Разное

Рабов: Извините, запрашиваемая страница не найдена!

01.12.1988

РАБОТОРГОВЛЯ • Большая российская энциклопедия

РАБОТОРГО́ВЛЯ, про­да­жа и по­куп­ка лю­дей в раб­ст­во. Со­глас­но ис­то­рич. ис­точ­ни­кам, ча­ст­ное ра­бо­вла­де­ние и прак­ти­ка ку­п­ли-про­да­жи ра­бов по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние с 7–6 вв. до н. э. В эпо­ху ан­тич­но­сти боль­шое чис­ло лиц, пле­нён­ных в хо­де войн, дос­тав­ля­лось в греч. и рим. го­ро­да для про­да­жи. Ра­бов по­ку­па­ли в со­сед­них «вар­вар­ских» го­су­дар­ст­вах (Еги­пет, Си­рия и др.) или вво­зи­ли из за­воё­ван­ных зе­мель (напр., из Гал­лии, Бри­та­нии и др.). В рим. эпо­ху Р. ве­лась на всей под­вла­ст­ной Ри­му тер­ри­то­рии. По сло­вам Стра­бо­на, толь­ко на о. Де­лос – круп­ней­шем не­воль­ничь­ем рын­ке ан­тич­но­сти – еже­год­но про­да­ва­лось ок. 10 тыс. ра­бов. С 8 в. н. э. с це­лью за­хва­та ра­бов для Р. араб. пи­ра­ты, ви­кин­ги со­вер­ша­ли на­бе­ги на при­бреж­ные по­се­ле­ния Ев­ро­пы и Сев. Аф­ри­ки или по­ку­па­ли ра­бов у пра­ви­те­лей афр. го­су­дарств (Га­на, Зан­зи­бар, Ма­ли, Ну­бия и др. ), а за­тем про­да­ва­ли их на не­воль­ничь­их рын­ках (Ал­жир, Три­по­ли, Ка­ир, Тан­жер, Ка­ра­чи, Су­рат и др.). В Ев­ро­пе в сред­ние ве­ка Р. рас­про­стра­ни­лась в го­су­дар­ст­вах Сре­ди­зем­но­мо­рья. Ге­ну­эз­ские и ве­не­ци­ан­ские куп­цы тор­го­ва­ли не­воль­ни­ка­ми из сла­вян, бер­бе­ров и др., в т. ч. пе­ре­про­да­ва­ли ра­бов из Ма­лой Азии в Сев. Аф­ри­ку. Од­ни­ми из гл. не­воль­ничь­их рын­ков ста­но­вят­ся их тор­го­вые фак­то­рии в Сев. При­чер­но­мо­рье – Ка­фа, Чем­ба­ло, Та­на и др. Из Та­ны в Да­ми­ет­ту вы­во­зи­ли ра­бов, по­пол­няв­ших от­ря­ды мам­лю­ков. В Ка­фу сво­зи­лось на­се­ле­ние, за­хва­чен­ное во вре­мя на­бе­гов мон­го­ло-та­тар на Лит­ву, Поль­шу, Рус. гос-во, и про­да­ва­лось в го­су­дар­ст­ва Пе­ред­ней Азии. Впо­след­ст­вии пра­ви­те­ли Крым­ско­го хан­ст­ва про­да­ва­ли за­хва­чен­ных во вре­мя на­бе­гов на Рус. гос-во и Лит­ву плен­ни­ков в Ос­ман­скую им­пе­рию. На вост. по­бе­ре­жье Аф­ри­ки (Суа­хи­лий­ское по­бе­ре­жье) Р. ве­ли в осн. ара­бы, уст­раи­вав­шие рей­ды в глубь кон­ти­нен­та для за­хва­та ра­бов, ко­то­рые за­тем по­став­ля­лись в Ос­ман­скую им­пе­рию и в го­су­дар­ст­ва Ара­вий­ско­го п-ова, Пе­ред­ней и Юго-Вост. Азии.

Прин­ци­пи­аль­но но­вые масш­та­бы при­об­ре­ла Р. с от­кры­ти­ем Но­во­го Све­та. С 15 в. ев­роп. го­су­дар­ст­ва при­сту­пи­ли к строи­тель­ст­ву фак­то­рий на зап. по­бе­ре­жье Аф­ри­ки, че­рез ко­то­рые по­став­ля­ли афр. ра­бов на не­воль­ни­чьи рын­ки Лис­са­бо­на, Ла­гу­ша, Ка­ди­ма и Се­ви­льи (с 1440-х гг.). Боль­шин­ст­во афр. го­су­дарств, та­ких как Ашан­ти, Да­го­мея и др., пе­ре­про­дава­ли ра­бов ев­роп. тор­гов­цам. В 15 – нач. 16 вв. аф­ри­кан­цев вво­зи­ли в Пор­ту­га­лию, об­ра­ща­ли в хри­сти­ан­ст­во, а за­тем от­прав­ля­ли в исп. ко­ло­нии в Но­вый Свет для ра­бо­ты на зо­ло­тых руд­ни­ках. С 16 в. их ста­ли вво­зить ту­да не­по­сред­ст­вен­но из Аф­ри­ки – в 1510 на о. Эс­пань­о­ла (ны­не Гаи­ти) бы­ло до­став­ле­но 200 не­воль­ни­ков-аф­ри­кан­цев. Эта да­та счи­та­ет­ся на­ча­лом ат­лан­тич. Р. До сер. 17 в. ве­ду­щую роль в ней иг­ра­ла Пор­ту­га­лия, за­тем в неё вклю­чи­лись Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ни­дер­лан­ды, Фран­ция и др. го­су­дар­ст­ва. В 1619 гол­ланд­цы при­вез­ли пер­вых ра­бов на тер­ри­то­рию Сев. Аме­ри­ки. Ев­роп. фор­ты на зап.-афр. по­бе­ре­жье пре­вра­ти­лись в пунк­ты ку­п­ли-про­да­жи ра­бов. Снаб­же­ние не­воль­ни­ка­ми исп. ко­ло­ний в Аме­ри­ке осу­ще­ст­в­ля­лось на ос­но­ве спец. до­го­во­ров на пра­во вво­за ра­бов в исп. ко­ло­нии Вест-Ин­дии (ась­ен­то). Гл. рай­она­ми вы­во­за ра­бов бы­ли Зо­ло­той Бе­рег, Кон­го и Ан­го­ла.

С раз­ви­ти­ем план­тац. хо­зяй­ст­ва в Аме­ри­ке в сер. 17 в. ввоз ра­бов рез­ко воз­рос. В этот пе­ри­од сло­жи­лась т. н. тре­уголь­ная тор­гов­ля (Ев­ро­па – Аф­ри­ка – Аме­ри­ка – Ев­ро­па). Ев­роп. то­ва­ры (ог­не­стрель­ное и хо­лод­ное ору­жие, спирт­ные на­пит­ки, тка­ни, мед­ные и же­лез­ные из­де­лия, по­су­да и др.), на­прав­лен­ные в Аф­ри­ку, об­ме­ни­ва­лись на ра­бов, ко­то­рых дос­тав­ля­ли в Но­вый Свет и, в свою оче­редь, об­ме­ни­ва­ли на ко­ло­ни­аль­ные то­ва­ры (та­бак, са­хар, хло­пок и др.). Уч­ре­ж­дён­ные в ря­де ев­роп. го­су­дарств тор­го­вые ком­па­нии (Ни­дерл. Вест-Инд­ская ком­па­ния, Брит. Ко­ро­лев­ская афр. ком­па­ния, Франц. Вест-Инд­ская ком­па­ния и др.) име­ли мо­но­поль­ное пра­во на ве­де­ние Р. Не­смот­ря на офиц. за­прет, ча­ст­ные пред­при­ни­ма­те­ли так­же за­ни­ма­лись Р. В нач. 18 в. сис­те­ма мо­но­поль­ных ком­па­ний ус­ту­пи­ла ме­сто сво­бод­ной тор­гов­ле ра­ба­ми. К 1780-м гг. вы­воз аф­ри­кан­цев дос­тиг 100 тыс. чел. в год. С уча­сти­ем в тор­гов­ле ра­ба­ми свя­за­но бы­строе раз­ви­тие мн. го­ро­дов Ев­ро­пы и Аме­ри­ки – Бри­сто­ля, Ли­вер­пу­ля, Лон­до­на, Нан­та, Ам­стер­да­ма, Нью-Йор­ка, Бос­то­на, Рио-де-Жа­ней­ро и др.

«Аукцион рабов в Ричмонде». Гравюра на дереве. 1861.

Во 2-й пол. 18 в. в стра­нах Ев­ро­пы и США на­ча­лось дви­же­ние за за­пре­ще­ние раб­ст­ва и Р. (см. Або­ли­цио­низм). В 1787 об­ра­зо­ва­но об­ще­ст­во за за­пре­ще­ние афр. Р. в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1788 – во Фран­ции. Офи­ци­аль­но Р. за­пре­ще­на в 1807 в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1808 в США. Во­прос о пре­кра­ще­нии Р. об­су­ж­дал­ся на Вен­ском кон­грес­се 1814–15, на Ве­рон­ском кон­грес­се 1822 Свя­щен­но­го сою­за. Од­на­ко со­хра­не­ние раб­ст­ва в Но­вом Све­те спо­соб­ст­во­ва­ло ши­ро­ко­му раз­ви­тию кон­тра­банд­ной Р. В 19 в. осн. рай­она­ми вы­во­за не­воль­ни­ков в США, Бра­зи­лию и на Ку­бу из Аф­ри­ки яв­ля­лись верх­не­гви­ней­ское по­бе­ре­жье, Кон­го, Ан­го­ла – в Зап. Аф­ри­ке, Зан­зи­бар и Мо­замбик – в Вост. Аф­ри­ке. К сер. 19 в. круп­ней­шим ра­бо­тор­гов­цем ста­ли США, не­смот­ря на по­ста­нов­ле­ние Кон­грес­са, при­рав­няв­ше­го Р. к пи­рат­ст­ву (1820). По дан­ным брит. пар­ла­мент­ской ко­мис­сии, в 1819–1824 из Аф­ри­ки вы­во­зи­ли в сред­нем еже­год­но 103 тыс. ра­бов, в 1825–39 – 125 тыс. Под на­жи­мом Ве­ли­ко­бри­та­нии Пор­ту­га­лия, Ис­па­ния, Бра­зи­лия и др. го­су­дар­ст­ва под­пи­са­ли до­го­во­ры о пре­кра­ще­нии Р. Ве­ли­ко­бри­та­ния ста­ла ини­циа­то­ром ан­ти­не­воль­ничь­ей бло­ка­ды афр. по­бе­ре­жья – пат­руль­ные ко­раб­ли (в осн. анг­лий­ские) за­дер­жи­ва­ли су­да с не­воль­ни­ка­ми и ос­во­бо­ж­да­ли ра­бов. Од­на­ко кон­троль ог­ра­ни­чи­вал­ся толь­ко зап. по­бе­режь­ем, то­гда как вы­воз ра­бов с вост. по­бе­ре­жья про­дол­жал­ся вплоть до нач. 20 в. (в Эфио­пии за­ко­но­да­тель­но Р. за­пре­ще­на в 1923). Гра­ж­дан­ская вой­на в США 1861–65 и от­ме­на раб­ст­ва поло­жи­ли ко­нец вво­зу ра­бов на тер­ри­то­рию Сев. Аме­ри­ки. Не­боль­шое чис­ло не­воль­ни­ков про­дол­жа­ли вво­зить на Ку­бу и в Бра­зи­лию вплоть до от­ме­ны там раб­ст­ва в 1886 и 1888 со­от­вет­ст­вен­но. По разл. дан­ным, за весь пе­ри­од Р. из Аф­ри­ки бы­ло вы­ве­зе­но от 100 до 200 млн. чел. При этом око­ло тре­ти по­гиб­ло во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки че­рез Ат­лан­ти­чес­кий оке­ан.

На Брюс­сель­ской кон­фе­рен­ции 1890 был при­нят Ге­не­раль­ный акт о борь­бе с ра­бо­тор­гов­лей. Не­смот­ря на при­ня­тые ООН Все­об­щую дек­ла­ра­цию прав че­ло­ве­ка (1948) и Кон­вен­цию об уп­разд­не­нии раб­ст­ва, ра­бо­тор­гов­ли и ин­сти­ту­тов и обы­ча­ев, сход­ных с раб­ст­вом, окон­ча­тель­но за­пре­тить Р. в 20 в. не уда­лось. В нач. 21 в. во­пре­ки за­ко­но­дат. за­пре­там, Р. не­ле­галь­но су­ще­ст­ву­ет в не­ко­торых ре­гио­нах Азии, Аф­ри­ки и Лат. Аме­ри­ки (в т. ч. про­да­жа де­тей в раб­ст­во, по­хи­ще­ние и про­да­жа лю­дей в сек­су­аль­ное раб­ст­во и т. д.). В борь­бе с совр. Р. уча­ст­ву­ют не­пра­ви­тельств. ор­га­ни­зации. ЮНЕСКО объ­я­ви­ло 23 ав­гу­ста Ме­ж­ду­нар. днём па­мя­ти жертв Р. и её ли­к­ви­да­ции.

Рабство в наши дни: 50 млн человек принуждают к труду или браку |

Комментируя выводы авторов исследования, Генеральный директор МОТ Гай Райдер сказал: «Шокирует то, что ситуация не улучшается. Оправдания такому нарушению фундаментальных прав человека просто нет». По сравнению с оценками, сделанными в 2016 году, в 2021 году в современном рабстве оказались на 10 млн человек больше, причем тяжелее всего пришлось женщинам и детям.

Рабовладельцы XXI века

В 86 процентах случаев принудительный труд используют в частном секторе, и 23 процента из них – это «принудительная коммерческая сексуальная эксплуатация».

На долю принудительного труда, навязанного государством, приходится 14 процентов, при этом в каждом восьмом случае к работе принуждают детей.

Встречается практически повсеместно

Факты насильственной эксплуатации зарегистрированы практически во всех странах мира. Жертвами могут стать представители любых народов. Причем более половины всех случав подневольного труда и четверть всех принудительных браков приходятся на страны с уровнем дохода выше среднего. В три раза чаще, чем другие взрослые работники, «невольниками» становятся мигранты.

При должной организации и соблюдении законов трудовая миграция, отмечают в ООН, – явление положительное. Люди находят работу в другой стране, а экономика принимающего государства получает необходимую рабочую силу. Но незаконная или плохо управляемая миграция, а также нарушение правил и этики найма делают мигрантов особенно уязвимыми перед современными «рабовладельцами».

Фото ЮНИСЕФ/А.Роменци

Тяжелые социально-экономические условия жизни в разных странах заставляют детей искать работу, но иногда работа превращается в рабство.

«В докладе подчеркивается насущная необходимость сделать всю миграцию безопасной, упорядоченной и регулярной», – отметил Генеральный директор МОМ Антониу Виторино. По его мнению, «снижение уязвимости мигрантов к принудительному труду и торговле людьми зависит прежде всего от национальной политики и правовых рамок, которые уважают, защищают и реализуют права человека и основные свободы всех […]на всех этапах миграционного процесса, независимо от их миграционного статуса».

Эту мысль поддержал и глава Международной организации труда. Райдер уверен, что добиться успеха можно только сообща: «Профсоюзы, организации работодателей, гражданское общество и простые люди должны сыграть решающую роль».

Принудительный брак – тоже рабство

В прошлом году в принудительном браке жили 22 млн человек, что на 6,6 миллиона больше, чем пять лет назад. Но фактически число таких принудительных браков, особенно с участием детей в возрасте до 16 лет, вероятно, намного выше. Браки с несовершеннолетними считаются принудительными хотя бы потому, что ребенок не может юридически согласиться на вступление в брак.

Зачастую такие браки связаны со специфическими патриархальными взглядами и традициями. В докладе указывается, что более 85 процентов заключивших брак по принуждению, поступили так под давлением со стороны родственников. Отмечается, что 65 процентов таких браков приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион. Широкое распространение имеет эта практика и в арабских государствах: практически пятеро из каждых 1000 человек в регионе вступают в брак по принуждению.

Как противостоять злу

В докладе описаны меры, благодаря которым современное рабство можно искоренить. Это и совершенствование законодательной базы, и развитие механизмов правоприменения, включая проведение регулярных трудовых инспекций, и прекращение навязанного государством принудительного труда. Авторы исследования предлагают укреплять социальную защиту и расширять правовую поддержку трудящихся. Важно также повсеместно повысить установленный законом возраст вступления в брак до 18 лет.

Другие меры включают в себя решение проблемы повышенного риска торговли людьми и принудительного труда для трудящихся-мигрантов, содействие справедливому и этичному набору на работу и оказание широкой поддержки женщинам и девочкам, а также представителям других мало защищённых групп. В качестве правовой основы для этого может быть использован Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.

рабство | Определение, история и факты

рабство

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Абрахам Линкольн Джон К. Калхун Бенджамин Ф. Уэйд Святой Петр Клавер Дэвид Хантер
Похожие темы:
торговля людьми долговое рабство подчиненный код энкомьенда сексуальное рабство

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

рабство , состояние, при котором один человек принадлежит другому. Раб считался по закону собственностью или движимым имуществом и был лишен большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.

Нет единого мнения о том, что такое раб или как следует определять институт рабства. Тем не менее среди историков, антропологов, экономистов, социологов и других специалистов, изучающих рабство, существует общее мнение, что для того, чтобы назвать человека рабом, необходимо наличие большинства следующих характеристик.

Раб был разновидностью собственности; таким образом, он принадлежал кому-то другому. В одних обществах рабы считались движимым имуществом, в других — недвижимым имуществом, например недвижимостью. Они были объектами закона, а не его субъектами. Таким образом, подобно быку или топору, раб обычно не нес ответственности за то, что он делал. Он не нес личной ответственности за правонарушения или контракты. У раба обычно было мало прав и всегда меньше, чем у его хозяина, но было не так много обществ, в которых он не имел бы абсолютно никаких прав. Как в большинстве обществ существуют ограничения на степень жестокого обращения с животными, так и в большинстве обществ были ограничения на степень жестокого обращения с рабом. Раб был удален из линии натального происхождения. Юридически, а часто и в социальном плане, у него не было родственников. Никто из родственников не мог отстоять его права или отомстить за него. Будучи «аутсайдером», «маргиналом» или «социально мертвым человеком» в обществе, где он был порабощен, его права на участие в принятии политических решений и других социальных мероприятиях были меньше, чем у его владельца.
На продукт труда раба мог претендовать кто-то другой, который также часто имел право распоряжаться его физическим воспроизводством.

Рабство было формой зависимого труда, выполняемого не членом семьи. Раб был лишен личной свободы и права географически перемещаться по своему желанию. Скорее всего, его способность делать выбор в отношении рода занятий и сексуальных партнеров, вероятно, будет ограничена. Рабство обычно, но не всегда, было принудительным. Если не все эти характеристики в их наиболее ограничительных формах применимы к рабу, то рабовладельческий режим в этом месте, вероятно, будет охарактеризован как «мягкий»; если бы почти все они были, то его обычно характеризовали бы как «тяжелый».

Рабы создавались разными способами. Вероятно, наиболее частым был захват на войне либо намеренно, как форма поощрения воинов, либо как случайный побочный продукт, как способ избавления от вражеских войск или гражданских лиц. Другие были похищены во время набегов на рабов или пиратских экспедиций. Многие рабы были потомками рабов. Некоторые люди были обращены в рабство в наказание за преступления или долги, других продали в рабство их родители, другие родственники или даже супруги, иногда для погашения долгов, иногда чтобы избежать голодной смерти. Разновидностью продажи детей было разоблачение, реальное или фиктивное, нежелательных детей, которых затем спасали другие и обращали в рабов. Еще одним источником рабства была самопродажа, совершавшаяся иногда для получения элитного положения, иногда для того, чтобы избежать нищеты.

Викторина «Британника»

Викторина «История рабства в Северной Америке»

Какая из американских колоний Англии первой признала рабство в качестве правового института? В какой колонии было самое многочисленное порабощенное население к 1700-м годам? Проверьте свои знания. Пройдите этот тест.

Рабство существовало во многих обществах прошлого, общие черты которых хорошо известны. Это было редкостью среди первобытных народов, таких как общества охотников-собирателей, потому что для процветания рабства необходима социальная дифференциация или стратификация. Также важным был экономический излишек, поскольку рабы часто были предметами потребления, которые сами должны были содержаться, а не производственными активами, которые приносили доход их владельцу. Излишек был также важен в рабовладельческих системах, где владельцы ожидали экономической выгоды от рабовладения.

Обычно должна ощущаться нехватка рабочей силы, иначе маловероятно, что большинство людей станет утруждать себя приобретением или содержанием рабов. Свободная земля и, в более общем смысле, открытые ресурсы часто были предпосылкой рабства; в большинстве случаев, когда не было открытых ресурсов, можно было найти нерабов, которые выполняли бы те же социальные функции с меньшими затратами. Наконец, должны были существовать некоторые централизованные правительственные институты, желающие обеспечить соблюдение законов о рабах, иначе имущественные аспекты рабства, вероятно, были химерическими. Большинство из этих условий должны были присутствовать, чтобы рабство существовало в обществе; если бы они все были, до движения за отмену 19го века охватила большую часть мира, почти наверняка существовало рабство.

Хотя рабство существовало почти повсеместно, оно, по-видимому, сыграло особенно важную роль в развитии двух крупнейших мировых цивилизаций — западной (включая Древнюю Грецию и Рим) и исламской.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

На протяжении всей письменной истории существовало два основных типа рабства. Наиболее распространенным было так называемое домашнее, патриархальное или домашнее рабство. Хотя домашние рабы иногда работали вне дома, например, на сенокосе или сборе урожая, их основной функцией была прислуга, которая служила своим владельцам в их домах или где-либо еще, например, на военной службе. Рабы часто были ориентированным на потребление символом статуса для своих владельцев, которые во многих обществах тратили большую часть своего излишка на рабов. Домашние рабы иногда сливались в той или иной степени с семьями своих владельцев, так что мальчики становились приемными сыновьями, а женщины становились наложницами или женами, родившими наследников.

Храмовое рабство, государственное рабство и военное рабство были относительно редки и отличались от домашнего рабства, но в очень общих чертах их можно отнести к категории домашних рабов храма или государства.

Другим основным видом рабства было продуктивное рабство. Это было относительно нечасто и происходило в основном в классической афинской Греции и Риме, а также в постколумбовом околокарибском Новом Свете. Он также был обнаружен в Ираке 9-го века, среди индейцев квакиутль на северо-западе Америки и в нескольких районах Африки к югу от Сахары в 19-м веке. Хотя рабы также использовались в домашнем хозяйстве, рабство во всех этих обществах, по-видимому, существовало преимущественно для производства рыночных товаров в шахтах или на плантациях.

Важным теоретическим вопросом является взаимосвязь между производительным рабством и статусом общества как рабского или рабовладельческого общества. В рабовладельческом обществе рабы составляли значительную часть (не менее 20–30 процентов) всего населения, и большая часть энергии этого общества была мобилизована на получение и содержание рабов. Кроме того, институт рабства оказал значительное влияние на такие институты общества, как семья, а также на его социальную мысль, право и экономику. Кажется очевидным, что рабовладельческое общество вполне могло существовать без производительного рабства; известные исторические примеры были сосредоточены в Африке и Азии. Также ясно, что большинство рабовладельческих обществ были сосредоточены в западных (включая Грецию и Рим) и исламских цивилизациях. В рабовладельческом обществе рабы присутствовали, но в меньшем количестве, и они гораздо меньше были в центре внимания общественной энергии.

Рабство было видом зависимого труда, отличавшимся от других форм прежде всего тем, что в любом обществе оно было самым унизительным и самым суровым. Рабство было прототипом отношений, определяемых господством и властью. Но на протяжении столетий человек изобретал и другие формы зависимого труда, кроме рабства, включая крепостничество, кабальный труд и рабство. Термин «крепостное право» используется слишком часто, часто там, где это неуместно (всегда как оскорбительное название). В прошлом крепостной обычно был земледельцем, тогда как, в зависимости от общества, раб мог быть занят почти любым занятием. Канонически крепостное право было зависимым состоянием большей части крестьянства Западной и Центральной Европы со времен упадка Римской империи до эпохи Французской революции. Это включало «второе закрепощение», охватившее центральную и часть восточной Европы в 15-м и 16-м веках. Россия не знала «первого крепостного права»; крепостное право здесь началось постепенно в середине 15 в., завершилось к 1649 г., и длился до 1906 года. Вопрос о том, правильно ли термин «крепостное право» описывает положение крестьянства в других контекстах, является предметом яростных споров. Как бы то ни было, крепостной отличался от раба еще и тем, что он обычно был субъектом закона, т. е. имел некоторые права, тогда как раб, объект закона, имел значительно меньше прав. Более того, крепостной обычно был привязан к земле (наиболее существенным исключением был русский крепостной примерно между 1700 и 1861 годами), тогда как раб всегда был привязан к своему хозяину; т.

е. он должен был жить там, где ему велел хозяин, и часто владелец мог продать его в любое время. Крепостной обычно владел своими средствами производства (зерном, скотом, инвентарем), кроме земли, тогда как раб не владел ничем, часто даже одеждой на спине. Право крепостного жениться на имении своего господина часто ограничивалось, но вмешательство хозяина в его репродуктивную и семейную жизнь обычно было гораздо меньше, чем в случае раба. Государство могло призвать крепостных платить налоги, выполнять барщину на дорогах и служить в армии, но рабы обычно освобождались от всех этих повинностей.

Человек стал наемным слугой, заняв деньги, а затем добровольно согласившись отработать долг в течение определенного срока. В некоторых обществах наемные слуги, вероятно, мало чем отличались от долговых рабов (т. е. лиц, изначально неспособных расплатиться по обязательствам и потому вынужденных отрабатывать их в установленном законом размере в год). Однако долговые рабы считались преступниками (по сути, ворами) и, следовательно, подвергались более суровому обращению. Возможно, до половины всех белых поселенцев в Северной Америке были наемными слугами, которые соглашались работать на кого-то (покупателя контракта) по прибытии, чтобы заплатить за их проезд. Некоторые наемные слуги утверждали, что с ними обращались хуже, чем с рабами; Экономическая логика ситуации заключалась в том, что рабовладельцы рассматривали своих рабов как долгосрочное вложение, стоимость которого упадет, если с ними плохо обращаться, в то время как краткосрочные (обычно четыре года) наемные слуги могли подвергаться жестокому обращению почти до смерти, потому что их хозяева имели только кратковременный интерес к ним. Практика различалась, но в договорах об облигациях иногда указывалось, что слуги должны быть освобождены с денежной суммой, иногда с участком земли, возможно, даже с супругом, тогда как для освобожденных рабов условия обычно больше зависели от щедрости владельца.

Пеонами называли либо лиц, вынужденных отрабатывать долги, либо преступников. Пеоны, которые были латиноамериканским вариантом долговых рабов, были вынуждены работать на своих кредиторов, чтобы выплатить то, что они должны. Они имели тенденцию сливаться с уголовниками, потому что люди в обеих категориях считались преступниками, и это было особенно верно в обществах, где денежные штрафы были основной санкцией и формой возмещения за преступления. Таким образом, уголовник, не уплативший штраф, являлся неплатежеспособным должником. Долговому батраку приходилось работать на своего кредитора, а труд преступного батрака государство продавало третьему лицу. У пеонов было даже меньше обращений к закону за плохое обращение, чем у наемных слуг, и условия освобождения для первых обычно были менее благоприятными, чем для вторых.

рабство | Определение, история и факты

рабство

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Абрахам Линкольн Джон К. Калхун Бенджамин Ф. Уэйд Святой Петр Клавер Дэвид Хантер
Похожие темы:
торговля людьми долговое рабство подчиненный код энкомьенда сексуальное рабство

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

рабство , состояние, при котором один человек принадлежит другому. Раб считался по закону собственностью или движимым имуществом и был лишен большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.

Нет единого мнения о том, что такое раб или как следует определять институт рабства. Тем не менее среди историков, антропологов, экономистов, социологов и других специалистов, изучающих рабство, существует общее мнение, что для того, чтобы назвать человека рабом, необходимо наличие большинства следующих характеристик. Раб был разновидностью собственности; таким образом, он принадлежал кому-то другому. В одних обществах рабы считались движимым имуществом, в других — недвижимым имуществом, например недвижимостью. Они были объектами закона, а не его субъектами. Таким образом, подобно быку или топору, раб обычно не нес ответственности за то, что он делал. Он не нес личной ответственности за правонарушения или контракты. У раба обычно было мало прав и всегда меньше, чем у его хозяина, но было не так много обществ, в которых он не имел бы абсолютно никаких прав. Как в большинстве обществ существуют ограничения на степень жестокого обращения с животными, так и в большинстве обществ были ограничения на степень жестокого обращения с рабом. Раб был удален из линии натального происхождения. Юридически, а часто и в социальном плане, у него не было родственников. Никто из родственников не мог отстоять его права или отомстить за него. Будучи «аутсайдером», «маргиналом» или «социально мертвым человеком» в обществе, где он был порабощен, его права на участие в принятии политических решений и других социальных мероприятиях были меньше, чем у его владельца. На продукт труда раба мог претендовать кто-то другой, который также часто имел право распоряжаться его физическим воспроизводством.

Рабство было формой зависимого труда, выполняемого не членом семьи. Раб был лишен личной свободы и права географически перемещаться по своему желанию. Скорее всего, его способность делать выбор в отношении рода занятий и сексуальных партнеров, вероятно, будет ограничена. Рабство обычно, но не всегда, было принудительным. Если не все эти характеристики в их наиболее ограничительных формах применимы к рабу, то рабовладельческий режим в этом месте, вероятно, будет охарактеризован как «мягкий»; если бы почти все они были, то его обычно характеризовали бы как «тяжелый».

Рабы создавались разными способами. Вероятно, наиболее частым был захват на войне либо намеренно, как форма поощрения воинов, либо как случайный побочный продукт, как способ избавления от вражеских войск или гражданских лиц. Другие были похищены во время набегов на рабов или пиратских экспедиций. Многие рабы были потомками рабов. Некоторые люди были обращены в рабство в наказание за преступления или долги, других продали в рабство их родители, другие родственники или даже супруги, иногда для погашения долгов, иногда чтобы избежать голодной смерти. Разновидностью продажи детей было разоблачение, реальное или фиктивное, нежелательных детей, которых затем спасали другие и обращали в рабов. Еще одним источником рабства была самопродажа, совершавшаяся иногда для получения элитного положения, иногда для того, чтобы избежать нищеты.

Викторина «Британника»

Викторина «История рабства в Северной Америке»

Какая из американских колоний Англии первой признала рабство в качестве правового института? В какой колонии было самое многочисленное порабощенное население к 1700-м годам? Проверьте свои знания. Пройдите этот тест.

Рабство существовало во многих обществах прошлого, общие черты которых хорошо известны. Это было редкостью среди первобытных народов, таких как общества охотников-собирателей, потому что для процветания рабства необходима социальная дифференциация или стратификация. Также важным был экономический излишек, поскольку рабы часто были предметами потребления, которые сами должны были содержаться, а не производственными активами, которые приносили доход их владельцу. Излишек был также важен в рабовладельческих системах, где владельцы ожидали экономической выгоды от рабовладения.

Обычно должна ощущаться нехватка рабочей силы, иначе маловероятно, что большинство людей станет утруждать себя приобретением или содержанием рабов. Свободная земля и, в более общем смысле, открытые ресурсы часто были предпосылкой рабства; в большинстве случаев, когда не было открытых ресурсов, можно было найти нерабов, которые выполняли бы те же социальные функции с меньшими затратами. Наконец, должны были существовать некоторые централизованные правительственные институты, желающие обеспечить соблюдение законов о рабах, иначе имущественные аспекты рабства, вероятно, были химерическими. Большинство из этих условий должны были присутствовать, чтобы рабство существовало в обществе; если бы они все были, до движения за отмену 19го века охватила большую часть мира, почти наверняка существовало рабство. Хотя рабство существовало почти повсеместно, оно, по-видимому, сыграло особенно важную роль в развитии двух крупнейших мировых цивилизаций — западной (включая Древнюю Грецию и Рим) и исламской.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

На протяжении всей письменной истории существовало два основных типа рабства. Наиболее распространенным было так называемое домашнее, патриархальное или домашнее рабство. Хотя домашние рабы иногда работали вне дома, например, на сенокосе или сборе урожая, их основной функцией была прислуга, которая служила своим владельцам в их домах или где-либо еще, например, на военной службе. Рабы часто были ориентированным на потребление символом статуса для своих владельцев, которые во многих обществах тратили большую часть своего излишка на рабов. Домашние рабы иногда сливались в той или иной степени с семьями своих владельцев, так что мальчики становились приемными сыновьями, а женщины становились наложницами или женами, родившими наследников. Храмовое рабство, государственное рабство и военное рабство были относительно редки и отличались от домашнего рабства, но в очень общих чертах их можно отнести к категории домашних рабов храма или государства.

Другим основным видом рабства было продуктивное рабство. Это было относительно нечасто и происходило в основном в классической афинской Греции и Риме, а также в постколумбовом околокарибском Новом Свете. Он также был обнаружен в Ираке 9-го века, среди индейцев квакиутль на северо-западе Америки и в нескольких районах Африки к югу от Сахары в 19-м веке. Хотя рабы также использовались в домашнем хозяйстве, рабство во всех этих обществах, по-видимому, существовало преимущественно для производства рыночных товаров в шахтах или на плантациях.

Важным теоретическим вопросом является взаимосвязь между производительным рабством и статусом общества как рабского или рабовладельческого общества. В рабовладельческом обществе рабы составляли значительную часть (не менее 20–30 процентов) всего населения, и большая часть энергии этого общества была мобилизована на получение и содержание рабов. Кроме того, институт рабства оказал значительное влияние на такие институты общества, как семья, а также на его социальную мысль, право и экономику. Кажется очевидным, что рабовладельческое общество вполне могло существовать без производительного рабства; известные исторические примеры были сосредоточены в Африке и Азии. Также ясно, что большинство рабовладельческих обществ были сосредоточены в западных (включая Грецию и Рим) и исламских цивилизациях. В рабовладельческом обществе рабы присутствовали, но в меньшем количестве, и они гораздо меньше были в центре внимания общественной энергии.

Рабство было видом зависимого труда, отличавшимся от других форм прежде всего тем, что в любом обществе оно было самым унизительным и самым суровым. Рабство было прототипом отношений, определяемых господством и властью. Но на протяжении столетий человек изобретал и другие формы зависимого труда, кроме рабства, включая крепостничество, кабальный труд и рабство. Термин «крепостное право» используется слишком часто, часто там, где это неуместно (всегда как оскорбительное название). В прошлом крепостной обычно был земледельцем, тогда как, в зависимости от общества, раб мог быть занят почти любым занятием. Канонически крепостное право было зависимым состоянием большей части крестьянства Западной и Центральной Европы со времен упадка Римской империи до эпохи Французской революции. Это включало «второе закрепощение», охватившее центральную и часть восточной Европы в 15-м и 16-м веках. Россия не знала «первого крепостного права»; крепостное право здесь началось постепенно в середине 15 в., завершилось к 1649 г., и длился до 1906 года. Вопрос о том, правильно ли термин «крепостное право» описывает положение крестьянства в других контекстах, является предметом яростных споров. Как бы то ни было, крепостной отличался от раба еще и тем, что он обычно был субъектом закона, т. е. имел некоторые права, тогда как раб, объект закона, имел значительно меньше прав. Более того, крепостной обычно был привязан к земле (наиболее существенным исключением был русский крепостной примерно между 1700 и 1861 годами), тогда как раб всегда был привязан к своему хозяину; т. е. он должен был жить там, где ему велел хозяин, и часто владелец мог продать его в любое время. Крепостной обычно владел своими средствами производства (зерном, скотом, инвентарем), кроме земли, тогда как раб не владел ничем, часто даже одеждой на спине. Право крепостного жениться на имении своего господина часто ограничивалось, но вмешательство хозяина в его репродуктивную и семейную жизнь обычно было гораздо меньше, чем в случае раба. Государство могло призвать крепостных платить налоги, выполнять барщину на дорогах и служить в армии, но рабы обычно освобождались от всех этих повинностей.

Человек стал наемным слугой, заняв деньги, а затем добровольно согласившись отработать долг в течение определенного срока. В некоторых обществах наемные слуги, вероятно, мало чем отличались от долговых рабов (т. е. лиц, изначально неспособных расплатиться по обязательствам и потому вынужденных отрабатывать их в установленном законом размере в год). Однако долговые рабы считались преступниками (по сути, ворами) и, следовательно, подвергались более суровому обращению. Возможно, до половины всех белых поселенцев в Северной Америке были наемными слугами, которые соглашались работать на кого-то (покупателя контракта) по прибытии, чтобы заплатить за их проезд. Некоторые наемные слуги утверждали, что с ними обращались хуже, чем с рабами; Экономическая логика ситуации заключалась в том, что рабовладельцы рассматривали своих рабов как долгосрочное вложение, стоимость которого упадет, если с ними плохо обращаться, в то время как краткосрочные (обычно четыре года) наемные слуги могли подвергаться жестокому обращению почти до смерти, потому что их хозяева имели только кратковременный интерес к ним. Практика различалась, но в договорах об облигациях иногда указывалось, что слуги должны быть освобождены с денежной суммой, иногда с участком земли, возможно, даже с супругом, тогда как для освобожденных рабов условия обычно больше зависели от щедрости владельца.

Пеонами называли либо лиц, вынужденных отрабатывать долги, либо преступников. Пеоны, которые были латиноамериканским вариантом долговых рабов, были вынуждены работать на своих кредиторов, чтобы выплатить то, что они должны. Они имели тенденцию сливаться с уголовниками, потому что люди в обеих категориях считались преступниками, и это было особенно верно в обществах, где денежные штрафы были основной санкцией и формой возмещения за преступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *