Разное

Нормы обязательных резервов цб рф: Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов)

31.05.2020

Содержание

Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов)

1 Нормативы обязательных резервов
по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами Указание Банка России от 31 мая 2019 года № 5158-У «Об обязательных резервных требованиях»
(«Вестник Банка России» № 37 (2089) от 05.06.2019)
для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций
за исключением долгосрочных
в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%
по долгосрочным
в валюте РФ 4,75%
в ин.
валюте
8,00%
по обязательствам перед физическими лицами
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций
в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%
для банков с базовой лицензией
в валюте РФ 1,00%
в ин. валюте 8,00%
по иным обязательствам кредитных организаций
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций
за исключением долгосрочных
в валюте РФ 4,75%
в ин.
валюте
8,00%
по долгосрочным
в валюте РФ 4,75%
в ин. валюте 8,00%
для банков с базовой лицензией
за исключением долгосрочных
в валюте РФ 1,00%
в ин. валюте 8,00%
по долгосрочным
в валюте РФ 1,00%
в ин. валюте 8,00%
2 Коэффициент усреднения
для банков с универсальной лицензией, с базовой лицензией 0,8
Указание Банка России от 31 мая 2019 года № 5158-У «Об обязательных резервных требованиях»
(«Вестник Банка России» № 37 (2089) от 05. 06.2019)
для небанковских кредитных организаций 1,0

4. Изменение нормы обязательных резервов. Макроэкономика: конспект лекций

Читайте также

12.6.2. Учет резервов предстоящих расходов и резервов по сомнительным долгам

12.6.2. Учет резервов предстоящих расходов и резервов по сомнительным долгам Для учета создаваемых резервов за счет затрат в Плане счетов предусмотрен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства

5. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций

5. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций 5.1. Общие положенияДела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим

106.

 Политика обязательных резервов

106. Политика обязательных резервов В развитых странах к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Но конкретные формы этого инструмента в разных странах применяются по-разному. Это зависит от национальных

2. Как учитывать суммы налогов и других обязательных платежей

2. Как учитывать суммы налогов и других обязательных платежей 2.1. Нормы налогового законодательства2.1.1. Общие положенияСущественную статью расходов любой организации составляют различные обязательные платежи: налоги, сборы и пошлины. Естественно, организации

42. Порядок формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России

42.  Порядок формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России Банки в обязательном порядке должны резервировать часть привлеченных средств , перечисляя их на отдельный счет в расчетно-кассовом центре в соответствии с Положением «Об обязательных резервах

6.4.15. Учет резервов

6.4.15. Учет резервов В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, определенной согласно порядку, установленному п. 2 ст. 324

4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей

4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков

6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве

6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала

Контроль над временем при помощи списка дел, обязательных для выполнения

Контроль над временем при помощи списка дел, обязательных для выполнения На семинарах по управлению временем я часто слышал такое утверждение: «Если вы каждое утро будете тратить 15 минут на то, чтобы распланировать свой день, то ваша эффективность повысится на 20 %».

Если

1.3. Состав обязательных платежей в бюджетную систему, принимаемых в расчет налоговой нагрузки при различных налоговых режимах

1.3. Состав обязательных платежей в бюджетную систему, принимаемых в расчет налоговой нагрузки при различных налоговых режимах 1.3.1. Особенности налогового поля при общем режиме налогообложения Общий режим налогообложения включает три группы налогов, уплата которых

1.3.2. Перечень обязательных платежей в бюджетную систему при упрощенной системе налогообложения

1.3.2. Перечень обязательных платежей в бюджетную систему при упрощенной системе налогообложения Упрощенная система налогообложения предусмотрена главой 26.2 НК РФ, и ее применение освобождает предприятия согласно ст.

346.11 настоящего Кодекса от обязанности по

1.3.3. Комплекс обязательных платежей, формирующих специальный режим в форме единого сельскохозяйственного налога

1.3.3. Комплекс обязательных платежей, формирующих специальный режим в форме единого сельскохозяйственного налога Организации – сельскохозяйственные товаропроизводители вправе добровольно перейти на использование особого режима налогообложения, предполагающего

4.6. Оценка влияния на финансовый результат обязательных платежей, включенных в состав управленческих и коммерческих расходов

4.6. Оценка влияния на финансовый результат обязательных платежей, включенных в состав управленческих и коммерческих расходов Группа налогов (3), перечисленных в конце раздела 4.

1 данного издания, включается ежемесячно в состав расходов, формирующих финансовый результат,

3.3.2. Смена учредителей, изменение видов деятельности и изменение наименования

3.3.2. Смена учредителей, изменение видов деятельности и изменение наименования Все операции, связанные с отчуждением доли уставного капитала общества, должны заверяться в нотариальном порядке. Исключения составляют процедуры по переходу доли участника обществу, ее

Контролируйте сроки обязательных процедур

Контролируйте сроки обязательных процедур В парикмахерской есть услуги, о которых можно и нужно напоминать клиентам. Это простой, но эффективный инструмент для удержания клиента. Тем не менее его используют нечасто.Помните, мы говорили, что для вашего контакта с

Контролируйте сроки обязательных процедур

Контролируйте сроки обязательных процедур Специфика стоматологической сферы заключается в том, что люди к вам ходят регулярно. О том, что стоматолога нужно посещать дважды в год, нам твердят с детского сада. Поэтому ваша задача как руководителя стоматологии – сделать

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Система резервных требований

Назначение системы резервных требований и ее составные элементы

Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований:

  • текущее регулирование банковской ликвидности;
  • текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Исторически возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками своевременность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т. е. системы рефинансирования.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль - обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования. В результате уменьшается (увеличивается) сумма свободных денежных средств коммерческих банков, используемых ими для активных операций, и, учитывая эффект кредитного мультипликатора, многократно сокращается (увеличивается) объем кредитной эмиссии.

В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.

Решению первой задачи способствует совершенствование механизма функционирования данной системы в направлении повышения ее гибкости; решение второй задачи связывается с развитием системы рефинансирования.

Характеристика основных элементов системы обязательного резервирования

Для понимания особенностей взаимодействия системы обязательного резервирования и денежно-кредитного оборота необходимо рассмотреть содержание этой сложной системы, включающей ряд элементов.

Поскольку обязательное резервирование используется государством для реализации целей денежно-кредитной политики, существует определенная правовая основа построения рассматриваемой системы.

Прежде всего, это - банковское законодательство конкретной страны. В соответствующих законах центральным банкам вменяется в обязанность проводить денежно-кредитное регулирование, в том числе посредством обязательного резервирования. Основные правила осуществления обязательного резервирования конкретизируются в нормативных документах центральных банков, в них также определяются формы контроля за своевременностью и полнотой резервирования средств со стороны кредитных институтов, непосредственно занимающихся таким резервированием.

Поскольку нормативное регулирование носит характер предписаний, обязывающих кредитные институты придерживаться определенных правил резервирования, данный инструмент денежно-кредитного регулирования относят к административным формам регулирования.

Вместе с тем содержательную сторону обязательного резервирования определяет совокупность элементов, носящих исключительно экономический характер, поэтому данный инструмент следует считать экономическим.

Исходной экономической составляющей системы обязательного резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные.

Депозитные источники - это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей. Основные недепозитные источники образования привлеченных ресурсов - это межбанковские кредиты и кредиты Банка России.

Возникает вопрос, должна ли база резервирования охватывать все виды привнесенных ресурсов. Конечно, 100%-ное участие привлеченных ресурсов в формировании обязательных резервов исключает возможность кредитных институтов занижать базу резервирования, т.е. облегчает контроль центрального банка за полнотой формирования обязательных резервов. Однако включение всех привлеченных средств в базу резервированных будет противоречить назначению этого института как регулятора кредитной эмиссии.

Принимая во внимание, что кредитная эмиссия определяется на основе выполнения кредитными институтами своей посреднической функции, именно депозитные виды привлеченных средств становятся источником образования средств безналичного денежного оборота через канал кредитной эмиссии.

Межбанковские кредиты, представляющие основной вид привлеченных средств недепозитного происхождения, предназначены не для выдачи ссуд, а для непосредственного регулирования ликвидности кредитных организаций. Такую же функцию выполняют и кредиты центральных банков. Поэтому их не включают в базу резервирования.

Однако некоторые банки используют межбанковский кредит для кредитования предприятий и организаций. Такая практика экономически не обоснована: более дорогой источник привлечения средств по сравнению с депозитами, каким является межбанковский кредит, обусловливает повышение против рыночных процентных ставок по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, что делает такой банк менее конкурентоспособным по сравнению с другими банками.

Исходя из изложенного, назначению обязательных резервов как инструменту денежно-кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников.

При этом необходимо иметь в виду, что формы привлеченных банками депозитных источников систематически развиваются. Такими формами являются не только собственно депозиты разных видов, но и депозитные (сберегательные) сертификаты, банковские векселя и т.д. Поэтому при определении базы резервирования необходимо изучать конкретные источники и формы привлеченных средств, используемые в той или иной стране, чтобы нормативно закрепить в документах центральных банков состав привлеченных ресурсов, относимых к базе резервирования.

При рассмотрении базы резервирования важно также поставить вопрос о способах выполнения резервных требований, обусловленный наличием у большинства коммерческих банков кассовой наличности и приобретенных ими государственных ценных бумаг. Указанные активы относятся к высоколиквидным, а потому могут рассматриваться как резервы коммерческих банков.

Отличие способов формирования этих резервов от обязательных состоит в том, что обязательные резервы хранятся в центральном банке, а кассовая наличность и государственные ценные бумаги, приобретенные банком, находятся у банка.

В этой связи возникает вопрос о возможности зачисления в обязательные резервы и названные выше высоколиквидные активы коммерческих банков. В международной практике они зачисляются в обязательные резервы. Наиболее широко такая практика касается кассовой наличности. Действительно, данный элемент банковских активов представляет собой непосредственный первичный резерв для выполнения обязательств перед вкладчиками в наличной форме. Как элемент денежной массы он регулируется посредством установления лимита или минимально необходимой суммы. Поэтому включение его в состав базы резервирования полностью отвечает назначению обязательного резервирования.

Государственные (казначейские) ценные бумаги также соответствуют назначению обязательного резервирования, поскольку относятся к высоколиквидным активам коммерческих банков. Вместе с тем государственные ценные бумаги представляют собой основу операций на открытом рынке. Включение их в состав базы резервирования может снизить ликвидность этого рынка и эффективность инструмента денежно-кредитного резервирования - операций открытого рынка.

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширить денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Дифференциация норм обязательного резервирования в зависимости от видов депозитов обусловлена необходимостью регулировать динамику развития отдельных депозитов. Установление более высокой ставки резервирования по вкладам до востребования по сравнению со срочными и сберегательными вкладами стимулирует развитие последних.

Установление высоких ставок на вклады в иностранной валюте направлено на сдерживание притока капиталов из-за границы и вложений банками своих ресурсов в иностранную валюту.

Повышенная ставка обязательного резервирования для вкладов физических лиц призвана усилить гарантии государства (центральных банков) по своевременному погашению обязательств перед населением.

Конкретная практика использования данного инструмента центральными банками за рубежом и в России будет изложена в следующих разделах данной главы. В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

Важным элементом системы обязательного резервирования является способ расчета обязательных резервов и их поддержания на определенном уровне.

Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета.

Теоретически, период расчета (расчетный период) может охватывать несколько месяцев. При этом можно утверждать, что чем короче расчетный период, тем ближе сумма обязательных резервов к реальному состоянию привлеченных ресурсов. Вместе с тем частое проведение расчетов создает определенные технические трудности в условиях увеличения объемов и развития форм привлечения банками средств, поскольку требуется частый пересмотр состава привлеченных ресурсов.

Традиционный расчетный период в международной практике соотносится с помесячной группировкой банковских обязательств. При этом за базу могут быть приняты 1, 3, 6 месяцев.

Для краткого регулирования объема обязательных резервов могут использоваться внутримесячные периоды (недели, декады).

Чем выше норма резервирования, тем более короткий период расчета устанавливается, и наоборот. Это способствует достижению большего соответствия объема обязательных резервов, исчисленного по истекшему периоду, сумме и структуре привлеченных ресурсов, сложившихся в текущем периоде.

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

От способа расчета объема обязательных резервов следует отличать способ их поддержания или способ выполнения требований по обязательному резервированию.

Банковская практика знает два таких способа. Первый предполагает поддержание расчетной величины обязательных резервов на все даты внутри установленного периода на определенном уровне, второй ориентируется на принцип усреднения, предполагающий отклонение внутри соответствующего периода необходимой (расчетной) величины обязательных резервов.

Первый способ основан на раздельном хранении обязательных и добровольных резервов. В этом случае расчетная величина систематически пересчитывается применительно к установленным расчетным периодам, применяется порядок периодического регулирования фактически сформированного резерва для обеспечения требуемой суммы, вводится контроль за правильностью, полнотой и своевременностью формирования обязательных резервов.

Второй способ появился как развитие первого, способствуя повышению гибкости системы обязательного резервирования. Его особенность состоит в том, что банки должны соблюдать необходимую величину обязательных резервов не на конкретную дату, а за период. Внутри периода банки могут иметь сумму обязательных резервов как ниже, так и выше расчетной величины. Данный способ предполагает хранение обязательных резервов вместе с добровольными резервами на одном счете в центральном банке. Эффективное функционирование данной системы предполагает включение в состав ее элементов контроля со стороны центрального банка за соблюдением требований по обязательному резервированию. Для этого могут быть использованы как методы дистанционных, так и инспекционных проверок.

Рассмотренные выше общие методологические подходы к построению системы обязательного резервирования отражают экономическое содержание этой системы. Использование ее для реализации конкретных целей денежно-кредитной политики предполагает экономическую настройку одного (нормы резервирования) или нескольких элементов этой системы на решение соответствующих задач.

Существует определенная специфика в организации элементов данной системы и применительно к разным странам.

Норма обязательных резервов - это... Что такое Норма обязательных резервов?

Норма обязательных резервов
Норма обязательных резервов
Норма обязательных резервов - отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка.
Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Одновременно норма обязательных резервов используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Норма накопления
  • Норма прибыли на капитал

Смотреть что такое "Норма обязательных резервов" в других словарях:

  • Норма обязательных резервов — установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда… …   Википедия

  • НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ — отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком). Норма обязательных резервов… …   Экономический словарь

  • Норма Обязательных Резервов — величина, равная отношению суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке, к общей сумме денежных обязательств коммерческого банка или сумме денежных средств, привлеченных банком. Н.о.р.… …   Словарь бизнес-терминов

  • норма обязательных резервов —    отношение суммы обязательных денежных резервов, которые коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке, к общему объему обязательств коммерческого банка (или к сумме денежных средств, привлеченных банком). Норма обязательных резервов… …   Словарь экономических терминов

  • НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ — установленная Центральным банком доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров… …   Большой бухгалтерский словарь

  • НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ — установленная законом доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров помогает… …   Большой экономический словарь

  • Норма обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину резервов, хранимых коммерческими банками на беспроцентных счетах в центральном банке …   Экономика: глоссарий

  • НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКОВ — устанавливаемые законом процентные отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к объему обязательств по соответствующим статьям. Коммерческие банки обязаны хранить эти резервы в центральном банке.… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Резервная норма — установленный в виде процента норматив депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен хранить в центральном банке либо в собственных хранилищах. Резервные требования = Вклады * Резервная норма Повышение резервной нормы увеличивает… …   Финансовый словарь

  • Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

Книги

  • Финансы и Кредит № 41 2017, Отсутствует. В журнале раскрываются современные проблемы теории и практики финансов, денежного обращения и кредита, банковского и страхового дела, рынка ценных бумаг, налоговой политики и финансового… Подробнее  Купить за 750 руб электронная книга

Изменены нормативы обязательных резервов | NORMA.UZ

 

С 1 июня 2018 года вводятся новые  нормативы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банке.

 

Центральный банк внес соответствующие изменения в законодательство. В частности:

  • требования по выполнению коммерческими банками резервных обязательств в иностранной и национальной валюте будут установлены пропорционально их доле в общем объеме депозитов;
  • депозиты физических лиц включаются в базу резервирования;
  • вводится коэффициент усреднения 0,1 к сумме обязательных резервов.

 

Кроме того, пересматриваются нормы обязательных резервов по срокам депозитов. Для депозитов от 1 года до 2 лет, более 2 лет и других депозитов в зависимости от вида валюты устанавливаются следующие дифференцированные нормы:

 

Вид обязательства

Новые нормативы
(вступают в силу с 1 июня 2018 года)

Справочно: Действующие нормативы

Период

Нормативы
(в процентах)

Период

Нормативы
(в процентах)

Депозиты юридических лиц в национальной валюте

более 2 лет

0

более 3 лет

10,5

от 2 до 3 лет

12

от 1 года
до 2 лет

7

от 1 года
до 2 лет

12

прочие обязательства

14

прочие обязательства

15

Депозиты юридических лиц в иностранной валюте

более 2 лет

0

более 3 лет

10,5

от 2 до 3 лет

12

от 1 года
до 2 лет

8

от 1 года
до 2 лет

12

прочие обязательства

16

прочие обязательства

15

Депозиты физических лиц в национальной валюте

более 2 лет

0

более 2 лет

0

от 1 года
до 2 лет

2

от 1 года
до 2 лет

0

прочие обязательства

4

прочие обязательства

0

Депозиты физических лиц в иностранной валюте

более 2 лет

0

более 2 лет

0

от 1 года
до 2 лет

3

от 1 года
до 2 лет

0

прочие обязательства

6

прочие обязательства

0

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

ЦБ РФ


Центральный банк России - центральный банк Российской Федерации. Банк был основан в июле 1990 года, а позже в том же году был объявлен юридическим лицом. Штаб-квартира банка находится в Москве, Россия. Центральный банк России независим от федерального правительства и органов местного самоуправления. Госдума выбирает председателя Банка России, и банк подотчетен Госдуме.

Центральный банк России выполняет ряд функций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.Банк является единственным эмитентом российской валюты рубля, а также несет ответственность за поддержание стоимости и стабильности валюты и за денежное обращение. Банк России также отвечает за планирование и реализацию денежно-кредитной политики страны, работая вместе с Правительством России. Еще одна важная обязанность банка - надзор за российскими финансовыми учреждениями и выдача / приостановление действия банковских лицензий. Банк также разрабатывает правила банковского дела (как проводить банковские операции, правила расчетов по платежам и т. Д.).).

Центральный банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции для российских финансовых учреждений, обеспечивая им достаточную ликвидность во время финансового кризиса. Банк также управляет российскими валютными резервами и отвечает за валютное регулирование. Центральный банк России также выпускает различные анализы, отчеты и прогнозы о российской экономике и ее взаимосвязи с денежно-кредитной политикой страны.

Центральный банк России, действующий от имени Министерства финансов, содействовал созданию рынка государственных ценных бумаг России.Банк устанавливает краткосрочные процентные ставки в России, что является одним из основных инструментов реализации его денежно-кредитной политики.


Copyright © CentralBanksGuide.com 2021 Все права защищены. | Конфиденциальность | О нас | Свяжитесь с
Воспроизведение или переиздание запрещено.

ЦБ РФ

Люди, у которых есть зарегистрирован в RePEc и заявили, что связаны с этим учреждением:

Их публикации
Найдите все публикации всех перечисленных ниже авторов, удобно скомпилированные на IDEAS.

Их профили авторов
Авторы публикаций перечислены ниже под номером . Мы потеряли связь с авторами, отмеченными знаком?, И они не учитываются в рейтинге этого учреждения. Мы были бы признательны за информацию об их новом адресе электронной почты или статусе.

  1. Ачкасов, Юрий
  2. Андреев Михаил Юрьевич
  3. Беспалова, Дарья
  4. Бессонова, Евгения
  5. Богачева, Ирина
  6. Буркова, Юлия
  7. Бурова, Анна
  8. Чернядьев Дмитрий
  9. Дерюгина, Елена ?
  10. Доркина Анастасия Сергеевна
  11. Егоров Алексей В.
  12. Гамбаров, Георгий
  13. Горбова Елена Александровна
  14. Грищенко, Вадим
  15. Карлова Наталья
  16. Хабибуллин, Рамис
  17. Хотулев Иван Максимович
  18. Кириллова Валентина
  19. Кошелев Денис-старший
  20. Козловцева Ирина
  21. Крамков, Вячеслав
  22. Куровский, Глеб
  23. Лобанов Алексей
  24. Любивый Никита Юрьевич
  25. Малахова Татьяна
  26. Малинина Елена Александровна
  27. Мамедли, Мариам
  28. Марков Кирилл
  29. Матвеев Александр
  30. Моргунова, Анна
  31. Новак Анна
  32. Плющевская, Юлия
  33. Помельникова Мария ?
  34. Пономаренко Алексей А.
  35. Попова, Светлана
  36. Поршаков Алексей
  37. Пузанова, Елена
  38. Румянцев Евгений Леонидович
  39. Сапова, Арина
  40. Селезнев Сергей
  41. Шестаков, Даниил
  42. Шевчук Иван
  43. Шконда Ирина
  44. Шульгин Андрей
  45. Синяков Андрей
  46. Соколов Вячеслав Вячеславович
  47. Стырин, Константин
  48. Татаринцев, Стас
  49. Тишин Александр
  50. Тиунова, Марина
  51. Цветкова Анна Николаевна
  52. Турдыева Наталья
  53. Ушакова, Юлия
  54. Власов, Сергей
  55. Яковлева, Ксения
  56. Жабина Светлана
  57. Жемков Михаил
  58. Живаякина, Александра
  59. Журавлева Юлия Александровна

Исправления

Исправления о деталях этого учреждения следует направлять Кристиану Циммерманну. Исправления в списке участников должны вноситься самими участниками, изменяя их принадлежность к службе авторов RePEc. Добавление или исправление выпускников выполняется в RePEc Genealogy любым лицом, имеющим учетную запись автора RePEc. Серийные номера этого учреждения можно добавить с помощью строки Publisher-Institution: RePEc: edi: cbrgvru в шаблоне серии их архива RePEc.Если локального архива RePEc нет, следуйте этим инструкциям, чтобы создать такой, чтобы локальные публикации были перечислены в сервисах RePEc.

Почему страны хранят валютные резервы

Что такое валютные резервы?

Валютные резервы - это активы, хранящиеся в резервах центрального банка в иностранной валюте. Эти резервы используются для обеспечения обязательств и влияния на денежно-кредитную политику. Он включает любые иностранные деньги, хранящиеся в центральном банке, таком как Федеральный резервный банк США.

Ключевые выводы

  • Валютные резервы - это активы, выраженные в иностранной валюте, которые хранятся в центральном банке.
  • Сюда могут входить иностранная валюта, облигации, казначейские векселя и другие государственные ценные бумаги.
  • Большая часть валютных резервов хранится в долларах США, при этом Китай является крупнейшим держателем валютных резервов в мире.
  • Экономисты предлагают хранить валютные резервы в валюте, которая напрямую не связана с собственной валютой страны.

Как работают валютные резервы

Валютные резервы могут включать банкноты, депозиты, облигации, казначейские векселя и другие государственные ценные бумаги. Эти активы служат многим целям, но, прежде всего, они удерживаются для обеспечения того, чтобы центральное правительственное учреждение имело резервные средства, если их национальная валюта быстро обесценивается или становится неплатежеспособной.

В странах по всему миру широко распространена практика, когда их центральные банки хранят значительную сумму резервов в иностранной валюте.Большая часть этих резервов хранится в долларах США, поскольку это самая торгуемая валюта в мире. Нередко валютные резервы состоят из британского фунта (GBP), евро (EUR), китайского юаня (CNY) или японской иены (JPY).

Экономисты предполагают, что лучше хранить валютные резервы в валюте, которая напрямую не связана с собственной валютой страны, чтобы создать барьер на случай рыночного шока.Однако эта практика стала более сложной, поскольку валюты стали более взаимосвязанными, поскольку глобальная торговля стала проще.

Валютные резервы используются не только для обеспечения обязательств, но и влияют на денежно-кредитную политику.

Пример валютных резервов

Крупнейшим в мире держателем валютных резервов в настоящее время является Китай, страна, владеющая более чем 3 триллионами долларов своих активов в иностранной валюте. Большая часть их запасов находится в США.С. доллар. Одна из причин этого заключается в том, что это упрощает международную торговлю, поскольку большая часть торговли происходит с использованием доллара США.

Саудовская Аравия также обладает значительными валютными резервами, поскольку страна в основном полагается на экспорт своих огромных запасов нефти. Если цены на нефть начнут стремительно падать, их экономика может пострадать. Они хранят большие суммы иностранных средств в резервах, чтобы подстраховаться, если это произойдет, даже если это только временное решение.

U.Валютные резервы Южной Кореи на январь 2020 года составили 129 млрд долларов по сравнению с 3,1 трлн долларов в Китае.

Валютные резервы России хранятся в основном в долларах США, как и в остальном мире, но страна также хранит часть своих резервов в золоте. Поскольку золото является товаром, имеющим базовую стоимость, риск полагаться на золото в случае экономического спада в России состоит в том, что стоимость золота не будет достаточно значительной для удовлетворения потребностей страны.

Другая опасность использования золота в качестве резерва заключается в том, что актив стоит ровно столько, сколько кто-то другой готов за него заплатить.Во время экономического краха это передало бы право определять стоимость золотого резерва и, следовательно, финансовый резерв России в руки организации, желающей его купить.

(PDF) Насколько Банк России контролирует денежную массу

144 Ю. Вымятнина / Исследования в области международного бизнеса и финансов 20 (2006) 131–144

Благодарности

Автор благодарит проф. Арестис, д-р К. Борисов, д-р С. Макарова, д-р.S.

Дробышевский и все участники Второго собрания Исследовательской группы ОАКЭС по монетарной политике

в отдельных странах СНГ, организованного BOFIT (Хельсинки, Финляндия, 10–11 февраля 2005 г.)

за их комментарии к первому проекту. бумаги.

Список литературы

Балино, T.J.T., 1998. Денежно-кредитная политика в России. Ежеквартальный журнал МВФ по развитию финансов вып. 35, № 4.

Банк России, Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 1999–2004 гг .; http: // www.cbr.ru.

Банк России, официальные данные статистики; http://www.cbr.ru.

Борио, C.E.V., 1997. Операционные процедуры денежно-кредитной политики в промышленно развитых странах. Банк международных расчетов,

WP (№ 40).

Бурда, М., Выплош, К., 1997. Макроэкономика: европейский текст, второе изд. Издательство Оксфордского университета.

Чаппелл, Д., Мэтьюз, К., 2001. Денежное неравновесие, эндогенные деньги, стабильность и детерминированность инфляции

. Экономические заметки Banca Monte dei Paschi di Siena SpA, vol.30 (№ 1), 145–161.

Charemza, W.W., Deadman, D.F., 1997. Новые направления в эконометрической практике, второе изд. Эдвард Элгар.

Dabrowski, M., Paszynski, W., Rawdanowicz, L., июль 2001 г. Инфляция и денежно-кредитная политика в России: опыт переходного периода

и будущие рекомендации. РГ РЕЦЭП.

Хьюитсон, Г., 1995. Посткейнсианская монетарная теория: некоторые вопросы. J. Econ. Surv. 9 (3), 285–310.

Хауэллс П.Г.А., 1995. Спрос на эндогенные деньги.J. Посткейнсианская экономика. 18 (1), 89–106.

Хауэллс П.Г.А., 1997. Спрос на эндогенные деньги: ответ. J. Посткейнсианская экономика. 19 (3), 429–435.

Хауэллс П.Г.А., Бейн К., 2003. Денежно-кредитная экономика: политика и ее теоретические основы. Пэлгрейв Макмиллан.

Хауэллс П.Г.А., Хусейн К., 1998. Эндогенность денег: данные G7. Scottish J. Polit. Экон. 45 (3), 329–340.

МВФ, 2000. Российская Федерация: Избранные вопросы. Отчет персонала МВФ по стране, № 00/15, ноябрь 2000 г.

Маддала, Г.С., Ким, И.-М., 1999. Единичные корни, коинтеграция и структурные изменения. Издательство Кембриджского университета.

Мишкин Ф.С., 1995. Экономика денег, банковского дела и финансовых рынков. Харпер Коллинз.

Мур Б.Дж., 1989. Простая модель банковского посредничества. J. Посткейнсианская экономика. 12 (1), 10–28.

Мур, Б.Дж., 1997. Согласование спроса и предложения на эндогенные деньги. J. Посткейнсианская экономика. 19 (3),

423–428.

Мур, Б.J., 1998. Приспособление к приспособленчеству: примечание. J. Посткейнсианская экономика. 21 (1), 175–178.

Мур Б.Дж., Тредголд А.Р., 1980. Банковское кредитование и денежная масса. Документ для обсуждения Банка Англии, июль 1980 г.

# 10.

Нелл, К.С., 2001. Эндогенный / экзогенный характер денежной массы Южной Африки в условиях прямого и косвенного денежно-кредитного контроля

. J. Посткейнсианская экономика. 23 (2), 313–329.

Норчич, О., Ла, М., Сусьян, А., 1996. Эндогенность двойных денег в странах с переходной экономикой.J. Посткейнсианская экономика. 19 (1),

73–82.

Пэлли, Т., 1994. Конкурирующие взгляды на процесс денежной массы: теория и доказательства. Metroeconomica 45 (1), 67–88.

Поллин Р., 1991. Две теории эндогенности денежной массы. Некоторые эмпирические данные. J. Посткейнсианская экономика. 13 (3),

366–395.

Шанмугам Б., Наир М., Вили О., 2003. Гипотеза эндогенных денег: эмпирические данные из Малайзии

(1985–2000). J. Посткейнсианская экономика.25 (4), 599–611.

Соуза, Л.В., Есанов, А., Меркл, К., 2004. Правила денежно-кредитной политики для России. БОФИТ, РП (№ 11).

Вера А.П., 2001. Гипотеза эндогенных денег: некоторые свидетельства из Испании (1987–1998). J. Посткейнсианская экономика.

23 (3), 509–526.

Государственный комитет статистики, официальные данные статистики, http://www.gks.ru.

Эксклюзив: Правительство России требует от государственных банков обеспечить приток ликвидности для кредиторов Беларуси

МОСКВА (Рейтер) - Премьер-министр и министр финансов России потребовали от крупнейших государственных кредиторов страны обеспечить дальнейший приток ликвидности в банки Беларуси, где наблюдается политическая ситуация. По словам источников в банках, кризис усилил нагрузку на финансовый сектор.

ФОТО ФАЙЛА: Президент Беларуси Александр Лукашенко жестикулирует, уходя после Парада Победы на Красной площади в Москве, Россия, 24 июня 2020 г. REUTERS / Максим Шеметов / Фото из файла

Инструкции на высшем уровне - еще один знак поддержки Москвы для находящегося в боевом положении белорусского лидера Александра Лукашенко, который несколько недель пережил протесты после спорных выборов 9 августа.

Беспорядки спровоцировали отток депозитов из белорусских банков и всплеск спроса на иностранную валюту, что привело к тому, что местный рубль упал до рекордно низкого уровня BYN = и подорвал и без того скудные валютные резервы центрального банка.

Два источника в банках сообщили Reuters, что премьер-министр России Михаил Мишустин и министр финансов Антон Силуанов обратились к руководству Сбербанка SBER.MM, ВТБ, VTBR.MM и ВЭБ, имеющих подразделения в Беларуси, с просьбой обеспечить непрерывный поток российских рублей в банк. соседнее государство.

«Мишустин и Силуанов звонили в государственные банки с просьбой (их) не закрывать (межбанковские) лимиты на белорусские банки, чтобы они могли сохранить доступ к рублевой ликвидности», - сказал первый источник.Второй источник подтвердил звонки.

Этот шаг также совпадает с опасениями, что белорусские банки могут быть вынуждены ограничить операции в случае остановки межбанковского кредитования. Источники заявили, что правительство России стремится предотвратить сценарий украинского типа, когда российские кредиторы были вынуждены списать крупные суммы со своих украинских подразделений после 2017 года.

Это произошло после того, как Киев ввел санкции в отношении нескольких российских государственных банков после санкций Кремля в 2014 году. аннексия Крыма и его предполагаемая роль в разжигании конфликта на востоке Украины.

«Было много потерь с Украиной, но Беларусь - другая история», - сказал третий источник, старший банкир российского государственного кредитора.

В Беларуси большие опасения вызывают Белгазпромбанк, подразделение российского Газпромбанка ГЗПРИ.ММ, который временно находится в ведении Центрального банка. Его глава Виктор Бабарико был заключен в тюрьму за попытку бросить вызов президенту Александру Лукашенко на выборах.

Лукашенко отрицает фальсификацию результатов выборов.

Министерство финансов России и официальный представитель Мишустина не ответили на запросы о комментариях.Сбербанк отказался от комментариев, а ВЭБ заявил, что не пересматривал ежедневные линии межбанковского финансирования для своего подразделения в Беларуси.

ВТБ заявил, что не пересматривал свои линии финансирования с Беларусью и ее подразделением там.

Рисунок: долларизация IIF Беларуси и валютные резервы -

РОССИЯ НА СПАСЕНИЕ

Поддержка Москвы будет иметь решающее значение. По оценкам рейтингового агентства Fitch, российские кредиты уже составляют 47% внешнего финансирования Беларуси, а остальная часть поступает из Европы и Китая.

По оценке старшего директора Fitch Ratings Ольги Игнатьевой, белорусские банки должны 2,0–2,5 миллиарда долларов своим российским партнерам по межбанковским кредитам.

Fitch в недавней записке предсказало, что белорусские банки сохранят доступ к материнским банкам «и, выборочно, к финансированию российских банков во второй половине 2020 года».

Белорусский финансовый сектор, состоящий из 24 банков, почти на 80% контролируется государством, а основная часть ликвидности приходится на средства клиентов, свидетельствуют данные центрального банка.Европейские и казахстанские банки также присутствуют в Беларуси, помимо российских кредиторов и государства.

Депозиты в твердой валюте составляют около 60% банковских счетов, но по мере роста спроса на иностранную валюту центральный банк ограничен в своей способности действовать в качестве кредитора последней инстанции, отмечает Институт международных финансов.

Центробанк Беларуси от комментариев отказался.

Дополнительные репортажи Карин Штрохекер и Тома Арнольда в ЛОНДОНЕ и Дарьи Корсунской в ​​МОСКВЕ; Написано Кати Голубковой; Под редакцией Суджаты Рао и Кэтрин Эванс

Крупное поглощение российского банка - Американский интерес

В связи с тем, что нынешний режим санкций против России сказывается на казне страны, Кремль все чаще находит новые способы привлечения денег в контролируемые государством финансовые учреждения.Один из их новомодных методов весьма нестандартен: в течение последнего года Кремль систематически уничтожал крупнейшие частные банки страны. В результате сегодня из 10 крупнейших российских банков единственным частным банком, который не стал объектом преследований властей, является Альфа-банк, принадлежащий давнему соратнику Путина Михаилу Фридману.

Быстрая реструктуризация финансового сектора России за последний год вызвала шок в деловом сообществе: взволновала инвесторов, подняла фундаментальные вопросы о стабильности финансового сектора и забила тревогу среди оставшихся частных банков страны.Но финансовые американские горки в России содержат и более общие уроки. Если нынешние тенденции сохранятся, российское государство готово завершить огромную консолидацию финансовой власти в своих руках, закрепив систему государственного капитализма в степени, беспрецедентной в постсоветской истории России. Действительно, новая реальность устрашающе восходит к советским временам, когда весь финансовый сектор был сосредоточен под исключительной эгидой государства.

Чтобы понять степень влияния российского государства, полезно взглянуть на текущую структуру финансового сектора.В вышеупомянутом списке ведущих банков России первые шесть позиций занимают банки, контролируемые государством, все они находятся под санкциями правительства США. Альфа-Банк занимает седьмое место. За ним следуют четыре крупнейших частных банка, три из которых в настоящее время проходят «реабилитацию» Центрального банка России (ЦБ РФ), а один был приобретен банком, принадлежащим «Роснефти».

Государство доминирует и во втором уровне банковского сектора. В местах с одиннадцатого по двадцатый находятся всего три других частных банка, все они являются дочерними компаниями известных европейских банков: UniCredit, Raiffeisenbank и Societe Generale.Также проводится реабилитация одного местного частного банка.

Реабилитация (« санация» или буквально «санация» по-русски) - предпочтительный эвфемизм ЦБ РФ для его нынешнего метода разрушения крупных частных банков в России, когда частные владельцы теряют свои активы в пользу ЦБ РФ. Этот процесс предназначен только для крупных, «системно значимых» институтов. У небольших частных банков просто отозвали лицензии, что часто происходит в последнее время: 50 банков потеряли лицензии только в 2017 году, а более 300 банков были потеряны за последние три года.

Однако, вопреки утверждениям центрального банка, эти интервенции осуществляются не из доброй воли или какого-либо желания бороться с коррупцией, помогать инвесторам, сохранять рабочие места или очищать систему от плохих активов. Скорее, они проводятся для перевода государственных денег из частных банков в государственные, поскольку последние остро нуждаются в наличных деньгах. Несмотря на всю браваду Кремля и его настойчивые утверждения о том, что санкции не работают, они эффективно перекрыли иностранное финансирование этих государственных банков.

Действительно, эффективность санкций уже давно очевидна: например, еще в июне 2016 года Андрей Костин, генеральный директор второго по величине банка России ВТБ, отправился в Вашингтон, округ Колумбия, с лоббистской миссией, чтобы умолять лиц, принимающих решения. в Конгрессе, Белом доме и Госдепартаменте, чтобы снять санкции с его банка. Увы, этот секретный визит, о котором мы тогда сообщали, не удался для Костина, хотя это не помешало другим игрокам в банковской сфере России прибегнуть к аналогичной тактике.Буквально на этой неделе российская газета Life News сообщила, что государственный Сбербанк, контрольный пакет акций которого контролируется Центральным банком России, в начале 2017 года активно лоббировал Госдепартамент, изображая себя «примером прозрачности и ответственности в сфере бизнеса». Банковская система России », чтобы не попасть под западные санкции.

Между прочим, такие призывы к ослаблению санкций предлагают другое объяснение бурной национализации банков Кремля: после западных санкций Россия не нашла большого успеха в привлечении альтернативных иностранных источников финансирования, особенно из Китая, как она надеялась.В Россию не только не приходят новые инвесторы, но и бегут уже существующие. В результате российские государственные монополии - такие компании, как «Роснефть», «Газпром» и «Транснефть», отчаянно нуждающиеся в рефинансировании, оказались в шатком положении, в значительной степени зависимым от заимствований в рамках российской банковской системы для обслуживания своих долгов перед китайцами. аналоги (которые сегодня составляют примерно 70 миллиардов долларов).

В итоге Кремль обратил свой взор на тех, кого он может грабить бесконечно: частных лиц, а также малого и среднего бизнеса.Россия, конечно, не может официально заявить о своем неприятии принципов свободного рынка. Но его незаметная консолидация финансовой мощи показывает, что она может полностью разрушить основные элементы свободного рынка, превратив экономическую систему страны в одну из де-факто госкапитализма.

Но что именно случилось с теми четырьмя частными банками, которые стали мишенью ЦБ и были приобретены Роснефтью? Злоупотребляли ли они финансовой системой, просто пытались не отставать от нормативных требований ЦБ РФ, или они просто стали слишком большими для правительства? Ответ, вероятно, заключается во всем вышеперечисленном.

Существует постановление ЦБ РФ, которое позволяет наблюдателю требовать от банков увеличения их резервных фондов в любое время, когда ЦБ РФ обнаруживает проблемы с конкретной ссудой, обеспечивая страхование данной ссуды до ее полной стоимости. Другими словами, если банк предоставляет ссуду в размере 10 миллионов долларов, а ЦБ считает эту ссуду проблемной, последний может потребовать от банка увеличения своих резервов до 10 миллионов долларов. Чем больше средств зарезервировано под проблемные ссуды, тем меньше капитал банка, поскольку такие резервы считаются отрицательными в балансе.Но ЦБ РФ также устанавливает строгие ограничения на сумму, на которую может уменьшиться банк. После того, как этот уровень опустится ниже этого уровня, ЦБ РФ может немедленно приступить к карательным мерам и санкциям в отношении банка, от введения временной администрации до отзыва лицензии и банкротства.

Государственные банки в России, конечно, не страдают от проверки ЦБ РФ проблемных кредитов и требований по увеличению резервных фондов.

К четырем частным банкам, недавно приобретенным в собственность, относятся Банк «Открытие», Московский кредитный банк (МКБ), Промсвязьбанк (ПСБ) и Бинбанк: с восьмого по одиннадцатое место по величине банков в России, соответственно, все они имеют системное значение.Чтобы выполнить требования ЦБ РФ, все они решили выпустить субординированные облигации и выкупить их друг у друга, увеличивая капитал друг друга. Короче говоря, они de facto сговорились, зная о финансовых дырах друг друга, чтобы помочь друг другу путем увеличения своего капитала.

До поглощения «Открытие» было самым быстрорастущим финансовым холдингом в стране. С 2008 по 2017 год его активы выросли почти в 12 раз, тогда как весь банковский сектор в России вырос всего в 3 раза.5. Весной 2017 года «Открытие» начало подготовку к приобретению крупнейшего страховщика - Росгосстраха. Если бы сделка была закрыта, «Открытие» стало бы крупнейшей частной финансовой группой с активами на 4 триллиона рублей (65 миллиардов долларов) и 50 миллионами клиентов.

Но сделка так и не была закрыта. Вместо этого в августе 2017 года Центробанк объявил о своей интервенции в «Открытие», оценив состояние баланса банка в 450 миллиардов рублей (7,5 миллиарда долларов). Ранее в 2017 году ЦБ РФ имел право финансировать санацию банка из собственного, недавно созданного Фонда консолидации банковской деятельности.Сначала ЦБ обещал отобрать только 75% «Открытия», оставив оставшиеся 25% его владельцам, учитывая, что капитал банка останется положительным. Но в ноябре ЦБ снизил стоимость акций «Открытия» до одного рубля и объявил, что ему будет принадлежать 99,9% акций банка. Председателем правления стал генеральный директор ВТБ-24 (полноправное дочернее предприятие государственного ВТБ).

За интервенцией «Открытие» последовала финансовая помощь Бинбанку и Промсвязьбанку. Владелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев сказал, что вмешательство ЦБ в его банк стало неожиданностью после его долгого опыта успешных переговоров и сотрудничества с ЦБ.За день до интервенции ЦБР потребовал от Промсвязьбанка увеличить свои резервы на 100 миллиардов рублей (1,7 миллиарда долларов), что является невозможной суммой. Это требование было пугающе похоже на то, что Центральный банк предъявил небольшому частному банку «Югра» в июле. По словам директора правления банка, ЦБ потопил Югру, потребовав от нее увеличения резервных фондов на 13 миллиардов рублей (230 миллионов долларов) в течение 24 часов; даже когда он совершил этот невероятный подвиг, ЦБ РФ отозвал лицензию по техническим причинам. Противостояние привело к продолжающимся судебным разбирательствам, и в ретроспективе выглядит как предварительный просмотр последующей жесткой тактики ЦБ в отношении более крупных банков, таких как Открытие и Промсвязьбанк.

По делу Промсвязьбанка решение ЦБ было принято через две недели, без объяснения причин Ананьеву. Через неделю он уехал из России, хотя отрицает, что бежал из страны, заявив, что его временный отъезд был заранее запланирован. С тех пор он обвинил ЦБ РФ в ненадлежащем действии в качестве единого органа: одновременно сторожевого пса, регулятора, участника бизнеса и правоохранительного органа.

Разрушение четырех банков началось через несколько дней после того, как аналитик «Альфа-Капитал» Сергей Гаврилов направил своим VIP-клиентам печально известное письмо, в котором он призвал их забрать свои деньги из этих четырех банков и поместить их в другое место.Гаврилов раскрыл схему субординированных облигаций и сказал, что «ситуация с банками может быть окончательно разрешена к концу года». Письмо, отправленное 15 августа 2017 года, сразу стало достоянием общественности. Гаврилова вызвали для разъяснения своих взглядов в ЦБ, а через две недели «Открытие» было выбрано в качестве первой жертвы - как и обещал Гаврилов.

Но письмо Гаврилова не могло стать ни откровением для ЦБ, ни толчком для его интервенций. Должностные лица ЦБ РФ годами сидели в каждом крупном частном банке, отслеживая и отчитываясь по всем сделкам и операциям.ЦБ не мог не знать о схеме выпуска облигаций. Фактически, Центральный банк все-таки знал и позволил этому продолжить. В России это, вероятно, означает, что чиновники получили финансовую выгоду от соглашения - другими словами, они были подкуплены на самом высоком уровне. 1

Тем временем министр финансов России уже поддержал идею объединения трех банков, которым Банк предоставил помощь (Открытие, Бинбанк и Промсвязьбанк), в один крупный банк с проведением IPO в ближайшем будущем.Эти комментарии министр сделал еще до того, как два банка были отобраны у владельцев. Финансовые эксперты сомневаются, что у населения будет большой спрос на такие активы, и что правительство просто создает еще одного государственного финансового гиганта: еще одну организацию, возможно, для кормления Игоря Сечина или другого высокопоставленного приближенного Путина.

Как бы ни обвалились фишки, быстрая реорганизация российских банков явно идет в пользу государства. Другими словами, Россия возвращается к знакомой модели: по мере того, как государство накапливает огромный контроль над финансовым сектором, мы являемся свидетелями современного приближения Государственного банка СССР.В наши дни в России все старое снова новое.

1 Есть и другие версии о письме Гаврилова. По одной из версий, Альфа-банк использовал Гаврилова, чтобы отомстить «Открытию» за победу в тендере на спасение банка «Траст» еще в 2014 году. Даже владелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев в интервью заявил, что, по его мнению, информационные атаки были организованы конкурентами. , пока он не пришел к выводу, что это было сделано в сотрудничестве с высшими уровнями ЦБ РФ.Более правдоподобная версия могла бы заключаться в том, что ЦБ РФ воспользовался некоторой помощью сервильного Альфа-банка, чтобы оправдать свои интервенции.

Как экономический кризис 2014 г. изменил экономику России

Практически все в Соединенных Штатах что-то знают о мировом финансовом кризисе 2008-2009 годов. Этот конкретный кризис начался в жилищном и финансовом секторах США и распространился по всему миру. Однако в 2014 году случился еще один глобальный кризис, отголосок последнего.

В глобальном масштабе восстановление после 2010 года продолжалось вялыми, при этом спрос оставался ниже докризисного уровня.Избыточные производственные мощности, созданные до 2008 года, означали, что часть восстановленного ВВП фактически хранилась в запасах, а не ликвидировалась для продажи. Компании часто поддерживают избыточное производство для поддержания эффективности. В конце концов, максимальные запасы привели к сокращению производства, а к 2014 году - резкому падению спроса и цен на товары, используемые в производстве.

Экономика США, в значительной степени основанная на услугах и потребительских расходах, увидела относительно ограниченный эффект от этого. Экономика России, которая в большей степени зависит от экспорта сырьевых товаров, острее ощутила кризис, особенно в сочетании с внешними потрясениями, такими как конфликт на Украине и связанные с ним санкции.Наиболее значительные последствия включали резкую девальвацию рубля, низкие темпы роста и даже сокращение экономики, а также истощение государственных резервов. Как правительство отреагировало на эти события и как в ответ изменилась российская экономика, - это увлекательная история, за которой стоит наблюдать.

Причины

Экономика России, как и экономика бывшего СССР, в значительной степени зависит от экспорта сырьевых товаров, особенно нефти и газа, для финансирования государственных программ.Экономисты называют это «голландской болезнью», когда страна сосредотачивается на добыче ресурсов в ущерб другим отраслям. Таким образом, около 30% валового внутреннего продукта (ВВП) России и 60% ее экспорта зависят от нефти. Кроме того, с учетом того, что стоимость добычи барреля нефти в России относительно высока, из-за климатических условий и расстояния до рынка наземным транспортом, составляя около 40 долларов США, в стране крайне уязвимы цены на нефть.

В 2014 году цены на большинство сырьевых товаров упали, но цены на нефть и энергоносители резко упали, что было вызвано не только снижением мирового спроса, но и увеличением производства в таких странах, как США, и увеличением инвестиций в возобновляемые источники энергии.

Конфликт с Украиной ухудшил положение России. В краткосрочной перспективе инвесторы оценили возможность полномасштабной войны в проекты в России и России. В долгосрочной перспективе санкции повлияли на инвестиции, а также на доступ к капиталу российских предприятий, что затруднило инвестиции и, как следствие, рост.

Несмотря на это, Россия относительно быстро вернулась к росту с 0,3% в 2016 году, 1,5% в 2017 году и прогнозом 1,8% в 2018 году. Учитывая, что многие крупные экономики, такие как США, ожидают примерно 2.Рост на 5% в этом году, показатели России в целом на удивление положительные, особенно с учетом дополнительных географических и санкционных ограничений, в которых находится страна.

Внезапный спад и частичный подъем в российской экономике (данные Всемирного банка).

Девальвация рубля

Одной из серьезных проблем, вызванных финансовым кризисом, была девальвация рубля. С 1997 года российский рубль находился в ограниченном валютном коридоре.Это было учреждено в рамках соглашений с международными организациями, такими как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставили России огромные международные займы, в которых она нуждалась в период развала экономики. В рамках соглашений Россия согласилась использовать предоставленные ей деньги частично для поддержки своей валюты. Россия зарабатывала рубли, но должна была бы расплачиваться в таких валютах, как доллар США или евро, поэтому стабильный обменный курс давал кредиторам больше уверенности в том, что Россия сможет погасить предоставленные займы.

Российское государство сохраняло диапазон даже после того, как оно выплатило свои займы, поскольку у российских корпораций также были международные займы, и их способность погашать зависела от стабильного обменного курса. Со временем разница между реальной стоимостью рубля и официальной стоимостью выросла почти до 100% при официальном курсе около 30 рублей за доллар. Спекулянты не стали массово использовать эту информацию, поскольку Россия автоматически покупала или продавала большие суммы валюты за счет своего нефтяного богатства, чтобы удержать рубль в коридоре.

Однако по мере того, как в 2014 году нарастало экономическое давление, поддерживать курс рубля становилось все дороже, и спекулянты оказывали все большее давление, полагая, что Россия скоро не сможет с этим справиться. Действительно, голоса в правительстве, которое долгое время выступало против сохранения диапазона, в конечном итоге победили, и Россия позволила рублю «плавать» до его реальной рыночной стоимости.

События

достигли апогея 16 декабря 2014 года, известного как «Черный вторник», когда рубль внезапно упал.Санкции и падение цен на нефть в сочетании с высоким спросом на иностранную валюту в преддверии крупного погашения внешнего долга - все это способствовало внезапному обесцениванию рубля. Валюта на дневных торгах стоила почти 100 рублей за доллар.

Сразу после начала кризиса Центральный банк Российской Федерации и правительство России предприняли шаги, чтобы вернуть ситуацию под контроль. Процентные ставки были увеличены до 17%, и была объявлена ​​крупная программа рефинансирования для крупных предприятий с иностранными займами.Кроме того, были ослаблены некоторые ограничения на банковское кредитование (например, резервные требования), а размер резервного фонда, который можно было использовать, был увеличен с примерно 500 миллионов рублей до 3,5 триллионов рублей. Правительство также пыталось и в значительной степени преуспело в том, чтобы убедить фирмы продавать иностранную валюту, которой они владели. Это помогло предотвратить утечку банковских вкладов и развеять опасения крупных игроков в бизнес-сообществе. Курс рубля упал почти так же быстро, как и повысился, стабилизировавшись к ожидаемому диапазону 50-60 за доллар к концу декабря.

Визуализированное резкое падение стоимости рубля (данные Bloomberg).

Встречные санкции и экономические страдания

Переход к свободно плавающему рублю не прошел безболезненно. Когда валюта обесценивается, ее можно конвертировать в меньшую часть другой валюты. В этом контексте россиянам стало дороже покупать товары и услуги, произведенные в других странах. Еще один симптом «голландской болезни», характерный для стран-экспортеров сырьевых товаров, - это тенденция импортировать, а не производить большую часть потребительских товаров с добавленной стоимостью.Таким образом, инфляция вскоре стала быстро расти.

Сильно пострадали и цены на продукты питания. Россия импортировала большую часть своих фруктов и овощей. Кроме того, падение рубля побудило российских фермеров экспортировать больше продукции за границу, что привело к сокращению предложения на внутренних рынках и повышению цен на продукты питания.

Встречные санкции усугубили ситуацию. Россия ввела санкции против тех стран, которые ее санкционировали, сосредоточившись в основном на импорте продуктов питания. Неожиданно пришлось полностью изменить логистику импорта российских продуктов питания, что привело к немедленным сбоям на рынке и во многих случаях резкому росту цен.

У среднего человека снизилась реальная заработная плата и выросли цены на продукты питания и большинство потребительских товаров. Более того, не все юридические и физические лица, имевшие долговые обязательства в иностранной валюте, были включены в планы реструктуризации. Уровень долга этих людей и организаций увеличился вдвое.

Инфляция подскочила почти до 15% в течение 2015 года, но сейчас упала до постсоветского минимума, во многом благодаря способности российских импортеров быстро находить новые рынки для привлечения инвестиций, а также массивным инвестициям в сельское хозяйство, которые пришли с ростом цены и снижение конкуренции, а также осмотрительная денежно-кредитная политика Центрального банка.

Влияние на государственные резервы

Со стратегической точки зрения, свободное плавание рубля было, пожалуй, самым важным решением, принятым при создании условий для быстрого выхода России из кризиса. Отчасти кризис вызвал тот факт, что нефть быстро потеряла почти половину своей стоимости. Однако, позволив рублю вернуться к своей естественной стоимости, российское правительство смогло фактически удвоить количество рублей, которое оно получало за баррель нефти. Инфляция, очевидно, подорвала этот непредвиденный доход, но не настолько, чтобы помешать этому шагу эффективно стабилизировать доходы России.

Россия также начала быстро реформировать свои бюджетные расходы, увидев, что резкие скачки цен на нефть могут сделать ее стабильность. С 2014 по 2018 год за счет сокращений и мер по повышению эффективности Россия снизила «точку безубыточности» с 98 долларов за баррель нефти до всего лишь 54 долларов. Несмотря на то что Россия распустила свой «фонд на черный день», который в значительной степени иссяк во время кризиса, Россия теперь вкладывает любые дополнительные деньги, заработанные сверх своих бюджетных потребностей, в иностранную валюту и золотовалютные резервы. С ростом цен на нефть запасы России восстановились почти до 460 миллиардов долларов и продолжают расти.

Более того, торговый баланс текущего счета России остается положительным, а российский бюджет все еще в плюсе. Учитывая все это, несмотря на перспективу дополнительных санкций, большинство международных рейтинговых групп сейчас ставят кредитные рейтинги России на положительную траекторию.

Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов перед встречей с членами правления Российского союза промышленников и предпринимателей (логотип на заднем плане). Набиуллина и Силуанов были двумя основными движущими силами реформ, которые привели к восстановлению России.Картинка с сайта Kremlin.ru.

Проблема для любого решения?

Хотя эти политики были эффективны в краткосрочной перспективе, они могут вызвать больше проблем в долгосрочной перспективе. Обесценивание рубля сделало экспорт сырьевых товаров более прибыльным и способствовало процветанию сельскохозяйственного сектора. Однако это также привело к удорожанию импорта того вида технического оборудования, которое необходимо России для модернизации экономики. Это оборудование необходимо для дальнейшего роста. Россия не сможет производить такое оборудование собственными силами без крупных инвестиций, на которое труднее получить финансирование в условиях санкций.Возможно, он даже не сможет импортировать оборудование для производства оборудования. Некоторые в деловом сообществе обеспокоены тем, что краткосрочные выгоды от слабого рубля приведут Россию только к «гонке на дно» с другими странами, у которых есть недорогая рабочая сила.

Эта слабость может усугубить другие проблемы, стоящие перед Россией в среднесрочной перспективе, такие как необходимость модернизации производства, чтобы справиться с тем, что, по прогнозам, приведет к быстрому сокращению рабочей силы как минимум в течение следующего десятилетия. Кроме того, потеря Россией доступа к западному капиталу также может еще больше выявить слабые места в российском банковском секторе.Как демографические проблемы, так и слабый банковский сектор - это в значительной степени проблемы наследия, которые Россия унаследовала от гораздо более серьезных кризисов, с которыми она столкнулась в 1990-х годах.

Восстановление

Экономические перспективы России сегодня гораздо более позитивные, чем это было всего несколько лет назад. Цены на нефть восстановились. Это ключевое событие, учитывая, насколько экономика все еще зависит от нефти и газа. Страна также, похоже, на данный момент выдержала западные санкции, даже получив небольшую поддержку от новых санкций в отношении другого производителя нефти, Ирана.Внешние отчеты показывают положительные показатели на будущее. Однако некоторые структурные проблемы все еще остаются, такие как зависимость от таких сырьевых товаров, как нефть, сокращение рабочей силы и проблемы с банковским сектором. Таким образом, мудрому инвестору или простому заинтересованному наблюдателю следует сохранять оптимизм, но осторожно, в отношении перспектив российской экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *