РАБОТОРГОВЛЯ • Большая российская энциклопедия
РАБОТОРГО́ВЛЯ, продажа и покупка людей в рабство. Согласно историч. источникам, частное рабовладение и практика купли-продажи рабов получили широкое распространение с 7–6 вв. до н. э. В эпоху античности большое число лиц, пленённых в ходе войн, доставлялось в греч. и рим. города для продажи. Рабов покупали в соседних «варварских» государствах (Египет, Сирия и др.) или ввозили из завоёванных земель (напр., из Галлии, Британии и др.). В рим. эпоху Р. велась на всей подвластной Риму территории. По словам Страбона, только на о. Делос – крупнейшем невольничьем рынке античности – ежегодно продавалось ок. 10 тыс. рабов. С 8 в. н. э. с целью захвата рабов для Р. араб. пираты, викинги совершали набеги на прибрежные поселения Европы и Сев. Африки или покупали рабов у правителей афр. государств (Гана, Занзибар, Мали, Нубия и др. ), а затем продавали их на невольничьих рынках (Алжир, Триполи, Каир, Танжер, Карачи, Сурат и др.). В Европе в средние века Р. распространилась в государствах Средиземноморья. Генуэзские и венецианские купцы торговали невольниками из славян, берберов и др., в т. ч. перепродавали рабов из Малой Азии в Сев. Африку. Одними из гл. невольничьих рынков становятся их торговые фактории в Сев. Причерноморье – Кафа, Чембало, Тана и др. Из Таны в Дамиетту вывозили рабов, пополнявших отряды мамлюков. В Кафу свозилось население, захваченное во время набегов монголо-татар на Литву, Польшу, Рус. гос-во, и продавалось в государства Передней Азии. Впоследствии правители Крымского ханства продавали захваченных во время набегов на Рус. гос-во и Литву пленников в Османскую империю. На вост. побережье Африки (Суахилийское побережье) Р. вели в осн. арабы, устраивавшие рейды в глубь континента для захвата рабов, которые затем поставлялись в Османскую империю и в государства Аравийского п-ова, Передней и Юго-Вост. Азии.
Принципиально новые масштабы приобрела Р. с открытием Нового Света. С 15 в. европ. государства приступили к строительству факторий на зап. побережье Африки, через которые поставляли афр. рабов на невольничьи рынки Лиссабона, Лагуша, Кадима и Севильи (с 1440-х гг.). Большинство афр. государств, таких как Ашанти, Дагомея и др., перепродавали рабов европ. торговцам. В 15 – нач. 16 вв. африканцев ввозили в Португалию, обращали в христианство, а затем отправляли в исп. колонии в Новый Свет для работы на золотых рудниках. С 16 в. их стали ввозить туда непосредственно из Африки – в 1510 на о. Эспаньола (ныне Гаити) было доставлено 200 невольников-африканцев. Эта дата считается началом атлантич. Р. До сер. 17 в. ведущую роль в ней играла Португалия, затем в неё включились Великобритания, Нидерланды, Франция и др. государства. В 1619 голландцы привезли первых рабов на территорию Сев. Америки. Европ. форты на зап.-афр. побережье превратились в пункты купли-продажи рабов. Снабжение невольниками исп. колоний в Америке осуществлялось на основе спец. договоров на право ввоза рабов в исп. колонии Вест-Индии (асьенто). Гл. районами вывоза рабов были Золотой Берег, Конго и Ангола.
С развитием плантац. хозяйства в Америке в сер. 17 в. ввоз рабов резко возрос. В этот период сложилась т. н. треугольная торговля (Европа – Африка – Америка – Европа). Европ. товары (огнестрельное и холодное оружие, спиртные напитки, ткани, медные и железные изделия, посуда и др.), направленные в Африку, обменивались на рабов, которых доставляли в Новый Свет и, в свою очередь, обменивали на колониальные товары (табак, сахар, хлопок и др.). Учреждённые в ряде европ. государств торговые компании (Нидерл. Вест-Индская компания, Брит. Королевская афр. компания, Франц. Вест-Индская компания и др.) имели монопольное право на ведение Р. Несмотря на офиц. запрет, частные предприниматели также занимались Р. В нач. 18 в. система монопольных компаний уступила место свободной торговле рабами. К 1780-м гг. вывоз африканцев достиг 100 тыс. чел. в год. С участием в торговле рабами связано быстрое развитие мн. городов Европы и Америки – Бристоля, Ливерпуля, Лондона, Нанта, Амстердама, Нью-Йорка, Бостона, Рио-де-Жанейро и др.
«Аукцион рабов в Ричмонде». Гравюра на дереве. 1861.
Во 2-й пол. 18 в. в странах Европы и США началось движение за запрещение рабства и Р. (см. Аболиционизм). В 1787 образовано общество за запрещение афр. Р. в Великобритании, в 1788 – во Франции. Официально Р. запрещена в 1807 в Великобритании, в 1808 в США. Вопрос о прекращении Р. обсуждался на Венском конгрессе 1814–15, на Веронском конгрессе 1822 Священного союза. Однако сохранение рабства в Новом Свете способствовало широкому развитию контрабандной Р. В 19 в. осн. районами вывоза невольников в США, Бразилию и на Кубу из Африки являлись верхнегвинейское побережье, Конго, Ангола – в Зап. Африке, Занзибар и Мозамбик – в Вост. Африке. К сер. 19 в. крупнейшим работорговцем стали США, несмотря на постановление Конгресса, приравнявшего Р. к пиратству (1820). По данным брит. парламентской комиссии, в 1819–1824 из Африки вывозили в среднем ежегодно 103 тыс. рабов, в 1825–39 – 125 тыс. Под нажимом Великобритании Португалия, Испания, Бразилия и др. государства подписали договоры о прекращении Р. Великобритания стала инициатором антиневольничьей блокады афр. побережья – патрульные корабли (в осн. английские) задерживали суда с невольниками и освобождали рабов. Однако контроль ограничивался только зап. побережьем, тогда как вывоз рабов с вост. побережья продолжался вплоть до нач. 20 в. (в Эфиопии законодательно Р. запрещена в 1923). Гражданская война в США 1861–65 и отмена рабства положили конец ввозу рабов на территорию Сев. Америки. Небольшое число невольников продолжали ввозить на Кубу и в Бразилию вплоть до отмены там рабства в 1886 и 1888 соответственно. По разл. данным, за весь период Р. из Африки было вывезено от 100 до 200 млн. чел. При этом около трети погибло во время транспортировки через Атлантический океан.
На Брюссельской конференции 1890 был принят Генеральный акт о борьбе с работорговлей. Несмотря на принятые ООН Всеобщую декларацию прав человека (1948) и Конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, окончательно запретить Р. в 20 в. не удалось. В нач. 21 в. вопреки законодат. запретам, Р. нелегально существует в некоторых регионах Азии, Африки и Лат. Америки (в т. ч. продажа детей в рабство, похищение и продажа людей в сексуальное рабство и т. д.). В борьбе с совр. Р. участвуют неправительств. организации. ЮНЕСКО объявило 23 августа Междунар. днём памяти жертв Р. и её ликвидации.
Рабство в наши дни: 50 млн человек принуждают к труду или браку |
Комментируя выводы авторов исследования, Генеральный директор МОТ Гай Райдер сказал: «Шокирует то, что ситуация не улучшается. Оправдания такому нарушению фундаментальных прав человека просто нет». По сравнению с оценками, сделанными в 2016 году, в 2021 году в современном рабстве оказались на 10 млн человек больше, причем тяжелее всего пришлось женщинам и детям.
Рабовладельцы XXI века
В 86 процентах случаев принудительный труд используют в частном секторе, и 23 процента из них – это «принудительная коммерческая сексуальная эксплуатация».
На долю принудительного труда, навязанного государством, приходится 14 процентов, при этом в каждом восьмом случае к работе принуждают детей.
Встречается практически повсеместно
Факты насильственной эксплуатации зарегистрированы практически во всех странах мира. Жертвами могут стать представители любых народов. Причем более половины всех случав подневольного труда и четверть всех принудительных браков приходятся на страны с уровнем дохода выше среднего. В три раза чаще, чем другие взрослые работники, «невольниками» становятся мигранты.
При должной организации и соблюдении законов трудовая миграция, отмечают в ООН, – явление положительное. Люди находят работу в другой стране, а экономика принимающего государства получает необходимую рабочую силу. Но незаконная или плохо управляемая миграция, а также нарушение правил и этики найма делают мигрантов особенно уязвимыми перед современными «рабовладельцами».
Фото ЮНИСЕФ/А.Роменци
Тяжелые социально-экономические условия жизни в разных странах заставляют детей искать работу, но иногда работа превращается в рабство.
«В докладе подчеркивается насущная необходимость сделать всю миграцию безопасной, упорядоченной и регулярной», – отметил Генеральный директор МОМ Антониу Виторино. По его мнению, «снижение уязвимости мигрантов к принудительному труду и торговле людьми зависит прежде всего от национальной политики и правовых рамок, которые уважают, защищают и реализуют права человека и основные свободы всех […]на всех этапах миграционного процесса, независимо от их миграционного статуса».
Эту мысль поддержал и глава Международной организации труда. Райдер уверен, что добиться успеха можно только сообща: «Профсоюзы, организации работодателей, гражданское общество и простые люди должны сыграть решающую роль».
Принудительный брак – тоже рабство
В прошлом году в принудительном браке жили 22 млн человек, что на 6,6 миллиона больше, чем пять лет назад. Но фактически число таких принудительных браков, особенно с участием детей в возрасте до 16 лет, вероятно, намного выше. Браки с несовершеннолетними считаются принудительными хотя бы потому, что ребенок не может юридически согласиться на вступление в брак.
Зачастую такие браки связаны со специфическими патриархальными взглядами и традициями. В докладе указывается, что более 85 процентов заключивших брак по принуждению, поступили так под давлением со стороны родственников. Отмечается, что 65 процентов таких браков приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Широкое распространение имеет эта практика и в арабских государствах: практически пятеро из каждых 1000 человек в регионе вступают в брак по принуждению.
Как противостоять злу
В докладе описаны меры, благодаря которым современное рабство можно искоренить. Это и совершенствование законодательной базы, и развитие механизмов правоприменения, включая проведение регулярных трудовых инспекций, и прекращение навязанного государством принудительного труда. Авторы исследования предлагают укреплять социальную защиту и расширять правовую поддержку трудящихся. Важно также повсеместно повысить установленный законом возраст вступления в брак до 18 лет.
Другие меры включают в себя решение проблемы повышенного риска торговли людьми и принудительного труда для трудящихся-мигрантов, содействие справедливому и этичному набору на работу и оказание широкой поддержки женщинам и девочкам, а также представителям других мало защищённых групп. В качестве правовой основы для этого может быть использован Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
рабство | Определение, история и факты
рабство
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Абрахам Линкольн Джон К. Калхун Бенджамин Ф. Уэйд Святой Петр Клавер Дэвид Хантер
- Похожие темы:
- торговля людьми долговое рабство подчиненный код энкомьенда сексуальное рабство
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
рабство , состояние, при котором один человек принадлежит другому. Раб считался по закону собственностью или движимым имуществом и был лишен большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.
Нет единого мнения о том, что такое раб или как следует определять институт рабства. Тем не менее среди историков, антропологов, экономистов, социологов и других специалистов, изучающих рабство, существует общее мнение, что для того, чтобы назвать человека рабом, необходимо наличие большинства следующих характеристик.
Рабство было формой зависимого труда, выполняемого не членом семьи. Раб был лишен личной свободы и права географически перемещаться по своему желанию. Скорее всего, его способность делать выбор в отношении рода занятий и сексуальных партнеров, вероятно, будет ограничена. Рабство обычно, но не всегда, было принудительным. Если не все эти характеристики в их наиболее ограничительных формах применимы к рабу, то рабовладельческий режим в этом месте, вероятно, будет охарактеризован как «мягкий»; если бы почти все они были, то его обычно характеризовали бы как «тяжелый».
Рабы создавались разными способами. Вероятно, наиболее частым был захват на войне либо намеренно, как форма поощрения воинов, либо как случайный побочный продукт, как способ избавления от вражеских войск или гражданских лиц. Другие были похищены во время набегов на рабов или пиратских экспедиций. Многие рабы были потомками рабов. Некоторые люди были обращены в рабство в наказание за преступления или долги, других продали в рабство их родители, другие родственники или даже супруги, иногда для погашения долгов, иногда чтобы избежать голодной смерти. Разновидностью продажи детей было разоблачение, реальное или фиктивное, нежелательных детей, которых затем спасали другие и обращали в рабов. Еще одним источником рабства была самопродажа, совершавшаяся иногда для получения элитного положения, иногда для того, чтобы избежать нищеты.
Викторина «Британника»
Викторина «История рабства в Северной Америке»
Какая из американских колоний Англии первой признала рабство в качестве правового института? В какой колонии было самое многочисленное порабощенное население к 1700-м годам? Проверьте свои знания. Пройдите этот тест.
Рабство существовало во многих обществах прошлого, общие черты которых хорошо известны. Это было редкостью среди первобытных народов, таких как общества охотников-собирателей, потому что для процветания рабства необходима социальная дифференциация или стратификация. Также важным был экономический излишек, поскольку рабы часто были предметами потребления, которые сами должны были содержаться, а не производственными активами, которые приносили доход их владельцу. Излишек был также важен в рабовладельческих системах, где владельцы ожидали экономической выгоды от рабовладения.
Обычно должна ощущаться нехватка рабочей силы, иначе маловероятно, что большинство людей станет утруждать себя приобретением или содержанием рабов. Свободная земля и, в более общем смысле, открытые ресурсы часто были предпосылкой рабства; в большинстве случаев, когда не было открытых ресурсов, можно было найти нерабов, которые выполняли бы те же социальные функции с меньшими затратами. Наконец, должны были существовать некоторые централизованные правительственные институты, желающие обеспечить соблюдение законов о рабах, иначе имущественные аспекты рабства, вероятно, были химерическими. Большинство из этих условий должны были присутствовать, чтобы рабство существовало в обществе; если бы они все были, до движения за отмену 19го века охватила большую часть мира, почти наверняка существовало рабство.
Хотя рабство существовало почти повсеместно, оно, по-видимому, сыграло особенно важную роль в развитии двух крупнейших мировых цивилизаций — западной (включая Древнюю Грецию и Рим) и исламской.Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
На протяжении всей письменной истории существовало два основных типа рабства. Наиболее распространенным было так называемое домашнее, патриархальное или домашнее рабство. Хотя домашние рабы иногда работали вне дома, например, на сенокосе или сборе урожая, их основной функцией была прислуга, которая служила своим владельцам в их домах или где-либо еще, например, на военной службе. Рабы часто были ориентированным на потребление символом статуса для своих владельцев, которые во многих обществах тратили большую часть своего излишка на рабов. Домашние рабы иногда сливались в той или иной степени с семьями своих владельцев, так что мальчики становились приемными сыновьями, а женщины становились наложницами или женами, родившими наследников.
Другим основным видом рабства было продуктивное рабство. Это было относительно нечасто и происходило в основном в классической афинской Греции и Риме, а также в постколумбовом околокарибском Новом Свете. Он также был обнаружен в Ираке 9-го века, среди индейцев квакиутль на северо-западе Америки и в нескольких районах Африки к югу от Сахары в 19-м веке. Хотя рабы также использовались в домашнем хозяйстве, рабство во всех этих обществах, по-видимому, существовало преимущественно для производства рыночных товаров в шахтах или на плантациях.
Важным теоретическим вопросом является взаимосвязь между производительным рабством и статусом общества как рабского или рабовладельческого общества. В рабовладельческом обществе рабы составляли значительную часть (не менее 20–30 процентов) всего населения, и большая часть энергии этого общества была мобилизована на получение и содержание рабов. Кроме того, институт рабства оказал значительное влияние на такие институты общества, как семья, а также на его социальную мысль, право и экономику. Кажется очевидным, что рабовладельческое общество вполне могло существовать без производительного рабства; известные исторические примеры были сосредоточены в Африке и Азии. Также ясно, что большинство рабовладельческих обществ были сосредоточены в западных (включая Грецию и Рим) и исламских цивилизациях. В рабовладельческом обществе рабы присутствовали, но в меньшем количестве, и они гораздо меньше были в центре внимания общественной энергии.
Рабство было видом зависимого труда, отличавшимся от других форм прежде всего тем, что в любом обществе оно было самым унизительным и самым суровым. Рабство было прототипом отношений, определяемых господством и властью. Но на протяжении столетий человек изобретал и другие формы зависимого труда, кроме рабства, включая крепостничество, кабальный труд и рабство. Термин «крепостное право» используется слишком часто, часто там, где это неуместно (всегда как оскорбительное название). В прошлом крепостной обычно был земледельцем, тогда как, в зависимости от общества, раб мог быть занят почти любым занятием. Канонически крепостное право было зависимым состоянием большей части крестьянства Западной и Центральной Европы со времен упадка Римской империи до эпохи Французской революции. Это включало «второе закрепощение», охватившее центральную и часть восточной Европы в 15-м и 16-м веках. Россия не знала «первого крепостного права»; крепостное право здесь началось постепенно в середине 15 в., завершилось к 1649 г., и длился до 1906 года. Вопрос о том, правильно ли термин «крепостное право» описывает положение крестьянства в других контекстах, является предметом яростных споров. Как бы то ни было, крепостной отличался от раба еще и тем, что он обычно был субъектом закона, т. е. имел некоторые права, тогда как раб, объект закона, имел значительно меньше прав. Более того, крепостной обычно был привязан к земле (наиболее существенным исключением был русский крепостной примерно между 1700 и 1861 годами), тогда как раб всегда был привязан к своему хозяину; т.
е. он должен был жить там, где ему велел хозяин, и часто владелец мог продать его в любое время. Крепостной обычно владел своими средствами производства (зерном, скотом, инвентарем), кроме земли, тогда как раб не владел ничем, часто даже одеждой на спине. Право крепостного жениться на имении своего господина часто ограничивалось, но вмешательство хозяина в его репродуктивную и семейную жизнь обычно было гораздо меньше, чем в случае раба. Государство могло призвать крепостных платить налоги, выполнять барщину на дорогах и служить в армии, но рабы обычно освобождались от всех этих повинностей.Человек стал наемным слугой, заняв деньги, а затем добровольно согласившись отработать долг в течение определенного срока. В некоторых обществах наемные слуги, вероятно, мало чем отличались от долговых рабов (т. е. лиц, изначально неспособных расплатиться по обязательствам и потому вынужденных отрабатывать их в установленном законом размере в год). Однако долговые рабы считались преступниками (по сути, ворами) и, следовательно, подвергались более суровому обращению. Возможно, до половины всех белых поселенцев в Северной Америке были наемными слугами, которые соглашались работать на кого-то (покупателя контракта) по прибытии, чтобы заплатить за их проезд. Некоторые наемные слуги утверждали, что с ними обращались хуже, чем с рабами; Экономическая логика ситуации заключалась в том, что рабовладельцы рассматривали своих рабов как долгосрочное вложение, стоимость которого упадет, если с ними плохо обращаться, в то время как краткосрочные (обычно четыре года) наемные слуги могли подвергаться жестокому обращению почти до смерти, потому что их хозяева имели только кратковременный интерес к ним. Практика различалась, но в договорах об облигациях иногда указывалось, что слуги должны быть освобождены с денежной суммой, иногда с участком земли, возможно, даже с супругом, тогда как для освобожденных рабов условия обычно больше зависели от щедрости владельца.
Пеонами называли либо лиц, вынужденных отрабатывать долги, либо преступников. Пеоны, которые были латиноамериканским вариантом долговых рабов, были вынуждены работать на своих кредиторов, чтобы выплатить то, что они должны. Они имели тенденцию сливаться с уголовниками, потому что люди в обеих категориях считались преступниками, и это было особенно верно в обществах, где денежные штрафы были основной санкцией и формой возмещения за преступления. Таким образом, уголовник, не уплативший штраф, являлся неплатежеспособным должником. Долговому батраку приходилось работать на своего кредитора, а труд преступного батрака государство продавало третьему лицу. У пеонов было даже меньше обращений к закону за плохое обращение, чем у наемных слуг, и условия освобождения для первых обычно были менее благоприятными, чем для вторых.
рабство | Определение, история и факты
рабство
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Абрахам Линкольн Джон К. Калхун Бенджамин Ф. Уэйд Святой Петр Клавер Дэвид Хантер
- Похожие темы:
- торговля людьми долговое рабство подчиненный код энкомьенда сексуальное рабство
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
рабство , состояние, при котором один человек принадлежит другому. Раб считался по закону собственностью или движимым имуществом и был лишен большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.
Нет единого мнения о том, что такое раб или как следует определять институт рабства. Тем не менее среди историков, антропологов, экономистов, социологов и других специалистов, изучающих рабство, существует общее мнение, что для того, чтобы назвать человека рабом, необходимо наличие большинства следующих характеристик. Раб был разновидностью собственности; таким образом, он принадлежал кому-то другому. В одних обществах рабы считались движимым имуществом, в других — недвижимым имуществом, например недвижимостью. Они были объектами закона, а не его субъектами. Таким образом, подобно быку или топору, раб обычно не нес ответственности за то, что он делал. Он не нес личной ответственности за правонарушения или контракты. У раба обычно было мало прав и всегда меньше, чем у его хозяина, но было не так много обществ, в которых он не имел бы абсолютно никаких прав. Как в большинстве обществ существуют ограничения на степень жестокого обращения с животными, так и в большинстве обществ были ограничения на степень жестокого обращения с рабом. Раб был удален из линии натального происхождения. Юридически, а часто и в социальном плане, у него не было родственников. Никто из родственников не мог отстоять его права или отомстить за него. Будучи «аутсайдером», «маргиналом» или «социально мертвым человеком» в обществе, где он был порабощен, его права на участие в принятии политических решений и других социальных мероприятиях были меньше, чем у его владельца. На продукт труда раба мог претендовать кто-то другой, который также часто имел право распоряжаться его физическим воспроизводством.
Рабство было формой зависимого труда, выполняемого не членом семьи. Раб был лишен личной свободы и права географически перемещаться по своему желанию. Скорее всего, его способность делать выбор в отношении рода занятий и сексуальных партнеров, вероятно, будет ограничена. Рабство обычно, но не всегда, было принудительным. Если не все эти характеристики в их наиболее ограничительных формах применимы к рабу, то рабовладельческий режим в этом месте, вероятно, будет охарактеризован как «мягкий»; если бы почти все они были, то его обычно характеризовали бы как «тяжелый».
Рабы создавались разными способами. Вероятно, наиболее частым был захват на войне либо намеренно, как форма поощрения воинов, либо как случайный побочный продукт, как способ избавления от вражеских войск или гражданских лиц. Другие были похищены во время набегов на рабов или пиратских экспедиций. Многие рабы были потомками рабов. Некоторые люди были обращены в рабство в наказание за преступления или долги, других продали в рабство их родители, другие родственники или даже супруги, иногда для погашения долгов, иногда чтобы избежать голодной смерти. Разновидностью продажи детей было разоблачение, реальное или фиктивное, нежелательных детей, которых затем спасали другие и обращали в рабов. Еще одним источником рабства была самопродажа, совершавшаяся иногда для получения элитного положения, иногда для того, чтобы избежать нищеты.
Викторина «Британника»
Викторина «История рабства в Северной Америке»
Какая из американских колоний Англии первой признала рабство в качестве правового института? В какой колонии было самое многочисленное порабощенное население к 1700-м годам? Проверьте свои знания. Пройдите этот тест.
Рабство существовало во многих обществах прошлого, общие черты которых хорошо известны. Это было редкостью среди первобытных народов, таких как общества охотников-собирателей, потому что для процветания рабства необходима социальная дифференциация или стратификация. Также важным был экономический излишек, поскольку рабы часто были предметами потребления, которые сами должны были содержаться, а не производственными активами, которые приносили доход их владельцу. Излишек был также важен в рабовладельческих системах, где владельцы ожидали экономической выгоды от рабовладения.
Обычно должна ощущаться нехватка рабочей силы, иначе маловероятно, что большинство людей станет утруждать себя приобретением или содержанием рабов. Свободная земля и, в более общем смысле, открытые ресурсы часто были предпосылкой рабства; в большинстве случаев, когда не было открытых ресурсов, можно было найти нерабов, которые выполняли бы те же социальные функции с меньшими затратами. Наконец, должны были существовать некоторые централизованные правительственные институты, желающие обеспечить соблюдение законов о рабах, иначе имущественные аспекты рабства, вероятно, были химерическими. Большинство из этих условий должны были присутствовать, чтобы рабство существовало в обществе; если бы они все были, до движения за отмену 19го века охватила большую часть мира, почти наверняка существовало рабство. Хотя рабство существовало почти повсеместно, оно, по-видимому, сыграло особенно важную роль в развитии двух крупнейших мировых цивилизаций — западной (включая Древнюю Грецию и Рим) и исламской.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
На протяжении всей письменной истории существовало два основных типа рабства. Наиболее распространенным было так называемое домашнее, патриархальное или домашнее рабство. Хотя домашние рабы иногда работали вне дома, например, на сенокосе или сборе урожая, их основной функцией была прислуга, которая служила своим владельцам в их домах или где-либо еще, например, на военной службе. Рабы часто были ориентированным на потребление символом статуса для своих владельцев, которые во многих обществах тратили большую часть своего излишка на рабов. Домашние рабы иногда сливались в той или иной степени с семьями своих владельцев, так что мальчики становились приемными сыновьями, а женщины становились наложницами или женами, родившими наследников. Храмовое рабство, государственное рабство и военное рабство были относительно редки и отличались от домашнего рабства, но в очень общих чертах их можно отнести к категории домашних рабов храма или государства.
Другим основным видом рабства было продуктивное рабство. Это было относительно нечасто и происходило в основном в классической афинской Греции и Риме, а также в постколумбовом околокарибском Новом Свете. Он также был обнаружен в Ираке 9-го века, среди индейцев квакиутль на северо-западе Америки и в нескольких районах Африки к югу от Сахары в 19-м веке. Хотя рабы также использовались в домашнем хозяйстве, рабство во всех этих обществах, по-видимому, существовало преимущественно для производства рыночных товаров в шахтах или на плантациях.
Важным теоретическим вопросом является взаимосвязь между производительным рабством и статусом общества как рабского или рабовладельческого общества. В рабовладельческом обществе рабы составляли значительную часть (не менее 20–30 процентов) всего населения, и большая часть энергии этого общества была мобилизована на получение и содержание рабов. Кроме того, институт рабства оказал значительное влияние на такие институты общества, как семья, а также на его социальную мысль, право и экономику. Кажется очевидным, что рабовладельческое общество вполне могло существовать без производительного рабства; известные исторические примеры были сосредоточены в Африке и Азии. Также ясно, что большинство рабовладельческих обществ были сосредоточены в западных (включая Грецию и Рим) и исламских цивилизациях. В рабовладельческом обществе рабы присутствовали, но в меньшем количестве, и они гораздо меньше были в центре внимания общественной энергии.
Рабство было видом зависимого труда, отличавшимся от других форм прежде всего тем, что в любом обществе оно было самым унизительным и самым суровым. Рабство было прототипом отношений, определяемых господством и властью. Но на протяжении столетий человек изобретал и другие формы зависимого труда, кроме рабства, включая крепостничество, кабальный труд и рабство. Термин «крепостное право» используется слишком часто, часто там, где это неуместно (всегда как оскорбительное название). В прошлом крепостной обычно был земледельцем, тогда как, в зависимости от общества, раб мог быть занят почти любым занятием. Канонически крепостное право было зависимым состоянием большей части крестьянства Западной и Центральной Европы со времен упадка Римской империи до эпохи Французской революции. Это включало «второе закрепощение», охватившее центральную и часть восточной Европы в 15-м и 16-м веках. Россия не знала «первого крепостного права»; крепостное право здесь началось постепенно в середине 15 в., завершилось к 1649 г., и длился до 1906 года. Вопрос о том, правильно ли термин «крепостное право» описывает положение крестьянства в других контекстах, является предметом яростных споров. Как бы то ни было, крепостной отличался от раба еще и тем, что он обычно был субъектом закона, т. е. имел некоторые права, тогда как раб, объект закона, имел значительно меньше прав. Более того, крепостной обычно был привязан к земле (наиболее существенным исключением был русский крепостной примерно между 1700 и 1861 годами), тогда как раб всегда был привязан к своему хозяину; т. е. он должен был жить там, где ему велел хозяин, и часто владелец мог продать его в любое время. Крепостной обычно владел своими средствами производства (зерном, скотом, инвентарем), кроме земли, тогда как раб не владел ничем, часто даже одеждой на спине. Право крепостного жениться на имении своего господина часто ограничивалось, но вмешательство хозяина в его репродуктивную и семейную жизнь обычно было гораздо меньше, чем в случае раба. Государство могло призвать крепостных платить налоги, выполнять барщину на дорогах и служить в армии, но рабы обычно освобождались от всех этих повинностей.
Человек стал наемным слугой, заняв деньги, а затем добровольно согласившись отработать долг в течение определенного срока. В некоторых обществах наемные слуги, вероятно, мало чем отличались от долговых рабов (т. е. лиц, изначально неспособных расплатиться по обязательствам и потому вынужденных отрабатывать их в установленном законом размере в год). Однако долговые рабы считались преступниками (по сути, ворами) и, следовательно, подвергались более суровому обращению. Возможно, до половины всех белых поселенцев в Северной Америке были наемными слугами, которые соглашались работать на кого-то (покупателя контракта) по прибытии, чтобы заплатить за их проезд. Некоторые наемные слуги утверждали, что с ними обращались хуже, чем с рабами; Экономическая логика ситуации заключалась в том, что рабовладельцы рассматривали своих рабов как долгосрочное вложение, стоимость которого упадет, если с ними плохо обращаться, в то время как краткосрочные (обычно четыре года) наемные слуги могли подвергаться жестокому обращению почти до смерти, потому что их хозяева имели только кратковременный интерес к ним. Практика различалась, но в договорах об облигациях иногда указывалось, что слуги должны быть освобождены с денежной суммой, иногда с участком земли, возможно, даже с супругом, тогда как для освобожденных рабов условия обычно больше зависели от щедрости владельца.
Пеонами называли либо лиц, вынужденных отрабатывать долги, либо преступников. Пеоны, которые были латиноамериканским вариантом долговых рабов, были вынуждены работать на своих кредиторов, чтобы выплатить то, что они должны. Они имели тенденцию сливаться с уголовниками, потому что люди в обеих категориях считались преступниками, и это было особенно верно в обществах, где денежные штрафы были основной санкцией и формой возмещения за преступления.