Разное

Понятие финансового мониторинга – Финансовый мониторинг — что это такое, виды и цели

11.12.2018

Финансовый мониторинг .понятие, субъекты, объекты контроля — Мегаобучалка

Финансовый мониторинг — это понятие, схожее с понятием финансового контроля, а также напрямую связанное с обязательными процедурами внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Финансовый мониторинг — это также деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Финансовый мониторинг разделяется на обязательный и внутренний.

Обязательный финансовый мониторинг — это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга из анализа информации относительно финансовых операций, что предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством Украины.

Внутренний финансовый мониторинг — деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, в соответствии с данным Законом, финансовыми операциями, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, и другими финансовыми операциями, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.

Какие организации являются субъектами финансового мониторинга:

— кредитные организации;

— лизинговые компании;

— профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— страховые организации; — организации федеральной почтовой связи;

— ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы;

— управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;

— организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;

— кроме того организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.



Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия[1]:

контроль и надзор за выполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, привлечение за нарушение этого законодательства;

внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения Службы;

принятие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма;

контроль за операциями на соответствие законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

получение от государственных органов и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы;

формирование перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;

направление информации в правоохранительные органы, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма, а также представление соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов;

создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности;

формирование и ведение федеральной базы данных в установленной сфере деятельности;

обеспечение режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

 

megaobuchalka.ru

Традиционно различают два вида финансового мониторинга — Студопедия.Нет

ТЕМА 2. МЕСТО БАНКОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ

1. Понятие и виды финансового мониторинга. 1

2. Построение и характеристика современной системы финансового мониторинга в Российской Федерации 3

3. Органы государственного финансового мониторинга и их основные функции. 5

4. Функции Банка России в целях финансового мониторинга. 6

 

Понятие и виды финансового мониторинга

 

Происхождение понятия «мониторинг» (от лат. — monitor — «предостерегающий») принято связывать со Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде, проходившей в 1972 году. На ней в буквальном смысле мониторинг трактовался как система непрерывного наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Практически и сегодня понимание мониторинговой деятельности существенно не изменилось. Так, под мониторингомпонимается система непрерывного наблюдения и оценки за конкретным видом деятельности отдельно взятого субъекта с использованием определенных методов и инструментов.

По своей сути мониторинговая деятельность является проблемно-ориентированной и носит системный характер, что принципиально отличает ее от исследований, базирующихся как на ситуационном, так и на средовом подходе. Целостность мониторинговой деятельности во многом определяется ее ориентацией на решение конкретных прикладных задач, в которых находят воплощение реальные практические потребности.

Мониторинг также может использоваться и с научными целями и в этом контексте может рассматриваться как самостоятельный научный феномен. В данном случае мониторингу отводится роль средства подготовки материалов для выдвижения гипотез, построения моделей, их проверки и последующего использования.

Стоит отметить, что мониторинг отличается от контроллинга. Контроллинг, по мнению ряда авторов, является смежным понятием между контролем и мониторингом. Он, как инструмент менеджмента, направлен на обеспечение информационной поддержки руководящего звена и использует широкий спектр традиционных и современныхтехнологий обеспечения эффективности руководящей деятельности при ограниченных ресурсах, таких как управление персоналом, контроль издержек, учет результатов операций по центрам ответственности, управление стоимостью, применение сбалансированной системы показателей и др.

Рассмотрим подробнее основные виды мониторинга.

1) В зависимости от инструментария и результатов осуществления мониторинга в отечественной теории выделяют

· динамический,

· сравнительный

· комплексный мониторинг.

Динамический мониторинг является наиболее простым вариантом финансового мониторинга. Основанием для динамического мониторинга являются данные, собранные преимущественно путем наблюдения объекта, процесса или явления. При проведении такого мониторинга внимание уделяется накоплению и ранжированию хронологически упорядоченных сведений. Одновременно для прогнозирования и оценки состояния объекта мониторинга обычно применяются формально-математические методы, что дает возможность обнаруживать устойчивые тенденции, однако затрудняет интерпретацию и использование полученных результатов.

Сравнительный мониторинг является более сложным видом мониторинга как по форме, так и по содержанию. Эго связано с использованием в процессе сбора, верификации, обработки и анализа сведений о выделенном объекте информации, состоянии и поведении идентичных или схожих объектов. Наблюдение за выделенным объектом и его аналогами производится параллельно одними и теми же методами, средствами и способами на протяжении сопоставимых временных интервалов или же одновременно. Сравнительный мониторинг является эффективным инструментом выявления закономерностей и причинно-следственных связей и позволяет вести поиск источников и факторов развития объекта наблюдения с помощью прикладных математических методов, что существенно повышает достоверность результатов и обоснованность конечных выводов.

В рамках комплексного мониторинга применение прикладных математических методов, моделей, алгоритмов и критериев обработки информации органично сочетается с использованием средств, способов и приемов сбора сведений об объекте наблюдения. Комплексный мониторинг является наиболее сложным ипотенциально эффективным видом мониторинга. В настоящее время применение данного вида мониторинга достаточно затруднительно.

2) С точки зрения приоритетности мониторинг бывает

· стратегическим

· тактическим.

Стратегический мониторинг охватывает, как правило, широкий круг вопросов и имеет значительный временной горизонт. Он является по своей сути проблемно-ориентированным и нацелен на решение задач развития.

Тактический мониторинг предназначен для решения оперативных краткосрочных задач.

3) В зависимости от характера задач, решаемых на основании результатов наблюдений, выделяют

· сопровождающий

· проблемный мониторинг.

Сопровождающий (текущий, фоновый) мониторинг предназначен собственно для слежения за состоянием и динамикой объекта наблюдения, выявления тенденций, угроз и сигнализации о возникновении потенциально и безусловно опасных ситуаций. Для него характерно постоянное слежение за ограниченным фиксированным числом параметров (показателей, индикаторов) объекта наблюдения.

Проблемный мониторинг направлен на выяснение закономерностей, зависимостей, факторов и источников проблем, которые связаны с объектом наблюдения и актуальны, востребованы лицами, принимающими управленческие решения. В рамках проблемного мониторинга акцент делается на анализ результатов наблюдения и обработку информации с помощью прикладных методов.

В основу классификации мониторинга также может быть положен информационный критерий, раскрывающий особенности накопления, систематизации и распространения информации.

Финансовый мониторинг представляет собой разновидность мониторинга и одновременно составную часть государственного финансового контроля, направленную на противодействие проникновению в легальную экономику «грязных» денег (денег, полученных преступным путем) законодательно установленными методами. При этом в данном контексте «грязные» деньги:

—      нарушают общепризнанные нормы экономической деятельности и принципы рыночной экономики;

—      способствуют криминализации хозяйственной деятельности;

—      используются для подкупа сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления и проникновения преступных элементов в политические институты,;

—      являются питательной средой для организованной преступности, в том числе терроризма, и в результате создают угрозу национальной безопасности страны.

Традиционно различают два вида финансового мониторинга

· внешний

· внутренний.

Внешний (или государственный) финансовый мониторинг осуществляется государственными органами и организациями, контролирующими финансовую и денежно-кредитную системы в целях устойчивого их развития, и регулируется нормами финансового права.

Внутренний финансовый мониторинг является неотъемлемой составляющей контрольной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, регулируется нормами межотраслевого права (например, для кредитных организаций — нормами банковского права) и базируется на ряде принципов. Среди принципов внутреннего финансового мониторинга следует отметить такие принципы, как принцип комплексности, непрерывности, целесообразности, методической корректности, репрезентативности, пригодности для оценки и прогнозирования, направленности на информационную поддержку управленческих решений.

Относительно деятельности кредитных организаций внутренний финансовый мониторинг также может иметь разнообразные подвиды. Так, в зависимости от объекта мониторинга в их числе могут быть — кредитный, инвестиционный, кассовый, расчетный, операционный и прочие виды мониторинга. Также возможна классификация финансового мониторинга с разделением его на мониторинг клиентов, их выгодоприобретателей, представителей клиентов и клиентских операций, осуществляемый со стороны кредитных организаций, и собственно мониторинг кредитной организации, ее банковских операций и сделок.

 

studopedia.net

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Финансовый контроль и финансовый мониторинг

Financial control and financial monitoring

                

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

[email protected]

Тюкавкин Сергей Владимирович

Tyukavkin Sergey Vladimirovich

 Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. С недавнего времени в рамках финансового права фигурирует понятие «финансовый мониторинг», не совсем понятно, что понимается под этим словосочетанием и вообще уместно ли это нововведение. Цель данной работы развеять все непонимания касательно соотношения данного понятия с уже существующим – «финансовый контроль».

Annotation. More recently, in the framework of financial law featured the concept of «financial monitoring» it is not clear what is meant by this phrase and in General if it is relevant innovation. The aim of this work is to dispel any misunderstanding regarding the ratio of this concept with the already existing «financial control».

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовый мониторинг, проверка, государственные органы, денежные средства.

Keywords: financial control, monitoring, financial monitoring, chek, governmental body, monetary funds.

 

Для полной оценки правовой природы отсутствия или наличия тождества между понятиями «финансовый контроль» и «финансовый мониторинг», изначально нам необходимо выяснить, что подразумевает под собой каждое из них в чем схожи эти понятия, а в чем различны.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства, а так же является одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

 В зависимости от времени проведения, волеизъявления субъектов, вида правового субъекта, а также объекта, существует множество разновидностей финансового контроля.

Согласно ст. 267.1 БК РФ финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. [1]

Из всего вышесказанного прослеживается роль финансового контроля, в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возникло сравнительно недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», который широко используется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов. При определении места финансового мониторинга в системе финансового права можно говорить о новом виде финансового контроля, что следует из определения финансового контроля как деятельности уполномоченных государством органов и организаций за соблюдением законности в процессе собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной государственной политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.

В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права[5]. Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Позиция отнесения финансового мониторинга к виду финансового контроля поддерживается правоведами – финансистами. Так, С.В. Запольский относит Росфинмониторинг к органам финансового контроля. [4] О.Н. Горбунова рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль. [3]

 При этом необходимо отметить, что для проведения финансового мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств. Методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения, например, между субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга.  Объектом финансового мониторинга выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Контролю подлежат также операции с иным имуществом, однако, именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем, например, «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. Финансовый мониторинг, связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая и является предметом финансового права.

Также следует отметить, что в процессе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, полученными в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования. Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом, а в целях недопущения и предотвращения неблагоприятных последствия и проводится финансовый контроль.

Финансовые отношения являются динамической категорией. Косвенным подтверждением тому являются также слова П.М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти. [2]

Финансовый мониторинг заключается в непосредственном контроле (выявлении) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. В связи с этим, я полагаю, что именно контрольная сущность финансового мониторинга в системе финансовых правоотношений позволяет нам говорить о финансовом мониторинге как о новом виде финансового контроля.

Также необходимо отметить, что финансовый мониторинг и финансовый контроль осуществляют деятельность при применении идентичных функций, что позволяет нам рассматривать данный факт, как дополнительное доказательство финансово-контрольной природы мониторинга. 

В настоящее время в науке финансового права Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривается как неотъемлемая часть системы органов государственного финансового контроля, что также дает право рассматривать деятельность данной службы как деятельность по осуществлению государственного финансового контроля, исходя из этого, в рамках финансового контроля, финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.

Анализируя представленную информацию, напрашивается вывод, что финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансово-правового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг следует определять, как относительно новый, «модный» вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и самостоятельно субъектами финансового контроля вся цель которого сводится к недопущению преступных доходов и предотвращению использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

Библиографический список:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017).
  2. Годме П.М. Финансовое право // П.М. Годме. – М.: Прогресс. – 1978. – с. 210.
  3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России // О.Н. Горбунова. – М. – 2003. – с. 85.
  4. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая //  С.В. Запольский. – Финансовое право. –  – № 8. – с. 21.
  5. Финансовый контроль: Учебное пособие. – с. 206.

posidpo.ru

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Библиографическое описание:

Сурнина К. С., Дененберг Ю. М. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13622/ (дата обращения: 01.12.2019).



Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк России; финансовая система государства; Росфинмониторинг; государственный финансовый контроль; противодействие финансированию терроризма.

В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а также о защите финансовых интересов страны на международном уровне и противодействии финансирования терроризма. Опыт экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины. Действенный финансовый контроль является одним из необходимых условий для существования развитой экономики и сильной независимой страны. В финансовой организации Российской Федерации имеются значительные трудности, которые обусловлены нелегальным и малоэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Таким образом, в государстве возникает необходимость в контроле денежных средств, — финансового контроля.

Цель статьи: проанализировать состояние системы финансового мониторинга и финансовой безопасности в Российской Федерации.

Поставленная цель обуславливает необходимость выполнения следующих задач:

  1. Рассмотрение структур, относящихся к сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  2. Основные функции финансовой безопасности в Российской Федерации;
  3. Описание взаимодействий двух основных структур финансового мониторинга: Росфинмониторинг и Центральный банк России.

Финансовый мониторинг — сложная предметная область, содержащая в себе основы правового, финансового и административного регулирования, межведомственных и межгосударственных взаимоотношений. В целом, противодействие для легализации доходов, которые получены преступным путем, а также финансирование терроризма, является правоприменительной деятельностью, которая в свою очередь объединена с международными отношениями и финансовым регулированием. Финансовое регулирование обладает всеми необходимыми средствами и методами для противодействия внезаконным финансовым транзакциям, в том числе, операциями перевода, вывода или ввода денежных средств, которые связанны с финансированием терроризма. Финансовый мониторинг — это финансовый анализ и экономические отношения, а с другой стороны — это контроль и надзор со стороны органов государственной власти (в частности Федеральной службы по финансовому мониторингу). Финансовый мониторинг — это также деятельность органов внутреннего контроля (комплаенса) за соблюдением правил противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма [3].

Финансовый мониторинг в первую очередь ориентирован на противодействие легализации финансовых доходов, которые были получены преступным путем, а также на противодействие финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угроза терроризма возрастает, вопросы об успешном осуществлении финансового мониторинга в Российской Федерации приобретают еще большую актуальность.

Центральный банк Российской Федерации — орган государственной власти и одновременно финансовым регулятором, который осуществляет надзор за деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций в Российской Федерации. Данная государственная организация основывает свою деятельность на принципах ключевых направлений национальной денежно-кредитной политики и стратегии банковского развития. Одна из основных функций Банка России — финансовый мониторинг, он осуществляет политику финансового мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

Центральный банк Российской Федерации в сфере финансового мониторинга базирует свою деятельность на создании комплекса нормативных правовых актов, которые регулируют противодействие легализации или отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Банк России предъявляет особые требования к лицам, занимающим должность в подразделениях компалаенса, для соответствия каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам, правилам предоставления отчетов о банковских операциях.

В соответствии с законодательством, Центральный банк Российской Федерации и его территориальные подразделения осуществляют сбор, анализ информации о транзакциях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и иных незаконных финансовых транзакциях, определяет принципы регулирования в данной сфере, участвует в совершенствовании законодательства о финансовом мониторинге и издает соответствующие подзаконные нормативные правовые акты (положения, инструкции, указания), регулирующие противодействия легализации (доходов), полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу определяет правила предоставления данных о финансовых транзакциях в Росфинмониторинг.

По мнению Начоевой Л. А., финансовый мониторинг можно представить, как двухуровневую структуру.

Первый уровень может быть представлен Росфинмониторингом и федеральными надзорными органами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в сфере финансов [1].

Однако было бы более точным только один Росфинмониторинг отнести к первому уровню системы финансового мониторинга, так как именно на данного органа исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.

Второй уровень системы финансового мониторинга в России по Начоевой Л. А. представлен субъектами первичного финансового мониторинга — организациями, на которые согласно законодательства возложена обязанность по осуществлению финансового мониторинга в целях безопасности [1].

Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и непосредственно связаны с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации.

Центральным банком Российской Федерации осуществляется надзор за деятельностью кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, осуществляется до 80 % всех финансовых транзакций в стране, по этой причине на эти организации направлена основная задача контроля со стороны финансового и экономического регулятора.

Кредитные организации подвергаются риску прохождения операций по финансированию терроризму, поэтому для правильной и эффективной их работы необходимо организация, установление и регулирование правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Банки и небанковские кредитные организации, функционирующие в рамках финансового мониторинга на основании нормативных правовых актов, определяющие основные принципы осуществления постоянного контроля, правила идентификации клиентов, в том числе, на принадлежность к террористам и экcтремистам, правила определения подозрительных и необычных операций.

Росфинмониторинг выполняет свои функции в непосредственной связи с Центральным банком России. Центральный банк базирует свою надзорную деятельность на методах, средствах и принципах, которые необходимы для реализации функции финансового мониторинга. Финансовый мониторинг –основная функция Банка России, который издал соответствующее положение, инструкции и указания для противодействия легализации денежных средств и финансированию терроризма.

В результате совместной работы Росфинмониторинга и Банка России наблюдаются очевидные положительные результаты, но отзыв лицензий у некоторых банков, обслуживающих клиентов, относящихся к группе риска, вовлеченных в проведение незаконных финансовых операциях, был спровоцирован «переход» клиентов, из группы риска, в крупнейшие финансовые учреждения с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.

Проводимая совместно с Банком России работа, с целью настройки систем внутреннего контроля кредитных организаций является одной из основных мер реагирования. Также, необходимо отметить, что эта работа позволяет проводить мониторинг «миграции» не только клиентов, но и их средств при закрытии счета.

В результате этого взаимодействия, от банков было получено около 96 тысяч сообщений о случаях расторжения договора по инициативе клиента.

Для решения задач по противодействию финансированию терроризма, на территории Российской Федерации продолжается взаимодействие на межведомственном уровне. Основную линию координационных органов составляют следующие структуры: Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, в том числе межведомственные рабочие группы, созданные в связи с поставленной задачей. Органами финансовой безопасности проводятся консультации с частным сектором по вопросам, связанным с усилением контроля за наблюдением и анализом проводимых денежных операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представители финансовых учреждений презентовали «матрицу индикаторов», которая была разработана финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.

Росфинмониторинг предложил свою «матрицу индикаторов» которая, систематизирует идентификаторы по следующим направлениям:

 процессы, характерные для радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.).

 террористы, а также их окружение, экономика спонсирующая терроризм (легальная и теневая — торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.).

У подозрительной транзакции имеются четкие критерии определения степени подозрительности клиента, в которых учитывается география и используемые платежные инструменты.

Все вышеперечисленное свидетельствует о практическом опыте, который был приобретен за годы работы, о постепенном совершенствовании системы финансового мониторинга, что позволяет более эффективно противостоять угрозе терроризма, эффективно использовать средства бюджета.

Таким образом, отмечается положительная динамика сотрудничества межгосударственных органов финансового мониторинга/безопасности (Росфинмониторинг, Центральный банк России, Совет Безопасности Российской Федерации и др.) и, как следствие, повышается эффективность системы финансового мониторинга.

Основная цель Росфинмониторинга на 2017 год — это борьба с терроризмом: выявление новых источников и каналов финансирования ИГИЛ, выработка мер по их пресечению, уделение особого внимания центрам подготовки террористов-боевиков и их финансированию. Еще одна задача, стоящая перед финансовыми организациями, — пресечение нелегальных финансовых операций, противодействие легализации (доходов), полученных преступным путем.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что «финансовый мониторинг» — это система процедур (контрольные, информационные, правоохранительные), основная функция которых направлена на воспрепятствование поступления доходов, незаконно поступивших в экономику Российской Федерации. Также, необходимо отметить, данная система, помимо прочего, служит и для воспрепятствования использования агентов финансового мониторинга, с целью отмывания незаконно поступивших доходов и финансовой поддержки терроризма.

Современный этап развития нашей страны, со всеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.

Литература:

  1. Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке/Л. А. Начоева// Диссертация. С.-П. — 2015. — С. 16 -17
  2. Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу». М. 2016. — С. 8–9
  3. Тилькова Д. Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 561–567
  4. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, Российская Федерация, финансирование терроризма, центральный банк, противодействие легализации, финансовая безопасность, Банк России, Центральный банк России, операция, внутренний контроль.

moluch.ru

Просто о финансовом мониторинге

Редактор статьи:

Наталья  Голобурда 

Продакт менеджер Получить консультацию

Актуальность статьи проверена:

Содержание статьи

Вопрос непрерывного менеджмента финансов на современных предприятиях касается, в первую очередь, контроля устойчивости компании в финансовом плане. Поэтому, когда мы говорим о мониторинге финансов в компании, мы подразумеваем последовательный сбор, хранение, передачу, изучение и интерпретацию финансовых данных, которые позволяют менеджменту анализировать реальное на текущий момент положение дел и финансовую эффективность своей организации.

Во многом, финансовый мониторинг, рассматриваемый в данной статье – это управленческий инструмент контроля отклонений от намеченного финансового плана в деталях.

Детали

В некоторых источниках сказано, что финмониторинг – это составная часть аудита или вообще – разновидность аудиторской проверки. С одной стороны, можно рассмотреть мероприятия по контролю финустойчивости в таком ключе, но с другой, все-таки лучше разделять эти понятия по основному признаку.

Если задача аудита рассмотреть предприятие в качестве объекта «как есть», то задача финмониторинга – последовательно контролировать отклонения от нормы. Поэтому при организации процесса важен не только план контроля, но и сами нормативы финансовых индикаторов, которые должны быть приняты в максимально сбалансированном виде. Проще говоря, если показатели не оптимальны, то и результативность финансового контроля за «надуманными» цифрами может оказаться под большим вопросом.

Только верные нормативные цифры позволят предприятию сформировать такой план работы в области мониторинга финансовых показателей, который включит в себя не только текущую оценку состояния компании в разрезе финансов «как есть», но и оценку корреляции с тем «как должно быть». Тогда и становится возможной реализация главной цели мониторинга – контроль, оценка и улучшение финансового состояния компании.


Наше состояние = наше все

Оценка фин. состояния может показать, что финансы предприятия находятся в кризисном, неустойчивом или устойчивом состояниях. Последнее характеризует главную способность фирмы как субъекта экономической деятельности – финансово обеспечить свою работу, говоря кратко – профинансировать.

Фирма имеет широкий ряд показателей, которые могут отражать ее способность к самофинансированию, например, обеспеченность фин. ресурсами (собственными, заемными или возможность быстро их привлекать), целесообразность их текущего использования и, допустим, платежеспособность при взаимоотношениях с другими участниками деловой кооперации.

Насколько чувствительна к негативным тенденциям в бизнесе будет система финансового мониторинга, зависит от состава показателей, по которым мониторинг осуществляется. А определение состава показателей – ответственность финансового директора. Также от состава показателей будет зависеть круг управленческих действий, которые могут быть в итоге предприняты руководством.

Когда мы, как фирма, финансово устойчивы, мы – платежеспособны.

Платежеспособность подразумевает, что мы способны соблюдать платежные обязательства и финансировать другие аспекты нашей деятельности, при сохранении нормативного уровня кредиторской задолженности. Поэтому так важно в вопросе финансового мониторинга не забывать о корреляции между планом производственным и планом финансовым. При их успешном параллельном выполнении как раз и наблюдается положительная динамика финансового состояния.

И наоборот, как при сокращении выручки, при невыполнении плана производства или сбыта – показатели операционного состояния финансов компании, а также ее способности платить по счетам, дают отрицательную динамику.

Систематическая работа по контролю финансовых метрик, которая способна выявлять отклонения от нормативов финансового плана, является одним из инструментов, который, де-факто, оказывает влияние на выполнение задач/планов производства и обеспечение его операционных нужд.

В этом контексте финансовый менеджмент и последующий мониторинг направлены, как было отмечено ранее, на то, чтобы обеспечить приход и расходование денежных средств организации строго по плану, выполнить весь список расчетных обязательств, соблюсти балансы размера собственного и кредитного капитала, а также повысить эффективность действующего процесса использования финансовых ресурсов.

То есть главная рабочая задача финмониторинга – «найти и устранить». Найти недостатки процесса финансового планирования и резервы для улучшения уровня финансовой устойчивости, при этом устранить необходимо все причины отклонения от нормативных показателей.

Как осуществляется финансовый мониторинг

Программа финансового мониторинга на предприятии – задача, предусматривающая управленческую деятельность со стороны финансовой службы.

Для каждого предприятия специфика финансового мониторинга будет зависеть от принятых норм финансовой политики. Но в обязательном порядке программа финансового мониторинга должна включить в себя несколько равнозначных процессных блоков, которые в совокупности обеспечат оперативную диагностику финансового состояния компании и позволят принимать взвешенные, корректирующие меры для финансового оздоровления.

Без учета специфики предприятия общепринятый план запуска процессов состоит из следующих последовательных шагов:

  1. Разработка методологии финансового мониторинга, включающей цели, и планирование функций финмониторинга;
  2. Постановка системы показателей, выбор равноценных параметров мониторинга для нормативных значений;
  3. Утверждение порядка и выбор средств для сбора и анализа информации;
  4. Непосредственный мониторинг нормативных показателей финансово-экономической деятельности предприятия в соответствии с планом;
  5. Аналитическая работа и последующее формирование прогнозов финансовой стабильности предприятия, исследование трендов и тенденций, по которым изменяются показатели, а также поиск причин несоответствия плановым показателям;
  6. Разработка управленческих решений для внедрения плана по улучшению и совершенствованию финансовых процессов на предприятии. Дополнительно фирма может пересмотреть нормативные параметры, если мониторинг доказал их несостоятельность;
  7. Контроль изменений и осуществление дальнейшего мониторинга.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процессы финмониторинга являются цикличными и должны осуществляться на постоянной основе.

Финансово-экономическая модель компании, в которую помимо прочего входят прогнозы по БДР, БДСС и ББЛ, детализация оперативных данных по движению финансов, собственные бюджеты отдельных структурных подразделений и функциональные бюджеты – это не статичная структура, а постоянно меняющийся набор показателей, за которыми необходим цикличный менеджерский контроль.

Отметим, что для этого необходимы специфические знания, уровень которых, в конечном счете, будет влиять на качество осуществляемых мероприятий.

Непрерывное наблюдение, анализ и составление качественных прогнозов финансового состояния на различных экономических уровнях невозможно без достаточного опыта в области финансов.

Кому в таком случае можно доверить принятие сложных тактических и стратегических управленческих решений относящихся к финансовым вопросам деятельности предприятия? Однозначно – только квалифицированной команде специалистов.

Такая команда должна быть компетентна в вопросах контроля, но вместе с тем иметь достаточный опыт по управлению капиталом и достаточные знания для анализа текущего состояния предприятия, а также причин, вследствие которых оно сложилось. При этом команда должна планировать меры оздоровления, прогнозировать финансово-экономические показатели и воплощать разработанные идеи в жизни.

Свойства качественной системы финансового мониторинга

  • Полная достоверность в отражении финансовых процессов и показателей;
  • Отсутствие барьеров для системы фин. мониторинга в части каких-либо аспектов экономической деятельности предприятия;
  • Ориентация на индикаторы внешней среды, характеризующие, к примеру, конкуренцию и влияние рыночных факторов, а также учитывающие политические и социальные факторы влияния на бизнес;
  • Использование информации, отражающей реальное состояние имущества предприятия, эффективность его использования, статусы износа и модернизации в целях повышения конкурентоспособности;
  • Контроль динамических факторов, влияющих на недостаток и избыток оборотных средств;
  • Использование современных подходов к определению ключевых параметров, как, например, коэффициенты текущей ликвидности, платежной способности прочих;
  • Охват как положительных, так и отрицательных тенденций, которые впоследствии лягут в основу стратегических и тактических приоритетов в развитии фирмы;
  • Учет ряда финансовых показателей за несколько длительных отчетных периодов и отслеживание темпов изменений во времени;
  • Применение различных подходов к мониторингу показателей. К примеру, показатель ликвидности целесообразно контролировать в непрерывном режиме ежемесячно, а показатель рентабельности активов лучше анализировать раз в году;
  • Отражение реализации стратегических и текущих целей предприятия посредством таких метрик, как стоимость компании, показатели фин. устойчивости и производственного экономического учета.

В заключение

Финансовое положение бизнеса – это очень многогранное понятие, которое включает в себя большое количество показателей, касающихся финансовых ресурсов компании. Если говорить в широком смысле – финансовое положение и является главным показателем нашей конкурентоспособности и финансовой устойчивости. От него зависит, будут ли у нас возможности для развития бизнеса, для привлечения инвестиций и выхода на новые рынки.

Постановка регулярной системы финансового мониторинга решает задачу контроля финансовой устойчивости, демонстрирует менеджменту детальную картину реального финансового состояния компании и показывает все аспекты его деятельности.

В результате постоянного финансового мониторинга бизнес увидит предпосылки для высокого уровня деловой активности, будет держать под контролем уровень финансовой надежности и, при необходимости, быстро развернет антикризисные меры.


wiseadvice-it.ru

Финансовый мониторинг — Answr

Комплекс мероприятий, направленных на контроль за перемещением денежных средств юридических и физических лиц.

Виды

  • Обязательный финансовый мониторинг: эту задачу выполняет специальная организация — Росфинмониторинг, которая консолидирует информацию, получаемую от финансовых структур (банки, биржи и т.п.), и наблюдает за денежными потоками, находящимися в обращении в стране и переводимыми за границу.
  • Внутренний финансовый мониторинг представляет собой набор процессов в финансовых организациях при выполнении операций клиентов, который выявляет транзакции, подлежащие обязательному мониторингу, фиксирует их и передает сведения в федеральную службу.

Полномочия субъектов и параметры, согласно которым финансовые операции относят к числу подлежащих обязательному мониторингу, определяются на законодательном уровне. Основным документом является 115-ФЗ.

Порядок проведения

Первичный мониторинг выполняют сотрудники финансовых организаций, работающие непосредственно с клиентами, — кассиры, операционисты и др. К первичному мониторингу относится идентификация лица, желающего провести транзакцию, и, при определенных условиях, проверка соответствия установленным критериям.

Подробный анализ операций проводится департаментом финансового мониторинга, подчиняющимся напрямую руководству компании. При этом структура компании должна исключать возможность злоупотреблений. Сотрудник финансовой организации проверяет транзакции, выделяя подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. Каждой из них приписывается определенный код. По результатам проверки формируется отчет, где информация об операциях упорядочивается согласно присвоенным кодам. Отчет передается в федеральную службу в электронном виде. И уже специалисты федеральной службы контролируют соответствие зафиксированных в отчете транзакций положениям законодательства, регулирующего мониторинг.

Если есть основания предполагать, что транзакция направлена на легализацию доходов, полученных незаконным путем, или финансирование террористических организаций, федеральная служба вправе блокировать счета и запросить дополнительную информацию о происхождении средств и о других финансовых операциях привлекшего внимание лица.

Операции, подлежащие мониторингу

Особое внимание уделяется транзакциям с наличными. По законодательству мониторинг должен охватывать следующие действия, при условии превышения установленного законом лимита:

  • обмен валют;
  • снятие наличных или внесение их на счет;
  • приобретение акций, фьючерсов, закладных и пр.;
  • обналичивание или покупка чеков;
  • перечисление средств операторам азартных игр;
  • взаимодействие с иностранными счетами на предъявителя и не именными картами;
  • перевод денег как беспроцентной ссуды или под видом взносов на благотворительность.

Кроме этого, интерес службы мониторинга вызовут те перемещения финансов, совершение которых не несет экономической выгоды и не обусловлено производственной деятельностью, а также имеющие не поддающееся определению назначение.

Факт того, что транзакция относится к числу подлежащих мониторингу, не приведет к незамедлительным санкциям для совершившего ее лица. На практике дополнительные проверки и блокировка счетов применяются менее чем к 0,1% операций, имеющих перечисленные признаки.

answr.pro

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля

Библиографическое описание:

Ермолаев К. С. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12549/ (дата обращения: 01.12.2019).



В статье описано содержание и значение финансового контроля. Описано содержание и основные задачи финансового контроля. Рассмотрена сущность и порядок осуществления финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый контроль, мониторинг, финансовые ресурсы

Контроль является важной функцией процесса управления народного хозяйства. Контроль осуществляется на любом уровне и представляет собой систему проверки и наблюдений процессов деятельности управляемого объекта. Финансовый контроль это одно из звеньев системы контроля. Его значимость состоит в содействии эффективного осуществления экономической деятельности государства, обеспечении использования и формирования финансовых ресурсов народного хозяйства. [1]

По мнению Ломакина О. Р., Довгалевой Л. С., финансовый контроль — это форма, которая осуществляет контроль за финансовыми функциями, которая определяет состояние и значение финансового контроля. Совокупность операций и действий, осуществляемых по проверке финансовых вопросов деятельности хозяйственных субъектов, а так же управления (государства, учреждений, предприятий и организаций) с использованием специальных форм и методов учреждения, называется финансовым контролем. Финансовый контроль отличается от административного, санитарного, экологического и других видов контроля тем, что неразрывно связан с денежными ресурсами. [5]

Предметом проверок, как считает Карасёва М. В., являются финансовые показатели, такие как доходы, прибыль, себестоимость, рентабельность, издержки обращения, отчисления в различные фонды. Все эти показатели носят обобщенный вид, поэтому контроль за динамикой, тенденциями и выполнением охватывает все стороны хозяйственной, коммерческой и производственной деятельности организаций, также включает и механизм финансово — кредитных отношений.

Содержание финансового контроля:

– цель и задачи финансового контроля;

– принципы предприятия;

– комплекс элементов, образуемых систему контроля.

Основные задачи финансового контроля это:

– выполнение предприятием своих финансовых обязательств, включая обязательства перед органами государственной власти и перед органами местного самоуправления;

– обеспечение финансовой безопасности государства;

– повышение финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы, обеспечение их эффективного, рационального и законного использования;

– обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

– рост эффективности финансовой политики государства;

– соблюдение финансовых интересов всех хозяйствующих субъектов, повышение их ответственности за итоги собственной работы. [3]

В своей работе Колесников И. В. к субъектам финансового контроля относит:

– специально уполномоченные органы — государственные контрольные органы; негосударственные специализированные организации; структурные подразделения, созданные в хозяйствующих субъектах, в органах государственной власти и местного самоуправления;

– квалифицированные специалисты, которые осуществляют контрольную деятельность в соответствии с правовыми нормами.

Основные этапы процесса финансового контроля:

– проведение контроля — сбор оперативных данных, которые характеризуют состояние объекта финансового контроля, и предварительную оценку этих данных;

– планирование — определение объекта, задач, целей и форм финансового контроля, а также формирование набора качественных и количественных показателей, по которым в дальнейшем будет производиться анализ реализации финансовых решений;

– реализация результатов — ознакомление всех заинтересованных лиц с решениями результатов контроля, разработка и проведения мероприятий для устранения выявленных в результате проверки недостатков и нарушений;

– систематизация результатов финансового контроля (упорядочение и обобщение полученной информации по выбранным критериям), составление отчетных документов.

Комплекс контрольных операций и действий, которые осуществляются субъектами контроля, в зависимости от многих факторов могут выражаться по-разному. [4]

Финансовый мониторинг, по мнению Евстигнеева Е. Н. — это комплекс мероприятий по анализу данных о финансовых операциях, а также мероприятия по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовая операция — это любая операция, которая связанна с обеспечением или осуществлением платежа с помощью хозяйствующего субъекта первичного финансового мониторинга.

Процесс финансового мониторинга представляет собой сбор данных для выявления из многих финансовых операций ту, которая осуществляет легализацию доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма. Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны. Осуществление финансового мониторинга возможно только при тесном взаимодействии контрольно-надзорных органов, Росфинмониторинга, а также субъектов финансового мониторинга. Нарушение законодательных норм влечет за собой правовую ответственность. Для должностных и юридических лиц — административную, а для физических лиц — уголовную. [2]

В Российской Федерации перечень операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, определен Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.

Основным этапом осуществления финансового мониторинга является процесс идентификации клиента и выгодоприобретателя.

Проблема «отмывания» преступных доходов перестала быть проблемой одного государства и стала международной, назрел вопрос о создании международной организации, осуществляющей финансовый мониторинг.

Одной из таких организаций является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force) — ФАТФ. Основателями данной организации являются такие страны как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания, Канада и Италия.

По состоянию на январь 2016 года в состав ФАТФ входит 31 страна и международные организации. Россия была включена в состав в июне 2003 г. [6]

Значение финансового мониторинга сложно оценить в полной мере, так как он направлен не только на выявление процессов легализации доходов, финансирования терроризма, но и препятствует сокращению объемов поступления денежных средств в бюджеты различных уровней страны.

Литература:

  1. Белов В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран: учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. — 298 с.
  2. Евстигнеев Е. Н. Финансовое право: учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — СПб.: Питер, 2011. — 270 с.
  3. Карасёва М. В. — Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 369 с.
  4. Колесников И. В. Финансы предприятия: учеб. пособие / И. В. Колесников — М.: ИНФРА-М, 2015. — 324 с.
  5. Ломакин О. Р., Довгалева Л. С. Экономика предприятия — М.: ИНФРА-М, 2016. — 421 с.
  6. Финансовое право России: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 369

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, финансовый мониторинг, финансирование терроризма, Российская Федерация, различный уровень страны, полная мера, народное хозяйство, местное самоуправление, государственная власть, выявление процессов легализации доходов.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о