Разное

Объем коррупции в россии: Кудрин оценил объемы коррупции в России в триллионы рублей :: Экономика :: РБК

01.12.2019

Содержание

Коррупция выросла вдесятеро, зато Россия обогнала Португалию по уровню благосостояния

26 октября в ГУ-ВШЭ состоялся очередной научный семинар под руководством Евгения Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода».

Президент Регионального общественного фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров своим докладом «Динамика коррупции в условиях аномальной экономики» порадовал собравшихся тем, что граждане стали платить коррупционерам меньше. Но ликование было не долгим: бизнесмены, оказывается, платят на порядок больше.

Открывая семинар, научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин сказал, что рейтингам коррумпированности в разных странах он доверяет меньше, чем фонду ИНДЕМ, тем не менее, рост рынка коррупции в России почти в 10 раз за 4 года, который констатирует группа Сатарова, вызывает сомнения. Слушатели постарались разобраться в этом подробнее.

По заказу ИНДЕМ в 2001 и 2005 годах были проведены полевые исследования: опрошено 2000 и 3000 граждан и 700 и 1000 представителей бизнеса соответственно.

О готовности в случае необходимости дать взятку представителю власти сообщила половина опрошенных граждан, то есть на треть меньше, чем четыре года назад (2/3 в 2001 г.), снизилось и среднее число взяток, которые дает один взяткодатель в год. В целом рынок бытовой коррупции (здравоохранение, милиция, образование, военкоматы) относительно стабилен: годовой оборот, по расчетам увеличился с 2,8 млрд. долларов до 3,0. Валовый объем взяток в здравоохранении снизился; у военных, которые готовы избавить юношу от армии — вырос (довольно резко), подрос объем коррупционных услуг и в образовательных учреждениях (в основном за счет расширения набора услуг), милиция «берет свое» стабильно.

Отдельный разговор — деловая коррупция. Исследователи перемножили число активно действующих предприятий в стране на посчитанные по результатам опроса долю предприятий, платящих взятки (81,2%), показатель средней интенсивности «взяткоотдачи» и на средний размер взятки. Результат — ошеломляющий: рост среднего размера взятки — в 13 раз, общая сумма взяток выросла за 4 года в 9 раз! (Это приблизительно согласуется с цифрами, которые недавно озвучивал глава МЭРТ Герман Греф).

Общая сумма составляет более 300 млрд. долларов в год. Представление о том, что мелкие взятки платят чаще, а крупные реже, — оказалось мифом. По налаженным, посему — относительно безопасным, каналам крупные предприятия охотно и часто платят очень крупные суммы за право продолжать свою деятельность. («Буду бить аккуратно, но сильно»).

Можно спорить о деталях, и публика охотно это делала. Можно придираться к отдельным методикам вычислений и экстраполяции, но цифры роста рынка коррупционных услуг на целый порядок, пожалуй, недалеки от реальных. Георгий Сатаров оговорился, что «осторожности ради цифры занижены — и в этом весь ужас».

Для тех, кто согласился с доказательством выкладок ИНДЕМ, очень интересной частью доклада был макроэкономический анализ. По выводам исследовательской группы, валовый объем коррупционной экономики в стране получается сопоставимым с ВВП, а значит, стоимость российской экономики недооценена, как минимум, вдвое. Следовательно, реальный среднедушевой доход россиян сравним с таковым в ведущих индустриально развитых странах. Мы настроились долго и мучительно догонять Португалию — и незаметно для себя уже перегнали!

«Российская экономика попала в аномальную фазу, она стала похожа на экономику, где половина денег — фальшивые», и в этом г-н Сатаров видит одну из главных причин инфляции. Такого рода системам устойчивость не свойственна, считает он, и при сохранении правил игры ситуация будет усугубляться. Чтобы не повергнуть слушателей в полный пессимизм, он заметил, что бОльшая часть российского бизнеса «все еще демонстрирует живучесть». И то неплохо…

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

Если Вы не принимаете настоящие правила, Вы не сможете воспользоваться сервисом отправки электронного сообщения.

В соответствии с приказом «Об утверждении Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет»:

III. Особенности направления информации в подразделе «Интернет-приемная» и ее обработки

 

23. В подразделе «Интернет-приемная» (раздел «Обращения граждан») посетители сайта могут оформить электронные сообщения, которые обрабатываются уполномоченными работниками управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в порядке, установленном Федеральным законом от 02. 05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормативными правовыми актами СК России.

24. При оформлении обращения в форме электронного документа посетителю сайта необходимо:

  • заполнить соответствующие поля формы обратной связи на веб-странице подраздела «Интернет-приемная»;
  • указать персональные данные заявителя на отмеченных звездочкой полях формы, заполнение которых является обязательным;
  • разместить в поле «Ваше сообщение» текст обращения.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Размер электронного обращения не может превышать 5 тысяч знаков, что примерно соответствует объему текста, напечатанного на двух-трех страницах с одинарным междустрочным интервалом на листе формата А4 с полями страницы не менее 2 см.

25. Посетитель сайта вправе приложить к обращению, направляемому через Интернет-приемную, необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Вложенные документы и материалы в электронной форме должны быть представлены в виде одного файла без архивирования. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.

При этом обращения, содержащие тексты и прилагаемые документы большого объема, следует направлять в СК России средствами почтовой связи.

26. Датой обращения в форме электронного документа является дата его размещения на Интернет-сайте, которая фиксируется автоматически в момент отправки заполненной формы электронного сообщения.

27. Электронные документы, направляемые через сайт, минуя «Интернет-приемную», к рассмотрению в качестве обращений не принимаются.

Владимир Ботнев. Сущность, причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации

Рекомендуемая ссылка на статью:
Владимир Ботнев. Сущность, причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

2014, №5 (91)

.

Владимир Ботнев, доктор юридических наук, исполняющий обязанности декана факультета государственного и муниципального управления  Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82, строение 1). E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы деловой коррупции в Российской Федерации. Показаны ее масштабы, проанализированы последствия коррупции для российской экономики. Сделаны выводы о ее экономических, правовых и социально-культурных предпосылках.
Ключевые слова: коррупция в частном секторе, коррупция в бизнесе, деловая коррупция, причины коррупции, последствия коррупции.

В современной российской экономике проблема коррупции является одной из самых важных, и ее решение остается приоритетной задачей на государственном уровне. Успешность этого решения оказывает влияние на экономическое развитие страны, ее привлекательность для иностранного капитала и инвестиций.

Однако коррупция в обыденном понимании ассоциируется с государственными служащими («чиновниками»), которые таким образом пытаются в обход закона улучшить свое материальное положение. Так, Е.Т. Гайдар по этому поводу отмечал: «Не забудем, что чиновник всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно… Так что бюрократический аппарат несет в себе куда больший заряд мафиозности, чем бизнес…» [Гайдар, 2010. С. 270-271].

Действительно, коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков, и как социально-негативное явление в обществе коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат. Об этом свидетельствуют библейские изречения о фактах, расценивающихся в настоящее время как проявления коррупции. Вот некоторые цитаты из этой книги: «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою…»; «Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» [Библия. Ветхий Завет].

Однако, точка зрения Е.Т. Гайдара не соответствует в полной мере российской реальности: представляется, что ситуация значительно сложнее, так как коррупционные проявления присутствуют и в коммерческих организациях.

Коррупция в частном секторе (далее также мы будем использовать слово «бизнес-структура» применительно к обозначению организации, занимающейся предпринимательской деятельностью) распространена не меньше, чем коррупция в системе государственной и муниципальной службы. Ибо в корне своем природа явления одна и та же – конфликт интересов лиц, которые должны действовать в силу разных оснований для осуществления, представления и/или защиты чужих интересов [Хабриева, 2012.

С. 486-514].

Деловая коррупция затрагивает, в первую очередь, хозяйственную сферу взаимоотношений в обществе. Как правило, она осуществляется в форме коррупционной сделки между бизнесменом, представляющим юридическое лицо и должностным лицом государственной или муниципальной администрации. В литературе она часто представляется как «смазка», которая способствует экономическому развитию с помощью «скрытого стимула», компенсирующего неадекватность или «неуклюжесть» официальных процедур. При деловой коррупции «коррупционная сделка» тесно связана с получением взаимной финансовой выгоды между получающим и дающим взятку [Минин, 2009. С. 185].

Представители бизнеса вынуждены взаимодействовать с региональными властями, законодателями, регулирующими и контролирующими органами, полицией и судами. Они финансируют проекты региональных правительств, делятся конфиденциальной информацией с правоохранительными органами и устраивают на работу в госорганы своих представителей. Участвуя в подобных практиках, бизнесмены сами во многом становятся создателями коррупционных традиций [1].

Как правило, коррупция в форме денег, ускоряющих определенный процесс, является однонаправленным каналом от частных предпринимателей к госслужащим, в целях более высокой эффективности. Каждый этап производства или продажи товаров и услуг может оказаться под воздействием коррупции: решение приобрести что-то, выбор участников договоров, вознаграждения по данному договору, контроль над осуществлением работы, конечная оплата и так далее.

Крупные и мелкие компании несут значительные финансовые потери не только, а зачастую и не столько, от коррумпированных чиновников, сколько от собственных менеджеров и сотрудников, участвующих в целом ряде неформальных практик, начиная от получения «откатов» и заканчивая присвоением активов компании [2].

Необходимо также отметить, что различные международные документы в последнее время (в отличие от более ранних периодов исследования коррупции) прямо указывают на однородность коррупции на государственном и частном уровнях.

Так, междисциплинарная группа Совета Европы в 1995 году определила коррупцию как «… взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получения любых незаконных выгод для себя и других» [Ломакина, 2006. С. 99].

Определенные элементы противодействия деловой коррупции закреплены и в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая, давая определение коррупции, указывает, что это в том числе и «злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Явление деловой коррупции для современной российской действительности стало столь распространенным, что можно встретить и такие пессимистические (но весьма близко соответствующие реалиям) суждения: «эксперты считают, что многие отрасли без откатов просто не работают» или: «все работают исключительно на откатах» [Петрова, 2007].

Тем не менее, точно определить масштабы деловой коррупции в Российской Федерации не представляется возможным в силу отсутствия уголовной статистики, то есть элементарным образом невозможно получить достоверные количественные показатели для анализа. Если в государственной сфере откат можно квалифицировать как растрату и, возможно, как мошенничество, то в области коммерческой деятельности коррупционная деятельность сотрудников не может быть квалифицирована так однозначно. Во-первых, определенный уровень риска заложен в предпринимательской деятельности изначально, а поэтому часто сложно отделить риск и умысел. Во-вторых, квалификация соответствующих действий как коррупционных по большей части отдана на усмотрение самих участников гражданского оборота, а правоохранительные органы и суд не могут подменять собственными решениями усмотрение субъектов гражданского оборота.

Также необходимо отметить, что существенным отличием коррупции в системе государственной (муниципальной) службы и коррупции в бизнесе является то, что вопросы противодействия последней правом системно не регулируются.

Поэтому при анализе этого явления приходится оперировать экспертными оценками, достоверность которых верифицировать крайне сложно.

3 декабря 2013 года Международное движение Transparency International представило Индекс восприятия коррупции за 2013 год. В этом году в рейтинг вошли 177 стран, которые ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – наименьший. Как и в 2012 году, Россия получила 28 баллов, что сегодня соответствует 127 месту. Столько же получили Азербайджан, Пакистан, Никарагуа, Мали, Мадагаскар, Ливан, Гамбия и Коморские острова[3]. Объем российского рынка коррупции составляет 300 млрд. долларов в год[4]. Сколько из них точно приходится на деловую коррупцию, ответить в реальности практически невозможно.

Тем не менее, в настоящее время в научной литературе имеются результаты двух больших социологических опросов по деловой коррупции 2001 и 2005 годов. Поэтому получить какое-то представление о динамике деловой коррупции в России относительно этого временного интервала все-таки возможно.

Результаты проведенных исследований поражают: абсолютный размер взятки с 2001 по 2005 год вырос более чем в 13 раз (с 11 до 137,23 тыс. долларов), а объем рынка деловой коррупции за тот же срок вырос в 9 раз[5]. Конечно, чтобы оценить реальный масштаб этой динамики, надо учесть сопутствующий рост экономики и оборота фирм, в данном случае возникает проблема нормирующих показателей. Один из способов, которым можно оценивать динамику «покупательной способности» взяток – это сопоставления среднего размера взятки со средней по России стоимостью одного квадратного метра жилья на первичном рынке.

Результаты расчетов показали следующее: в 2001 году на взятку среднего размера можно было купить 30 квадратных метров жилья, а в 2005 году стало возможным купить 209 квадратных метров жилья – в семь (!) раз больше. Хотя цены на этом рынке стремительно росли в эти годы[6].

Каковы причины, или, точнее говоря, объяснения существования корпоративной коррупции? В качестве таковых можно отметить[7]: а) объяснения экономического характера; б) объяснения (аргументы), лежащие в области культуры; в) несовершенство механизма правового регулирования.

Говоря об экономических последствиях деловой коррупции, польский экономист Г.В. Колодко утверждает, что коррупция вообще противоречит экономическому росту и экономическому развитию по следующим причинам: а) коррупция отрицательно сказывается на эффективности капиталовложений; б) коррупция снижает стремление к экономии; в) коррупция ослабляет мотивацию и снижает производительность труда; г) коррупция приводит к политической напряженности и дезинтеграции общества; д) коррупция – это обреченность надежд [Колодко, 2000. С. 161-162].

Действительно, отрицательные последствия от деловой коррупции испытывает экономика любого государства.

Во-первых, коррупционные практики искажают конкурентную среду в бизнесе. Исследователи вопроса указывают, что «благодаря» системам откатов компании-производители и поставщики получают нерыночные конкурентные преимущества [Логвинов, 2011. С. 44].

Во-вторых, использование коррупционных практик в деловой среде ведет к искажению рыночного ценообразования. Поскольку цена товара, работы, услуги изначально завышена на размер отката, то это дает неверные сигналы рынку, а также ведет к росту цен.

В-третьих, использование коррупционных практик способствует уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. По данным Фонда ИНДЕМ, уменьшение коррумпированности на два балла по 10-балльной шкале увеличивает объем ВВП на 0,5%, приток инвестиций – на 4%, а расходы на образование увеличиваются на 0,5%.

В-четвертых, деловая коррупция негативно влияет на инвестиционные процессы.

В-пятых, деловая коррупция существенно увеличивает трансакционные издержки предпринимателей, создает барьеры для входа на рынок. Результатом этого является ухудшение инвестиционного климата, уход бизнеса в иные юрисдикции, нежелание инвестировать в объекты на территории России.

С другой стороны, в данном случае нельзя не привести следующие рассуждения: «основной вопрос жизнеспособности откатов – экономическая целесообразность. Пока они помогают продажам, их актуальность не утратится. Как только рентабельность снижается настолько, что откаты становятся невыгодны, нужда в них отпадает. Это мы сейчас наблюдаем в ритейле. Но в большинстве случаев откаты необходимы для полноценной работы компании. Например, по нашим данным, после публичного отказа от откатов объем продаж у ростовской ИТ-компании IMANGO серьезно снизится – некоторые партнеры прекратили с ней сотрудничать»[8].

Обратим внимание на последнюю часть приведенной цитаты: как только одна компания отказалась от откатов – ее продажи и, соответственно, экономическая эффективность деятельности упали.

В данном случае нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Латова в том, что «…задача государства состоит не в уничтожении коррупции (что невозможно), а в ограничении ее на оптимальном для общества уровне. Целью правоохранительной деятельности должно быть не «искоренение» коррупции, а сдерживание ее на оптимальном, с точки зрения общества, уровне»[9].

Однако объяснение деловой коррупции исключительно экономическими причинами не дает исчерпывающего ответа, почему деловая коррупция существует и процветает, особенно в современный период в России. И здесь нельзя обойтись без культурологических и правовых объяснений.

Фактор культуры является одним из основополагающих в вопросе противодействия или, напротив, потворствования деловой коррупции. Причем как культуры вообще, так и корпоративной культуры конкретной организации в частности. В литературе приведена хорошая аналогия в части значения культуры: «…в стране высокой культуры, где уважают признанные обществом институты, останавливаются на красный свет на пустой улице в три часа ночи, спокойно ожидая, пока загорится зеленый. В стране со слабыми традициями уважения правил дорожного движения и с низкой культурой вождения водитель может поехать и на красный свет, если сочтет, что ему никто не мешает. А если кто-то и помешает, то можно нажать на клаксон и прогнать того, кто на пути. Без оглядки на других, потому что не институты, а сам водитель решает, как поступить. Формально те же самые ПДД – например, в Бангладеш и в Великобритании, – а реально в этих странах абсолютно разный характер дорожного движения… Вроде бы похожие, если подходить формально, институты, но в одном месте – хаос, а в другом – порядок; тут – неразбериха, там – дисциплина; где-то – суматоха, а где-то – четкое движение» [Колодко, 2009. С. 386].

Применительно к Российской Федерации, значимость культуры как фактора деловой коррупции объясняется историей. В этом смысле российская история коррупции, конвертации административных полномочий в деньги дает, к сожалению, благодатную почву и для расцвета коррупции вообще, и для расцвета деловой коррупции в частности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что и государство, и предпринимательское сообщество заинтересованы в снижении уровня деловой коррупции, препятствующей промышленному развитию, повышению производительности труда, а в итоге – национальному процветанию. Однако отдельные представители, как предпринимательских структур, так и государства, стремятся, благодаря различным коррупционным практикам, получать дополнительный доход. В данном случае интересы таких «отдельных лиц» вступают в противоречие с интересами всего государства.

В данном контексте понимание сущности деловой коррупции, ее причин, последствий и примеров коррупционных практик приводит нас к вопросу о необходимости более эффективного правового регулирования противодействия деловой коррупции, которому отечественное право пока не уделило достаточного внимания.

 

Литература

Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Исаии. 1, 23; 5, 22-23.

Гайдар Е.Т. Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб.: Норма, 2010.

Колодко Г.В. Мир в движении. М.: Магистр, 2009.

Колодко Г.В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000.

Коррупция: природа, проявление, противодействие. Монография // Отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М.: ИД «Юриспруденция», 2012.

Логвинов М. Позолоти ручку // Компания. 2011. № 41 (678).

Ломакина О.Б. Коррупция, мошенничество и не только // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. № 3.

Петрова Ю.А. Коррупция в бизнесе // Управление персоналом. 2007. № 4.

Противодействие коррупции в условиях нейтрализации кризисных факторов в мегаполисе Москва: методология и организационно-правовые аспекты поддержки на общественных началах // Под ред. проф. Минина А.Я. Монография. М.: МТПП, 2009.

Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.


[1] Леденева А., Шекшня С. Бизнес в России: неформальные практики и антикоррупционные стратегии // http://www.wardhowell.ru/upload/iblock/fab/IFRI_ifriledenevashekshniaruscorruptionmarch3011.pdf

[2] Там же

[3] Transparency International: Коррупция в России осталась на прежнем высоком уровне // http://www.dw.de/transparency-international-коррупция-в-россии-осталась-на-прежнем-высоком-уровне/a-17268278

[4] Самый доходный бизнес в России — это коррупция, ее рынок достиг 300 млрд долларов ежегодно // http://www.newsru.com/finance/09apr2013/corruption.html

[5] Коррупция в России: классификация и динамика // http://institutiones.com/general/2129-korrupciya-v-rossii-klasifikaciya-i-dinamika.html

[6] Там же.

[7] Нельзя не отметить, что в последнее время заговорили и о психологических аспектах причин коррупции вообще. К примеру, недавно в журнале New Scientist было опубликовано исследование, согласно которому коррупция, как и иные девиантные формы личного обогащения, объясняются исключительно психологическими факторами; в статье приводится такое мнение одного из исследователей: «Если вы большую часть времени честны, то это может быть только из-за того, что у вас отсутствует возможность обмануть» (Сердечков А. Ученые выяснили, что происходит в головах у коррупционеров // http://www.rbcdaily.ru/2011/11/14/cnews/562949982036523)

[8] Дмитрий Ткаченко, Максим Горбачев: «Откат – это всего лишь стимуляция продаж» // http://ekb.dk.ru/news/dmitrij-tkachenko-maksim-gorbachevotkat-mdash-eto-vsego-lish-stimulyaciya-prodazh-236613364#ixzz306JCn9Jo

[9] Латов Ю.В. Коррупция: причины, экономические последствия и влияние на развитие общества // http://www.elitarium.ru/2012/04/16/print:page,1,korrupcija_prichiny_posledstvija_vlijanie.html

Эксперты: объем коррупции в России равен половине ВВП

Подпись к фото,

Общий объем взяток выливается в гигантские суммы

Объем коррупции в России составляет около 50% ВВП. Наиболее поражены взяточничеством правоохранительная и судебная система.

Доклад подготовлен всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». Основой для него стали материалы, собранные экспертами с июля 2009 по июль 2010 года, в том числе почти 7 тысяч жалоб, поступивших от тех, кто стал жертвами вымогательства со стороны чиновников разных уровней и различных ведомств.

По данным доклада, на первом месте по коррумпированности стоят руководители оперативных подразделений различных силовых ведомств — таких, как Отделы по борьбе с экономической преступностью МВД, ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Некоторые сотрудники этих ведомств, как заявляют авторы доклада, имеют до 20 тыс. долларов в месяц дополнительного дохода за счет оказания незаконных услуг.

Второе место в рейтинге коррумпированности занимают прокурорские работники: они ежемесячно получают примерно по 10 тыс долларов за оказание таких услуг.

На третьем месте оказались инспекторы ГИБДД: каждый месяц они незаконно взимают с нарушителей ПДД до 5 тысяч долларов.

По 3 тыс. долларов коррупционного дохода в месяц имеют сотрудники, работающие в органах дознания.

Примерно 2 тыс. долларов в месяц получают участковые милиционеры — в основном за счет поборов с нелегальных иммигрантов.

Сотрудники ППС на нелегальных торговле и рекламе зарабатывают ежемесячно от 1000 долларов.

«Взяткоемкость»

«Критерием престижности профессии стала не правоохранительная деятельность, а коррупционная стабильность выбранной профессии», — заявляют авторы доклада. В российских СМИ эту «коррупционную стабильность» называют «взяткоемкостью».

Исследователи основывают свои выводы на заявлениях и оценках представителей предпринимательского сообщества, которые говорят, что коррупционные издержки составляют до половины всех их расходов.

В государственной сфере дела обстоят еще хуже, полагают авторы доклада: «в большинстве учебных заведений, начиная от дошкольных и заканчивая высшими, до 80% оборотных средств являются теневыми вследствие поражения коррупцией». А сфера оказания государственных и муниципальных услуг «до 90% проходит через посредничество, то есть завуалированную коррупцию».

В докладе очень подробно разбираются, например, схемы строительства платных дорог, в которых, по словам авторов, чрезвычайно велика коррупционная составляющая. В качестве одного из примеров в докладе приведено строительство скоростной трассы Москва-Петербург через Химкинский лес.

Столь же пристальное внимание уделено коррупционной практике в сфере земельных отношений и многих других областях экономической и общественной жизни.

Совпадение оценок

Авторы доклада подчеркивают, что их выводы во многом совпадают с оценками организации Transparency International, а также Всемирного банка, по заключению которого 48% российской экономики находятся «под сенью коррупции».

Авторы считают, что результативная борьба с коррупцией возможна на основе двух общественных систем — либо тоталитарной, либо истинно демократической.

В качестве примеров «успешной борьбы с коррупцией» авторы называют Норвегию, Германию, Италию, Испанию, США, а также «самый недавний пример» – Грузию.

Корни российской коррупции авторы доклада ищут в политической системе страны и приходят к заключению, что «только ориентированная на власть народа политическая система способна обеспечить стабильность развития государства, решить проблемы общества и добиться успехов в борьбе с коррупцией».

Взаимодействие с Группой государств против коррупции (ГРЕКО)

Генеральная прокуратура Российской Федерации в качестве головного ведомства выполняет задачи по обеспечению участия России в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Российская Федерация вступила в ГРЕКО 1 февраля 2007 г. после ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

С 2009 года российскую делегацию в ГРЕКО возглавляет первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. В состав российской делегации также входят заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Аслан Юсуфов, который одновременно является членом Бюро ГРЕКО (высший исполнительный орган ГРЕКО), и представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

После присоединения к ГРЕКО в отношении России проведены совмещенные первый и второй раунды оценки, в ходе которых исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции (независимость этих органов, их компетенция, достаточность ресурсного и иного обеспечения, эффективность работы), вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования, а также особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах. Рассматриваемые раунды оценки успешно завершены Россией в 2012 году.

В этом же году в отношении Российской Федерации завершен анализ по третьему раунду оценки по темам «Криминализация преступных деяний» и «Прозрачность финансирования политических партий». В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте 2012 г. докладе по итогам данного раунда в адрес Российской Федерации высказана 21 рекомендация, 9 из которых по первой теме и 12 по второй. При этом многие из них предполагали не просто выполнение одного или нескольких мероприятий, а фактически – целую реформу в той или иной области.

Во исполнение рекомендаций ГРЕКО Генеральной прокуратурой Российской Федерации была развернута масштабная работа, к которой были подключены все заинтересованные органы государственной власти и общественные институты.

В результате принят ряд нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня, издано постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими органами разработано значительное количество организационно-распорядительных и инструктивных документов.

Вопросы, связанные с реализацией рекомендаций ГРЕКО, регулярно по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассматривались на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В июне 2014 г. в г. Страсбурге (Франция) состоялось 64-е пленарное заседание Группы государств против коррупции (ГРЕКО), на котором принят отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций по итогам третьего раунда оценки ГРЕКО. Из 21 высказанной России рекомендации признаны полностью выполненными 3, частично выполненными – 12, невыполненными – 6.

В 2014–2016 годах Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с рядом государственных органов проведена работа по выполнению оставшихся рекомендаций. По результатам этой работы на 73-м пленарном заседании ГРЕКО принят второй отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций ГРЕКО, согласно которому полностью выполненными признаны 11 рекомендаций, частично выполненными – 10, невыполненных рекомендаций не осталось.

Кроме того, в 2016 году в отношении Российской Федерации начато проведение четвертого раунда оценки по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров».

Важной составляющей участия России в работе ГРЕКО является деятельность российских экспертов при проведении оценок, принятии страновых докладов и отчетов о выполнении рекомендаций.

Российские эксперты проводили оценки и выступали в роли докладчиков в отношении Австрии, Андорры, Германии, Испании и других государств.

Следует отметить, что российская делегация в ГРЕКО, представитель которой является членом Бюро, занимает с учетом интересов Российской Федерации активную позицию при принятии важных организационных и правовых решений, в том числе по внесению изменений в правила процедуры ГРЕКО и иные документы.

Ежегодно представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают участие в четырех пленарных заседаниях ГРЕКО и четырех заседаниях Бюро ГРЕКО.

Центр противодействия коррупции

Научно-образовательный центр противодействия коррупции (Центр) был создан во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 гг.


Антикоррупционное обучение является одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования и ориентировано на различные категории слушателей:

– Государственные служащие, замещающие руководящие должности
– Сотрудники подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов и органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений субъектов РФ
– Работники государственных фондов и организаций
– Муниципальные служащие
– Иностранные государственные служащие и работники  частных компаний
– Преподаватели, принимающие участие в реализации антикоррупционных образовательных программ

Образовательные программы, реализуемые Центром:

– Вопросы профилактики и противодействия коррупции
– Функции подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (базовый уровень)
– Организационные экономическиеи правовые формы противодействия коррупции
– Функции подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (продвинутый уровень)
– Вопросы профилактики и противодействия коррупции на государственной гражданской службе
– Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации
– Противодействие коррупции в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

Преподаватели:

Программы Центра противодействия коррупции реализуются ведущими профессорами и экспертами, специализирующимися на антикоррупционной тематике, в том числе членами экспертных советов при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и при Правительстве Российской Федерации. В рамках учебных программ проводятся мастер-классы сотрудников государственных органов, которые принимают непосредственное участие в формировании антикоррупционной политики в России, её методическом обеспечении и надзоре за её реализацией.

Центр обеспечивает единое методическое сопровождение антикоррупционного обеспечения:

– Мониторинг качества реализации образовательных программ в филиалах Академии
– Издание регулярно обновляемых сборников основных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции
– Разработка учебно-методических комплексов для преподавателей
– Разработка пособия «Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов Российской Федерации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений» для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

В целях повышения доступности и качества антикоррупционного обучения активно используются различные технологии дистантного образования:

  • Онлайн-трансляции лекций
  • Электронные курсы
  • Тестовые комплексы

Перечень дополнительных профессиональных программ, реализуемых Институтом права и национальной безопасности РАНХиГС в 2021 году

Для подачи заявки необходимо скачать, заполнить Форму заявки на участие в программах Центра и отправить на Email: [email protected]
ВНИМАНИЕ! Форма заявки на участие в программах Центра разделяется по категории слушателей

1. Федеральные государственные гражданские служащие
2. Государственные гражданские служащие субъектов РФ, муниципальные служащие, работники организаций
3. Физические лица

Контакты Центра:

Рогачева Варвара Игоревна – директор Центра программ дополнительного профессионального образования Института права и национальной безопасности, кандидат социологических наук, доцент
Телефон: +7 499 956-91-61, +7 916 120-67-30
Email: [email protected]

Камолов Тимур Мэлсович – ведущий специалист Научно-учебного Центра противодействия коррупции Института права и национальной безопасности
Телефон: +7 499 956-91-61, +7 963 760-77-78

Мероприятия, порученные к выполнению НОЦ противодействия коррупции РАНХиГС Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 г. № 147

  1. Ежегодное проведение повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе двух уровней:
    «Функции подразделений кадровых служб ФГО по профилактике коррупционных и иных правонарушений (для ФГГС, впервые направляемых на обучение по данной программе)» объемом 54 часа;
    «Функции подразделений кадровых служб ФГО по профилактике коррупционных и иных правонарушений (продвинутый уровень для сотрудников приходящих на обучение повторно, через 2-3 года)» объемом 36 часов согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации (не менее 1000 человек в год).
  2. Проведение обучения работников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации программе дополнительного профессионального образования, включающей раздел о функциях органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации» объемом 40 часов.
  3. Разработка пособия «Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов Российской Федерации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений» для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
  4. Проведение учебно-методических семинаров для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, по программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации «Основы антикоррупционной политики», объемом 24 часа.

Экономический анализ коррупции | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Каримова, И. Р. Экономический анализ коррупции / И. Р. Каримова, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1472/ (дата обращения: 16.05.2021).

Показателем измерения коррупции является индекс восприятия коррупции (ИВК) , вычисляемый Университетом Пассау в Германии и Transparency International. Этот индекс представляет собой порядковый рейтинг по странам, определяемый на основе социологических опросов, проводимых, как считается, среди людей посвященных. ИВК — пожалуй самый распространенный коррупционный индекс; в последние годы он активно используется в СМИ. Но также существуют и другие показатели измерения коррупции — например, индикатор, публикуемый в «Международном справочнике страновых рисков» (International Country Risk Guide).

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических системы, которая обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания:

1. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

2. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

3. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

4. Родственные связи и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

5. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

6. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Предельно лаконичное определение основных причин коррупции некоторые зарубежные экономисты выражают следующей формулой:

коррупция = монополия + произвол – ответственность.

Устойчивый, стабильный рост внутренней экономики государства принято характеризовать по следующим показателям:

  • увеличением объема ВВП;

  • увеличение средней заработной платы населения;

  • создание новых рабочих мест;

  • рост кредитов банков экономике;

  • переход от чистого оттока к чистому притоку частного капитала

Но можем ли мы говорить о росте экономики нашего государства в условиях столь высокого уровня коррупции?!

Рассмотрим влияние коррупции на основные показатели роста экономики в точки зрения экономического анализа.

ВВП и коррупция

Некоторые экономисты утверждают, что между коррупцией и уровнем экономической активности существует обратная связь. К примеру, рост ВВП может привести к усилению коррупции, поскольку сама основа для расхищения увеличивается.

Расчет объема рынка коррупционных услуг

Измерение объемов коррупционных рынков, основанное на предположениях о вероятностной природе такихсобытий, как коррупционные взаимодействия, было про-ведено российским Фондом ИНДЕМ принимает во внимание такие параметры как доля взяткодателей, средняяинтенсивность коррупции и средний размер взяток.

По результатам исследования Фонда ИНДЕМ объемырынка бытовой коррупции для некоторых сфер деятельности в России приведены ниже:

Сфера

Объем рынка, млн.долларов

Рейтинг

Вузы
Гаи
Поликлиники
Военкоматы
Получение жилья
Суды
Милиция
Паспортная служба
Школы
Земельная регистрация
Пенсии и социальные льготы
Детсады

2484,8
1012,8
891,1
699,5
555,6
512,0
306,9
303,6
294.3
246,2
318,4
72,4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

По этим данным нетрудно вычислить общий объем бытовой коррупции России. Он составляет более 7 трлн. долларов.

Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГИБДД (33%), власть на местах (28%) и милицию (26%). Во второй «тройке» следуют: «все общество в целом» (23%), «медицина» (16%) и «образование» (15%).

По сравнению с 2006 годом с 20% до 15% снизилась доля тех респондентов, кто признает высоко коррумпированной федеральную власть и правительство в целом, но выросло количество отмечающих коррупцию в сфере образования (с 10% до 15%) и в медицине (с 11% до 16%).

Чаще всего опрошенные отмечали, что давали подарки и деньги работникам медицины (52%). Более трети респондентов (36%) заявили, что для решения своих проблем им приходилось «вознаграждать» работников образования, а 28% россиян доводилось прибегать к подобным методам при общении с сотрудниками ГАИ (28%).

За последние годы средний размер взятки увеличился с 10 тыс. до 136 тыс. долл. Объем рынка деловой коррупции возрос с 34 млрд. до 318 млрд. долл. 7 Конечно, с учетом происходившего одновременно роста экономики сравнение показателей в абсолютном выражении не вполне корректно.

Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.

В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства – не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсоветской Грузии, например, введена система, в соответствие с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в должность, так же как и тогда, когда они покидают свои посты.

Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического правонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайване) наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диаметрально противоположная: дача взятки – уголовное преступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления. Помимо расхождений в признаках уголовно наказуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.

Хотя эти меры должны осуществляться центральным правительством, они требуют также поддержки со стороны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную поддержку, то удается в достаточно короткий срок добиться сильных изменений (как это было в 1990-е в Италии при проведении компании «Чистые руки»). Напротив, если граждане возлагают все надежды на «мудрых правителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная компания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом (именно так произошло в нашей стране в начале 1990-х) или вылиться в репрессии против политических противников правящего режима.

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы. Именно этим путем пошла Япония и «азиатские тигры» (особенно, Сингапур и Гонконг), где высокий авторитет госчиновников позволил создать высокоэффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой коррупции. В западных же странах с характерным для них недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля…) на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.

Литература:

1) Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.indem.ru

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, борьба, мера, показатель измерения коррупции, рост экономики.

Похожие статьи

Влияние

коррупции на экономику России | Статья в журнале…

Рубрика: Экономическое развитие и рост. Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Главный антикоррупционный орган Сингапура — Бюро по расследованию коррупции — применял жесткие меры по борьбе с коррупцией, штраф достигал до 100 тыс…

Состояние

коррупции и меры противодействия коррупции

Под коррупцией чаще всего понимается прямое использование должностным лицом, и не только, прав, связанных с его должностью, в целях обогащения, продажность, подкуп должностного лица, политического деятеля [1, C. 24].

Коррупция — проблема современной России | Статья в сборнике…

Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты

Меры по борьбе с коррупцией в Китае направлены не только на выявление произошедших преступных деяний, но и на воспитание…

Индикаторы измерения коррупции: понятие и совершенствование

Для измерения глубины коррупции используется отношение всей суммы коррупционных платежей (в денежном эквиваленте) к количеству всех взаимодействий между властью и бизнесом. Для измерения относительной доли коррупции (например, в структуре экономики)…

Анализ

коррупционных проявлений в России | Статья в журнале…

Указанные показатели меньше, чем за аналогичный период в 2016 году, что показывает нам динамику развития борьбы с коррупцией по различным направлениям. Однако нам неизвестно точное количество латентных коррупционных преступлений, совершенных за 2016–2017 гг.

Коррупция как фактор, снижающий эффективность российской…

Воспитание в обществе нетерпимости к взяткам — не единственный способ борьбы с коррупцией. Как рассматривалось ранее, к коррупционерам также применяются меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации [5, с. 24].

Причины и условия, порождающие

коррупцию в Российской…

Усовершенствование законодательства — приоритетная мера борьбы с коррупцией. Процесс усовершенствования законодательства должен начаться с исполнения законов, так как это мешает нормальному развитию экономики, тормозит экономический рост, лишает личность…

Противодействие коррупции в России | Статья в журнале…

Коррупция в современном российском обществе: состояние… коррупция, современная Россия, Россия, борьба, высокий уровень коррупции, мера, модернизация экономики, неотвратимость.

Взяточничество как наиболее характерная и распространенная…

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе.

Процент, занимаемый коррупцией, от общего показателя преступности.

Коррупция в России

«Индекс восприятия коррупции» для государственного сектора в России на 2020 год составил 70 баллов. Шкала имеет диапазон от 0 до 100, где коррупция растет, чем выше число. По этому результату Россия заняла 133-е место. Так что по сравнению с другими странами он значительно ниже среднего.

По сравнению с прошлым годом, в 2020 году уровень коррупции несколько снизился. В долгосрочной перспективе он также умеренно снизился в последние годы.

Соединенные Штаты находятся на 26-м месте с результатом 33.Возглавляет рейтинг Дания со значением 12. Печальное последнее место занимает Южный Судан (88 баллов).

Вы можете найти полное сравнение стран здесь Международный рейтинг коррупции

Назад к обзору: Россия

Развитие коррупции в России 2003–2020 гг.


Причины коррупции частично связаны с политическими и культурными причинами. Неэффективное правоприменение может еще больше способствовать этому. Поразительно, что в странах с демократическим управлением (форма правления в России: Федеративная республика) он регулярно ниже.Точно так же более высокий уровень коррупции наблюдается преимущественно в странах с низкими доходами. В России доход на душу населения составляет 11260 долларов США в год, что ставит ее в середину мирового рейтинга. Стоимость жизни значительно ниже среднемирового уровня, что указывает на серьезные социально-экономические проблемы.

Развитие индекса коррупции в России 2003-2020 гг.

Взятки за рубежом

Приведенный выше анализ основан на исследованиях, проводимых Transparency International, которая ежегодно рассчитывает индекс восприятия коррупции.Официальный индекс показывает цифры с точностью до наоборот и устанавливает более высокие значения для более низкой коррупции. Таким образом, официальный рейтинг России в 2020 году составляет 30 баллов, что фактически делает ее антикоррупционным индексом, потому что по мере увеличения оценки коррупция уменьшается. Эти числа здесь перевернуты для лучшего понимания и облегчения визуального восприятия графиков.

Этот индекс включает только коррупцию в государственном секторе соответствующей страны. Другое исследование также проводится Transparency International для измерения готовности граждан давать взятки и откаты за рубежом.Этот индекс основан на опросах компаний в 28 ведущих странах и последний раз публиковался в 2011 году. Он показывает, что, хотя владельцы бизнеса во многих странах соблюдают законы о борьбе с отмыванием денег в пределах своих границ, они демонстрируют большую готовность давать взятки за рубежом.

Шкала этого индекса колеблется от 0 до 10, при этом более низкое значение снова указывает на более высокую готовность участвовать в коррупции. Россия заняла 28-е место с результатом 6,1 балла. Среднее значение для всех 28 стран составило 7,8 балла, а лучший результат — всего 8.8 (Нидерланды).

Новые отчеты свидетельствуют о глубоко укоренившейся в России культуре коррупции | Голос Америки

МОСКВА — Новые отчеты Transparency International и Российской академии наук об образовании подчеркивают повсеместную культуру коррупции в России, которая сохраняется, несмотря на усилия правительства и активистов оппозиции.

Страна заняла 137-е место из 180 в рейтинге коррупции Transparency International, опубликованном на прошлой неделе.

Каждый год мы должны находить новые слова, чтобы описать одно и то же », — сказал« Голосу Америки »Антон Поминов, директор организации по России.

«Россия пытается ввести антикоррупционные меры, не желая их реализовывать, не понимая, почему они должны быть приняты», — сказал Поминов.

Между тем, в последнее время внимание было сосредоточено на системе образования России; В этом месяце расследование Академии наук попало в заголовки международных СМИ, когда оно обнаружило широко распространенный плагиат в российских академических журналах: более 850 статей из 263 журналов были отклонены после первоначальной проверки. «

«Отозвано будет больше статей», — сказал Андрей Заякин, физик, который был ученым секретарем комиссии, составившей отчет.

«У нас не было достаточно времени, чтобы прочитать и систематизировать ответы до нашего… крайнего срока», — сказал он «Голосу Америки», добавив, что комиссия запросила более 2000 опровержений.

Он сказал, что самые серьезные правонарушения совершаются «фабриками по продаже диссертаций», продающими академические труды, и рынком, который поощряет государственное финансирование опубликованных работ.

Недавно выпускница московского университета, которая начала писать академические статьи для других студентов, чтобы подзаработать, сказала «Голосу Америки», что она подготовит каждую работу для целевого университета, «даже профессора».”

ФАЙЛ — Студенты идут у главного здания МГУ в Москве, Россия, 10 февраля 2015 г.

Согласно Dissernet, группе волонтеров, которая работает над разоблачением коррупции в российской академической среде, плагиат стал обычным явлением для россиян чтобы начать карьеру в политике, медицине, науке и юриспруденции.

Используя алгоритмическое программное обеспечение для обнаружения копий диссертаций, Dissernet регулярно выявляет выдающихся личностей за то, что они сделали карьеру без квалификации или, очевидно, с последствиями.«

У некоторых депутатов Государственной Думы действительно есть дипломы, которые представляют собой не что иное, как распечатку на красивой бумаге с присвоением им ученой степени от имени какой-то несуществующей академии наук или несуществующего университета », — сказал Заякин, который также работал с Dissernet. .

Десятки онлайн-сервисов предупреждают клиентов о некачественных подделках, предлагая ряд инстаграмм российских университетов ».

Наш главный приоритет — качественные репродукции от самого простого документа до дипломов доктора наук », — рекламирует дипломы на сайте.

«Теперь не нужно тратить 5 лет, чтобы заняться профессией своей мечты…».

Проблема для веков

Коррупция раздражала Россию на протяжении веков, а запутанная советская бюрократия и постоянная нехватка товаров создали культуру откатов, чтобы обойти повсеместный дефицит товаров народного потребления в СССР. Постсоветская Россия стала свидетелем подъема олигархов и «капитализма дикого востока» с немногими правилами и угрозами насилия в неспокойные политические времена.

Элементы всего этого проникли в Россию президента Владимира Путина, несмотря на частые обещания Путина, который находится у власти уже 20 лет, решить эту проблему. «

«Я, конечно, чувствую ответственность за этот беспорядок», — сказал Путин, когда его спросили о его роли в борьбе с коррупцией во время телевизионного шоу вопросов и ответов с общественностью в прошлом году. ФАЙЛ — Президент России Владимир Путин (в центре) выступает во время ежегодного телешоу в Москве, Россия, 20 июня 2019 г.

«Куда идут деньги? Конечно, в государственные доходы», — добавил Путин, отвечая на вопрос об обычных взятках. «Конечно, чиновники, и в частности представители правоохранительных органов», — добавил он.

В то время как полный экономический эффект коррупции трудно подсчитать, по консервативным оценкам правительства, цена коррупции с 2014 по 2017 год составила 2,5 миллиарда долларов.

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов назвал эту проблему «самой большой проблемой», с которой сталкивается рост российского предпринимательства.

Тем не менее, Путин настаивает на более суровых наказаниях и «бескомпромиссных усилиях», которые меняют ситуацию.

Среди мер Путина, одобренных внешними экспертами, можно назвать усилия по электронному управлению и публичный черный список правительственных чиновников, уволенных из-за «утраты доверия».

Государственные СМИ изображают Путина чем-то вроде народного героя, борющегося с коррупцией, который, по-видимому, единственный пытается обуздать обширную сеть аморальных государственных служащих в России.

В популярном импровизированном скетч-шоу широко представлены сценки, в которых Путин внезапно появляется и пинает напуганных коррумпированных чиновников, а Всероссийский народный фронт, связанная с Путиным политическая коалиция, опубликовал серию анимационных видеороликов, в которых Путин ловит и ловит графическое исполнение коррумпированных региональных политиков.

Между тем нередко можно увидеть непристойные репортажи по государственным телеканалам, в которых подробно описываются спецоперации против губернаторов, полицейских и бюрократов, часто пойманных с мешками с наличными.

Фактор Навального

Однако Фонд борьбы с коррупцией, которым руководит лидер российской оппозиции Алексей Навальный, заявляет, что эти усилия отвлекают от более серьезных взяточничества внутри самого Кремля.

Группа, известная под своим российским аббревиатурой ФБК, привлекла внимание кремлевских инсайдеров и чиновников министерств к серии громких расследований их незаконных и зачастую непомерных активов, несмотря на скромные государственные зарплаты.

ФАЙЛ — Лидер российской оппозиции Алексей Навальный жестикулирует, пока сотрудник службы безопасности охраняет вход в его Фонд по борьбе с коррупцией во время рейда его офиса в Москве, Россия, 26 декабря 2019 г.

«Настоящая борьба с коррупцией невозможна при Путине. «Вся его система построена вокруг этого», — сказала «Голосу Америки» представитель организации Любовь Соболь.

Каждая попытка по-настоящему покончить с коррумпированными чиновниками ни к чему не привела », — сказала она.

Тайные европейские виллы, богатые родственники и частные самолеты, переправляющие домашних питомцев на международные выставки собак, — все это в последние годы являлось предметом видеорасследований фонда. Другой утверждает, что раскрыл тайное богатство бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева и собрал более 33 миллионов просмотров на YouTube.

Эти разоблачения спровоцировали серию общенациональных акций протеста в прошлом году и, возможно, сыграли роль в отставке Медведева в ходе перетряски Путина в Кремле на прошлой неделе.

ФБК также поспешил отметить, что пришедший на смену Медведеву Михаил Мишустин владеет семейными активами, которые намного превышают его прошлую зарплату в правительстве в качестве главного налогового инспектора России.

Тем временем Кремль начал рейды и уголовные расследования против ФБК, действия, которые широко рассматриваются как месть за расследования организации и призывы к демократическим переменам.

Проведенный в прошлом году независимым Левада-центром опрос показал, что большинство россиян рассматривают антикоррупционные меры как направленные на сведение политических счетов.

Соболь сказал, что решение — это независимые судьи и реформированная полиция, но добавил: «Для этого вам нужна политическая воля».

Перейти к основному содержанию Поиск