Разное

Инвестиционный климат в современной россии: Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие

15.03.1987

Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие

№2(13), 2010
Научная жизнь

В данной статье речь пойдет от роли инвестиций в развитии России, об инвестиционном климате страны, о влиянии кризиса и о перспективах посткризисного развития страны.

Alexey Pudovkin. The investment climate of Russia Federation. The «crisis effect» and the post-crisis development.

This article is dedicated to the problem of investment and its role in the extension of the Russian economy, about the extent, up to which the Russian economy is affected by the current crisis and the outlook of the post-crisis development.

Инвестиции на сегодняшний день играют важнейшую роль в развитии любой страны. Инвестиции могут осуществляться компаниями-резидентами страны, а могут быть зарубежными, то есть осуществляться нерезидентами. Важно отметить, что с точки зрения анализа инвестиционного климата, важно учитывать как внутренние, отечественные инвестиции, так и зарубежные.

Можно было бы, однако, выделить негативные последствия от привлечения зарубежных инвестиций, как то утрата контроля над отечественными компаниями, вытеснение отечественных компаний зарубежными или же возможное раздутие спекулятивного пузыря. Но все же большинство стран мира находятся в состоянии постоянной борьбы за привлечение зарубежных инвестиций. Так, рост объема зарубежных капиталовложений приводит к росту уровня производительности труда, росту уровня занятости, повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, передаче управленческих навыков, технологий и ноу-хау зарубежных высокотехнологичных предприятий. Ситуация предельно проста: нет инвестиций,- следовательно нет развития и роста.

Итак, инвестиции — это капиталовложения. В зависимости от цели осуществления, они подразделяются на прямые и портфельные. Прямые инвестиции осуществляются с целью получения контроля над хозяйственной деятельностью того или иного предприятия, что выражается в приобретении такого пакета акций, который допустил бы его владельца к механизму принятия решений в данном конкретном предприятии.

Размер такого пакета, в первую очередь зависит от общего количества как акционеров, но в большинстве случаев он составляет примерно 10% акций. Прямые инвестиции представляют собой активное владение предприятием. Портфельные инвестиции, в свою очередь, представляют собой пассивное владение предприятием. Они осуществляются в рамках формирования портфеля ценных бумаг с точки зрения создания оптимальной доходности при минимизации рисков. Контроль над хозяйственной деятельностью предприятия в таком случае отсутствует.

Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения — инвестиции — накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения — это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является

нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны.

В 2009 году норма валового накопления в Росси составила 26%. На первый взгляд можно порадоваться, ведь это на уровне с мировым лидером — США. Но вот проблема: США — промышленно развитое государство, находящееся на стадии постиндустриального развития, которому нужно поддерживать существующие темпы развития, а Россия — государство развивающееся, то есть то, которому нужно стимулировать развитие и способствовать наращиванию темпов экономического роста, чтобы в конце — концов перейти в разряд развитых государств. А для продолжительного роста и развития экономики, то есть для выполнения той самой заветной цели, что стоит сегодня перед Россией и именуется модернизацией экономки, данный показатель должен быть на уровне 35%. Стало быть, инвестиции для российской экономики являются стратегически важным приоритетом.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов:

кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euromoney, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Keareney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group.

Рейтинги для инвесторов называют инвестиционными, а для кре­диторов — кредит­ными. Под кредитным рейтингом страны или компании подразумевается ее оценка с точки зрения кредиторов. Иначе говоря, кредитоспособность или же степень достоверности возвращения кредитору выданного им кредита или займа. Данный рейтинг является показателем степени доверия к компании и нужен ей для полу­чении банковских кредитов и при про­даже долговых ценных бумаг, то есть при осуществлении операций на рынке заемного капитала. Под инвестиционным рейтингом понимается привлекательность компании или страны с точки зрения осуществления в нее инвестиций, или же оценка с точки зрения инвестора. Данный рейтинг играет первостепенную роль при борьбе за приток зарубежных инвестиций в страну. Инвестиционный рейтинг компании показывает ее экономическую привлекательность. То есть то, насколько выгодным может стать приобретение ее акций. Кредитный и инвестиционный рейтинги бывают как долгосрочными, так и краткосрочными.

Рейтинги стран называются суверенными рейтингами. Международные рейтинговые агентства присваивают также рейтинги по национальной шкале в тех странах, где, по мнению инвесторов, рейтинги по глобальной шкале не обеспечивают адекватную дифференциацию рисков или не соответствуют шкале, уже широко используемой в данной стране. Национальные рейтинги являются оценкой кредитоспособности относительно эмитента с «наивысшей» кредитоспособностью в данной стране. Такой рейтинг, как правило, хотя и не всегда, присваивается всем финансовым обязательствам, выпущенным или гарантированным государством.

Существуют также отраслевые и региональные рейтинги, определя­ющие как ин­ве­стиционную, так и кредит­ную привлекательность отраслей и регионов отдельной страны.

Стоит, правда, отметить, что ни один рейтинг не может в полной мере отражать все аспекты инвестиционного климата. И дело здесь, скорее, не в недостатках того или иного рейтинга, а в том, что никакой рейтинг не в состоянии абсолютно точно и адек­ватно от­разить всю глубину и сложность хозяйственной жизни страны. К тому же не стоит забывать, что именно эти рейтинговые агентства проспали грядущий финансовый кризис. Ведь ещё за несколько месяцев до самого громкого и крупного банкротства в истории США и, наверное, мира, компания Lehman Brothers имела наивысший кредитный рейтинг.

По данным международных рейтинговых агентств Fitch и Standard & Poor’s, долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации по международной шкале по состоянию на март 2010 года следующий: BBB/прогноз стабильный. Проанализировав динамику суверенного кредитного рейтинга РФ по данным вышеупомянутых рейтинговых агентств, можно сделать следующий вывод: сразу после кризисного 1998 года был отмечен заметный рост кредитного рейтинга России до отметки BBB+, однако очередной кризис 2008 года внес свои коррективы — рейтинг был понижен до ВВВ.

Для сравнения, кредитный рейтинг США не знает изменений уже долгие годы и находится на отметке ААА. Что касается сравнения в рамках БРИК, то мы видим следующую картину: по данным агентства Fitch, за последние 10 лет кредитный рейтинг Российской Федерации уступает лишь кредитному рейтингу Китайской Народной Республики, чей рейтинг не опускается ниже отметки А- уже более 12 лет. Следовательно, Россия обладает вторым по надежности кредитным рейтингом среди стран БРИК после Китая.

Что качается инвестиционного рейтинга России, то здесь куда меньше поводов для оптимизма.

По данным публикации UNCTAD The World Investment Report 2009, 2007-й год был отмечен историческим рекордом по осуществлению прямых зарубежных инвестиций — всего в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 триллиона долларов США. А далее последовал кризис, который, конечно же, сопровождался заметным сокращением прямых зарубежных инвестиций до 1,67 триллионов долларов США в 2008 году и до 1,2 триллионов долларов США в 2009 году.

По мнению аналитиков, докризисный объем инвестиций мир сможет увидеть не раньше 2013 года.

Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составля­ется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а ве­роятность инве­стирова­ния руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально движение капитала.

Итак, в 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Что касается исторического анализа, то как и в случае с кредитным рейтингом, своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Стоит также отметить, что в данном рейтинге с 2003 года лидерство удерживает Китай, сохраняя за собой первую позицию на протяжении 7 лет подряд.

Так, по данным все того же World Investment Report 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов. США, для сравнения, имеет привлеченных капиталовложений на 316 миллиардов долларов.

По данным Банка России, РФ обладает самой низкой долей чистых ПЗИ к ВВП среди всех стран БРИК. В 2008 году она ещё составляла 1,2%, но уже в 2009 году она составила всего 0,4% — очередное проявление влияния всемирного экономического кризиса на экономику Росси. В Китае, к примеру, этот показатель составил в 2009 году 1,2%, в Индии — 1,3%, а в Бразилии — 1,66%.

В заключение, хотелось бы отметить следующее: всемирный экономический кризис не пощадил никого, но Россию он задел особенно сильно. Кризис обнажил многочисленные структурные проблемы российской экономики, что выразилось в резком сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, и, как следствие, ухудшение перспектив осуществления инвестиций в стране.

Очевидно, что, говоря об инвестиционном климате, не стоит забывать и об инвестициях отечественных предприятий в отечественную же экономику. И здесь у России не все в полном порядке, так как многие компании предпочитают инвестировать за рубеж. Это говорит о неразвитости таких основополагающих институтов как защита частной и интеллектуальной собственности, налоговой системы, о наличии чрезмерной бюрократизации, неоправданно большого количества чиновников и созданных ими административных барьеров.

Россия предстала слишком зависимой от мировой конъюнктуры страной. Пока мировая экономика находилась в стадии роста, отечественная экономика переживала период стремительного роста, а как только мировая экономика вошла в стадию рецессии, за ней устремилась и экономика России. Российская экономика следует мировому тренду, однако, амплитуда колебаний у нее куда более высокая, чем в других странах.

И все же Россия, безусловно, обладает высочайшим инвестиционным потенциалом, на реализацию которого должны быть брошены все силы, ведь в основе той самой «модернизации» лежат именно инвестиции. Поэтому государство обязано сделать все возможное для того, чтобы улучшить предпринимательскую среду и уже перечисленные аспекты инвестиционного климата России. И как только в России будут созданы все необходимые условия, можно быть уверенным в том, России удастся выстроить новую высокотехнологичную и инновативную экономику, создающую высокую добавленную стоимость. А в основе этой экономики будут лежать инвестиции и обновленная роль государства, в которой государство будет выступать тем самым « ночным сторожем» по Смиту, заботящимся о создании грамотных и прозрачных правил игры и сконцентрированным на контроле за их соблюдением.


Список использованной литературы

  • Международные экономические отношения: учебник/ под ред. Н.Н.Ливенцева. — 2-е изд., перераб и доп, — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
  • Мировая экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008
  • Экономика России и других постсоветских стран: учеб. пособие/ под ред. А.С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2005
  • www.unctad.org
  • www.moodys.com
  • www.fitchratings.com
  • www.standardandpoors.com
  • www.cbr.ru
  • www.atkearney.com

Россия – Информационно-аналитическая система Росконгресс

В исследовании, подготовленном экспертами консалтинговой компании Ernst & Young, проведен анализ инвестиционной привлекательности стран Европы, в частности России. Авторы исследовали общий инвестиционный климат в стране, ключевые секторы и регионы для инвестиций, а также проанализировали влияние пандемии на процессы инвестирования в страну.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Из-за пандемии коронавируса приток прямых иностранных инвестиций в Европу, в частности в Россию, снизился.

Распространение коронавирусной инфекции и ограничительные меры, связанные с пандемией, привели к снижению притока прямых иностранных инвестиций в Европу на 13% по сравнению с 2019 годом. В среднем для стран Европы с отрицательной динамикой приток ПИИ снизился на 21%. В исследовании отмечается, что для части стран инвестиции упали не так сильно, что позволило им остаться наиболее привлекательными для инвестирования — среди этих стран Германия, Франция и Великобритания.

Россия заняла 11-е место в списке стран по количеству проектов ПИИ в 2020 году — по сравнению с 2019 годом оно сократилось на 26%. Авторы исследования связывают такое падение не только с влиянием пандемии и неопределенностью из-за распространения коронавируса, но и с санкционными и геополитическими рисками.

Среди стран, которые больше всего инвестировали в Россию, первое место заняла Германия, а второе место разделили между собой Китай и США. Несмотря на то, что страны продолжили инвестировать в страну и во время пандемии (данные страны, в частности Германия, находились среди лидеров по инвестициям в российскую экономику и в предыдущие годы), количество их инвестиционных проектов в 2020 году по сравнению с 2019 сократилось на 28% для Германии, а для Китая и США на 32% и 25% соответственно.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-sotrudnichestvo-v-ramkakh-b20-dlya-preodoleniya-posledstviy-koronakrizisa-/search/#00:02:54.080

Производство, в частности агропродовольственный сектор, лидирует по количеству ПИИ в России.

Авторы исследования отмечают: производство, как и в прошлом году, осталось наиболее привлекательной отраслью для ПИИ в Россию — количество проектов не изменилось. В свою очередь, количество инвестиционных проектов в сфере маркетинга и продаж в 2020 году значительно сократилось — на 77% по сравнению с 2019 годом. Стоит отметить, что впервые в список ведущих отраслей вошли бизнес-услуги с восемью проинвестированными проектами.

При этом лидером в производственной отрасли стал агропродовольственный сектор. В исследовании указывается, что важнейшим драйвером развития этого сектора стали импортозамещение и продовольственное эмбарго: ограничения вызвали рост цен на внутреннем рынке, а затем и инвестиций в сектор, в то время как иностранные компании начали локализацию производства. Лидерами по инвестициям в этот сектор стали Германия, половина инвестиций которой была направлена в этот сектор, а также США, которые также инвестировали половину своих средств именно в данное направление. Эти факты говорят об активном развитии отрасли, что подтверждается и другими данными: в 2020 году, согласно исследованию, несмотря на сокращение всего российского экспорта на 20%, экспорт сельскохозяйственной продукции вырос на ту же величину.

Примечательно, что среди крупнейших секторов по всей Европе единственным сектором с положительной динамикой инвестиций стал медико-биологический сектор из-за производства товаров, необходимых для борьбы с пандемией коронавируса — вакцин, средств защиты и лекарств.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-rossiya-i-ee-rol-v-globalnoy-prodovolstvennoy-bezopasnosti/search/#00:10:50.751

Москва и Московская область стали лидерами по прямым иностранным инвестициям в Россию.

Несмотря на снижение количества ПИИ на 32% по сравнению с 2019 годом, Москва и Московская область снова стали лидерами по данному показателю среди регионов России. При этом, как и в предыдущем году, лидером по вложенным средствам стала Франция.

В исследовании отмечается, что на Москву и Московскую область приходится более четверти валового регионального продукта России. Данный регион всегда притягивал деловую и инвестиционную активность, ведь здесь проживает 14% населения страны. Среди других факторов, привлекающих инвесторов, авторы выделяют высокое положение в национальном инвестиционном рейтинге, широкий рынок и развитую инфраструктуру.

Второе и третье места в рейтинге заняли Санкт-Петербург и Ленинградская область и республика Татарстан.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-2021-god-kreativnoy-ekonomiki-v-mire-kak-skoro-chelovecheskiy-kapital-zamenit-neft/search/#00:48:50.943

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальном разделе Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, посвященном возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также в разделах Прямые иностранные инвестиции и Инвестпроекты, которые посвящены развитию инвестирования в различные отрасли.


Источник

EY

Дата выхода

21.06.2021

Темы

ИнвестпроектыПрямые иностранные инвестицииСидимДомаЭкономика

Изменение климата изменит Россию

13 января 2021 г.

Когда американские политики размышляют о траектории развития России, они, как правило, сосредотачиваются на лидерстве и продолжительности жизни президента Владимира Путина и характере его режима, на растущих авторитарных тенденциях Кремля внутри страны и отравлении оппозиционных деятелей, на Российский ядерный арсенал и кибервозможности, или о проецировании Россией власти за рубежом, от вмешательства в выборы до военных интервенций на Украине и в Сирии. Изменение климата редко попадает в шорт-лист. Тем не менее именно изменение климата, равно как и любой другой политик или набор политических мер, окажет сильнейшее влияние на стратегическое будущее России, изменяя ее политику, экономику и общество на десятилетия вперед.

Россия нагревается в 2,5 раза быстрее, чем остальной мир. В 2020 году в регионах по всей России наблюдались самые высокие температуры за всю историю наблюдений, что привело к лесным пожарам, охватившим площадь размером с Грецию и выбрасывающим в атмосферу на треть больше углекислого газа, чем в 2019 году (на российские леса приходится пятая часть всего мира). Внезапные наводнения в Сибири уничтожили целые деревни и вытеснили тысячи жителей. В 2020 году снежный покров был на рекордно низком уровне, а площадь арктического морского льда сократилась до второго наименьшего значения за более чем 40 лет.

Вечная мерзлота, покрывающая почти две трети территории России, быстро тает. Более резкие циклы замерзания-оттаивания в недрах разрушают городскую инфраструктуру в арктических городах России, где проживает более 2 миллионов человек, и представляют растущую опасность для 200 000 километров российских нефте- и газопроводов, не говоря уже о тысячах миль автомобильных и железных дорог. линии, соединяющие одни из самых широких рек России. Таяние вечной мерзлоты недавно разрушило резервуар для хранения дизельного топлива недалеко от арктического города Норильска, вылив 21 000 тонн дизельного топлива в реку Амбарная и прилегающие недра. Это было связано со вспышками сибирской язвы и открытием обширных метановых кратеров. При нынешней скорости оттаивания — примерно 1 градус Цельсия в десятилетие — слой вечной мерзлоты в России полностью перестанет промерзать через три десятилетия. Это может привести к потенциально катастрофическим разовым выбросам углерода в атмосферу, что уже не будет проблемой только России. Согласно одному исследованию, от 30 до 9Сокращение приповерхностной вечной мерзлоты на 9 процентов приведет к выбросу в атмосферу дополнительно от 10 до 240 миллиардов тонн углерода и метана и к 2100 году потенциально поставит земной шар «на грань». Россия уже является четвертым по величине источником выбросов парниковых газов с учетом на 4,6 процента всех глобальных выбросов. Его выбросы на душу населения являются одними из самых высоких в мире: на 53% выше, чем в Китае, и на 79% выше, чем в Европейском союзе.

Ожидается, что резкие изменения глобальных погодных условий, ускоренные потеплением арктических вод и сокращением ледяного покрова, увеличат засухи в богатых южных сельскохозяйственных регионах России, включающих Ставрополь и Ростов. Это может создать риски для продовольственной безопасности и поставить под угрозу основной российский экспорт: пшеницу. Хотя изменение климата приведет к расширению пахотных земель в России в ее северных широтах, верхний слой почвы на севере, как правило, тоньше и кислее, чем в наиболее продуктивных южных регионах России, и не компенсирует потери. Фактически, в 2017 году площадь пахотных земель сократилась более чем наполовину и составила всего 120 000 акров. В июне этого года региональные власти в Стравополе, одном из крупнейших регионов России, занимающихся выращиванием пшеницы, прогнозировали значительное снижение урожая пшеницы на 40 процентов в 2020 году в результате засухи. Это также имеет глобальные последствия: Россия является ключевым звеном глобальных продовольственных цепочек, на ее долю приходится 20 процентов мирового экспорта пшеницы, поэтому изменение климата в российском сельскохозяйственном производстве будет иметь серьезные последствия далеко за пределами России и бюджетной казны. По мере того, как сельское хозяйство смещается на север, ученые обеспокоены тем, что возделывание богатых углеродом почв создаст отдельную петлю обратной связи по углероду и ускорит глобальное потепление.

Экономика изменения климата в России

Угроза российской экономике от изменения климата двояка. По данным Счетной палаты России, рост засух, наводнений, лесных пожаров, повреждений вечной мерзлоты и болезней может привести к снижению ВВП на 3 процента в год в следующем десятилетии. По словам заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, только климатический ущерб зданиям и инфраструктуре может стоить России до 9 триллионов рублей (99 миллиардов долларов) к 2050 году.

Между тем, чрезмерная зависимость России от добычи углеводородов представляет собой очевидную уязвимость, поскольку мир смещается в сторону низкоуглеродных источников энергии и углеродной нейтральности. Природный газ и арктический сжиженный природный газ могут служить мостом для России в будущее с меньшим выбросом углерода, но ожидается, что мировой спрос на газ резко снизится к середине века. Федеральная политика России по принципу «сверху вниз» решительно отдает предпочтение управляемым государством промышленным нефтегазовым гигантам. Хотя Россия обладает огромным потенциалом в качестве источника возобновляемой энергии, доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе России незначительна — менее 0,1 процента для ветра, солнца и геотермальной энергии — и нет четких планов по значительным инвестициям в их рост. Нынешние стратегические документы также не предусматривают значительного роста производства атомной и гидроэнергетики, которые в настоящее время составляют 36 процентов от общего объема производства электроэнергии в России, но согласно текущим планам к 2050 году их доля возрастет только до 43 процентов (чтобы ограничить глобальное потепление 1,5 градусами Цельсия, возобновляемые источники энергии должны к 2050 году будет производить 70-85 процентов мировой электроэнергии. )

Как реагирует российское правительство?

Климатическая политика России на федеральном и региональном уровнях находится в зачаточном состоянии, и ей препятствуют ограниченные бюджеты. Необходимость реагировать на большее количество экологических катастроф меньшими средствами становится все более серьезной причиной разногласий между региональными правительствами и Москвой. Ожидаемое увеличение числа экстремальных погодных явлений и деградации инфраструктуры требует упреждающего планирования и значительных долгосрочных инвестиций в модернизацию и повышение устойчивости инфраструктуры, управление лесным хозяйством и другие адаптивные меры, но региональные правительства хронически испытывают нехватку ресурсов и большие долги (некоторые регионы начали обанкротиться). Сокращение международного спроса на углеводороды приведет к дальнейшему ограничению федерального бюджета, поскольку материальные затраты на изменение климата начнут расти по параболе. Сокращению бюджета способствуют хроническая коррупция и неэффективное управление государственной службой — проблемы, которые, в отличие от изменения климата, занимают центральное место в сознании россиян с политической точки зрения. Вся эта динамика подпитывает очень публичную игру между региональной политической элитой, бизнесом и федеральными властями по поводу того, кто несет финансовую и моральную ответственность за управление последствиями изменения климата.

Сам Путин неоднозначно высказался о глобальном потеплении, впервые признав только в октябре 2019 года, что глобальное потепление является результатом деятельности человека, но всего через месяц поставил под сомнение перспективы глобального перехода к возобновляемым источникам энергии, заявив , «Когда продвигаются эти идеи о сокращении производства энергии до нуля или опоре только на солнечную или ветровую энергию, я думаю, что человечество может снова оказаться в пещерах просто потому, что оно ничего не потребляет».

Несмотря на то, что все больше официальных лиц выражает обеспокоенность экономическими последствиями изменения климата для России, преобладает точка зрения пассивной покорности или необоснованного оптимизма. Некоторые официальные лица признают реальность изменения климата, но утверждают, что Россия не в силах решить эту проблему, и поэтому Россия должна извлекать доход из своих богатейших углеводородных ресурсов, пока существует глобальный спрос. Другие считают, что Россия получит экономическую выгоду от более высоких температур за счет увеличения пахотных земель и более широкого использования Северного морского пути для коммерческого судоходства. — неподтвержденный устойчивый коммерческий интерес к арктическому судоходному маршруту.

Эта политическая амбивалентность воплощена в подходе России к Парижскому соглашению по климату. Россия подписала соглашение в 2019 году, явно осознавая угрозу, но поскольку она использовала в качестве точки отсчета 1990 год, год, когда страна еще была частью Советского Союза и выбросила почти 2,4 миллиарда тонн углерода, Россия может эффективно увеличить свои выбросы в течение следующего десятилетия и по-прежнему достичь своей цели по сокращению на 30 процентов. Согласно стратегическому документу Минэкономразвития, опубликованному в марте 2020 года, выбросы в России будут расти в течение следующего десятилетия9.0003

Законодательство, принятое в 2019 году в рамках ратификации Россией Парижского соглашения, должно было установить квоты на выбросы и цены на выбросы углерода, но лоббистские усилия влиятельного Российского союза промышленников и предпринимателей значительно размыли законопроект, что привело к более слабым положениям об отчетности по выбросам и отмене национальной системы торговли выбросами углерода и штрафов для загрязнителей.

Как реагирует российское общество?

Окружающая среда на первом месте для россиян. Согласно опросу, проведенному независимым Левада-центром в январе 2020 года, деградация окружающей среды была названа самой большой угрозой для человечества в двадцать первом веке (48 процентов), за ней следуют международный терроризм (42 процента) и войны (37 процентов). Из экологических проблем России респонденты назвали загрязнение воздуха наиболее важным за год, когда были установлены новые рекорды по количеству случаев опасного качества воздуха в России, отчасти из-за лесных пожаров и промышленного загрязнения.

Тем не менее, неотложность местных экологических проблем в России — от загрязнения воздуха до практики обращения с отходами и лесных пожаров — не привела к более широкому опасению глобального потепления или активности по изменению государственной политики. Опрос Ipsos, проведенный в апреле 2020 года, показал, что только 13 процентов россиян считают климат самой важной экологической проблемой, стоящей перед их страной, что значительно ниже среднемирового показателя в 37 процентов. Россияне также были относительно менее обеспокоены будущими источниками энергии и выбором и имели самый низкий общий уровень поддержки действий правительства по борьбе с изменением климата. Одним из факторов, способствующих этому кажущемуся противоречию, вероятно, является сужение российского гражданского пространства. Введение законов об «иностранных агентах» опустошило экологические неправительственные организации (НПО) в России и заглушило голоса, бьющие тревогу по поводу глобального потепления. Общественная поддержка экологических НПО в последние годы снизилась, несмотря на то, что все больше россиян готовы протестовать против местных экологических проблем.

Экономические реалии тоже вносят свою лепту. Годы вялого экономического роста, двойной шок от Covid-19 и низких цен на нефть, а также скупой подход к фискальным стимулам уменьшили благосостояние среднего россиянина. Кремль уделяет первоочередное внимание стимулированию экономики за счет форсирования своей углеводородной и промышленной модели. Для многих россиян, которые только сводят концы с концами в финансовом отношении, такие проблемы, как рост цен, безработица и неравенство, вытесняют беспокойство по поводу изменения климата.

Несмотря на более репрессивный политический климат, в последние годы наблюдается всплеск протестов, связанных с защитой окружающей среды. В апреле 2019 г.Тысячи людей вышли в арктическом районе Архангельска, чтобы выразить протест против строительства нового полигона для отходов московских аэростатов. Тем летом более 2000 человек вышли в уральском городе Екатеринбурге, чтобы выразить протест против строительства церкви в одном из немногих оставшихся зеленых насаждений города. Совсем недавно в Башторстане на Южном Урале в России вспыхнули протесты из-за планов местной компании добывать редкий известняковый холм, который местные жители считают священным.

В целом ландшафт экологического активизма в России более изменчив и децентрализован, чем на Западе, при этом неформальные группы протеста возникают вокруг конкретных местных проблем, а затем рассеиваются. Но хотя протесты носили локальный характер, не случайно российские арктические, сибирские и дальневосточные регионы, где будут сосредоточены последствия изменения климата, также несут на себе основную тяжесть хронической экономической отсталости. Важно отметить, что эти же регионы традиционно более независимо мыслят политически и меньше поддерживают инициативы, поддерживаемые Кремлем.

Изменения грядут в Россию извне

Хотя многие российские официальные лица будут продолжать подчеркивать экономические возможности изменения климата и преуменьшать его последствия для России, они все больше обеспокоены радикальными изменениями, вносимыми в климатическую политику основных экспортных рынков, особенно Европейского Союза с его амбициозными планами. к Новому зеленому соглашению и цели достижения углеродной нейтральности к 2050 году. План ЕС по введению налога на корректировку углеродных границ, который в базовом сценарии обойдется российским экспортерам в 33 миллиарда евро к 2030 году, заставил российские фирмы столкнуться с реальностью глобального переход к низкоуглеродному развитию и рост стоимости их выбросов. Тем временем Китай пообещал стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Новая экономическая реальность набирает обороты: в декабре 2020 года заместитель министра финансов Владимир Колычев признал, что мировой пик спроса на нефть, возможно, прошел, и указал, что его министерство готовится к расширенному сокращению бюджета. доходов (примерно треть доходов федерального бюджета приходится на продажу нефти и газа).

Российское энергетическое и промышленное лобби по-прежнему влиятельно выступает против квот на выбросы углерода и является основной причиной стагнации внутренней климатической политики, но растущее число российских компаний, в том числе некоторые производители углеводородов, такие как «Новатэк», и более известные на международном рынке фирмы, такие как «Лукойл», опережая правительство в сокращении выбросов и решении вопросов устойчивого развития. Их подтолкнули международные финансовые учреждения и растущие требования инвесторов к экологическим, социальным и управленческим показателям (ESG). Некоторые из крупнейших российских компаний вкладывают значительные средства в улучшение своего рейтинга в области устойчивого развития, поскольку низкие баллы бьют по карману других. В 2020 году «Полюс», крупнейший производитель золота в России, и «Новатэк» получили рейтинг ESG «А», опередив многих конкурентов по отрасли.

Смена уже поступила

Изменение климата будет по-прежнему вызывать изменения в России, независимо от того, признают это ее лидеры или нет. Самый немедленный и значительный толчок к изменениям в России будет исходить извне, поскольку основные экспортные рынки энергии ускорят свою политику в области охраны окружающей среды. Это представляет собой экзистенциальную угрозу для российской экономической модели экспорта углеводородов и полезных ископаемых, угрозу, усугубленную годами слабого внутреннего роста и подавлением глобальной экономики пандемией. Но изменения также происходят изнутри, поскольку связанные с климатом экологические бедствия берут свое, а скудные государственные ресурсы не в состоянии справиться с растущей частотой и масштабами разрушения инфраструктуры, лесными пожарами, местным загрязнением и другими проблемами, связанными с климатом, что подпитывает протесты и увеличивает напряженность между губернаторами регионов и Москвой. Российская Арктика, в частности, станет примером того, как взаимодействуют изменение климата, региональная политическая динамика и экономические амбиции России, поскольку бизнесмены, региональные чиновники и федеральные министры, в том числе ключевые члены ближнего круга Кремля, борются за развитие государства. ресурсы, но отложить ответственность за финансирование восстановления после стихийных бедствий и устойчивости к изменению климата. Наши исследования и анализ должны определить, как изменение климата и климатическая политика — как внутри страны, так и за ее пределами — повлияют на будущее России, и как в ближайшем будущем Кремль и его экономика, основанная на экспорте ископаемого топлива, отреагируют — или не отреагируют.

Сайрус Ньюлин — научный сотрудник программы «Европа, Россия и Евразия» в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Хизер А. Конли — старший вице-президент по Европе, Евразии и Арктике и директор программы CSIS для Европы, России и Евразии.

Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).

© 2021 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.

Инвестиции в Россию остаются лотереей, несмотря на обещания правительства

Попытки российских властей улучшить условия для предпринимателей мало предсказуемы, а новый инвестиционный режим построен таким образом, что государственный контроль над инвестиционными проектами будет усиливаться , в то время как большая часть господдержки будет идти на госкапиталистов и близких к ним компаний.

Частные инвестиции стали самой заветной мечтой российского правительства. Если инвестиции не утроятся по сравнению с нынешним уровнем, экономика не увидит 3-процентного роста, которого требует президент Владимир Путин. Для чиновников это означает, что национальная цель не будет достигнута, а правительство не выполнит свои КПЭ.

Условия для инвестиций в России сейчас хорошие, настаивают в правительстве: инфляция на историческом минимуме, бюджет профицит, рубль стабилен, позиции страны в международном рейтинге Doing Business улучшаются.

Однако на практике постоянное внимание правительства к инвестиционному климату парадоксальным образом усугубляет сомнения инвесторов и сдерживает инвестиционную активность. Несмотря на благоприятные макроэкономические условия, общая экономическая ситуация становится все менее предсказуемой.

Инвесторов беспокоит, не наделают ли им неприятностей силовики , изменятся ли налоговые ставки и когда, наконец, перестанут меняться правила и условия. Пока эти вопросы остаются без ответа, инвестиции в российские проекты остаются лотереей с сомнительными перспективами выигрыша для тех, кто не имеет особых отношений с государством.

Экономический рост невозможен без новых капиталовложений, много лет повторял министр финансов Антон Силуанов. Таким образом, задача правительства состоит в том, чтобы создать благоприятную среду для инвестиций и поддержать инвесторов. Но в текущем цикле правительство рискует упустить КПЭ: по прогнозу Минэкономразвития, к 2021 году российская экономика должна вырасти на 3% в год. Минфин уже составил бюджет на основе этих цифр.

В прогнозе отмечается, что такое быстрое ускорение (в этом году рост ВВП может не превышать 1 процента) обусловлено повышением конкурентоспособности российской экономики и инвестициями. Государственный KPI по инвестициям заключается в том, что они должны составлять 25 процентов ВВП. Единственным объяснением того, откуда возьмется этот ускоренный рост, являются какие-то расплывчатые слова о структурных изменениях и улучшении инвестиционного климата. Похоже, прогноз основан на гипотезе о том, что частный бизнес начнет вкладывать средства в развитие и увеличение производства, а не в сбережения.

Основные условия для этой гипотезы соблюдены: по оценкам Счетной палаты и Госстата организации накопили на балансе более 20 триллионов рублей (311 миллиардов долларов). Рост прибыли должен означать, что компании более склонны инвестировать, но в последние годы доля прибыли, используемая для капитальных вложений, снизилась. В первой половине этого года инвестиции в основной капитал выросли всего на 0,6 процента. Большинство крупных предприятий предпочитали выплачивать промежуточные дивиденды, чем инвестировать в проекты.

Министр экономического развития Максим Орешкин возлагает вину за паузу в инвестициях на центральный банк, говоря, что высокие процентные ставки сдерживают корпоративные заимствования и, следовательно, инвестиции. Однако в первые девять месяцев этого года корпоративные заимствования росли даже медленнее, чем в прошлом году (3,6 процента по сравнению с 5,5 процента в 2018 году), когда процентные ставки были еще выше. И если предприятия не инвестируют даже собственную прибыль, на которую им не нужно было бы платить проценты, то проблема не в процентной ставке по кредитам.

В правительстве считают, что 20 трлн рублей, находящиеся на балансе компаний, свидетельствуют об отложенном спросе, который будет реализован, если будет принят внесенный в Государственную Думу в ноябре Кабмином закон о защите и стимулировании капитальных вложений. Силуанов говорит, что закон гарантирует, что условия для привлечения инвестиций не изменятся. Тем не менее, правительство уже пообещало не повышать налоги, а вместо этого ввести обязательные бизнес-тарифы, которые не включены в сам налоговый кодекс, такие как система платных дорожных сборов «Платон», влияющая на грузовой транспорт, и требования к маркировке.

Законопроект о стимулировании капитальных вложений вырос из прошлогоднего предложения помощника президента Андрея Белоусова собрать 500 млрд рублей с горнодобывающих компаний. Тогда одна только публикация письма Белоусова с одобрения президента обошлась горнодобывающим компаниям в 400 миллиардов рублей уставного капитала всего за один день.

Через год правительство предлагает ввести два режима инвестирования: общий и для конкретных проектов. В соответствии с первым инвесторам гарантируется трехлетний льготный период до того, как на них будут распространяться какие-либо нормативные акты, ухудшающие условия инвестиционной деятельности, или изменения тарифов и базовых налогов. По второму режиму, который применялся бы к проектам стоимостью свыше 50 млрд рублей, в которые было вложено более 10 млрд рублей собственных средств компании, сроки устанавливались бы не менее чем на шесть лет, а в случае получения прибыли реинвестируется на пятнадцать-двадцать лет.

В отличие от общего режима проектная схема устанавливается в индивидуальном порядке по соглашению с государством. В случае нарушения государством его условий госструктуры будут обязаны компенсировать инвестору из государственного бюджета понесенные убытки.

Законопроект подозрительно похож на способ выполнения чиновниками своих KPI. Почти 75 процентов новых инвестиционных проектов инициирует крупный бизнес, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Это означает, что главными бенефициарами будут дружественные государству капиталисты и государственные монополии.

Обещав не принимать нормативные акты, усложняющие жизнь бизнесу, Силуанов не сказал, что именно это означает. Его обещание, конечно же, не распространяется на инициативы, входящие в туманную сферу «национальных интересов», такие как суверенный закон об Интернете или недавний законопроект, запрещающий иностранцам владеть более чем 20 процентами интернет-компаний, считающихся «значительными».

Пока продолжается дискуссия о том, какую именно долю должны иметь иностранные собственники, практически не уделяется внимания вопросу о том, кто будет определять значимость компании для экономики и по каким критериям они будут это делать. Федеральные чиновники говорят, что это, скорее всего, будет правительственная комиссия или уполномоченный орган.

Для современного бизнеса, который становится все более цифровым, это будет означать ограничения на его развитие. Ведь правительство — или уполномоченный орган — может в любой момент решить, что компания значима для интернет-инфраструктуры страны, и заставить ее изменить структуру собственности.

Потом страх давления на бизнес со стороны силовиков. По данным опроса, проведенного Федеральной службой охраны, почти 85% из 200 предпринимателей, привлеченных к судебной ответственности, считают, что вести бизнес в России небезопасно. Почти для половины опрошенных (45,2%) судебные дела закончились не судебным приговором, а потерей бизнеса.

Кремль все чаще вмешивается в конфликты между бизнесом и силовиками, но это вмешательство избирательно: американский инвестор Майкл Калви и его французский бизнес-партнер Филипп Дельпаль находятся под домашним арестом, а их российские партнеры Иван Зюзин и Ваган Абгарян остаются в предварительном заключении по тому же делу.

Попытки российских властей улучшить условия для предпринимателей мало предсказуемы: введение специальных режимов инвестирования и стремление продвинуться в международных рейтингах с одной стороны, а с другой — непрерывный поток защитных и ограничительных инициатив, изменения к правилам (например, идея Министерства финансов о сокращении периода времени, используемого для принятия решения о налоговом резидентстве), и чрезмерное регулирование существующих льгот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *