьевых рынках; конвульсивные спады и подъемы продолжались еще в течение недели.

Индексы российских бирж снизились вслед за мировыми, потеряв по итогам основных торгов 0,2%. плохие данные из США повлияли и на азиатские рынки, которые в итоге закрылись в минусе. Ведущие индексы потеряли 1,3—1,6%. В Азии есть и свои опасения — ухудшение деловой активности в Китае и ожидание, что китайские власти повысят кредитные ставки. Пессимизма торгам в Азии добавили и плохие новости из Европы. Агентство Moody «s снизило кредитный рейтинг Греции сразу на три ступени — с В1 до Саа1. По этой причине европейские индексы теряют в пределах 1%.

Долговой кризис США порождает реальную дилемму для зарубежных кредиторов. Они должны либо идти на колоссальный и прямой финансовый риск, связанный с дефолтом в США, либо покупать дополнительные американские облигации, подвергая себя опасности. США могут воспользоваться возможностью долгового дефолта, чтобы угрожать другим странам. Таков страшный системный риск, заложенный в нынешней международной финансовой системе.

В то же время, долговой кризис США стал предупредительным сигналом для крупных иностранных держателей американских государственных облигаций. Они должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.

В эпоху после глобального финансового кризиса усиливается единодушие по поводу того, что международную систему валютного обмена за базе доллара необходимо как можно быстрее реформировать. Избавление от доллара не только служит интересам стран-кредиторов, но и обеспечивает стабильность и надежность мировой финансовой системы.


1. «Внешний долг США бьет все рекорды: он увеличивается на миллион в минуту» http://news.students.ru/index.php?newsid=1386

2. «The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt

3.«The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt

4. «The Guidelines for Reducing Wasteful Government Spending» The Heritage Foundation http://www.heritage.org/research/reports/2003/02/ten-guidelines-for-reducing

5. «Про структуру американского долга» МФД-ИнфоЦентр http://mfd.ru/blogs/posts/view/?id=384

6. «Внешний долг США достиг рекордных 13 трлн. долл.» РБК. http://top.rbc.ru/economics/03/06/2010/415658.shtml


Источники

1. Супян В. Современная Социально-экономическая модель США / В. Супян // Международные процессы. — 2005. — 21 марта. — №2(8)

2. Евстигнеева Е. Нобелевские лауреаты предрекли долгий кризис / Е.Евстигнеева // Утро.ру — 2011. — 23 августа. — Режим дутупа: http://www.utro.ru/articles/2011/08/23/993827.shtml

3. Риски и глобальные дисбалансы / Л. Григорьев, М. Салихов//Экономическое обозрение. — 2007. — №6.

4. «Внешний долг США бьет все рекорды: он увеличивается на миллион в минуту» http://news.students.ru/index.php?newsid=1386

5. «Внешний долг США достиг рекордных 13 трлн. долл.» РБК. http://top.rbc.ru/economics/03/06/2010/415658.shtml

6. США — возможно дефолт, Греция почти точно дефолт. Что ждет экономику? // Первый областной. — 2011. — 21 июля. — Режим доступа: http://www.1obl.ru/news/economics/2011/07/21/defolt/

7. Дефолт США откладывается, но не отменяется! / А. Вязовский, Е. Туржанская. // KF News. — 2011 г. — 2 августа. — Режим доступа: http://kf-news.ru/special-investigations/defolt-ssha-otkladivaetsya-no-ne-otmenyaetsya.html

8. www.eh.net

9. http://www.treasury.gov

10. http://www.publicdebt.treas.gov/

11. http://www.gao.gov/

12. http://www.treasurydirect.gov/tdhome.htm

13. http://www.usdebtclock.org/

государственный долг США впервые достиг $24 трлн — РТ на русском

С начала 2020 года государственный долг США вырос почти на $1 трлн и впервые в истории превысил отметку $24 трлн. Резкий рост долговой нагрузки аналитики объясняют тратами американского правительства на ликвидацию последствий коронавируса. Кроме того, к концу года может резко увеличиться дефицит бюджета. По мнению экспертов, высокая долговая нагрузка может усугубить финансовый кризис в Соединённых Штатах, вызванный распространением COVID-19.

Государственный долг Соединённых Штатов достиг отметки $24,1 трлн — максимального уровня за всю историю наблюдений. Такие данные приводит Министерство финансов США.

С января по апрель показатель вырос почти на $1 трлн. Более того, уже до конца 2020 года значение может превысить отметку $25 трлн. Такую точку зрения в беседе с RT выразил руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Резкое увеличение долговой нагрузки эксперты связывают с ухудшением экономических показателей Штатов на фоне пандемии COVID-19.

По официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее число заражённых в мире превысило 1,47 млн, из них более 87 тыс. скончались. При этом больше всего инфицированных зарегистрировано в США — 425,9 тыс.

Глобальное распространение болезни и вводимые государствами карантинные меры спровоцировали массовое сокращение объёмов торговли и пассажирских перевозок. На этом фоне Международный валютный фонд уже объявил о начале спада в мировой экономике.

По оценке бюджетного управления конгресса Штатов, в II квартале ВВП США в годовом выражении может сократиться более чем на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Одновременно безработица способна вырасти до 10%. Как объяснил RT управляющий партнёр EXANTE Алексей Кириенко, с начала весны ухудшение ситуации с коронавирусом привело к вынужденной остановке целого ряда предприятий малого и крупного бизнеса, что вызвало волну увольнений.

Также по теме

Кредитная бездна: мировой долг достиг рекордных $255 трлн

Мировой долг обновил исторический максимум и достиг $255 трлн, или 322% глобального ВВП. В 2019 году рост закредитованности государств…

Согласно подсчётам Министерства труда США, за последние три недели число заявок на пособие по безработице в стране достигло рекордных 16,8 млн. Как отмечают аналитики, наблюдаемое значение сопоставимо с показателями времён Великой депрессии. При этом текущее положение дел рискует обернуться масштабным ростом дефицита бюджета страны.

«В результате сложившейся ситуации заметно уменьшились доходы бюджета Штатов. Так, ещё до эпидемии коронавируса в Вашингтоне рассчитывали на бюджетные поступления в размере $3,5 трлн по итогам 2020 года. Однако, по последним подсчётам, соответствующий объём составит лишь $2,5 трлн», — пояснил Кириенко.

Одновременно с потерей бюджетных поступлений Штаты увеличивают расходы на ликвидацию последствий коронавируса. Так, в конце марта Дональд Трамп подписал закон о финансовой помощи экономике на сумму $2 трлн. 

«Стимулирующие расходы, которые сейчас запускает правительство США, увеличивают запланированный на этот финансовый год дефицит бюджета в размере около $1 трлн. Такая ситуация только ускорит рост госдолга», — объяснил Александр Разуваев.

По прогнозу международного рейтингового агентства Moody’s, в 2020 году отрицательная разница между доходами и расходами американской казны увеличится с 4,6% до 15% ВВП. Согласно данным Федерального резервного банка Сент-Луиса, это самый крупный показатель с 1945 года.

Отметим, что для покрытия дефицита бюджета Минфин США выпускает специальные казначейские облигации (трежерис). Американские и зарубежные инвесторы покупают ценные бумаги и получают по ним стабильный доход, по сути предоставляя свои деньги в долг американской экономике. Эти средства идут на погашение бюджетного дефицита, но в долгосрочной перспективе рост государственного долга только повышает нагрузку на бюджет страны.

«Рецессия, которая грозит сейчас США, может привести к ряду тяжёлых последствий. Речь идёт не только о росте безработицы, но и об ускорении инфляции, что в итоге заметно скажется на уровне жизни рядовых граждан. Из-за снижения поступлений в бюджет государству будет нечем выплачивать социальные пособия населению», — добавил Алексей Кириенко.  

Как отметил эксперт, для снижения негативных последствий эпидемии на экономику в конце марта Федеральная резервная система Штатов объявила о беспрецедентном расширении программы количественного смягчения. Регулятор начал печатать доллары и в неограниченном объёме скупать облигации на фондовом рынке.

Такая политика должна привести к увеличению денежной массы в экономике и помочь нарастить темпы роста ВВП. В то же время меры Федрезерва рискуют привести к ослаблению доллара в долгосрочной перспективе.

Бесконечные займы

Любопытно, что, помимо государственного долга, в США также продолжает увеличиваться задолженность населения, компаний и финансовых организаций. Как подсчитали в американском Институте международных финансов (IIF), общий объём долговой нагрузки составляет порядка 327% ВВП и остаётся одним из самых крупных в мире. В настоящий момент наиболее высокие значения сегодня также наблюдаются в Европе и Японии — 391% и 548% ВВП соответственно.

«Ещё до пандемии развитые страны активно залезали в долги. Такая политика позволяла без особых раздумий тратить деньги на развитие различных предприятий. Но сейчас из-за вируса промышленное производство сократилось более чем на треть, часть заводов стоит. Как следствие, предприятия не получают прибыль, а объём кредитов остаётся прежним. В итоге правительства встали перед трудным выбором: поддерживать производства деньгами или допустить их банкротство. Оба сценария рискуют обернуться усугублением финансового кризиса», — рассказал RT аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Как отмечает Алексей Кириенко, стремительное разрастание госдолга может нарушить финансовую устойчивость страны. Со временем такая ситуация рискует обернуться оттоком кредиторов.

«Неспособность Штатов сократить долговую нагрузку рискует привести к ситуации, когда правительство бесконечно берёт взаймы, чтобы расплатиться по уже взятым обязательствам. Если инвесторы начнут сомневаться в платёжеспособности США, у правительства будет намного меньше возможностей привлечь новые деньги в случае необходимости», — добавил Кириенко.

за счёт чего госдолг США может вдвое превысить размер американской экономики к 2050 году — РТ на русском

К 2050 году объём госдолга США может вырасти почти в два раза по сравнению с текущим уровнем. К такому выводу пришли эксперты бюджетного управления конгресса Штатов. В результате задолженность американского правительства достигнет 195% ВВП, т. е. вдвое превысит размер экономики страны. По словам экспертов, главной причиной увеличения долговой нагрузки будет стремительный рост дефицита бюджета. Даже после завершения пандемии коронавируса Вашингтону придётся активнее наращивать заимствования для покрытия государственных расходов. В долгосрочной перспективе такое положение дел представляет серьёзные риски для доллара и финансовой устойчивости США, уверены аналитики.

По итогам 2020 года объём государственного долга Соединённых Штатов составит 98% ВВП. Об этом говорится в докладе бюджетного управления конгресса США. Согласно прогнозу ведомства, в 2021-м показатель может достигнуть отметки 104% ВВП, в 2023-м — 107%, а к 2050 году значение вырастет до 195%.

Таким образом, в течение следующих 30 лет задолженность американского правительства почти вдвое превысит размер экономики страны.

На сегодняшний день госдолг США находится на максимальном уровне за всё время наблюдений — $26,8 трлн. С начала 2020 года долговая нагрузка Штатов выросла сразу на $3,6 трлн, хотя прежде показатель увеличивался не более чем на $1,5 трлн в год. Такие данные приводит Министерство финансов страны.

Рекордный рост госдолга опрошенные RT аналитики связывают с растущими тратами американских властей на ликвидацию последствий пандемии COVID-19. В настоящий момент США остаются лидером по числу заболевших коронавирусом. При этом введённые весной карантинные ограничения привели к массовому сокращению объёмов торговли и пассажирских перевозок, а также закрытию предприятий.

Также по теме

Долговой разгон: почему дефицит бюджета США вырос более чем в 100 раз

В июне дефицит федерального бюджета США составил $863 млрд, что почти в сто раз выше показателя за аналогичный период прошлого года….

В результате с апреля по июнь 2020 года объём ВВП Соединённых Штатов сократился сразу на 31,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Об этом говорится в материалах бюро экономического анализа Министерства торговли США.

«Ослабление деловой активности привело к экономическому спаду, из-за чего уменьшился объём поступлений в бюджет. Ещё негативнее сказалось беспрецедентное многомиллиардное увеличение затрат на поддержку и стимулирование экономики. Такой «двойной удар» обернулся быстрым увеличением бюджетного дефицита. В этих условиях наиболее доступный и привычный способ покрытия расходов — нарастить заимствования», — рассказал RT главный аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

По оценке американских властей, в 2020 году дефицит бюджета США вырастет более чем в три раза — до 16% ВВП (самый высокий уровень с 1945 года). В 2027-м году показатель вернётся к докризисному уровню (4%), после чего вновь начнёт расти и в 2050-м достигнет 13%.

«Нужно учитывать, что с 2035 года в США усилятся проблемы дефицитности бюджета пенсионного фонда. К этому времени фонд должен проесть имеющиеся активы. Таким образом, американцам придётся что-то делать с пенсионной системой. Может, даже власти решатся понизить пенсии или пересмотреть пенсионный возраст», — отметил в беседе с RT заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

Бумажный груз

Отметим, что для покрытия дефицита бюджета Минфин США выпускает специальные казначейские облигации (трежерис). Американские и зарубежные инвесторы покупают ценные бумаги и получают по ним стабильный доход, по сути, предоставляя свои деньги в долг американской экономике. Эти средства идут на погашение бюджетного дефицита, но в долгосрочной перспективе рост государственного долга только повышает нагрузку на бюджет страны.

«Госдолг оказывает гигантское давление на экономику. Для его обслуживания нужны всё новые ресурсы. Эти выплаты по столь возросшим заимствованиям также дополнительно ложатся на расходы бюджета. Возникает необходимость новых займов, и получается замкнутый круг. Таким образом, долговая нагрузка сдерживает рост экономики и одновременно усиливает риски кризисных явлений в финансовой сфере», — отметил Марк Гойхман.

  • Здание ФРС США в Вашингтоне
  • Reuters
  • © Kevin Lamarque

Примечательно, что в последнее время хранение денег в американских госбумагах становится всё менее выгодным для иностранных инвесторов. Такое положение дел опрошенные RT эксперты связывают с политикой Федеральной резервной системы США (аналог Центробанка).

Доходность казначейских облигаций напрямую зависит от установленной в стране процентной ставки. Между тем с начала 2020 года ФРС США снизила ставку с 1,5—1,7% до 0—0,25% годовых. Регулятор проводит такую политику для стимулирования экономики: кредиты становятся дешевле, а деловая и потребительская активность начинает расти. В то же время действия ФРС делают менее доходными вложения в трежерис.

На этом фоне весной Федрезерв объявил о беспрецедентном расширении программы количественного смягчения. Регулятор начал печатать доллары и в неограниченном объёме самостоятельно скупать трежерис на фондовом рынке. Так, за последние полгода объём казначейских облигаций на балансе ФРС вырос с $4,2 трлн до $7,06 трлн.

«Очевидно, нулевые ставки в США сохранятся надолго. Об этом прямо говорил глава ФРС Джером Пауэлл. Поэтому финансовым властям страны не остаётся ничего иного, как накачивать экономику ликвидностью. Таким образом, США идут по японскому сценарию нулевых ставок и печатания денег. Япония так живёт уже более десяти лет. Одновременно с этим Штаты активно увеличивают бюджетные траты страны, в частности на оборонку», — рассказал RT ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

По словам Александра Абрамова, в долгосрочной перспективе политика печатания денег рискует привести к разгону инфляции и ослаблению доллара на международном рынке. При этом одновременный рост долговой нагрузки может нарушить устойчивость финансовой системы Штатов.

«Наращивание госдолга может привести к проблемам с его финансированием. Впоследствии властям придётся повышать налоги, а это болезненно скажется на населении. Социальные выплаты также, скорее всего, уменьшатся. Опыт Японии, Греции и Италии говорит о том, что большой госдолг рискует обернуться оттоком инвестиций, а также спадом потребления и замедлением экономического роста», — заключил Абрамов.

К чему приведет рост государственного долга США?

В прошлых статьях я знакомил вас с ситуацией на денежном рынке США и сконцентрировал внимание на перспективе инфляционных процессов в экономике Америки.

Конечно, расширение предложения долларовой ликвидности от ФРС поражает своим размахом: более 5 трлн долларов регулятор готов предоставить экономике и финансовому рынку. Пока спрос на деньги далек от предлагаемых объемов, но, вероятнее всего, будет поглощен до конца года.

Разбирая базовые теории монетарной инфляции, я пришел к выводу, что рост инфляции в краткосрочной перспективе практически неизбежен, что и оказывает на давление – он слабеет. Но далее я уточнил, что дальнейшая динамика уровня цен будет сильно зависеть от проводимых согласованных действий фискальных и монетарных властей. Если вторые уже сделали все, что могли, и, как результат, падение финансовых рынков остановлено, то Белый дом только начинает проводить стимулирующие меры по стабилизации реального сектора.
Как вы уже догадались, мой дорогой читатель, речь пойдет о фискальной политике и ее влиянии на экономические процессы в США.

Начну с того, что сделаю краткий обзор фискальных мер поддержки реального сектора подписанных 27-го марта 2020 года Трампом.
Общий пакет мер составляет 2,2 трлн долларов, что в разы меньше программы стабилизации от ФРС. Из них:

— 300 млрд долларов на поддержку семей из 4 человек с доходом 99 тыс. долларов в год. Каждой семье выделят 3400 долларов.

— 350 млрд долларов в виде ссуд малым предприятиям для сохранения рабочих мест. При этом прощают кредиты предприятиям, которые продолжают выплачивать зарплаты.

— 250 млрд долларов в виде увеличения пособий по безработице. Работник, потерявший работу, будет получать 4 месяца 100% зарплаты.

— 500 млрд долларов для поддержки сильно пострадавших отраслей, здесь, видимо, намек на нефтегазовый сектор. При этом вводится запрет на выкуп акций из выделенных средств, т.е. все ресурсы должны быть направлены в реальный, а не финансовый сектор. 

— 100 млрд на поддержку медицины, 45 млрд в фонд по стихийным бедствиям, 30 млрд на разработку вакцин и т.д.

При этом до этого были выделены деньги в поддержку здравоохранения, заказаны системы вентилирования легких у General Motors (NYSE:) и так далее. Т.е. совокупные масштабы фискальных мер оцениваются более 3 трлн долларов.

Ознакомившись с данной программой, мы понимаем, что для экономики это выглядит как расширение расходов, т.к. государственные расходы, инвестиции и потребительские расходы вырастут неизбежно.

Далее приступим к базовым теориям оценки влияния расширения госрасходов на экономику страны и закончим оценкой инфляционных процессов с точки зрения расширения госрасходов.

Логичным следствием расширения госрасходов выступает рост госдолга, против которого так боролся мистер Трамп. Пополнять бюджет государство может из двух основных источников: сбор налогов и кредитование. Доходы от налогов тем больше, чем выше рост ВВП и . Ставка налогов была Трампом снижена, а экономика в I-II квартале явно будет . Остается только брать и дальше в долг, благо ставка на ноле, и можно занимать под минимальный процент.

Первая картинка отвечает на вопрос, что будет с госдолгом и текущим счетом в США при росте госдолга.

Синяя линия – это понятие абсорбции, которое означает, насколько расходы в экономике страны превышают доходы (под доходами принято принимать ВВП).

Поясню.
Расходы – это инвестиции, потребительские расходы и госрасходы. Как видим, программа Белого дома стимулирует рост потребительских расходов (выплаты), инвестиции (кредитование и прощение долгов), госрасходы (заказ медоборудования и закупка лекарств, тестов и др.). Из этого следует, что показатель расходов будет расти. Предположив, что ВВП США останется без изменений в первых двух кварталах 2020 года, получаем сильнейший рост расходов над доходами страны. Ориентировочное смещение до 2-3 трлн долларов. Это отмечено красной линией, которая продлевает текущее положение показателя.

Когда страна тратит больше, чем производит, это смещает внешний сектор в состояние дефицита. Зеленая линия – это внешний, торговый баланс. Не стал заниматься эконометрикой этого показателя, здесь и так понятно, что дефицит внешнего сектора вырастет.

Черная линия – госдолг США, это сумма всех бюджетных дефицитов за прошлые годы. Тут также понятно, что дефицит вырастет на 1,5-2 трлн долларов.

Итак, мы уяснили, что госдолг вырастет, и это сместит баланс внешнего сектора в еще больший дефицит. Который нужно будет покрыть – или из резервов, или через кредитование на международном рынке капитала. Не стал приводить картинку, но показатель прямых инвестиций (в реальный сектор) растет с ростом дефицита текущего счета. Т.е. какая-то часть богатства США снова будет отдана нерезидентам в счет текущего потребления, а какая-то будет покрыта за счет кредитов на международном рынке. Конечно, процессы стабилизации внешнего баланса более сложные, наверняка, снижение курса доллара сократит и повысит , что также поможет в стабилизационных процессах. Возможна политика реформ в области пошлин и т.д., я здесь эти процессы опущу. Просто приведу картинку, которая иллюстрирует процессы внешнего и внутреннего балансов

Синяя линия – это мультипликатор валютные резервы/денежная масса. Проще говоря, доля валютных резервов в составе денежной массы страны.
А красная линия – это .

Оба показателя нанесены в годовой динамике (от года к году). Связь здесь простая: рост дефицита торгового баланса частично покрывается из резервов и снижает компоненту в денежной массе. А если еще учесть, что резкий рост предложения денег увеличивает саму компоненту денежной массы, то мы получим динамику, схожую с 2009 годом. Об этом в следующих статьях.

Мы уже знаем, что стабилизационная программа приведет к росту расходов и смещению внешнего баланса в сторону дефицита. Теперь мы должны проанализировать влияние динамики расходов на инфляцию.

Синяя линия – это выше рассмотренный показатель расходов в экономике. Очевидно, что на I квартал 2020 года стоит ожидать небольшого роста показателя, а далее во II квартале будет резкое снижение расходов из-за финансового кризиса с последующим восстановлением через программу Белого дома.

Рыжая линия – годовая инфляция, здесь динамика повторит 2008-2009 годы.

Пока модель рисует неглубокое падение расходов. Если это так, то США смогли отделаться легким испугом.

Теперь мы знаем, что расширение госрасходов сработает как стабилизация реального сектора и восстановит баланс в реальном секторе. Инфляционные процессы, исходя из сказанного в статье о монетарной инфляции и всего вышесказанного, вероятно, будут умеренными, и краткосрочно инфляция вырастет на действиях ФРС, но длительного дестабилизирующего эффекта не окажет.

Далее мы рассмотрим причины, по которым ждать инфляцию не стоит. Нам поможет теория монетизации бюджета, которая гласит, что дефицит бюджета покрывается за счет займов Казначейства, а это возможно только при росте денежной массы.

Сейчас мы знаем, что ФРС «накачала» под завязку финансовый рынок долларами, что является обратным процессом монетизации бюджета. Я бы сказал, абсорбция денежной массы через заимствования Казначейства США.

Как уже упоминал выше, ставка снижена до нуля, и кредит ничего не стоит, что и помогает Госдепу занимать деньги.

Красная линия – это годовая динамика денежной массы. Показатель приближается к уровню 2009 года и наверняка будет выше, т.к. деньги продолжают поступать на денежный рынок.
Синяя линия – это годовая динамика дефицита бюджета.

Можно сказать, что теория монетизации бюджета работает. и показатели коррелируют, особенно это видно с момента прошлого кризиса.

Так вот, дело вот в чем: сейчас, с ростом денежной массы, образовался «денежный навес», который угрожает запустить инфляцию спроса, на что Казначейство США ответило ростом дефицита бюджета и повышенным спросом на деньги, запустив обратный процесс, т.е. абсорбируя «лишние» деньги в экономике, подавляя инфляцию спроса.
Это и есть обратный процесс монетизации бюджета, когда рост госдолга служит сдерживающим инструментом инфляционных процессов.

ВЫВОДЫ

Пожалуй, ФРС и Госдеп научились управлять кризисами. Пока страшно об этом заявлять, но я не вижу каких-либо видимых причин для ожидания экономического кризиса. Деньги и грамотный менеджмент снова всех спасли. А слаженная работа монетарных и фискальных служб наводит на мысль из теории «заговоров», которую вслух озвучивать нельзя.

Как это все повлияет на финансовый рынок?

Однозначно снижение курса доллара на краткосрочной инфляции и монетарной политике ФРС. Тем более, ставки в США сравнялись со ставками в Европе и ниже стран Океании, Великобритании и многих других. Это явно снизит спрос на доллары в мировом масштабе.
Снижение доллара поддержит товарные и фондовые рынки.
Длинные облигации Казначейства (трежерис) подешевеют в пользу более доходных историй, что повысит доходность по длинному краю кривой доходности и выровняет кривую в нормальное положение.

Риски

Конечно, история о пандемии, разносимая СМИ, напускает туман в оценках перспектив финансовых рынков, но, как констатируют специалисты, пандемия идет на спад в Италии и Испании, а значит, и США через пару недель начнут возвращаться к работе. Китай и вовсе восстановился.

Напоследок вот еще что: по опросам, провидимым разными агентствами, участники рынка ждут дальнейшего снижения финрынков, но. как подсказывает опыт, часто бывает наоборот.

США указали на упущенную выгоду из-за санкций против российского госдолга: Госэкономика: Экономика: Lenta.ru

Новые санкции США, в том числе против российского госдолга, несут упущенную выгоду американским финансовым институтам. На это указал глава российского Минфина Антон Силуанов, его слова приводит РИА Новости.

Министр заверил, что российский госдолг является одним из самых надежных и низкорискованных в мире, а спрос на него по-прежнему остается высоким. «Тут, скорее, можно говорить об упущенной выгоде для американских финансовых институтов, против которых эти санкции и оказались направлены», — сказал Силуанов.

Материалы по теме

00:03 — 12 апреля

Точка кипения

Компании во всем мире борются с выгоранием сотрудников. Как с этой проблемой поступают в России?

00:01 — 7 апреля

Чужими руками

Компании по всему миру нашли легкий способ выхода на биржу. Он дает миллиарды, но рушит экономику

Он добавил, что Минфин и Центробанк сейчас следят за развитием ситуации на рынке и в случае необходимости готовы использовать инструменты для финансовой стабильности. «Это, например, касается графика проведения аукционов на первичном рынке — в ближайшие недели будем смотреть на динамику рыночной конъюнктуры при принятии решения о необходимости их проведения», — пояснил он.

Ранее в четверг, 15 апреля, Вашингтон ввел очередной пакет антироссийских санкций, часть коснулась госдолга. С 14 июня американским компаниям будет запрещено напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные Центробанком, Фондом национального благосостояния или Минфином. Но они по-прежнему смогут покупать и продавать российские гособлигации на вторичном рынке.

Комментируя введение новых санкций, в российском Минфине сообщили, что с 14 июня, когда они вступят в силу, ведомство будет размещать только новые выпуски облигаций федерального займа, при этом доразмещение зарегистрированных ранее серий будет прекращено.

Быстрая доставка новостей — в «Ленте дня» в Telegram

Визуализация госдолга США / Блог компании Wirex / Хабр

Когда цифры превращаются в миллиарды и триллионы, они начинают терять смысл. Госдолг США — именно такая цифра. Сейчас он составляет $19.5 трлн, и это настолько большое число, что обычному человеку действительно трудно его вообразить. Но представляя большие числа визуально в виде диаграмм и сопоставляя со сравнимыми величинами, ухватить суть намного проще.

Авторы The Money Project собрали и визуализировали информацию о государственном долге США, сравнив сумму долга со стоимостью крупнейших американских компаний, объемами экспорта нефти разных стран — крупнейших экспортеров, а также со стоимостью всего хранимого золота, всего добытого в мире серебра и некоторыми другими величинами. Эксперты пришли к интересному выводу — даже если сложить всю наличную валюту, все хранимое золото, все добытое серебро и всю криптовалюту, этого хватит на погашение лишь 65% долга.


Насколько велик госдолг США?


  • Государственный долг США больше стоимости 500 крупнейших американских публичных компаний.

S&P 500 — это индекс фондового рынка, который отслеживает стоимость 500 крупнейших компаний США по рыночной капитализации. В него входят такие гиганты, как Apple, Exxon Mobil, Microsoft, Alphabet, Facebook, Johnson & Johnson и многие другие. Летом 2016 стоимость всех 500 компаний составляла $19.1 трлн, немного не дотягивая до размера госдолга.
  • Госдолг США превышает сумму всех финансовых активов, которыми располагают 7 крупнейших мировых инвестфондов.

Крупнейшие инвестиционные фонды — такие компании, как Blackrock или Fidelity — оперируют триллионами долларов активов инвесторов в акциях, долговых обязательствах, паях, ETF и пр. Даже если сложить вместе все активы под управлением 7 крупнейших компаний мира, в сумме получится всего $18.9 трлн.
  • Госдолг США в 25 раз больше стоимости всей экспортируемой нефти в мире в 2015 году.

Да, такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и Россия получают огромные деньги на продаже нефти по всему миру. Несмотря на это, размер всего экспорта — пустяк по сравнению с долгом. Например, если бы вся саудовская нефть направлялась на выплату долга, потребовалось бы 146 лет добычи, чтобы выплатить его до конца.
  • Госдолг США в 155 раз больше, чем стоимость всего добываемого за год золота.

Золото всегда символизировало деньги и богатство, но даже вся мировая золотодобыча, составляющая примерно 3000 тонн драгметалла, едва ли повлияла бы на размер долга. По текущим рыночным ценам на золото и при сегодняшних объемах добычи понадобилось бы 155 лет, чтобы выплатить всю сумму.
  • На самом деле госдолг больше, чем все мировые запасы наличной валюты, золота, серебра и биткойнов вместе взятых.

Если собрать вместе каждый доллар, евро, йену, фунт, юань и все прочие валюты в банкнотах и монетах, все вместе они составят всего $5 трлн. Если добавить туда сверху весь золотой ($7.7 трлн) и весь серебряный ($20 млрд) запасы, а также всю криптовалюту ($11 млрд), мы получим сумму $12.73 трлн или 65% госдолга США.

федеральный долг: общий государственный долг как процент от валового внутреннего продукта (GFDEGDQ188S) | FRED

Источник: Управление управления и бюджета США